ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-5213/08 от 29.09.2008 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск

29.09.2008 г. Дело №А72-5213/08-11/324

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Прохорова А.Е.

при ведении протокола судебного заседания судьей Прохоровым А.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновское высшее военно-техническое училище (военный институт)» Министерства обороны РФ

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области

об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 22.07.2008 г. № 2008-07Н, постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 22.07.2008 г. № 2008-09Н

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 07.08.2008 г., паспорт, ФИО2, доверенность от 07.08.2008 г., паспорт

от ответчика – ФИО3, доверенность от 29.08.2007 г., паспорт, ФИО4, доверенность от 10.12.2007 г., паспорт

установил:

В арбитражный суд Ульяновской области обратилось Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновское высшее военно-техническое училище (военный институт)» Министерства обороны РФ с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 22.07.2008 г. № 2008-07Н, постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 22.07.2008 г. № 2008-09Н.

Представители заявителя настаивают на удовлетворении заявления по изложенным в нем (дополнении к нему) основаниям. Считают, что были вправе производить выплаты на денежное довольствие курсантов и выплату курсантам командировочных расходов при проведении войсковой стажировки по разделу 02 (Национальная оборона) подразделу 02 01 (Вооруженные силы РФ), поскольку являются высшим военным учебным заведением, входящим в состав МО РФ, а курсанты – военнослужащими, осуществляющими служебные обязанности в интересах национальной обороны РФ.

Представители ответчика заявленное требование считают необоснованным по мотивам, изложенным в отзыве и дополнении к нему. Считают, что заявитель допустил нецелевое использование бюджетных средств, поскольку произведенные заявителем, как высшим учебным заведением, расходы связаны с учебным процессом, как основным видом деятельности заявителя, и должны в силу указания закона финансироваться по разделу 07 (образование) подразделу 07 06 (высшее профессиональное образование).

Из материалов дела усматривается, что Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновское высшее военно-техническое училище (военный институт)» Министерства обороны РФ зарегистрировано Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска 07.12.2004 г. (ИНН <***>, КПП 732501001, ОГРН <***>).

1. Проверкой расходования средств федерального бюджета, направленных на выплату денежного довольствия военнослужащим установлено, что в декабре 2007 г. платежным поручением от 21.12.2007 г. № 834 за счет средств федерального бюджета, выделенных по разделу 02 «Национальная оборона», подразделу 01 «Вооруженные Силы Российской Федерации», целевой статье 2020000 «Воинские формирования (органы, подразделения)», виду расходов 239, подстатье экономической классификации расходов 211 «Заработная плата», перечислены на пластиковые банковские карты в ОСБ № 8588 г. Ульяновска денежные средства в общей сумме 5.418.667 руб. 57 коп. сотрудникам учебных кафедр, научно-исследовательской лаборатории, учебного отдела и батальона курсантов. Результаты проверки отражены в акте от 09.06.2008 г.

По выявленному факту в отношении заявителя возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об административном правонарушении от 09.07.2008 г. о совершении заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ и выразившегося в нецелевом использовании выделенных бюджетных средств.

Постановлением от 22.07.2008 г. № 2008-07Н   заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 50.000 руб.

Заявителю вменено то, что он, осуществляя в течение января-ноября 2007 г. оплату расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны РФ (получатель 187) по разделу 07 «Образование», подразделу 06 «Высшее профессиональное образование», целевой статье 4300000 «Высшие учебные заведения», виду расходов 239, подстатье экономической классификации расходов 211 «Заработная плата», в декабре 2007 г. произвел, как указано выше, оплату расходов в сумме 5.418.667 руб. 57 коп. за счет средств федерального бюджета, выделенных по разделу 02 «Национальная оборона», подразделу 01 «Вооруженные Силы Российской Федерации», целевой статье 2020000 «Воинские формирования (органы, подразделения)», виду расходов 239, подстатье экономической классификации расходов 211 «Заработная плата», что является нецелевым использованием бюджетных средств.

2. Проверкой расходования средств федерального бюджета на выплату суточных при служебных командировках установлено, что по данным бухгалтерского учета в 2007г. Ульяновским ВВТУ, в соответствии с приказом начальника Ульяновского ВВТУ от 29.09.2007г. №311 «Об организации войсковой стажировки в Ульяновском ВВТУ», перечислены на банковские карты в ОСБ 8588 г. Ульяновска в общей сумме 685 042 руб. 86 коп. командировочные расходы (суточные) для прохождения войсковой стажировки курсантам 5 и 6 рот. Из них:

- платежным поручением от 25.12.2007г. № 877 по разделу 02 (Национпльная оборона), подразделу 0201 (Вооруженные силы РФ), целевой статье 2010000 (материально-техническое обеспечение), виду расходов 233 (обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации), подстатье экономической классификация расходов 212 (прочие выплаты) в сумме 470.393 руб. 92 коп.;

- платежным поручением от 25.12.2007 г. № 876 по разделу 02 (Национальная оборона), подразделу 0201 (Вооруженные силы РФ),целевой статье 2020000 (воинские формирования (органы, подразделения), виду расходов 239 (военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания), подстатьей экономической классификации расходов 212 (прочие выплаты) в сумме 214.641 руб. 94 коп.

