ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-4525/2018 от 05.07.2018 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск

12 июля 2018 года Дело № А72-4525/2018

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2018 года. Полный текст решения изготовлен 12 июля 2018 года.

Арбитражный суд Ульяновской области

в составе: судьи Чудиновой В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Железнодорожного района" (ОГРН 1067326027196, ИНН 7326027459), г. Ульяновск

к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области (ОГРН 1027301183360, ИНН 7325000165), г. Ульяновск

о признании незаконным и отмене постановления №12 от 13.03.2018 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей

при участии:

от заявителя – Николаев А.Ю., доверенность от 05.04.2018;

от ответчика – Сулейманова Е.В., доверенность от 20.02.2018; Ефремова Л.С., доверенность от 04.07.2018;

установил:

Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Железнодорожного района" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением кТерриториальному органу Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области о признании незаконным и отмене постановления №12 от 13.03.2018 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.04.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Определением суда от 28.05.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В судебном заседании заявитель на требовании настаивал по основаниям, указанным в заявлении.

Ответчиквозражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, указанным в отзыве.

Исследовав и оценив представленные документы, заслушав стороны, суд считает, что заявленные требования следует удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно материалам дела постановлением Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области от 13.03.2018 № 12 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Материалами административного дела установлено, что общество в соответствии с приказом от 01.09.2017 № 566 обязано было сдать отчетность по форме федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за январь 2018 в срок до 15.02.2018, тогда как отчет поступил 01.03.2018.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения оспариваемого постановления.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

Из анализа юридического состава административного правонарушения, сформулированного в диспозиции статьи 13.19 КоАП РФ, следует, что объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета и составляющие предмет регулирования Федерального закона от 29 ноября 2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

При этом для всех без исключения юридических лиц установлена обязанность по предоставлению субъектам официального статистического учета первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации. Условия предоставления статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (чч. 1 и 9 ст. 8).

С объективной стороны это административное правонарушение выражается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

На основании пункта 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение), первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Согласно пункту 4 Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Пунктом 14 Положения предусмотрено, что непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом деле обществу вменяется нарушение срока сдачи ежемесячной отчетности по форме федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за январь 2018.

При этом административный орган указывает, что в 2016 году численность на предприятии составляла более 15 человек, в связи с чем, общество в 2018 году обязано ежемесячно сдавать отчетность по форме № П-4.

Общество, возражая по данному доводу, указывает, что при определении обязанности по ежемесячной сдаче указанной отчетности учитывается численность работников в обществе за предыдущий год, то есть в данном случае за 2017 год, которая на предприятии в 2017 году составляла менее 15 человек. В связи с чем, у общества отсутствует обязанность ежемесячно представлять отчетность по форме № П-4.

Административный орган, не оспаривая, что у общества численность на предприятии в 2017 году составляла менее 15 человек, указывает, что указанные сведения органом статистики будут учтены только при сдаче отчетности в 2019 году.

При оценке указанных доводов сторон судом учитывается следующее.

Форма № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» утверждена приказом Росстата от 01.09.2017 № 566.

В пункте 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения (Приложение N 8 к приказу Росстата от 01.09.2017 N 566) указано: форму федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" заполняют юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации (кроме субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и форм собственности.

Юридические лица, средняя численность работников которых по итогам деятельности за предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, сведения предоставляют ежемесячно.

Юридические лица, средняя численность работников которых по итогам деятельности за предыдущий год не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, сведения предоставляют ежеквартально.

Таким образом, исходя из буквального содержания указанных положений приказа Росстата при определении ежемесячной или ежеквартальной обязанности сдавать отчет учитывается численность работников за предыдущий год отчетного периода.

Иное указанным приказом не установлено.

Аналогичные выводы суда изложены в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 N 12АП-7764/2016 по делу N А12-12222/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 30.01.2017 N 306-АД16-14188 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства).

Обществу вменяется нарушение ежемесячного срока сдачи отчетности по форме № П-4, за январь 2018. Следовательно, предыдущий год, используемый для определения численности работников организации, - это 2017 год.

Согласно материалам дела численность работников в обществе в 2017 год составляет менее 15 человек, что административный орган не оспаривает.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у общества отсутствовала обязанность по ежемесячному предоставлению первичных статистических данных по форме № П-4, и в данном случае, за январь 2018 года.

Административный орган, не оспаривая, что у общества численность на предприятии в 2017 году составляла менее 15 человек, указывает, что указанные сведения органом статистики будут учтены только при сдаче отчетности в 2019 году, поскольку в конце года в автоматизированной системе ведения генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения выгружаются показатели, на основании которых определяется тип предприятия. В обоснование ссылается на экономическое описание «Ведение и использование централизованной базы данных статистического регистра». В связи с чем, для определения обязанности по сдаче отчетности в 2018 году административный орган использует сведения о численности за 2016 год.

Однако такой подход административного органа противоречит приказу Росстата от 01.09.2017 N 566, указывающему на определение численности работников за предыдущий год отчетного периода. При этом сам по себе порядок ведения и использования централизованной базы данных статистического регистра не может устанавливать иные правила, порядок и сроки сдачи отчетности и, тем более, являться основанием для привлечения лица к административной ответственности.

Согласно статье 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение.

Иных доказательств в обоснование привлечения общества к административной ответственности административным органом в материалы дела не представлено.

В нарушение статей 65, 205 АПК РФ административным органом не представлено доказательств, подтверждающих обязанность ежемесячного предоставления обществом первичных статистических данных, в данном случае за январь 2018, по форме статистической отчетности № П-4, поскольку численность работников заявителя в 2017 составляла менее 15 человек.

Довод административного органа о том, что административный орган при рассмотрении дела не обладал информацией о том, что среднесписочная численность работников заявителя составляет менее 15 человек, не свидетельствует о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В силу части 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что административным органом не представлены доказательства наличия в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, заявленные требования следует удовлетворить, признав незаконным и отменить постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области от 13.03.2018 № 12 о привлечении ОАО «Городская управляющая компания Железнодорожного района» к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 – 171, 211 Ар­битражного процессуального кодекса РФ, арбит­ражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными и отменить постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области от 13.03.2018 № 12 о привлечении открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Железнодорожного района» к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья В.А. Чудинова