Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
«19» февраля 2007 г. Дело № А72-3/07-10/6
Судья Арбитражного суда Ульяновской областиСеменова М.А. ,
при ведении протокола судебного заседания судьей Семеновой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области
к обществу с ограниченной ответственностью «Центротех»
о взыскании 171.060 руб. 28 коп.,
без участия сторон в порядке ст. 156 АПК РФ,
установил:
Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области (далее – Госэкоконтроль) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Центротех» (далее – Общество) о взыскании 171.060 руб. 28 коп. – плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Участвующие в деле лица явкой в заседание не обязывались, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела ,
Комитетом природных ресурсов по Ульяновской области было выдано 01.04.2002г. Обществу разрешение за №2046 на выброс загрязняющих веществ в атмосферу сроком на 5 лет.
На основании распоряжения №25-пр от 14.08.2006г. председателя Госэкоконтроля с 15.08.2006г. по 15.09.2006г. проводилась плановая проверка соблюдения Обществом требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В ходе проверки заявителем были составлены:
- акт №1.13 от 16.08.2006г., после чего 21.08.2006г. ответчику направлялось уведомление №1629 о предоставлении перечня документов для проверки правильности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду,
- и акт без номера от 14.09.2006г., из которого следует, что произведено доначисление платы в сумме 171.060 руб. 28 коп. за обезвреживание (сжигание) в котельной отработанного масла, ветоши промасленной, опилок древесных промасленных, отходов спецодежды и спецобуви, отходов твердых ЛКМ, фильтров мехочистки отработанных, древесных отходов, макулатуры (код операции по размещению перечисленных отходов в таблице №44 ПНООЛР проставлен «04») без средозащитного оборудования. Данным актом Обществу было предписано все виды отходов, способ размещения которых в лимите указан «04», передавать на обезвреживание в спецпредприятия, произвести корректировку Проекта НООЛР с учетом передачи отходов, перечислить доначисленную сумму платы.
Ответчик не согласен с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве, однако, не оспаривает факт обезвреживания вышеперечисленных отходов без средозащитного оборудования. Кроме того, указал, что при выдаче разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу Комитет природных ресурсов по Ульяновской области знал об отсутствии у него средозащитного оборудования.
Заявитель указывает, что томом ПДВ ответчику разрешено сжигать без средозащитного оборудования мазут, на аналогичное сжигание масла разрешения нет.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.14 Федерального закона №96-ФЗ от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» (далее – ФЗ №96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы (ПДВ) и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Томом ПДВ Общества предусмотрено сжигание без средозащитного оборудования малосернистого мазута.
Однако, из представленных Обществом отчетов за 1 и 2 кварталы 2006 года следует, что ответчик сжигает без средозащитного оборудования и масло, но, в соответствии с установленным 11.03.2002г. Обществу лимитом на размещение отходов (ЛРО), ему разрешено сжигать некоторые виды отходов в котельной, в том числе масло, только с использованием средозащитного оборудования.
Согласно п.1 ст.18 ФЗ №96-ФЗ сжигание отходов, в том числе отработанных нефтепродуктов, запрещается без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.
Из положений п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ следует, что применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией устанавливают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В свою очередь, указанные индивидуальные предприниматели и юридические лица на основании соответствующих Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. N 461, и Методических указаний, утвержденных Приказом МПР России от 11.03.2002 г. N 115, разрабатывают проекты таких нормативов (п. п. 3, 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ).
21.05.1999г. Государственным Комитетом по охране окружающей среды Ульяновской области были утверждены Временные Методические указания по проведению инвентаризации отходов и разработке лимитов размещения отходов (ЛРО) на предприятиях Ульяновской области.
Согласно приложения №8 к данным Методическим указаниям код операции по размещению отходов «04» - это складирование (временное накопление) отходов на территории предприятия с их последующим уничтожением (в т.ч. сжиганием) с использованием средозащитного оборудования.
Приказом МПР России от 11.03.2002г. №115, зарегистрированным Минюстом России 09.07.2002г. №3553, утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данные Методические указания были опубликованы 15.08.2002г. в Российской газете №152.
Из письма Государственной службы охраны окружающей природной среды №33-1-46/402 от 23.07.2002г., направленного в адрес руководителей территориальных органов МПР России, следует, что лимиты на размещение отходов, утвержденные территориальными органами МПР России до вступления в силу настоящих Методических указаний, действуют до конца установленного в них срока при условии ежегодного подтверждения в установленном порядке неизменности производственного процесса и используемого сырья. Переоформление проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представленных на рассмотрение и утверждение до вступления в силу настоящих Методических рекомендаций, не требуется.
Как следует из представленных ответчиком отчетов за 1, 2 кварталы 2006г. Общество обезвреживало (сжигало) в котельной отработанное масло, ветошь промасленную, опилки древесные промасленные, отходы спецодежды и спецобуви, отходы твердые ЛКМ, фильтры мехочистки отработанные, древесные отходы, макулатуру - код операции по размещению перечисленных отходов в таблице №44 ПНООЛР проставлен «04» - без средозащитного оборудования.
Ответчик не представил доказательств того, что он вправе сжигать перечисленные отходы, в том числе масло, без средозащитного оборудования.
Согласно п.п. 1, 2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду, в том числе, относится размещение отходов производства и потребления.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. При этом нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (ст.24 Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632 (ред. от 14.06.2001 г., с изм. от 12.02.2003 г.) (далее – Порядок …).
В соответствии с п.5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Представленный заявителем расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду составлен с учетом названного Порядка.
Учитывая изложенное, заявление Госэкоконтроля подлежит удовлетворению, государственную пошлину следует отнести на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 110, 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Центротех» в пользу Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области для зачисления в бюджет соответствующего уровня 171.060 руб. 28 коп. – плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Центротех» в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 4.921 руб. 21 коп.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья М.А.Семенова