г. Ульяновск Дело № А72-511/2021
12.03.2021
Резолютивная часть решения объявлена 10.03.2021
Решение в полном объеме изготовлено 12.03.2021
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Овсяниковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильиной К.В., рассмотрев дело по заявлению
Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Павловский», область Ульяновская, р.п.Павловка
к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, утратил статус индивидуального предпринимателя 25.11.2020 согласно общедоступным сведениям ЕГРИП), область Ульяновская, с. Татарский Шмалак
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 14.17.1 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении № 022777 от 11.12.2020),
при участии:
лица, участвующие в деле – не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Павловский» обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст.14.17.1 КоАП РФ.
Определением от 10.02.2021 указанное заявление принято к производству.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания (определение суда всеми получено), явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд провел предварительное судебное заседание, и, руководствуясь статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, открыл судебное заседание в первой инстанции, которое на основании ст. 156 АПК РФ проводится в отсутствие заявителя и ответчика, извещенных должным образом.
Из материалов дела следует, что 15.04.2020 Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Павловский» проведена проверка магазина «Продукты», принадлежащего ИП ФИО1 и расположенного по адресу: <...>, в результате которой был выявлен факт реализации в данной торговой точке алкогольной продукции (водки) без лицензии и сопроводительных документов, о чем составлен протокол осмотра помещений от 15.04.2020 и протокол изъятия вещей и документов от 15.04.2020.
11.12.2020 инспектором по УУП МО МВД России «Павловский» в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО1, был составлен административный протокол АП-73 №30 022777 по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ. Согласно протоколу, ФИО1 от получения копии протокола и от подписи протокола отказалась.
Событием правонарушения в административном протоколе указана реализация алкогольной продукции – Водки «Каспийская BELUGA» объемом 0,5 л., крепостью 38%, стоимостью 150 рублей, без лицензии и сопроводительных документов в нарушение статьи 18 и 26 Закона № 171-ФЗ.
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Павловский» обратился в суд с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Ответчик отзыв в материалы дела не представил, заявленные требования не оспорил. Из административного протокола АП-73 №30 022777 следует, что Индивидуальный предприниматель ФИО1 от дачи объяснений отказалась.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовое регулирование производства и оборота (в том числе розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции (за исключением некоторых ее видов) без соответствующих лицензий и запрет на оборот такой продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
Исходя из статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается их закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа; алкогольной продукцией является пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 12 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ такой вид деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции, подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничную продажу такой продукции, вправе осуществлять только организации.
То есть выдача индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией действующим законодательством не предусмотрена.
В пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" разъяснено, что в силу положений Закона, в том числе пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.
Однако данное обстоятельство вовсе не означает, что за незаконное (без лицензии) осуществление индивидуальными предпринимателями деятельности по розничной продаже алкогольной продукции они не могут быть привлечены к административной ответственности.
Как указано в пункте 2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 декабря 2017 года, то обстоятельство, что для индивидуального предпринимателя установлен запрет на осуществляемую им деятельность, не может служить основанием для освобождения его от ответственности за ее ведение с нарушением установленных Законом N 171-ФЗ требований и правил.
Статья 14.17.1 КоАП РФ введена в действие с 30.07.2017 Федеральным законом от 29.07.2017 N265-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции" и содержит специальные нормы, устанавливающие ответственность физических лиц и индивидуальных предпринимателей за незаконную предпринимательскую деятельность в области оборота (розничной продажи) алкогольной продукции.
В соответствии с п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
Таким образом, суд считает верной квалификацию совершенного предпринимателем правонарушения административным органом по ч.2 ст.14.17.1 КоАП РФ.
По материалам дела, 15.04.2020 должностным лицом МО МВД России «Павловский» произведен личный досмотр и досмотр вещей несовершеннолетней ФИО2 в присутствии понятых, по результатам которого составлен протокол личного досмотра и досмотра вещей, а также протокол об изъятии вещей и документов от 15.04.2020. В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ должностным лицом МО МВД России «Павловский» произведено изъятие алкогольной продукции: Водки «Каспийская BELUGA» объемом 0,5 л., крепостью 38%, стоимостью 150 рублей. Указанная алкогольная продукция приобретена несовершеннолетней в магазине ИП ФИО1, что также подтверждается постановлением Николаевского районного суда Ульяновской области от 9.10.2020 по делу №5-2-52/2020 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 2.1 ст.14.16 КоАП РФ.
Из заявления административного органа о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности следует, что из магазина, принадлежащего ИП ФИО1 в результате проведения проверки изъято 16 бутылок алкогольной продукции объемом 500 мл. каждая (общий объем- 8 л.), что подтверждается также протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.04.2020.
Образцы изъятой продукции были направлены должностным лицом на экспертизу, оставшаяся продукция помещена на хранение до вынесения решения суда в МО МВД России «Павловский».
Согласно Справке об исследовании №И2/573 от 20.04.2020 ЭКЦ УМВД России по Ульяновской области, жидкость, представленная на исследование в трех бутылках соответствует требованиям ГОСТ Р 12712-2013 «Водки и водки особые. Общие технические условия» по содержанию токсичных примесей и по крепости, но не соответствует требованиям ГОСТ 5962-2013 «Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия» по крепости (объемной доле этилового спирта).
