ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-4102/14 от 05.06.2014 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Ульяновск                                                                  

«09» июня 2014 года                                                               Дело № А72-4102/2014

Резолютивная часть решения объявлена 05.06.2014.

Решение в полном объеме изготовлено 09.06.2014.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.В. Конновой,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Воробьевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «ДАРС» (ОГРН 1097328000494, ИНН 7328054874), г. Ульяновск,

к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ОГРН 1077325000257, ИНН 7325067064), г. Ульяновск,

о признании незаконным решения о приостановлении действия лицензии 73 МЕ 001837 от 25.05.2012 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, оформленное уведомлением № 73-ИОГВ-24-04/543 от 30.01.2014

при участии представителей:

от заявителя – В.В. Краснов, доверенность от 28.03.2014;

от ответчика – Д.П. Тищенко, доверенность от 06.05.2014;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ДАРС» (далее – заявитель, ООО «ДАРС») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее – Министерство, административный орган) о признании незаконным решения о приостановлении действия лицензии 73 МЕ 001837 от 25.05.2012 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, оформленное уведомлением № 73-ИОГВ-24-04/543 от 30.01.2014.

Заявитель уточнил заявленное требование, просит признать недействительным распоряжение № 122 от 30.01.2014 Министерства, основанное на несоответствующих действительности результатах проверки органа, осуществляющего лицензирование в области розничной продажи алкогольной продукции.

Административный орган с требованием заявителя не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.

Как усматривается из материалов дела, Министерством 25.05.2012 ООО «ДАРС» выдана лицензия № 73 ME 001837 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции сроком действия до 25.05.2014. В приложении № 1 к указанной лицензии приведен список торговых точек, на которые распространяется лицензия: магазин –           г. Ульяновск, пр-т Ульяновский, 19.

На основании распоряжения от 24.12.2013 N 1722 должностными лицами Министерства проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "ДАРС" с целью осуществления лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.

По результатам проверки составлен акт проверки от 29.01.2014 N 3, в котором отражено, что в нарушение п. 6 ст. 16, п.п. 12, 13 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) в торговом объекте по адресу:                     г. Ульяновск, пр-т Ульяновский, 19, розничная продажа алкогольной продукции осуществлялась с нарушениями лицензионных требований, а именно без документа, подтверждающего наличие у организации стационарного торгового объекта и складского помещения в собственности или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. ООО «ДАРС» в установленные законодательством сроки не подало заявление о переоформлении действующей лицензии.

В связи с непредставлением в установленный срок в лицензирующий орган заявления о переоформлении лицензии Министерством было издано распоряжение от 30.01.2014 № 122 о приостановлении действия лицензии от 25.05.2012 № 73 ME 001837, выданной ООО «ДАРС» на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

Заявителю было направлено соответствующее уведомление от 30.01.2014 № 73-ИОГВ-24-04/543.

Заявитель не согласился с таким решением административного органа и оспорил его в судебном порядке.

По мнению заявителя, все необходимые документы на стационарный торговый объект, а именно договор аренды с дополнительными соглашениями, были представлены проверяющим, из закона не следует, что договор аренды стационарного торгового объекта должен быть зарегистрирован, лицензия была выдана после вступления в силу положений статьи 19 Закона № 171-ФЗ при представлении ООО «ДАРС» договора аренды с дополнительными соглашениями, продлевающими срок действия договора аренды на год и более, поэтому распоряжение основано на недостоверных сведениях проверки. При проверке заявителю не было объяснено, что именно нужно представить, с учетом того, что все необходимые документы имелись, лицензия должна была сохранить свое действие, так как до окончания ее срока оставалось мало времени.

Ответчик указал, что ни на момент проверки, ни в последующем ООО «ДАРС» не были представлены документы, подтверждающие наличие у организации договора аренды на стационарный торговый объект и складское помещение сроком на год и более, зарегистрированного в установленном порядке в силу части 2 статьи 651 ГК РФ. Указание на необходимость представления таких документов содержится в пункте 11 распоряжения № 1722 от 24.12.2013, копия которого вручена директору ООО «ДАРС» Бочкаревой Г.А.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В пункте 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под отношениями по обороту алкогольной продукции понимается, в том числе, и деятельность по розничной продаже такой продукции.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В пункте 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ указано, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

Так, в силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области оборота алкогольной и продукции запрещается розничная продажа такой продукции с нарушением требований статьи 16 данного Закона.

