Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
17 июня 2009 г. Дело № А72-4731/2009
Объявлена резолютивная часть 15.06.2009 г. Решение изготовлено в полном объеме - 17.06.2009 г.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Ипполитовой Ирины Вячеславовны, при ведении протокола судебного заседания судьей И.В.Ипполитовой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района»
к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области
об оспаривании постановления № 411/09 от 27.04.2009 по делу об административном правонарушении
при участии в судебном заседании:
от заявителя – О.А. Крылова, доверенность от 11.01.2009;
от ответчика – А.В. Кутнякова, доверенность от 11.01.2009;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Ленинского района» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления № 411 от 27.04.2009 Государственной жилищной инспекции Ульяновской области по делу об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме 10.000 руб.
Определением от 25.05.2009 суд удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, пропущенный срок восстановил.
Представитель ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» настаивает на отмене оспариваемого постановления.
Государственная жилищная инспекция Ульяновской области просит отказать в удовлетворении заявления, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Из материалов дела следует:
Открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Ленинского района» зарегистрировано 27.09.2006 Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в едином государственном реестре юридических лиц (ОГРН 1067325057161).
28.03.2007г. между ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» (Управляющая организация) и Собственниками помещений расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Ульяновск, пр-т Нариманова, 41 оформлен договор управления многоквартирным домом.
Договор б/н от 28.03.2007г. оформлен с целью оказания Управляющей компанией услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Перечень выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома определяются Приложением № 1 к договору. Иные решения по проведению работ и услуг могут быть приняты на общем собрании собственников и по согласованию с Управляющей компанией.
В соответствии с п. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
На основании п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Жителями многоквартирного жилого дома № 41 по проспекту Нариманова в г. Ульяновске в адрес Прокуратуры Ульяновской области направлена жалоба на ненадлежащее содержание и обслуживание дома управляющей организацией.
18.03.2009 Прокуратурой Ульяновской области жалоба жителей многоквартирного жилого дома № 41 по проспекту Нариманова в г. Ульяновске направлена в Государственную жилищную инспекцию Ульяновской области для проведения проверки и принятии мер по устранению нарушений.
10.04.2009 Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области оформлен Акт инспекционной проверки № С-316 дома № 41 по проспекту Нариманова в г. Ульяновске. Согласно акта в ходе проверки установлено нарушение: видимые отверстия в шиферной кровле над квартирами № 57, 58, 59, 60 – нарушен п. 4.6.1.1 «ПиН»; неисправность водоотводящих конструкций (ливневые трубы со стороны проспекта Нариманова, одна труба короткая – до уровня второго этажа, на остальных трубах нарушены сопряжения стыков – нарушены п.п. 4.6.1.26, 4.6.4.1 «ПиН»; у 4-го подъезда перед входом сломана лавочка (столбы вкопаны, отсутствует перекладина) – нарушен п. 1.3.9 «Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск».
10.04.2009 Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области оформлен протокол № С-316 об административном правонарушении в отношении ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района», за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск». Событием правонарушения в протоколе указано: у 4-го подъезда перед входом сломана лавочка (столбы врыты, а перекладины нет).
27.04.2009 Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области вынесено постановление № 411/09 по делу об административном правонарушении, ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 10.000 руб. Правонарушение выразилось в наличие сломанной лавочки (столбы вкопаны, отсутствует перекладина) перед входом у 4-го подъезда многоквартирного дома № 41 по проспекту Нариманова в г. Ульяновске.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности подлежит удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств:
На основании п. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области 27.04.2009 вынесено постановление № 411/09 по делу об административном правонарушении, о привлечении ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» к административной ответственности по ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях, наложено административное наказание в виде штрафа в размере 10.000 руб. В постановлении событием правонарушения указано, что при обследовании, проведённом 10.04.2009 в Ленинском районе города Ульяновска по адресу: проспект Нариманова, 41, выявлено наличие сломанной лавочки перед входом у 4-го подъезда. Тем самым нарушен п. 1.3.9 «Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск», утверждённых постановлением Главы города Ульяновска от 24.04.2008 № 2951.
Факт наличие сломанной лавочки доказан, бесспорно, и зафиксирован в акте от 10.04.2009 инспекционной проверки и протоколе от 10.04.2009 об административном правонарушении.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию, ремонту жилых домов и благоустройства территорий. По договору управления многоквартирным домом без номера от 28.03.2007 функции по содержанию и ремонту жилого дома возложены на Управляющую организацию - ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района». Требования к содержанию прилегающей к дому территории определены в «Правилах благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск», утверждённых постановлением Главы города Ульяновска от 24.04.2008 № 2951.
В вину заявителю вменено нарушение п. 1.3.9 «Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск», утверждённых постановлением Главы города Ульяновска от 24.04.2008 № 2951.
