ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-4144/08 от 10.09.2008 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск

10.09.2008г. Дело № А72-4144/08-10/218

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А.Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей М.А.Семено­вой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации муниципального образования «Сурское городское поселение», р.п. Сурское Ульяновской области

к территориальному пункту Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области в Сурском районе

о понуждении к аннулированию регистрации ФИО1 из домостроения в <...>,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

УФМС – ФИО2, по доверенности № 01/10-5076 от 29.12.2007г.;

установил:

Администрация муниципального образования «Сурское городское поселение» (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к территориальному пункту Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области в Сурском районе, в котором просит «понудить ответчика к аннулированию регистрации ФИО1 из домостроения в <...>».

Определением от 25.07.2008г. арбитражный суд по своей инициативе привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1 и Управление Федеральной миграционной службы по Ульяновской области.

Администрация представила ходатайство о замене ненадлежащего ответчика, просит считать надлежащим ответчиком по делу Управление Федеральной миграционной службы по Ульяновской области.

Суд удовлетворяет заявленное ходатайство и производит замену ответчика в порядке ст.ст.47, 159 АПК РФ.

УФМС России по Ульяновской области заявленные требования не признает со ссылкой на Правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713, указав, что в его обязанности не входит аннулирование регистрации. Снятие гражданина с регистрационного учета (равно как и постановка) осуществляется на основании заявления гражданина, изменившего место жительства. Вступившее в законную силу решения суда о выселении или признании утратившим право пользования жилым помещением будет являться основанием для снятия с регистрационного учета.

УФМС пояснило, что по его сведениям ФИО1 значится зарегистрированной по месту жительства с 18.11.1997г. по адресу: <...>. Управлением Федеральной миграционной службы по Ульяновской области регистрация ФИО1 по указанному адресу не осуществлялась.

Как следует из материалов дела, Администрация направила в Сурский РОВД, в паспортный стол запрос (от 19.03.2008 № 78), в котором просила «подтвердить письмом в наш адрес аннулирование регистрации» у жильцов дома по адресу: 433240, р.п. Сурское Сурского района, ул. Жигарина, д. 7, в том числе ФИО1, для решения вопроса о заселении вышеуказанного дома.

Письмом от 26.03.2008г. исх.№ 384 начальник ТП УФМС России по Ульяновской области сообщил главе Администрации, что ФИО1, 23.02.1965г.р., зарегистрирована по адресу: <...> с 18.11.1997г.

Письмом от 23.04.2008г. № 50 начальник ТП УФМС России по Ульяновской области сообщил главе Администрации, что выселение и аннулирование прописки не входит в компетенцию службы УФМС РФ, решениями по вопросам аннулирования прописки и выселением граждан с занимаемой жилой площади занимается районный суд.

Из письма от 29.05.2008г. начальника ООД УУМ ОВД по МО «Сурский район» следует, что установить адрес фактического проживания ФИО1 не представляется возможным в связи с ее выездом за пределы Ульяновской области без снятия с регистрационного учета в УФМС по Ульяновской области.

Администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, в котором просит «понудить ответчика к аннулированию регистрации ФИО1 из домостроения в <...>», указав, что названное домостроение в настоящее время пустует, все постоянно зарегистрированные жильцы из него выбыли, в интересах МО «Сурское городское поселение» и нуждающихся в улучшении жилищных условий жителей р.п. Сурское заселить данное домостроение новыми жильцами, пока дом не разрушился.

Администрация явку своего представителя в ходе рассмотрения дела не обеспечивала, заявляя ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

Арбитражный суд предлагал Администрации представить правоустанавливающие документы на спорное жилое строение, документы, подтверждающие право ФИО1 на проживание в спорном жилом доме, представить нормативное обоснование обязанности ответчика по снятию ФИО1 с регистрационного учета.

Администрация представила выписку из реестра муниципального имущества МО «Сурское городское поселение», из которой следует, что спорный жилой дом значится в вышеуказанном реестре.

Администрация сообщила, что договор социального найма ни с кем из жильцов спорного дома не заключался, документов, подтверждающих право ФИО1 на проживание в спорном жилом доме не существует, ордер на заселение ей не выдавался.

Администрация считает, что в случае смены лицом постоянного места жительства регистрационный учет подлежит соответствующему изменению, что входит в обязанности ответчика, поэтому отказ последнего аннулировать регистрацию ФИО1 является немотивированным и необоснованным.

Администрация также указала, что первоначально данный иск был заявлен в Сурский районный суд, однако в его принятии было отказано на основании п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ, поскольку имеет место спор между организациями, являющимися юридическими лицами, следовательно, дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Заслушав объяснения представителя УФМС России по Ульяновской области, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный учет) регулируют Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 N 220).

Пунктом 4 Правил установлено, что ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утвержден перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, согласно пункту 1 которого ответственными за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда являются должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами вышеназванных Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (пункт 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 N 220).

В соответствии с пунктом 31 Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства. При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 599)

б) призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;

в) осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;

г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

В силу пункта 32 Правил при снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами "в", "г", "д", "е" и "ж" пункта 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.

Пунктом 33 Правил установлено, что органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства.

Таким образом, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень документальных оснований   снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства органами регистрационного учета.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении № 155-О от 21.04.2005 указал, что снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета на основании вступившего в законную силу решения суда в случаях выселения гражданина из занимаемого жилого помещения или признания его утратившим право пользования жилым помещением. Таким образом, оспариваемые нормы не препятствуют собственнику жилого помещения добиваться признания того или иного лица утратившим право пользования жилым помещением в судебном порядке с последующим снятием его с регистрационного учета и затем - беспрепятственно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему жилым помещением.

Учитывая вышеизложенное, сообщение ответчика об отсутствии у него обязанности выселения и аннулирования регистрации является законным и обоснованным, соответственно, у суда не имеется законных оснований к удовлетворению заявленного требования. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательств нарушения его прав законным действием ответчика.

На основании статьи 110 АПК РФ, пункта 3 Информационного письма от 13.03.2007 N 117 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" расходы по госпошлине следует возложить на заявителя. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при применении подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, обращающихся в арбитражные суды в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, следует учитывать, что данная льгота предоставляется по делам, по которым соответствующие иски (заявления) были предъявлены указанными органами на основании статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях защиты публичных интересов (например, при обращении в суд органов, осуществляющих контрольные функции, с требованиями, заявленными всвязи с совершением правонарушения в целях принудительного исполнения нарушенной публичной обязанности, устранения последствий данного нарушения и привлечения правонарушителя к ответственности).В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, публично-правовые образования участвуют на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации). По спорам, вытекающим из гражданских правоотношений в связи с участием публично-правовых образований в гражданском обороте, органы обращаются в суд в соответствии со своей компетенцией в защиту нарушенных имущественных прав от имени указанных образований на основании статьи 44 АПК РФ. На данные требования льгота, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса, ввиду отсутствия защищаемого публичного интереса не распространяется. Соответственно, органы, осуществляющие управление государственной (муниципальной) собственностью, при заявлении требований, связанных с владением, пользованием или распоряжением соответствующим имуществом или защитой права собственности, от уплаты государственной пошлины не освобождаются.

Руководствуясь статьями 47, 110, 200-201 Арбитражного процессу­ального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство Администрации муниципального образования «Сурское городское поселение» о замене ненадлежащего ответчика удовлетворить, считать надлежащим ответчиком по делу Управление Федеральной миграционной службы по Ульяновской области.

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Сурское городское поселение» госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 2.000 руб. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение в силу ст.201 АПК РФ подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья М.А.Семенова