ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-4493/2021 от 09.06.2021 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

 г. Ульяновск                                                                      Дело № А72-4493/2021

          15.06.2021                                                                    

Резолютивная часть решения объявлена 09.06.2021

Решение в полном объеме изготовлено  15.06.2021

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Овсяниковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаховой И.Ю., рассмотрев дело по  заявлению

Заместителя военного прокурора Ульяновского гарнизона, г. Ульяновск

к Учреждению дополнительного профессионального образования «Ульяновский учебный спортивно-технический клуб регионального отделения Общероссийской общественно – государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Ульяновской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Ульяновск

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1  КоАП РФ (Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.03.2021),

при участии:

лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, извещены;

от ответчика – ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие представителей;

УСТАНОВИЛ:

Заместитель военного прокурора Ульяновского гарнизона обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении Учреждения дополнительного профессионального образования «Ульяновский учебный спортивно-технический клуб регионального отделения Общероссийской общественно – государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Ульяновской области  к административной ответственности ч.3 ст. 14.1  КоАП РФ (Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.03.2021).

Определением от 08.04.2021 указанное заявление принято к производству.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Судебное заседание на основании ст. 156 АПК РФ проводится в отсутствие  не явившихся лиц, участвующих в деле.

До начала судебного заседания от ответчика поступило заявление о рассмотрении заявления в отсутствие представителей, которое суд приобщил к материалам дела; требования признают в полном объеме.

Из материалов дела следует, что Учреждение дополнительного профессионального образования «Ульяновский учебный спортивно-технический клуб регионального отделения Общероссийской общественно – государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Ульяновской области  имеет лицензию Министерства просвещении и воспитания Ульяновской области №3433 от 23.10.2020 г. на осуществление образовательных услуг по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования) по подвидам дополнительного образования – профессиональное обучение. Учреждение занимается профессиональным обучением - подготовкой водителей категорий «В», «С».   

На основании Решения заместителя военного прокурора Ульяновского гарнизона от 29.03.2021, принятого во исполнение Приказа Генпрокуратуры РФ от 23.01.2018 №24, в период с 29.03.2021 по 29.04.2021 на основании ст.21 Закона о прокуратуре проведена проверка в  УДПО «Ульяновский УСТК РО ДОСААФ России» с целью проверки исполнения законодательства о  социальной защите и социальном обслуживании инвалидов..

В ходе прокурорской проверки Военной прокуратурой Ульяновского гарнизона 29.03.2021 проведен осмотр здания Учреждения по адресу: 432027, <...>, актом осмотра которого установлено, что в Учреждении отсутствуют: пандус, соответствующий установленным государственным требованиям;  поручни; тактильные направляющие для ориентации в здании лиц с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих). Кроме того, в Клубе отсутствуют программы профессионального обучения, адаптированные для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, а также возможность предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

Выявленные факты являются нарушением положений ст.79 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», пункта 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1309 от 8 ноября 2015 г., пунктов 5.1.14, 5.1.15,   8.1.6 СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя России №798/пр от 14 ноября 2016 г..       

По выявленным нарушениям Заместителем военного прокурора Ульяновского гарнизона в присутствии представителя Учреждения вынесено постановление о возбуждении  дела об административных правонарушениях от 31.03.2021  по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации, которое передано на рассмотрение в суд.

Ответчик требования признал в полном объеме, указал, что Учреждением принимаются меры по устранению выявленных нарушений. В качестве смягчающего обстоятельства, предусмотренного п.1 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ просит учесть раскаяние лица в совершенном административном правонарушении. Просит суд назначить в соответствии с ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, всесторонне исследовав представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст.71 АПК  РФ, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно  ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу пункта 40 части 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона N 99-ФЗ) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Учреждение дополнительного профессионального образования «Ульяновский учебный спортивно-технический клуб регионального отделения Общероссийской общественно – государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Ульяновской области имеет лицензию на осуществление образовательных услуг по программам профессионального обучения №3433 от 23.10.2020, выданную на срок: бессрочно.