Результаты проверки отражены в акте от 09.06.2008 г.

По выявленному факту в отношении заявителя возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об административном правонарушении от 09.07.2008 г. о совершении заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ и выразившегося в нецелевом использовании выделенных бюджетных средств.

Постановлением от 22.07.2008 г. № 2008-09Н   заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 45.000 руб.

Заявителю вменено то, что он, осуществляя в течение января-ноября 2007 г. оплату расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны РФ (получатель 187) по разделу 07 «Образование», подразделу 06 «Высшее профессиональное образование», целевой статье 4300000 «Высшие учебные заведения», виду расходов 239, подстатье экономической классификации расходов 211 «Заработная плата», в декабре 2007 г. произвел, как указано выше, оплату командировочных расходов в сумме 685.042 руб. 86 коп. за счет средств федерального бюджета, частично по разделу 02 «Национальная оборона», подразделу 01 «Вооруженные Силы Российской Федерации», целевой статье 2010000 (материально-техническое обеспечение)  , виду расходов 233 (обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации), подстатье экономической классификация расходов 212 (прочие выплаты), частично по разделу 02 (Национальная оборона), подразделу 0201 (Вооруженные силы РФ),целевой статье 2020000 (воинские формирования (органы, подразделения)  , виду расходов 239 (военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания), подстатьей экономической классификации расходов 212 (прочие выплаты), что является нецелевым использованием бюджетных средств.

Согласно п.3.1 Устава Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновское высшее военно-техническое училище (военный институт)» Министерства обороны РФ, утвержденного Министром обороны РФ 09.11.2004 г., основным видом деятельности училища является образовательная деятельность, включающая организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы. При этом образовательный процесс включает в себя проведение по установленной программе практик и стажировок курсантов (переменный состав училища) (ст.ст.3.7, 6.2 Устава). Права и обязанности участников образовательного процесса (постоянный и переменный состав) регламентированы гл. VI Устава, включая право курсантов, как участников образовательного процесса, на получение денежного довольствия (ст. 6.2.5, 6.3 Устава). Согласно ст.8.1 Устава финансовая и хозяйственная деятельность училища имеет целью обеспечение образовательного процесса, удовлетворение социальных и культурных потребностей постоянного и переменного состава Училища и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и правовыми актами МО. Училище обеспечивается бюджетными ассигнованиями в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и правовыми актами МО.

Таким образом, из Устава училища усматривается, что курсанты училища, являясь участниками образовательного процесса  , в процессе его проведения и как его составная часть участвуют в прохождении практик и стажировок, имеют право, как участники образовательного процесса, на получение денежного довольствия в установленном порядке за счет средств бюджетного финансирования.

Согласно утвержденной сметы расходов ГОУ ВПО Ульяновское ВВТУ с уточнением на 26.12.2007 г. заявителю было утверждены расходы по коду затрат 187 02 01 (Министерство обороны РФ, национальная безопасность, вооруженные силы) на общую сумму 40.742.921 руб. 17 коп., по коду затрат 187 07.06 (Министерство обороны РФ, образование, высшее профессиональное образование) выделено 191.375.720 руб.

Из представленных по делу доказательств усматривается также, что помимо финансирования деятельности училища, как высшего учебного заведения, заявителю в общем составе бюджетных ассигнований без специального выделения в смете расходов в течение 2007 г. в связи с единой бухгалтерией выделялись бюджетные средства для обеспечения деятельности Ульяновской военной прокуратуры, военного следственного отдела по Ульяновскому гарнизону, отдела ФСБ по Ульяновскому гарнизону, финансирование которых должно осуществляться именно по коду затрат 187 02 01. Согласно представленного расчета заявителя по имеющимся у него данным на указанные цели перечислено в 2007 г. 14.936.228 руб. 72 коп. При этом суд отмечает, что указание Управления Приволжско-Уральского военного округа заявителю о зачислении на финансовое обеспечение военного следственного отдела по Ульяновскому гарнизону с 07.09.2007 г. направлено заявителю письмом от 18.12.2007 г. № 43/1/2270 с указанием об истребовании денег в установленном порядке.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.18 Бюджетного кодекса РФ бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации. Классификация расходов бюджета определена в ст.21 БК РФ.

Согласно ст.11 БК РФ Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.

