ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-4285/09 от 25.06.2009 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Ульяновск

29 июня 2009 г. Дело № А72-4285/2009

Объявлена резолютивная часть 25.06.2009 г. Решение изготовлено в полном объеме - 29.06.2009 г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Ипполитовой Ирины Вячеславовны, при ведении протокола судебного заседания судьей И.В.Ипполитовой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

к Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области

третьи лица:

Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Старомайнскому району,

Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Тереньгульскому району,

Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Инзенскому району,

Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Чердаклинскому району,

Министерство финансов Российской Федерации,

о взыскании 93.017 руб. 77 коп.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 30.12.2008г., паспорт;

от ответчика – ФИО2, доверенность от 19.05.2009, паспорт;

от Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Чердаклинскому району – ФИО3, доверенность от 03.03.2009, паспорт;

от иных третьих лиц – не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерацииобратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заяв­лением о взыскании с Департамента социальной защиты населения Ульяновской области 93.017 руб. 77 коп.

Определением от 08.05.2009 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц: Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Старомайнскому району, Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Тереньгульскому району, Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Инзенскому району, Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Чердаклинскому району.

Определением от 27.05.2009 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица - Министерство финансов Российской Федерации.

Представитель ГУ УРО ФСС РФ настаивает на удовлетворении заявленного требования.

Представитель Департамента социальной защиты населения Ульяновской области иск не признала, пояснив, что действия сотрудником Департамента правомерные нарушение в назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка в случае, когда отец проходит военную службу по контракту или приравненную к ней службу до 01.07.2008 не усматриваются, на основании чего суммы вышеуказанных пособий не могут быть не приняты к зачету ГУ УРО ФСС РФ.

Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Старомайнскому району, Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Тереньгульскому району, Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Инзенскому району поддержали доводы Департамента социальной защиты населения Ульяновской области.

Министерство финансов Российской Федерации просит удовлетворить заявленное требование пояснив, что порядок назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка регулируется Положением, принятым в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособияхгражданам, имеющим детей», иутвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 865. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 3 июня 2008 г. утвердило по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разъяснение о порядке назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, в соответствии с которым в случае, когда один из родителей либо лицо, его заменяющее, проходит военную службу по контракту или приравненную к ней, а второй родитель либо лицо, его заменяющее, не работает (не служит и не обучается), то применительно к статьям 4 и 11 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ и пунктам 23 и 26 Положения единовременное пособие при рождении ребенка должно быть назначено и выплачено по месту военной и приравненной к ней службы родителя ребенка либо лица, его заменяющего, за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Таким образом, считаем, что Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области неправомерно была произведена выплата единовременного пособия при рождении ребенка за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в том случае, если один из родителей ребенка проходит военную службу по контракту, либо приравненную к ней службу в органах внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы и т.д.

Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Старомайнскому району, Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Тереньгульскому району, Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Инзенскому району, Министерство финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.

Согласно ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Из материалов дела следует:

Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в 2008 году на основании предоставленных Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области заявок о расходовании средств социального страхования на выплату пособий неработающим матерям перечислило Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области денежные средства в сумме 27.006.557 руб. 42 коп.

В период с 16.02.2009 по 27.02.2009 главным специалистом-ревизором Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, на основании решения заместителя управляющего Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.02.2009 № 1, проведена проверка Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по вопросу целевого расходования средств обязательного социального страхования, направленных отделением Фонда на выплату пособий неработающим гражданам. По результатам проведенной проверки оформлена справка № 1 от 27.02.2009.

Проверкой установлено: нецелевое расходование денежных средств полученных от отделения Фонда на выплату пособий неработающим гражданам на сумму 101.851 руб. 41 коп.

Департамента социальной защиты населения Ульяновской области задолженность в сумме 8.833 руб. 64 коп. оплачена в добровольном порядке.

Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерациинастаивает на взыскании с Департамента социальной защиты населения Ульяновской области 93.017 руб. 77 коп.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств:

В соответствии со ст. 11 Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

Согласно ст. 3 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет: средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка; лицам, проходящим службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Фондом социального страхования Российской Федерации оформлено информационное письмо от 06.04.2000 N 02-18/05-2322 «Об обзоре практики применения законодательства о социальном страховании в части назначения и выплаты пособий, а также по вопросам начисления пени и применения мер ответственности в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации» в пункте 2 которого на вопрос: «Кто должен выплачивать родителям единовременное пособие при рождении ребенка в случаях, когда отец служит в органах внутренних дел, а мать не работает?», разъяснено, что: согласно статье 11 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из его родителей. Однако в данном случае оно не может быть выплачено отцу-военнослужащему, поскольку в соответствии со статьей 4 названного Закона выплаты пособий военнослужащим финансируются из федерального бюджета, но только женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. Так как, в данном случае, военнослужащим является не мать, а отец, пособие следует выплатить матери за счет средств Фонда в органах социальной защиты населения.

По своей природе разъяснение законодательства является авторитетным мнением и представляет ведомственный прецедент толкования закона.

Прецедент толкования закона может создаваться только специально уполномоченный орган.

Доказательства полномочий Фонда социального страхования Российской Федерации на толкование законов отсутствуют.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 865 утвердившим «Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей», право давать разъяснения по применению Положения имеет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Фондом социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п. 21 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

Согласно п. 22 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8000 рублей.

В данном случае материалами дела подтверждено, что один из родителей служит в: ФГУ ИК-8, Ульяновском высшем военном инженерном училище связи, ФГУ ИЗ-73/3, Военном комиссариате, ОВД по МО «Тереньгульский район», ЮИ 78/2, военной части № 2037, полку ППС милиции при УВД, ФГУ ИК №2.

Следовательно, выплата пособий при рождении ребенка должна была быть произведена из средств федерального бюджета, а не за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

27.03.2009 заместитель управляющего ГУ-УРО ФСС РФ вынесено решение № 1 о непринятии расходов, произведенных органом социальной защиты населения, в счет средств, полученных от отделения Фонда на выплату пособий неработающим (не обучающимся, не служащим) гражданам и предложил Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области в срок до 07.04.2009 перечислить не принятые к зачету расходы в сумме 93.017 руб. 77 коп. на счет ГУ-УРО ФСС РФ.

С учетом изложенного суд считает, что Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области допущено не целевое использование денежных средств Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 93.017 руб. 77 коп. Доказательства возврата Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области 93.017 руб. 77 коп. по требованию ГУ-УРО ФСС РФ отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 167-171, 176-177, 180-182 Ар­битражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области в пользу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 93.017 (Девяносто три тысячи семнадцать) руб. 77 коп. сумму нецелевого использования денежных средств.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.

Решение суда, вступившее в законную силу, может быть об­жаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.

Судья И.В. Ипполитова