Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
10.08.2007г. Дело № А72-4595/07-4/235
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Ю.А.Каданцева,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ю.А.Каданцевым,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Ульяновской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Ульяновск
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО2, доверенность № 30 от 10.01.2007 г.;
ответчика – ФИО3, доверенность от 31.07.2007 г.;
установил:
в Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Ульяновской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение условий лицензии при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров.
Из материалов дела следует, что ФИО1, зарегистрированному в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, выдана лицензия на осуществление перевозок пассажиров № АСС-73-011151 от 25.03.2004г. сроком на 5 лет, к лицензии выдано 6 лицензионных карточек.
Заявителем на основании приказа от 10.07.2007г. № 373м проведена проверка предпринимателя ФИО1 по соблюдению транспортного законодательства, по результатам которой составлен акт № 89/32 от 11.07.2007г. В ходе проверки установлено, что предпринимателем нарушены условия лицензирования: не организовано ведение документации по учету рабочего времени водителей, данные табеля учета за июнь 2007 года не соответствуют данным путевых листов. По путевым листам водители отрабатывают больше на 2 часа при каждом выезде, чем указано в табеле учета. Отсутствуют акты обследования дорожных условий на маршрутах. ФИО1 23.06.2007г.-24.06.2007г. не вернул лицензионную карточку на автобус ГАЗ-322131 рег. знак АМ09873 в УГАДН, выведя транспортное средство из состава транспортных средств, используемых лицензиатом для перевозок пассажиров.
11.07.2007г. предпринимателю выдано предписание № 002438 об устранении выявленных нарушений в установленный срок.
11.07.2007г. в отношении предпринимателя ФИО1 должностным лицом заявителя составлен протокол об административном правонарушении № 001643, из которого следует, что предпринимателем нарушены требования приказов Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15 (п.4), от 09.03.1995г. № 27 (п.п.3.3.2, 5.2, 5.7.1, 5.7.2), от 08.01.1997г. № 2 (п.п.4.15-4.20), Положения о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.2006г. (п.13), ответственность за данные нарушения предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ. В объяснениях к протоколу ответчик указал: «нарушения устраню».
В ходе судебного разбирательства ответчик заявил о несогласии с заявлением о привлечении к административной ответственности и вменяемым правонарушением, считает, что в его обязанности не входит обследование автобусных маршрутов, кроме того, согласно договору аренды транспортного средства от 23.06.2007г. а/м ГАЗ 322131 гос. номер АМ 09873 передан ИП ФИО4 для перевозки пассажиров.
Суд исследовал документы, имеющиеся в деле, выслушал объяснения сторон и считает, что несоблюдение ответчиком условий лицензирования доказано с учетом следующего.
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. № 637 установлено, что одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В пункте 13 Положения указано, что выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионные карточки), подлежат возврату лицензиатом в лицензирующий орган на время приостановления действия лицензии, при аннулировании лицензии, а также в случае выведения транспортного средства из состава транспортных средств, используемых лицензиатом для перевозок пассажиров.
При данных обстоятельствах довод ответчика об отсутствии вины в нарушении пункта 13 Положения несостоятелен, учитывая также, что в силу пункта 11 Положения одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности. Такая лицензионная карточка на автобус ГАЗ-322131 АМ09873 была выдана ответчику по его заявлению от 08.06.2004г.
Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, котором установлено: режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха. (пункт 3.3.2).
В соответствии с пунктом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 (зарегистрировано в Минюсте РФ 01.11.2004 N 6094) графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, (пункты 5.2, 5.7.1, 5.7.2) определено, что организации и водители - предприниматели обязаны перед началом регулярных перевозок, а также в процессе их осуществления оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения. Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, не реже одного, а на маршрутах перевозок пассажиров - не реже двух раз в год. Организация ежегодно представляет в органы исполнительной власти (администрации) соответствующей территории предложения по составу комиссии, срокам обследования и перечню предлагаемых к обследованию маршрутов. По результатам обследования дорожных условий составляется акт, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Организация обязана: - перед открытием маршрутов регулярных перевозок пассажиров в порядке, определяемом п. 5.2 настоящего Положения и другими нормативными документами, касающимися организации перевозок пассажиров, оценить соответствие технического состояния автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений. На каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий.
При данных обстоятельствах довод ответчика о том, что в его обязанности не входит обследование автобусных маршрутов, также противоречит действующему законодательству.
Соответствие маршрутов требованиям безопасности, согласно правилу, установленному в пункте 4.16 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса от 08.01.1997 N 2, определяется на основании данных о дорожных условиях на маршруте, отраженных в паспорте маршрута.
Правоотношения, касающиеся пассажирских перевозок, возникают не только между перевозчиком и пассажиром - потребителем услуг по перевозке. Статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движения на дорогах, которые по своему содержанию являются административными правоотношениями. Данные правоотношения возникают между перевозчиком и уполномоченными органами государственной власти по вопросам технического обеспечения безопасности движения, соблюдения установленных технических, санитарных, кадровых и иных требований к перевозчикам.
Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ устанавливает перечень мер, направленных на обеспечение безопасности движения. К ним отнесены, в частности, регулирование деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий, осуществление деятельности по организации дорожного движения; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Осуществление деятельности по перевозке пассажиров по маршруту, в отношении которого органом местного самоуправления не принято решение о соответствии маршрута требованиям безопасности и об открытии автомобильного движения, само по себе нарушение безопасности дорожного движения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предприниматель ФИО1 осуществлял деятельность по перевозке пассажиров с нарушением требований приказов Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15 (п.4), от 09.03.1995г. № 27 (п.п.3.3.2, 5.2, 5.7.1, 5.7.2), от 08.01.1997г. № 2 (п.п.4.15-4.20), Положения о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.2006г. (п.13).
Поскольку деятельность лицензиатов по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Согласно ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех до четырех тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как должностные лица.
С учетом обстоятельств правонарушения и личности ответчика суд считает возможным назначить наказание в минимальном размере в виде штрафа в размере 3.000 руб.
Руководствуясь ч.3 ст.14.1, ч.1 ст.23.1, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, статьями 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (дата рождения - 10.08.1971 г., место рождения - г.Ульяновск, зарегистрированного по адресу: <...>) к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 3.000 руб.
Штраф может быть добровольно уплачен ответчиком в течение 30 дней после вступления настоящего решения в законную силу.
Об уплате штрафа ответчик должен незамедлительно поставить в известность арбитражный суд, принявший решение, представив доказательства уплаты штрафа.
При непредставлении доказательств уплаты штрафа в установленном порядке решение будет направлено судом для принудительного взыскания.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Судья Ю.А.Каданцев