Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Ульяновск
14.07.2009г. Дело №А72-4582/2009
Резолютивная часть решения объявлена 07.07.2009 г.
В полном объеме решение изготовлено 14.07.2009 г.
Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ю.А. Каданцев,
при ведении протокола судьей Ю.А. Каданцевым,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Главы города Ульяновска
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
о признании недействительными п. п. 4, 6 решения от 09.04.2009г. и предписания №9 от 09.04.2009г. по делу № 5160/04-2008,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: мэрия города Ульяновска;
муниципальное унитарное предприятие «Ритуальные услуги»;
Комитет по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска;
Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии города Ульяновска,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 26.02.2009г.;
от ответчика – ФИО2, доверенность от 28.05.2009г.;
от мэрии г. Ульяновска – ФИО1, доверенность от 26.02.2009г.;
от остальных третьих лиц – не явились, уведомлены,
УСТАНОВИЛ:
Глава города Ульяновска (далее также «заявитель») обратился в Арбитражный суд Ульяновской области Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее – «ответчик») с заявлением о признании недействительными п.п. 4, 6 решения от 09.04.2009г. и предписания № 9 от 09.04.2009г. по делу № 5160/04-2008.
Пунктом 4 оспариваемого решения пункты 1.2, 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 2.10, 3.1, 5.2, 6.3, 7.2 постановления Главы г.Ульяновска от 31.07.2000 № 2222 «Об утверждении правил работы муниципальных кладбищ в городе и дополнительного перечня платных услуг», признаны противоречащими частям 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 6 оспариваемого решения Главе г.Ульяновска выдано предписание от 09.04.2009г. № 9 о прекращении антимонопольного законодательства путем отмены постановления Главы г.Ульяновска от 31.07.2000 № 2222 либо внесения в него изменений, исключив положения, касающиеся наделения специализированной службы по вопросам похоронного дела (МУП «Ритуальные услуги») полномочиями по оформлению заказов на захоронение в салонах МУП «Ритуальные услуги»; отводу (выделению) земельных участков под захоронение; осуществлению контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище; осуществлению регистрации захоронений; ведению книги учета захоронений; осуществлению контроля за соблюдением порядка изготовления и установки надмогильных сооружений; осуществлению контроля за состоянием могил на кладбище; осуществлению контроля за работой кладбища; выдаче пропусков на территорию кладбищ; а также положение, касающееся передачи в хозяйственное ведение МУП «Ритуальные услуги» городских кладбищ.
Определением от 22.05.2009г. суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, мэрию города Ульяновска, муниципальное унитарное предприятие «Ритуальные услуги», Комитет по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска, Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии города Ульяновска.
Глава города Ульяновска в обоснование своих требований привел следующие доводы:
- Кладбища города находятся в муниципальной казне города Ульяновска (распоряжение Комитета по управлению городским имуществом от 07.02.2008 г. № 192), и на основании договора безвозмездного пользования имуществом № 594 от 07.02.2008 г. переданы на праве безвозмездного пользования для осуществления уставной деятельности МУП «Ритуальные услуги». Таким образом, кладбища города находятся в собственности муниципалитета, передача кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта не осуществлялась, из ведения муниципалитета кладбища не выбывали. Город осуществляет полномочия собственника в отношении кладбищ, что подтверждается, среди прочего, финансированием городом благоустройства кладбищ;
- В соответствии с п.2.3 «Правил работы муниципальных кладбищ в городе...», утв. Постановлением мэра города № 2222 от 31.07.2000 г. МУП «Ритуальные услуги» как специализированная служба по вопросам похоронного дела осуществляет отвод (выделение) земельных участков для захоронений на кладбище. В пункте 2.4. Правил установлены размеры отводимых под захоронение земельных участков. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п.5 ст. 16 настоящего Федерального Закона. Пунктом 5 ст. 16 Федерального «О погребении и похоронном деле» установлено, что размер бесплатно предоставляемого участка земли для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления. Предприятие осуществляет отвод земельного участка в установленных Правилами размерах, плательщиком земельного налога за земельные участки под кладбищами не является, поэтому оказание предприятием услуг по погребению не может быть отнесено к пользованию земельным участком;