Статьей 16 Закона № 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.

В частности, в силу абзаца первого пункта 6 этой статьи организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.

Данное требование введено Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и вступило в силу с 1 июля 2012 года (пункт 4 статьи 6 Закона).

Следовательно, ООО «ДАРС» с 1 июля 2012 года обязано соблюдать требования абзаца первого пункта 6 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.

То есть заявитель не может быть освобожден от обязанности осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции с соблюдением установленных законодательством требований и ограничений. В случае, если место осуществления деятельности и предъявляемые к нему требования (в том числе о наличии договора аренды со сроком не менее одного года) перестает соответствовать установленным условиям осуществления розничной продажи алкогольной продукции в результате внесения изменений в законодательство о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции, лицензиат обязан либо принять меры к соблюдению таких требований (устранению нарушений и несоответствий), либо приостановить (прекратить) осуществление деятельности.

При применении пункта 6 статьи 16 Закона N 171-ФЗ необходимо учитывать положения гражданского законодательства.

Пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

На основании пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Согласно статьям 14 и 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Как следует из материалов дела, между ООО «Росток» (арендодатель) и ООО «ДАРС» (арендатор) подписан договор аренды № 1/UL19/ДАРС от 05.03.2009 части встроенного нежилого помещения магазина в здании по адресу: г. Ульяновск, проспект Ульяновский, 19, сроком действия с 06.03.2009 до 31.12.2009. Пунктом 4.2 договора установлено, что изменение условий договора, его расторжение и прекращение допускаются по письменному согласию сторон, оформленному в виде дополнительных соглашений к договору. Дополнительные соглашения к договору (л.д. 18-22)  пролонгируют его действие соответственно на сроки: с 01.01.2010 по 30.12.2010, с 30.12.2012 по 31.12.2011, с 01.01.2012 по 31.12.2012, с 01.01.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.12.2014. Таким образом, срок действия договора изменен, согласно дополнительному соглашению № 9 от 17.12.2013 составляет один год (с 01.01.2014 по 31.12.2014). При этом доказательств соблюдения требований пункта 2 статьи 609, пункта 2 статьи 651 ГК РФ в материалы дела не представлено.

Следовательно, в силу положений пункта 2 статьи 651 и пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды № 1/UL19/ДАРС от 05.03.2009, представленный ООО «ДАРС», является незаключенным.

Из положений п. п. 12, 13 ст. 19 Закона № 171-ФЗ следует, что в связи с изменением наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, у организации возникает обязанность в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии, подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии.

Каких-либо заявлений от ООО «ДАРС» о переоформлении лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции, связанных с представлением соответствующих документов, не поступало.

Из пояснений заявителя и представленных им документов следует, что договор аренды № 1/UL19/ДАРС от 05.03.2009 по соглашению сторон расторгнут с 31 марта 2014 года. 25 апреля 2014 года ООО «Росток» (арендодатель) заключен договор аренды с другим арендатором (индивидуальный предприниматель Нуртдинова Э.Г.), зарегистрированный в установленном порядке.      

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в частности, в случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии.

Таким образом, Министерство на основании пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ правомерно приостановило действие выданной ООО «ДАРС» лицензии от 25.05.2012 № 73 ME 001837 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

Нарушений при проведении проверки судом не установлено.

Постановлением от 28.04.2014 мирового судьи судебного участка № 5 Заволжского судебного района г. Ульяновска ООО «ДАРС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ за реализацию алкогольной продукции в нарушение п. 6 статьи 16, пунктов 12, 13 статьи 19 Закона № 171-ФЗ, а именно без документа, подтверждающего наличие у организации стационарного торгового объекта в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.

Учитывая вышеизложенное, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Расходы по госпошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ООО «ДАРС» об уточнении требований удовлетворить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его  принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                   О.В. Коннова