ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-4085/08 от 22.09.2008 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск

22.09.2008г. Дело № А72-4085/08-10/223

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А.Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей М.А.Семеновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Паплинского Владимира Александровича, г. Ульяновск

к ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска

3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Инспекция ФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска,

об оспаривании постановления № 16-04-24/364 от 18.06.2008г. по делу об административном правонарушении

при участии в заседании представителей:

заявителя – В.А.Паплинский, ИП, свид-во о госрегистрации, пасп.;

ответчика – С.А.Кузьмина, по доверенности от 24.07.2008г.;

3-его лица – не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом,

установил:

индивидуальный предприниматель Паплинский Владимир Александрович обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление № 16-04-24/364 от 18.06.2008г. ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска о привлечении к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3.000 руб.

Оспариваемым постановлением заявителю вменено нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники, а именно: применение ККТ ЗИХ-GOLD 260 Ф с истекшим сроком эксплуатации при осуществлении наличных денежных расчетов с покупателем.

Определением от 29.08.2008г. суд по ходатайству заявителя привлек инспекцию ФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, с истребованием документов, подтверждающих переписку с индивидуальным предпринимателем Паплинским В.А. по вопросу модернизации модели ККТ ЗИХ-GOLD 260 Ф (заводской номер 410872 1995 года выпуска).

Из материалов дела усматривается:

07.06.2008г. в 13 час. 11 мин. в отделе «Косметика» в салоне-магазине «Искусство», расположенном по адресу: г.Ульяновск, ул.Гончарова, 11, должностными лицами ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска на основании поручения №246 от 07.06.2008г. проведена проверка исполнения ИП Паплинским В.А. Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Результаты проверки оформлены:

- актом № 000205 от 07.06.2008г;

- протоколом №161 от 09.06.2007г. о совершении заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.5 КоАП РФ;

- постановлением №16-04-24/364 от 18.06.20008г., которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст.14.5 КоАП РФ, наказание назначено в виде штрафа в сумме 3.000 руб.

Нарушение выразилось в следующем:

Продавец Варнавская С.Ф. осуществила наличные денежные расчеты при продаже 1 упаковки теней «Pupa» для век по цене 510 руб. с применением ККТ ЗИХ-GOLD 260 Ф, заводской номер 410872 В, дата выпуска 25.04.1995г., с истекшим сроком эксплуатации, не допущенной к применению.

Товар был приобретен очередным покупателем, что подтверждается пояснениями опрошенных судом свидетелей.

Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив предс­тавленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.

На основании пункта 5 статьи 3 Федерального закона N 54-ФЗ в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники (использование кассовой техники, исключенной из Государственного реестра) установлена в статье 14.5 КоАП РФ, согласно которой продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Заявитель настаивает на своем требовании, мотивируя тем, что 11.12.2001г. проведена модернизация ККТ, после чего был выдан паспорт версии, 25.07.2003г. была заменена фискальная память ККТ, в течение 7 лет с момента модернизации он вправе использовать ККТ, уведомления о снятии ККТ с учета он не получал.

Ответчик считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, представил копию уведомления ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска о снятии спорной модели ККТ с учета.

Инспекция ФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска представила в материалы дела доказательства уведомления заявителя в 2005г. о необходимости представить заявление о снятии с учета ККМ, исключенную из Госреестра, в противном случае ККМ будет снята с учета налоговым органом в одностороннем порядке (уведомление №16-05-33/8098 от 11.07.2005г., направленное заказной почтой в адрес заявителя).

Кроме того, представила письменные пояснения о том, что переписка с ИП Паплинским В.А. по поводу модернизации ККТ не велась.

В пункте 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, аппараты кассовые относятся к классу "Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда". Основные средства этого класса, согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, относятся к четвертой амортизационной группе имущества со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно (код 14 3010000).

В случае исключения модели ККТ из государственного реестра в целях определения возможности ее использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно с момента ввода ее в эксплуатацию (первичной регистрации в налоговых органах) ККТ, в том числе при ее модернизации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

Таким образом, при осуществлении наличных денежных расчетов с населением используются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр. Срок полезного использования контрольно-кассовой техники определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода ее в эксплуатацию и только в пределах сроков, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, а именно в пределах интервала 5 - 7 лет включительно. При этом после модернизации контрольно-кассовой машины срок ее полезного использования может быть увеличен, но только в пределах срока амортизации, исчисляемого с даты ввода машины в эксплуатацию.

Аналогичные выводы содержит письмо Министерство финансов Российской Федерации от 07.06.2006г. №03-01-15/4-124.

Согласно письму Федеральной налоговой службы России от 15.06.2006г. «Об использовании и регистрации в налоговых органах ККТ, исключенной из госреестра с неистекшим нормативным сроком использования», срок амортизации следует исчислять с момента первичной регистрации в налоговых органах.

В рассматриваемом случае первичная регистрация была осуществлена 05.02.1998г.

Нормы амортизации определяются в соответствии со статьей 259 Налогового кодекса Российской Федерации и исходя из срока полезного использования объекта основных средств. Продолжительность срока амортизации определяется с учетом применения утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г. №1 классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, согласно которой предельный срок эксплуатации указанной модели ККМ не может превышать семи лет, считая с даты их выпуска.

Согласно пункту 3.2 Положения о порядке ведения государственного реестра ККМ, используемых на территории Российской Федерации (в редакции Протокола заседания ГМЭК от 19.12.2002г. №7/72-2002) в случае исключения модели (версии модели) ККМ из Государственного реестра для машин этой модели (версии модели) устанавливается предельный срок их использования при осуществлении денежных расчетов с населением, продолжительность которого определяется ГМЭК с учетом применения утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г. №1 классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (60), но не более 7 лет для каждой машины, считая с даты ее выпуска. ККМ, предельный срок использования которой истек, подлежит замене на ККМ, включенную в Государственный реестр.