В соответствии с п. 1.3.9 «Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск», утверждённых постановлением Главы города Ульяновска от 24.04.2008 № 2951, руководители предприятий, учреждений, организаций, независимо от их правового статуса, в собственности (аренде, хозяйственном ведении, оперативном управлении) которых находятся здания, а также граждане - владельцы, собственники, арендаторы или пользователи земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностные лица жилищно-коммунального хозяйства, ремонтно-эксплуатационных и других предприятий всех форм собственности, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, обязаны обеспечить своевременную замену пришедших в негодность и ремонт поврежденных элементов благоустройства территории.
Согласно п. 2.5.4 «Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск», за внешний вид площадок и подъездов к ним, несут ответственность балансодержатели, физические лица или организации, обслуживающие жилищный фонд.
Кто является балансодержателем, собственником, владельцем лавочки расположенной по адресу: г. Ульяновск, пр-т. Нариманова, 41, из материалов административного дела представленного суду Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области установить не представляется возможным.
В соответствии со статьей 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях, нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Материалами дела доказано и Управляющей компанией не отрицается, что с 28.03.2007г. Управляющая компания исполняет функции управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Ульяновск, пр-т. Нариманова, 41 с целью обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Событием вменяемого ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» правонарушения является наличие сломанной лавочки у 4-го подъезда жилого дома по проспекту Нариманова 41 в г. Ульяновске. О других нарушениях: видимые отверстия в шиферной кровле над квартирами № 57, 58, 59, 60; неисправность водоотводящих конструкций (ливневые трубы со стороны проспекта Нариманова, одна труба короткая – до уровня второго этажа, на остальных трубах нарушены сопряжения стыков в протоколе № С-316 от 10.04.2009 об административном правонарушении и в постановлении № 411/09 от 27.04.2009 упоминаний нет.
В силу действия ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, элементы благоустройства многоквартирного жилого дома являются общим имуществом собственников жилых помещений.
Сведения о составе общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Согласно п. 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В соответствии с п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме… Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается - собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме… собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме… содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Из материалов административного дела, договора на управление многоквартирным домом от 28.03.2007 не усматривается, что скамейка около входа в подъезд входит в элемент благоустройства жилого дома по проекту.
В соответствии с «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда» утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.04.2003 № 170 (зарегистрированных в Минюсте РФ 15.10.2003), территория каждого домовладения, как правило, должна иметь: хозяйственную площадку для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода; площадку для отдыха взрослых; детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей. На хозяйственной площадке должны быть столбы с устройством для сушки белья, штанги для сушки одежды, вешалки, ящик с песком, бачок для мусора и стол со скамейками. Площадку следует оградить живой изгородью. Устройство и благоустройство площадок, элементов оборудования мест отдыха и других необходимо осуществлять в соответствии с установленными требованиями.
В жалобе жителей многоквартирного жилого дома № 41 по проспекту Нариманова в г. Ульяновске, которая послужила основанием для проверки, упоминание о скамейке около 4-го подъезда отсутствует вообще.
В журналах заявок жители дома № 41 по пр-ту Нариманова в г. Ульяновске упоминаний о необходимости восстановления (ремонта) скамейки отсутствуют. Суд не исключает возможности демонтажа скамейки жителями этого дома.
Сведения о согласовании расположения скамейки у входа в 4-й подъезд с жителями подъезда отсутствуют.
Волеизъявление жителей (в том числе 4-го подъезда) на восстановление скамейки отсутствует.
Поскольку государственным органом не представлено суду, что восстановление скамейки является волеизъявлением собственников общего имущества здания, либо скамейка – это элемент благоустройства по проектной документации суд не находит оснований считать доказанным наличие состава правонарушения в бездействии Управляющей организации по восстановлению (ремонту) скамейки около 4-го подъезда дома № 41 по пр-ту Нариманова в г. Ульяновске.
В части 2 статьи 2.1. КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При данных обстоятельствах суд не считает доказанным вину ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях.
На основании п. 1 ст. 28.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу.
В соответствии с пп. 2. п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании ч. 2 ст. 211 АПК РФ, указанные нарушения норм Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях являются основанием для признания незаконным и отмены постановления Государственной жилищной инспекции Ульяновской области № 411/09 от 27.04.2009 по делу об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» по ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление Государственной жилищной инспекции Ульяновской области № 411/09 от 27.04.2009 о привлечении к административной ответственности по ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» (ОГРН 1067325057161, ИНН 7325064546) признать незаконным и отменить полностью.
Решение вступает в законную силу в течении 10 дней, если не будет подана апелляционная жалоба.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Судья И.В. Ипполитова