 Согласно данным Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности Учреждения является – образование профессиональное дополнительное (код ОКВЭД 85.42)

Из заключения УГИБД УМВД России по Ульяновской области от 09.10.2020 №73-00420, следует, что учреждение ведет подготовку водителей транспортных средств  категорий   «В», «С».

Лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности предусмотрены пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" (далее - Положение о лицензировании), к которым отнесены:

- наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым образовательным программам, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, частями 1 и 2 статьи 15 и пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

- наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 2 - 8 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Программы профессионального обучения водителей транспортных средств должны быть также согласованы с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

- наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с частями 1, 3, 8, 10 и 11 статьи 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

В соответствии с пунктом 3 статьи 79 Закона об образовании под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (п.10 ст.79 Закона об образовании).

Статьей 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 закреплено, что образовательная организация размещает на официальном сайте сведения о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе: о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Положениями статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена государственная поддержка получения инвалидами образования и гарантия создания инвалидам необходимых условий для его получения.

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, реабилитации инвалидов.

Согласно пункту 5.1.14 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2016 (далее - СП 59.13330.2016), лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%). При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства - подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других МГН.

В силу пункта 6.1.15 СП 59.13330.2016 Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 x 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 x 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.

В соответствии с пунктом 8.1.6 СП 59.13330.2016 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия,     административно-управленческие     учреждения,     многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.

При проведении плановой выездной проверки Учреждения по адресу: 432027, <...>Военной прокуратурой Ульяновского гарнизона выявлены нарушения нормативно установленных правил образовательной деятельности.

В нарушение подпункта «и» пункта 6 и подпункта «а» пункта 7  Положения о лицензировании образовательной деятельности, в Учреждении не созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со ст. 79 Закона об образовании, а именно: не обеспечен беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения опорно- двигательного аппарата, в учебные помещения лицензиата, а также условия их пребывания в указанных помещениях (отсутствие пандуса, знака, указывающий на доступность здания лицам с ограниченными возможностями здоровья); а также отсутствуют специальные адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На сайте Клуба не размещена информация об условиях получения образовательных услуг, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Возможность обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья подтверждается принятыми в РФ  нормативными актами, среди которых -  Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 N 864 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", Приказ Минтруда России от 28.09.2018 N 603н "Об утверждении профессионального стандарта "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2018 N 52440), Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2014 N 33026), Методические рекомендации, обеспечивающие реализацию программ профессиональной подготовки водителей категорий "B" и "M" и подкатегории "A1" из числа лиц, не достигших 18-летнего возраста, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (утв. Минпросвещением России от 08.04.2019 N ИП-403/05).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Совокупность данных условий в настоящем деле имеется, вина ответчика в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ подтверждается материалами дела, а именно: Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.03.2021, актом осмотра от 29.03.2021.

Представитель Учреждения нарушения признал,  обязался их устранить.

Процессуальных нарушений административным органом не допущено.

Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

Оснований для квалификации совершенного ответчиком административного правонарушения в качестве малозначительного не усматривается ввиду отсутствия доказательств исключительности применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Таким образом, требование административного органа о привлечении Учреждения дополнительного профессионального образования «Ульяновский учебный спортивно-технический клуб регионального отделения Общероссийской общественно – государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Ульяновской области к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ подлежит удовлетворению.

В силу п.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административный орган о наличии отягчающих обстоятельств суду не сообщил.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

На основании изложенного, учитывая обстоятельства совершения Учреждением дополнительного профессионального образования «Ульяновский учебный спортивно-технический клуб регионального отделения Общероссийской общественно – государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Ульяновской области административного правонарушения впервые, отсутствие последствий, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, суд считает возможным в  рассматриваемом случае применить положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и  назначить наказание, исходя из принципов соразмерности, справедливости административного наказания, индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение, в виде предупреждения.

В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Привлечь Учреждение дополнительного профессионального образования «Ульяновский учебный спортивно-технический клуб регионального отделения Общероссийской общественно – государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Ульяновской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)  к  административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                                                  Ю.А. Овсяникова