ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-4071/07 от 01.08.2007 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск

01.08.2007г. Дело № А72-4071/07-10/152

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А.Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей М.А.Семеновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Ульяновск

к инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г.Ульяновска,

третье лицо – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска,

о признании незаконными действий налогового органа

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, ИП, свид-во, пасп.;

от ответчика – ФИО2, удостов.;

от третьего лица – не явились, извещены;

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с за­явлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г.Ульяновска о признании незаконным отказа по заявлению плательщика о возврате/зачете переплаты (исх.№ 1880 от 20.04.2006г.), просит обязать ответчика возвратить сумму излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа за 2005 год в сумме 1.088 руб. 70 коп., в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии 725 руб. 80 коп. и накопительной части трудовой пенсии 362 руб. 90 коп.

Заявитель также обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного срока подачи указанного заявления, мотивируя тем, что о нарушении прав и возможности обращения в арбитражный суд за их защитой ему стало известно 13.06.2007г. на комиссии в Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области.

Налоговый орган возражает против требований, считает, что возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов должно производить Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска.

Третье лицо представило отзыв на заявление, в котором подтвердило факт излишней уплаты заявителем страховых взносов.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован в органах Пенсионного фонда в качестве страхователя 29.04.2003г., является военным пенсионером согласно удостоверению № 135557 от 05.04.1995г.

Заявителем в 2005 году в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации перечислены страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 1.200 руб. и накопительной части трудовой пенсии в сумме 600 руб.

Определением Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, признаны не соответствующими Конституции РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Таким образом, заявителем в 2005 году излишне уплачены страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 725 руб. 80 коп. и накопительной части трудовой пенсии в сумме 362 руб. 90 коп.

В связи с изложенным индивидуальный предприниматель ФИО1 в инспекцию Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г.Ульяновска с заявлением (б/н от 09.03.2006г.) о возврате излишне уплаченных страховых взносов.

Письмом от 20.04.2006г. N 1880 Инспекция отказала в возврате денежных средств, указав, что порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не регулируется ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом № 167-ФЗ не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам:

В соответствии со ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (п.1).

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п.4).

Суд, рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного трехмесячного срока для обжалования действий налогового органа, установленного п.4 ст.198 АПК РФ, признает причины его пропуска уважительными, а ходатайство подлежащим удовлетворению.

В силу статей 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.

В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (далее – Закон № 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (п. 1 ст. 25 Закона N 167-ФЗ).

Поскольку в нормах Закона N 167-ФЗ не устанавливается порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, следовательно, суд первой инстанции делает вывод о том, что к этим правоотношениям применимы положения Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п.8).

Пунктом 14 данной статьи предусмотрено, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 22.12.2005 N 176-ФЗ, от 18.12.2006 № 233-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2004 N 6227) (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

При таких обстоятельствах утверждение налогового органа об отсутствии у него права на осуществление возврата либо зачета ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обоснованно не может быть принято судом во внимание.

При этом суд также основывается на правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 05.09.2006 №№ 2776/06, 4240/06.

Факт излишней уплаты заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 725 руб. 80 коп. и накопительной части трудовой пенсии в сумме 362 руб. 90 коп. налоговым органом не оспорен, подтвержден Управлением Пенсионного фонда (ГУ) в Ленинском районе и материалами дела.

Учитывая вышеизложенное, суд считает подлежащими удовлетворению требования заявителя.

В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными с указанием на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Расходы по госпошлине следует возложить на ответчика на основании ст.110 АПК РФ.

Как следует из п.5 Информационного письма №117 от 13.03.2007г. Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

При данных обстоятельствах, учитывая, что заявление рассмотрено в порядке статей 197-201 АПК РФ, с инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г.Ульяновска подлежит взысканию госпошлина в сумме 100 руб. в пользу заявителя, в остальной части (500 руб.) на основании ст.104 АПК РФ, п.1 ч.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлину следует возвратить заявителю как излишнеуплаченную.

Руководствуясь статьями 104, 110, 198, 200-201 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока удовлетворить, пропущенный срок для обжалования действий налогового органа восстановить.

Признать незаконным отказ инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г.Ульяновска по заявлению плательщика о возврате/зачете переплаты (исх.№ 1880 от 20.04.2006г.).

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г.Ульяновска возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 сумму излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа за 2005 год в сумме 1.088 руб. 70 коп., в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии 725 руб. 80 коп. и накопительной части трудовой пенсии 362 руб. 90 коп.

Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г.Ульяновска в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 госпошлину в сумме 100 руб.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 излишне уплаченную госпошлину в сумме 500 руб.

Решение в силу ст.201 АПК РФ подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Исполнительный лист на взыскание госпошлины, справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Судья М.А.Семенова