ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-483/14 от 09.04.2014 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

16.04.2014г. Дело № А72-483/2014

Резолютивная часть решения объявлена 09.04.2014г.

В полном объеме решение изготовлено 16.04.2014г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ю.А. Каданцев,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.Б. Айзен,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет», г. Ульяновск,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г.Ульяновск,

о признании незаконным отказа № 07/141/2013-181 от 31.12.2013г. в государственной регистрации права оперативного управления на объект права «Наружный газопровод»,

об обязании осуществить государственную регистрацию,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г.Ульяновск,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 13.06.2013г.;

от ответчика – ФИО2, доверенность от 09.01.2014г.;

от третьего лица - не явились, уведомлены;

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Ульяновской области поступило заявление федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным отказа № 07/141/2013-181 от 31.12.2013г. в государственной регистрации права оперативного управления на объект права «Наружный газопровод», и об обязании осуществить государственную регистрацию права оперативного управления федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет» на объект права «Наружный газопровод».

Суд по ходатайству заявителя привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет» (далее – заявитель, Университет, УлГТУ) считает, что отказ в государственной регистрации является незаконным, так как противоречит ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

При этом заявитель поясняет, что, получив уведомление о приостановлении государственной регистрации, Университет обратился в Главную Государственную инспекцию регионального надзора Ульяновской области с просьбой внести изменение в разрешение на ввод объекта капитального строительства «Здание корпус закрытых спортивных сооружений» в эксплуатацию №RU 73304000-106 от 13.11.2007г., дополнительно указав в качестве вводимого объекта наружный газопровод. Университет получил ответ письмом № 73-ИОГВ-42/14258 от 19.12.2013г., в котором инспекция указала, что наружный газопровод не был отдельным объектом и входил в состав объекта капитального строительства «Корпус закрытых спортивных сооружений УлГТУ», следовательно, отдельного разрешения на ввод Наружного газопровода в эксплуатацию не требуется.

Согласно п.3.3.45 Правил безопасности системы газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, подписанный комиссией акт законченного строительством объекта - является актом приемки в эксплуатацию. Таким образом, по мнению заявителя, наружный газопровод был сдан в эксплуатацию надлежащим образом.

Заявитель считает, что в отсутствие государственной регистрации права на наружный газопровод Университет не может реализовать в полном объеме свои права как правообладатель данного имущества, а также не может выполнить свою обязанность по устранению замечаний, указанных в акте №1211 проверки использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет, составленном по результатам проверки, проведенной ТУ Росимущества в Университете 20.07.2012г.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее – Управление, регистрирующий орган) не согласилось с требованиями и доводами заявителя, указав, что при осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый, созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества государственным регистраторам рекомендовано удостовериться, что объект недвижимого имущества не является в соответствии со ст.222 ГК РФ самовольной постройкой (п.6 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества (утв. Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113). Разрешение на ввод в эксплуатацию наружного газопровода истцом на государственную регистрацию права оперативного управления не представлено, в данном случае в качестве документа, подтверждающего создание газопровода и ввод его в эксплуатацию, Управлению было представлено 6 (шесть) актов о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта газораспределительной системы, оформленных приемочной комиссией в январе 2007 года без указания конкретной даты. Между тем вышеуказанные документы ни по форме, ни по содержанию разрешением на ввод объекта в эксплуатацию не является, что исключает возможность государственной регистрации права оперативного управления Университета на сооружение трубопроводного транспорта на основании представленных актов.

Доказательства включения спорного наружного газопровода в состав здания, расположенного по адресу: <...>, разрешение на ввод в эксплуатацию которого уже было ранее приложено истцом к заявлению при государственной регистрации прав на него, заявителем не представлены. Поэтому, по мнению регистрирующего органа, разрешение на ввод в эксплуатацию №RU 73304000-106 от 13.11.2007г. не может являться правоустанавливающим документом для государственной регистрации права на вышеуказанный газопровод.

Разрешение на ввод в эксплуатацию №RU 73304000-106 от 13.11.2007г. на вышеуказанное здание не содержит описание спорного наружного газопровода, в связи с чем, как считает Управление, внесение в ЕГРП необходимых для государственной регистрации прав сведений в отношении данного газопровода в соответствии с таким разрешением на ввод в эксплуатацию не представляется возможным.