- МУП «Ритуальные услуги» наделено статусом специализированной службы постановлением мэра города от 17.12.2003 г. № 3040. Отвод земельных участков (п.2.3 Правил), а также иные полномочия МУП «Ритуальные услуги», указанные в «Правилах работы муниципальных кладбищ в городе...», в том числе по выдаче разрешений администрациями кладбищ на захоронение в соответствующую могилу (2.6, 2.7), осуществление регистрации захоронений, ведение книги учета захоронений (п.2.10), выдача разрешений на установку надмогильных сооружений (п. 3.1), выдача пропусков для въезда на территорию кладбищ (п.7.2), составление акта о состоянии могилы в определенныхслучаях (п.5.2), выдача письменного разрешения на торговлю цветами (п.6.3) вытекают из статуса МУП «Ритуальные услуги» как специализированной службы по вопросам похоронного дела. Данные положения соответствуют «Рекомендациям о порядке похорон и содержания кладбищ в РФ» МДК 11-01.2002, рекомендованным протоколом Госстроя РФ от 25.12.2001 г. № 01-НС-22/1;
- Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.04.2005 г. по делу № А72-1934/05-23/120 уже была дана оценка доводам Управления ФАС о наделении МУП «Ритуальные услуги» в части ведения кладбищами, содержания мест захоронения функциями органа местного самоуправления, в результате чего был сделан вывод об отсутствии передачи функций органа местного самоуправления специализированной службе;
- Оспариваемые акты ответчика не соответствуют положениям части 3 статьи 8 Европейской хартии местного самоуправления от 15.10.1985 г., так как вывод ответчика о наличии действий, указанных в частях 1 и 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», сделан без доказательств о том, имеет ли место угроза наступления последствий, установленных в частях 1 и 3 ст. 15 Закона «О защите конкуренции».
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области требования заявителя не признало, указав, что Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению; МУП «Ритуальные услуги» по факту осуществляет ведение кладбищами; ссылка Главы города Ульяновска на Рекомендации о порядке похорон и содержания кладбищ в РФ МДК 11-01.2002, рекомендованные протоколом Госстроя РФ от 25.12.2001 № 01-НС-22/1 несостоятельна, так как данный нормативный акт не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации; Ульяновское УФАС России не оспаривает статус специализированной службы по вопросам похоронного дела - МУП «Ритуальные услуги»; только МУП «Ритуальные услуги» вправе осуществлять полномочия, закрепленные в пунктах 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 2.10, 3.1, 5.2, 6.3, 7.2 Постановления Главы города Ульяновска от 31.07.2000 № 2222 «Об утверждении правил работы муниципальных кладбищ в городе и дополнительного перечня платных услуг». И граждане должны обращаться именно в МУП «Ритуальные услуги» за оказанием данных услуг. Они лишены права выбора среди иных организаций, оказывающих подобные услуги. В данной ситуации не требуется доказывать понуждение обращения в МУП «Ритуальные услуги» со стороны органов местного самоуправления и самой специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области считает, что в действиях Главы г.Ульяновска содержится нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в издании постановления от 31.07.2000 № 2222 «Об утверждении правил работы муниципальных кладбищ в городе и дополнительного перечня платных услуг», создающего преимущественные условия деятельности на рынке организации похорон и связанных с ними услуг; части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в передаче в хозяйственное ведение МУП «Ритуальные услуги» городских кладбищ, в наделении МУП «Ритуальные услуги» функциями органа местного самоуправления в части: оформления заказов на захоронение в салонах МУП «Ритуальные услуги»; отвода (выделения) земельных участков под захоронение; осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище; осуществления регистрации захоронений; ведения книги учета захоронений; осуществления контроля за соблюдением порядка изготовления и установки надмогильных сооружений; осуществления контроля за состоянием могил на кладбище; осуществление контроля за работой кладбища; выдачи пропусков на территорию кладбищ, что создает преимущественные условия для деятельности МУП «Ритуальные услуги» как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.
Комитет по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска и Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии города Ульяновска поддержали требования заявителя.
Комитет по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска и Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии города Ульяновска представили ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей.
Муниципальное унитарное предприятие «Ритуальные услуги» отзыв на требования заявителя не представило, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем дело рассматривается на основании ст. 156 АПК РФ по имеющимся в деле материалам.
Заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Приказом руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 04.02.2009 № 14 возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции мэрией г.Ульяновска и МУП «Ритуальные услуги», выразившегося в заключении договора от 29.12.2007, а также соглашений от 29.12.2007, от 01.01.2009 о взаимном сотрудничестве между Управлением ЗАГС мэрии г.Ульяновска и специализированной службой похоронного дела МУП «Ритуальные услуги».
