ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-4595/07 от 10.08.2007 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

10.08.2007г. Дело № А72-4595/07-4/235

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Ю.А.Каданцева,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ю.А.Каданцевым,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявле­нию

Управления государственного автодорожного надзора по Ульяновской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Ульяновск

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО2, доверенность № 30 от 10.01.2007 г.;

ответчика – ФИО3, доверенность от 31.07.2007 г.;

установил:

в Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Ульяновской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с заявлением о привлечении к административной ответствен­ности индивидуального предпринимателя ФИО1 по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных пра­вонарушениях за нарушение условий лицензии при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров.

Из  материалов дела следует, что ФИО1, зарегистрированному в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образо­вания юридического лица, выдана лицензия на осу­ществление перевозок пассажиров № АСС-73-011151 от 25.03.2004г. сроком на 5 лет, к лицензии выдано 6 лицензионных карточек.

Заявителем на основании приказа от 10.07.2007г. № 373м проведена проверка предпринимателя ФИО1 по соблюдению транспортного законодательства, по результатам которой составлен акт № 89/32 от 11.07.2007г. В ходе проверки установлено, что предпринимателем нарушены условия лицензирования: не организовано ведение документации по учету рабочего времени водителей, данные табеля учета за июнь 2007 года не соответствуют данным путевых листов. По путевым листам водители отрабатывают больше на 2 часа при каждом выезде, чем указано в табеле учета. Отсутствуют акты обследования дорожных условий на маршрутах. ФИО1 23.06.2007г.-24.06.2007г. не вернул лицензионную карточку на автобус ГАЗ-322131 рег. знак АМ09873 в УГАДН, выведя транспортное средство из состава транспортных средств, используемых лицензиатом для перевозок пассажиров.

11.07.2007г. предпринимателю выдано предписание № 002438 об устранении выявленных нарушений в установленный срок.

11.07.2007г. в отношении предпринимателя ФИО1 должностным лицом заявителя составлен протокол об административном правонарушении № 001643, из которого следует, что предпринимателем нарушены требования приказов Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15 (п.4), от 09.03.1995г. № 27 (п.п.3.3.2, 5.2, 5.7.1, 5.7.2), от 08.01.1997г. № 2 (п.п.4.15-4.20), Положения о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.2006г. (п.13), ответственность за данные нарушения предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ. В объяснениях к протоколу ответчик указал: «нарушения устраню».

В ходе судебного разбирательства ответчик заявил о несогласии с заявлением о привлечении к административной ответственности и вменяемым правонарушением, считает, что в его обязанности не входит обследование автобусных маршрутов, кроме того, согласно договору аренды транспортного средства от 23.06.2007г. а/м ГАЗ 322131 гос. номер АМ 09873 передан ИП ФИО4 для перевозки пассажиров.

Суд исследовал документы, имеющиеся в деле, выслушал объ­яснения сторон и считает, что несоблюдение ответчиком условий лицензиро­вания доказано с учетом следующего.

Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. № 637 установлено, что одним из лицензионных требований и ус­ловий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

В пункте 13 Положения указано, что выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионные карточки), подлежат возврату лицензиатом в лицензирующий орган на время приостановления действия лицензии, при аннулировании лицензии, а также в случае выведения транспортного средства из состава транспортных средств, используемых лицензиатом для перевозок пассажиров.

При данных обстоятельствах довод ответчика об отсутствии вины в нарушении пункта 13 Положения несостоятелен, учитывая также, что в силу пункта 11 Положения одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности. Такая лицензионная карточка на автобус ГАЗ-322131 АМ09873 была выдана ответчику по его заявлению от 08.06.2004г.

Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, котором установлено: режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха. (пункт 3.3.2).

В соответствии с пунктом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 (зарегистрировано в Минюсте РФ 01.11.2004 N 6094) графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, (пункты 5.2, 5.7.1, 5.7.2) определено, что организации и водители - предприниматели обязаны перед началом регулярных перевозок, а также в процессе их осуществления оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения. Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, не реже одного, а на маршрутах перевозок пассажиров - не реже двух раз в год. Организация ежегодно представляет в органы исполнительной власти (администрации) соответствующей территории предложения по составу комиссии, срокам обследования и перечню предлагаемых к обследованию маршрутов. По результатам обследования дорожных условий составляется акт, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Организация обязана: - перед открытием маршрутов регулярных перевозок пассажиров в порядке, определяемом п. 5.2 настоящего Положения и другими нормативными документами, касающимися организации перевозок пассажиров, оценить соответствие технического состояния автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений. На каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий.

При данных обстоятельствах довод ответчика о том, что в его обязанности не входит обследование автобусных маршрутов, также противоречит действующему законодательству.

Соответствие маршрутов требованиям безопасности, согласно правилу, установленному в пункте 4.16 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса от 08.01.1997 N 2, определяется на основании данных о дорожных условиях на маршруте, отраженных в паспорте маршрута.

Правоотношения, касающиеся пассажирских перевозок, возникают не только между перевозчиком и пассажиром - потребителем услуг по перевозке. Статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движения на дорогах, которые по своему содержанию являются административными правоотношениями. Данные правоотношения возникают между перевозчиком и уполномоченными органами государственной власти по вопросам технического обеспечения безопасности движения, соблюдения установленных технических, санитарных, кадровых и иных требований к перевозчикам.

Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ устанавливает перечень мер, направленных на обеспечение безопасности движения. К ним отнесены, в частности, регулирование деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий, осуществление деятельности по организации дорожного движения; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Осуществление деятельности по перевозке пассажиров по маршруту, в отношении которого органом местного самоуправления не принято решение о соответствии маршрута требованиям безопасности и об открытии автомобильного движения, само по себе нарушение безопасности дорожного движения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предприниматель ФИО1 осуществлял деятельность по перевозке пассажиров с нарушением требований приказов Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15 (п.4), от 09.03.1995г. № 27 (п.п.3.3.2, 5.2, 5.7.1, 5.7.2), от 08.01.1997г. № 2 (п.п.4.15-4.20), Положения о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.2006г. (п.13).

Поскольку деятельность лицензиатов по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Согласно ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об ад­министративных правонарушениях осуществление предприниматель­ской деятельности с нарушением условий, предусмотренных спе­циальным разрешением (лицензией) влечет наложение администра­тивного штрафа на должностных лиц - от трех до четырех тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ лица, осу­ществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как должностные ли­ца.

С учетом обстоятельств правонарушения и личности ответчика суд считает возможным назначить наказание в минимальном размере в виде штрафа в размере 3.000 руб.

Руководствуясь ч.3 ст.14.1, ч.1 ст.23.1, ст.29.10 Кодек­са РФ об административных правонарушениях, статьями 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (дата рождения - 10.08.1971 г., место рождения - г.Ульяновск, зарегистрированного по адресу: <...>) к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше­ниях и назначить наказание в виде штрафа в размере 3.000 руб.

Штраф может быть добровольно уплачен ответчиком в тече­ние 30 дней после вступления настоящего решения в законную силу.

Об уплате штрафа ответчик должен незамедлительно поставить в известность арбитражный суд, принявший решение, представив доказательства уплаты штрафа.

При непредставлении доказательств уплаты штрафа в уста­новленном порядке решение будет направлено судом для принуди­тельного взыскания.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную си­лу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстан­ции.

Судья Ю.А.Каданцев