Кроме того, заявитель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на наружный газопровод именно как на самостоятельный объект недвижимости.

Спорный газопровод идентифицирован в качестве самостоятельного объекта недвижимости, существует с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, и поставлен на государственный кадастровый учет. Из сведений кадастрового паспорта объекта также не усматривается информации о принадлежности наружного газопровода к газовой котельной, расположенной в здании корпуса закрытых спортивных сооружений (<...>).

В соответствии с пп. 11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации газопровод является линейным объектом недвижимого имущества. Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон №116-ФЗ) газопровод относится к опасным производственным объектам. В силу п.4 ст. 8 Закона №116-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и, следовательно, в силу подп.3 п. 17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ не может быть отнесен к объектам вспомогательного использования.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области отзыв на требования заявителя не представило.

Так как участвующие в деле лица уведомлены о времени и месте судебного заседания, на основании ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело по имеющимся в нем доказательствам.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет» 26.11.2013г. обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с целью регистрации права оперативного управления Университета на объект права «Наружный газопровод» (адрес: Ульяновская область, г.Ульяновск, на территории УлГТУ в Ленинском районе г.Ульяновска).

Для государственной регистрации права на наружный газопровод Университетом к заявлению были приложены:

1) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU 73304000-106 (ранее представлялось при регистрации права на корпус закрытых спортивных сооружений);

2) акты ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта:

- акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта газораспределительной системы на монтаж наружного газопровода для строящегося корпуса закрытых спортивных сооружений на территории УлГТУ в Ленинском районе г.Ульяновска с ООО «Теплогазкомплекс М» от января 2007 года (сроки начала работ - ноябрь 2006 года, окончание - январь 2007 года),

- акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта газораспределительной системы на монтаж наружного газопровода для строящегося корпуса закрытых спортивных сооружений на территории УлГТУ в Ленинском районе г.Ульяновска. Газопровод высокого давления от А до ГСГО-МВ-03 с ООО «Теплогазкомплекс М» от января 2007 года (сроки начала работ - сентябрь 2006 года, окончание - январь 2007 года),

- акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта газораспределительной системы на монтаж наружного газопровода для строящегося корпуса закрытых спортивных сооружений на территории УлГТУ в Ленинском районе г.Ульяновска. Газопровод низкого давления с ООО «Теплогазкомплекс М» от января 2007 года (сроки начала работ - ноябрь 2006 года, окончание - январь 2007 года),

- акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта газораспределительной системы на монтаж наружного (фасадного к крышной котельной) газопровода для строящегося корпуса закрытых спортивных сооружений на территории УлГТУ в Ленинском районе г.Ульяновска с ООО «Теплогазкомплекс М» от 2007г. (сроки начала работ - декабрь 2006г, окончание -— январь 2007г.),

- акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта газораспределительной системы на монтаж наружного газопровода для строящегося корпуса закрытых спортивных сооружений на территории УлГТУ в Ленинском районе г.Ульяновска газопровод среднего давления на закольцовку с ООО «Теплогазкомплекс М» от января 2007 года (сроки начала работ - ноябрь 2006 года, окончание - январь 2007 года),

- акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта газораспределительной системы на монтаж наружного газопровода для строящегося корпуса закрытых спортивных сооружений на территории УлГТУ в Ленинском районе г.Ульяновска ГСГО-МВ-06, ГСГО-МВ-03 с ООО «Теплогазкомплекс М» от января 2007 года (сроки начала работ - ноябрь 2006 года, окончание — январь 2007 года);

3) кадастровый паспорт на наружный газопровод, - расписка в получении документов на государственную регистрацию №01/141/2013-181 от 26.11.2013г.

Уведомлением Росреестра от 03.12.2013г. № 01/141/2013-181 государственная регистрация была приостановлена до 31.12.2013г. в связи с отсутствием в пакете документов разрешения на ввод вышеназванного объекта недвижимого имущества в эксплуатацию.

31.12.2013г. Управление отказало в государственной регистрации (уведомление №01/141/2013-181) по причине непредставления документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации, а именно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Заявитель, не согласившись с данным отказом, обратился в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.

Суд находит требования заявителя обоснованными исходя из следующего.

В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства либо, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац 4, 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).