Комиссия пришла к выводу о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции Мэрией г.Ульяновска и МУП «Ритуальные услуги» и нарушении частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции Главой г.Ульяновска. Решением от 09.04.2009г. по делу № 5160/04-2008 пункты 1.2, 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 2.10, 3.1, 5.2, 6.3, 7.2 постановления Главы г.Ульяновска от 31.07.2000 № 2222 «Об утверждении правил работы муниципальных кладбищ в городе и дополнительного перечня платных услуг», признаны противоречащими частям 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". С целью устранения указанных нарушений Главе города Ульяновска выдано предписание № 9 от 09.04.2009 г.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
Статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено следующее:
«1. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления…
4. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления».
Следовательно, мэрия города Ульяновска является органом, уполномоченным на регулирование вопросов организации похоронного дела.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено следующее: «Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"».
Между тем, пункты 1.2, 2.2, 2.10, 3.1, 5.2, 6.3, 7.2 Постановления Главы г.Ульяновска от 31.07.2000 № 2222 г. «Об утверждении правил работы муниципальных кладбищ в городе и дополнительного перечня платных услуг» содержат условия о передаче определенных распорядительных функций, связанных с деятельностью кладбищ и организацией похоронного дела, муниципальному унитарному предприятию «Ритуальные услуги».
МУП «Ритуальные услуги» наделено статусом специализированной службы постановлением мэра города от 17.12.2003 г. № 3040.
Содержащиеся в пунктах 2.3, 2.6, 2.7, 2.10 Постановления Главы г.Ульяновска от 31.07.2000 г. № 2222 «Об утверждении правил работы муниципальных кладбищ в городе и дополнительного перечня платных услуг» условия об исполнении администрацией кладбища распорядительных функций, связанных с деятельностью кладбищ и организацией похоронного дела, безусловно, направлены на установление должного порядка в данной сфере, и не противоречили бы требованиям части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», если бы «администрация кладбища» не была подразделением муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги». Так как администрация кладбища является подразделением муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги», следует сделать вывод о том, что пункты 2.3, 2.6, 2.7, 2.10 указанного Постановления Главы г.Ульяновска также предусматривают передачу определенных распорядительных функций, связанных с деятельностью кладбищ и организацией похоронного дела, муниципальному унитарному предприятию «Ритуальные услуги».
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» «Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия),…»
Поскольку, как указано выше, пункты 1.2, 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 2.10, 3.1, 5.2, 6.3, 7.2 Постановления Главы г.Ульяновска от 31.07.2000 № 2222 г. «Об утверждении правил работы муниципальных кладбищ в городе и дополнительного перечня платных услуг» содержат условия о передаче определенных распорядительных функций, связанных с деятельностью кладбищ и организацией похоронного дела, одному хозяйствующему субъекту - муниципальному унитарному предприятию «Ритуальные услуги», все остальные хозяйствующие субъекты на рынке похоронных услуг фактически поставлены в административную зависимость от муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги».
Таким образом, суд считает обоснованным вывод ответчика о нарушении пунктами 1.2, 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 2.10, 3.1, 5.2, 6.3, 7.2 Постановления Главы г.Ульяновска от 31.07.2000 № 2222 г. «Об утверждении правил работы муниципальных кладбищ в городе и дополнительного перечня платных услуг» требований частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ссылка заявителя на вступившее в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.04.2005 г. по делу №А72-1934/05-23/120 в настоящем деле не может быть принята как не соответствующая требованиям части 2 статьи 69 АПК РФ, поскольку заявитель ссылается не на обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.04.2005 г. по делу №А72-1934/05-23/120, а на вывод суда, послуживший основанием для признания незаконным решения Управления ФАС по Ульяновской области с участием в деле совершенно иного состава лиц.
Довод заявителя о нарушении ответчиком требований части 3 статьи 8 Европейской хартии местного самоуправления суд также считает несостоятельным. Европейская хартия местного самоуправления ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ. В соответствии с указанной нормой «Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен осуществляться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать».
Однако степень вмешательства ответчика путем принятия оспариваемых актов не может быть признана чрезмерной, поскольку ответчик, выявив со стороны заявителя нарушения требований частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", не ограничивает свободу заявителя в способе исправления данных нарушений.
С учетом изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Требования заявителя оставить без удовлетворения.
Судебные расходы отнести на заявителя.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Судья Ю.А.Каданцев