Таким образом, изъятая в торговой точке Предпринимателя продукция является алкогольной, незаконно реализуемой продукцией.
Суд считает, что материалами дела подтверждается совершение ИП ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена абзацем третьим части 3 статьи 23.1 Кодекса. В силу этой нормы дела по правонарушениям, предусмотренным указанными в ней статьями КоАП РФ, подведомственны арбитражным судам, если соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в том числе утратившими данный статус после совершения административного правонарушения.
Исходя из п. «д» ч.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" дела, указанные в абзаце четвертом части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, не подсудны судьям судов общей юрисдикции и в том случае, когда по ним в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ проводилось административное расследование, а также когда индивидуальный предприниматель, совершивший административное правонарушение из числа названных в абзаце четвертом части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, утратил статус индивидуального предпринимателя.
Таким образом, поскольку нарушение выявлено 15.04.2020, а ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя 25.11.2020 согласно общедоступным сведениям ЕГРИП, он подлежит привлечению к административной ответственности как должностное лицо в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ
Процессуальных нарушений в ходе административного производства судом не установлено.
Сроки привлечения к административной ответственности (1 год в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ) не истекли.
Доказательств, что ИП предприняла все необходимые меры для соблюдения требований законодательства и наличия объективных к этому препятствий, суду не представлено.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 13 июля 2015 года N 304-АД15-7137, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить должный контроль как за выполнением требований законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции, так и за выполнением таких требований своими работниками.
В части размера назначения наказания суд пришел к следующим выводам.
Санкция ч.2 ст.14.17.1 КоАП РФ предусматривает назначение индивидуальным предпринимателям штрафов значительного размера (от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкций с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.01.2017 по делу №А72-19871/2016 Индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей 00 копеек с конфискацией товара
В силу ст.4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Согласно общедоступным сведениям Картотеки арбитражных дел, сведения об исполнении Индивидуальным предпринимателем Решения Арбитражного суда Ульяновской области от 31.01.2017 по делу №А72-19871/2016 отсутствуют.
При данных обстоятельствах возможность применения ст.4.1.1 КоАП РФ для замены административного штрафа предупреждением не имеется.
В силу п.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, исходя из характера правонарушения и обстоятельств данного конкретного дела, учитывая размер штрафных санкций за совершенное правонарушение, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела – 50 000 руб.
Санкция ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ предусматривает дополнительное наказание в виде конфискации алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Однако в данном случае суд руководствуется следующими положениями закона и "Обзором практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)
Реализуемая индивидуальным предпринимателем алкогольная продукция на основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ находится в незаконном обороте и в силу указанной нормы, а также части 3 статьи 3.7 КоАП РФ подлежит изъятию.
Из положений части 3 статьи 3.3 КоАП РФ следует, что, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.
Применительно к категории дел об административных правонарушениях, совершенных в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, такое основание (исключение) предусмотрено частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ, а также Законом N 171-ФЗ, согласно которому в указанных в пункте 1 статьи 25 названного закона случаях этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные), основное технологическое оборудование, автомобильный транспорт признаются находящимися в незаконном обороте, поэтому подлежат изъятию.
Следовательно, конфискация орудий совершения и (или) предметов административных правонарушений, находящихся в незаконном обороте, не подлежит применению даже в том случае, когда она предусмотрена санкцией соответствующей статьи в качестве безальтернативного (обязательного) дополнительного административного наказания (п.2 вышеуказанного Обзора).
На основании части 3 статьи 29.10 КоАП РФ арбитражный суд в резолютивной части решения должен решить вопрос об изъятых вещах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона N 171–ФЗ изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 пункта 1 настоящей статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, предусматривающим такой порядок, являются утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и действующие с 13.10.2015 "Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Закона №171-ФЗ, а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона".
С учетом изложенного, изъятую алкогольную продукцию (пиво), перечисленную в протоколе изъятия от 15.04.2020, органам внутренних дел следует направить на уничтожение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027.
В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Привлечь ФИО1 (ИНН: <***>, снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя 25.11.2020, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: Иркутская область, г.Ангарск; адрес: область Ульяновская, с. Татарский Шмалак, ул.С. ФИО3, 32) к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении штрафа в законную силу по реквизитам:
Получатель: Управление Федерального Казначейства по Ульяновской области (УМВД по Ульяновской области)
ИНН <***> КПП 732501001
р/с <***> Отделение Ульяновск Банка России/УФК по Ульяновской области г.Ульяновск КБК 18811601141010171140
БИК: 017308101 ЕКС (единый казначейский счет) 40102810645370000061
л/с <***> ОКТМО 73632000 УИН 18880273200730227774
Надлежащим образом заверенную копию квитанции или платежного поручения, подтверждающего уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Ульяновской области.
По истечении шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, направить на взыскание штрафа в службу судебных приставов-исполнителей по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности.
Изъятую из оборота алкогольную продукцию согласно протокола изъятия от 15.04.2020 направить на уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Ю.А. Овсяникова