Из материалов дела видно, что в качестве основания для отказа в государственной регистрации прав Управление указало на непредставление заявителем разрешения на ввод вышеназванного объекта недвижимого имущества в эксплуатацию, что препятствует проведению регистрации.

Согласно статьям 218 и 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь приобретается лицом, если она изготовлена или создана с соблюдением закона и иных правовых актов; право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (пункт 1 статьи 25 Закона о регистрации).

Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона N 122 основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Из материалов дела видно, что наружный газопровод был смонтирован для Здания корпуса закрытых спортивных сооружений. Университет при регистрации права оперативного управления на Здание корпуса закрытых спортивных сооружений представлял в Управление Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU 73304000-106 от 13.11.2007г.

Университет ввел в эксплуатацию Здание корпуса закрытых спортивных сооружений, расположенное по адресу: ул. Р.Люксембург, 28, на чердаке которого расположена газовая котельная, принадлежностью которой является наружный газопровод.

Комплекс учебных зданий и сооружений УлГТУ «2-й пусковой комплекс корпус закрытых спортивных сооружений» включает в себя реестр исполнительной документации Папка № 30 Наружный газопровод — ООО «Теплогазкомплекс М». Право на здание корпуса закрытых спортивных сооружений зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельство о регистрации права серия 73 АА №268056 от 17.10.2007г.).

Из представленных заявителем в судебном заседании 09.04.2014г. схемы координат и исполнительной съемки газоснабжения корпуса закрытых спортивных сооружений УлГТУ усматривается, что спорный объект непосредственно связан со зданием корпуса закрытых спортивных сооружений и выполняет вспомогательную функцию для данного объекта, являющегося основным; газопровод не может использоваться по самостоятельному назначению вне связи со зданием корпуса закрытых спортивных сооружений УлГТУ.

Разрешение на строительство согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, при регистрации здания корпуса закрытых спортивных сооружений, расположенное по адресу: ул. Р.Люксембург, 28, в состав которого входит крышная газовая котельная с наружным газопроводом (письмом №73-ИОГВ-42/142558 исх. от 19.12.2013 разъяснено, что газопровод входит в состав «Корпуса закрытых спортивных сооружение УлГТУ» и не требует отдельного разрешения на ввод), заявитель представлял в ответчику разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU 73304000-106 (выдано в соответствии с проектной документацией, включающий в себя реестр исполнительной документации Папка № 30 Наружный газопровод — ООО «Теплогазкомплекс М»).

Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, суд установил, что спорное сооружение предназначено для обслуживания и эксплуатации основного здания, принадлежащего заявителю, и является объектом вспомогательного использования. При этом основной объект недвижимости, принадлежит Университету на праве оперативного управления, данное право зарегистрировано, вследствие чего Университет имеет право и на регистрацию вспомогательного объекта недвижимости – наружного газопровода.

Исходя из указанных обстоятельств суд полагает, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект на основании представленных Университетом документов, отказ управления в регистрации спорного объекта неправомерен.

Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 201 АПК РФ, в случае признание действия (бездействия) незаконным в решение суда должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами суд с учетом положений п.3 ст.13 Закона о регистрации считает необходимым возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области обязанность в срок не более восемнадцати календарных дней с даты вступления в силу настоящего решения произвести государственную регистрацию права оперативного управления федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет» на наружный газопровод, находящийся по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, ул.Северный Венец, д.32.

Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Излишне уплаченные заявителем при обращении в арбитражный суд 2.000 рублей государственной пошлины на основании ст. 104 АПК РФ и ст. 333.41 Налогового кодекса РФ следует возвратить из федерального бюджета заявителю.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области № 01/141/2013-181 от 31.12.2013г. в государственной регистрации.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в срок не более восемнадцати календарных дней с даты вступления в силу настоящего решения произвести государственную регистрацию права оперативного управления федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет» на наружный газопровод, находящийся по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, ул.Северный Венец, д.32.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в пользу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет» в возмещение судебных расходов 2.000 (Две тысячи) рублей.

Возвратить федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет» из федерального бюджета 2.000 (Две тысячи) рублей излишне уплаченной государственной пошлины.

Исполнительные листы и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) в течение месяца со дня принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.

Судья Ю.А. Каданцев