Из представленных в дело документов следует, что предприниматель при осуществлении наличных денежных расчетов с населением использовал контрольно-кассовую машину модели ЗИХ-GOLD 260 Ф, заводской номер 410872 В, дата выпуска 25.04.1995г., зарегистрированную в налоговом органе 05.02.1998г.

Согласно протоколу Государственной межведомственной экспертной комиссии от 12.03.2004 N 1/77-2004 контрольно-кассовая машина указанной модели исключена с 01.10.2004г. из Государственного реестра контрольно-кассовых машин.

Налоговый орган своевременно, в соответствии с требованиями пункта 8 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденного приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36, уведомил предпринимателя о снятии с учета используемой контрольно-кассовой машины и невозможности ее дальнейшей эксплуатации, в том числе в связи с истечением нормативного срока амортизации.

Таким образом, предприниматель, в нарушение требований Федерального закона N 54-ФЗ, при осуществлении наличных денежных расчетов продолжал пользоваться моделью контрольно-кассовой машины, исключенной из Государственного реестра.

При таких обстоятельствах суд делает вывод о наличии в действиях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного в статье 14.5 КоАП РФ.

Кроме того,

ИП Паплинский В.А. ссылается на то, что в 2001г. модернизировал ККТ.

Согласно Приказа Госналогслужбы РФ от 22.06.1995г. №ВГ-3-14/36 «Об утверждении Порядка регистрации ККМ в налоговых органах» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.07.1995г. №894), который действовал до принятия 23.07.2007г. Правительством РФ Постановления N 470 об утверждении «Положения о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (далее – Положение о регистрации и применении ККТ):

Налоговый орган после проверки достоверности данных, указанных в заявлении организации, не позднее 5 дней с момента подачи заявления производит регистрацию контрольно-кассовых машин. Регистрация производится путем внесения сведений о контрольно - кассовых машинах в Книгу учета контрольно-кассовых машин организаций, ведущуюся налоговым органом по форме, приведенной в Приложении N 2 к настоящему Порядку (п.3).

Налоговый орган одновременно с регистрацией контрольно - кассовых машин выдает организации Карточку регистрации контрольно-кассовой машины в налоговом органе по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Порядку, а также возвращает паспорта на регистрируемые контрольно-кассовые машины и договор об их техническом обслуживании и ремонте в Центре технического обслуживания (п.4).

В случае необходимости замены действующих контрольно - кассовых машин другими либо установки дополнительных машин, организация обязана до ввода их в эксплуатацию подать в налоговый орган заявление о регистрации новых машин и снятии с учета зарегистрированных ранее (п.5).

Налоговый орган, получивший заявление организации о замене контрольно-кассовых машин, производит в 5-дневный срок регистрацию новых и снятие с учета изымаемых из эксплуатации в данной организации контрольно-кассовых машин и выдает организации карточки на вновь зарегистрированные в установленном настоящим Порядком в налоговом органе контрольно-кассовые машины (п.6).

В случае реорганизации, а также во всех иных случаях, когда кассовый аппарат выбывает из обращения в данной организации, он подлежит снятию с учета. При этом организация подает заявление в налоговый орган о снятии с учета контрольно-кассовой машины. Налоговый орган, получив заявление организации, производит снятие с учета контрольно-кассовой машины, о чем делает отметку в Карточке регистрации контрольно-кассовой машины, которая заверяется подписью должностного лица налогового органа, ответственного за регистрацию, и скрепляется печатью (п.7).

В соответствии с Положением о регистрации и применении ККТ:

для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе (за исключением кредитных организаций) пользователь представляет в налоговый орган (по месту нахождения - для юридического лица или по месту жительства - для физического лица) заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники. Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.

К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации, и договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания). Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует контрольно-кассовую технику путем внесения сведений о ней в книгу учета контрольно-кассовой техники (далее - книга учета).

Налоговый орган одновременно с регистрацией контрольно-кассовой техники выдает пользователю карточку регистрации контрольно-кассовой техники (далее - карточка регистрации), а также возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению. Формы книги учета и карточки регистрации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники (п.15).

Перерегистрация и снятие контрольно-кассовой техники с регистрации осуществляются по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована контрольно-кассовая техника. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники и карточка регистрации (п.16).

О регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники делается отметка в паспорте контрольно-кассовой техники, которая заверяется печатью налогового органа (п.17).

Как пояснил в порядке ст.66 АПК РФ директор ООО Центр технического обслуживания «Теллура», в 2001г. заявитель представлял ККТ для модернизации – доведения до эталонной версии, на что был выдан паспорт версии. После модернизации ККТ имела другие характеристики, отличные от первоначальных.

Таким образом, ККТ подлежала перерегистрации.

ИП Паплинский В.А. не заявлял в ИФНС о модернизации ККТ, не заявлял о ее перерегистрации, что подтверждается письмом ИФНС об отсутствии переписки с заявителем о модернизации. Таким образом, Паплинский В.А. осуществлял денежные расчеты с применением ККТ, не зарегистрированной в налоговом органе, прежняя версия ККТ была снята с учета ИФНС в одностороннем порядке в 2005г., новая версия ККТ вообще не зарегистрирована, договор на ее техническое обслуживание расторгнут с ООО ЦТО «Теллура» в 2006г. в одностороннем порядке, других договоров на ее обслуживание заявителем не представлено.

Согласно Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №16 от 31.07.2003г. «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст.14.15 КоАП РФ за неприменение ККМ» под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в том числе, использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена статьями 4 и 5 Закона).

Учитывая изложенное, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.14.5, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях, ст.210-211 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья М.А.Семенова