Федеральный бюджет на 2007 г. утвержден Федеральным законом от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2007 г.» В соответствии с Приложением № 10 к указанному Закону Министерству обороны РФ (код 187) предусмотрены расходы по коду 187 02 01 (национальная оборона, Вооруженные Силы РФ), при этом расходы на образовательную деятельность высших учебных заведений по данному коду не значатся. Вместе с тем этим же Законом Министерству обороны РФ предусмотрены расходы по коду классификации 187 07 06 (высшее профессиональное образование) со статьями расходов 187 07 06 4300000 (высшие учебные заведения) с видом расходов 239 (военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания) и 327 (деятельность подведомственных учреждений).

В соответствии с «Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ», утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 08.12.2006 г. № 168н, действовавшими на дату совершения правонарушений, по подразделу 0706 (высшее профессиональное образование) отражаются расходы на подготовку специалистов соответствующего уровня, а также на содержание высшего профессионального образования (высших учебных заведений), по статье целевых расходов 4300000 (высшие учебные заведения) отражаются расходы на содержание высших учебных заведений, на обеспечение и организацию учебного процесса в образовательных учреждениях данного типа, а также расходы на социальную поддержку обучающихся, включая расходы на финансирование деятельности подведомственных учреждений (статья расходов 327) и расходов на военный персонал (239). По подстатье 211 отражаются расходы заработную плату, по подстатье 212 – прочие расходы (включая командировочные).

Согласно Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» в состав раздела 02 «Национальная оборона» не включаются расходы на содержание и обеспечение деятельности высших учебных заведений, даже если их контингент ограничивается только военнослужащими. При этом не оговорено, что данное положение не распространяется на образовательный процесс и его участников в высших военных учебных заведениях, подведомственным МО РФ.

Таким образом, суд считает правомерным довод ответчика о том, что в соответствии с действовавшими на дату совершения правонарушений нормативными актами бюджетного законодательства РФ расходы содержание и обеспечение деятельности высших учебных заведений, входящих в состав МО РФ, должны производиться и отражаться по коду бюджетной классификации 187 07 06 4300000 с соответствующими статьями и подстатьями расходов, а не по коду бюджетной классификации 187 02 01 2020000 (2010000), как сделано заявителем.

Суд не принимает довод заявителя о том, что в связи с тем, что курсанты являются военнослужащими и выполняют соответствующие обязанности, в связи с чем отражение расходов по коду бюджетной классификации 187 02 01 2020000 (2010000) правомерно, поскольку выполнение указанных обязанностей производится ими в рамках общего образовательного процесса по подготовке соответствующих специалистов и как участниками образовательного процесса. Наличие указанного статуса не препятствует отражению расходов по коду бюджетной классификации 187 07 06 4300000.

Суд не принимает довод заявителя о том, что положение «Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» о том, что в состав раздела 02 «Национальная оборона» не включаются расходы на содержание и обеспечение деятельности высших учебных заведений, не касается деятельности высших военных учебных заведений, поскольку данный довод не основан на законе и является предположением заявителя, которому не предоставлено право официального толкования законодательства.

Согласно ст.28 БК РФ принципом бюджетной системы является адресность и целевой характер бюджетных средств. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в установленном порядке (ст. 161 БК РФ).

В соответствии со ст.162 БК РФ получатель бюджетных средств, в числе прочего, составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Суд считает установленным, что заявитель произвел выплату денежного довольствия за счет средств федерального бюджета, выделенных по разделу 02 «Национальная оборона», подразделу 01 «Вооруженные Силы Российской Федерации», целевой статье 2020000 «Воинские формирования (органы, подразделения)», виду расходов 239, подстатье экономической классификации расходов 211 «Заработная плата», а также выплату командировочных расходов в общей сумме 685 042 руб. 86 коп. для прохождения войсковой стажировки курсантам по разделу 02 (Национальная оборона), подразделу 0201 (Вооруженные силы РФ), целевой статье 2010000 (материально-техническое обеспечение), целевой статье 2020000 (воинские формирования (органы, подразделения) виду расходов 233 (обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации), подстатье экономической классификация расходов 212 (прочие выплаты) с нарушением целевого бюджетного финансирования, утвержденной сметы на цели, не соответствующие целям получения указанных средств в связи с чем его действия правильно квалифицированы ответчиком по ч.1 ст.15.14 КоАП РФ.

С учетом степени потенциальной опасности совершенного правонарушения охраняемым отношениям суд не находит оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ.

Довод заявителя о совершении административного правонарушения в состоянии крайней необходимости является несостоятельным, поскольку не отвечает требованиям ст.2.7 КоАП РФ.

Также несостоятельна ссылка представителя заявителя на ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, поскольку какие-либо основания для ее применения отсутствуют.

Вместе с тем суд учитывает, что заявитель ранее не привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения, что является обстоятельством, смягчающим ответственность, нарушения носили разовый характер. По мнению суда, ответчик определил меру административного взыскания в постановлениях от 22.07.2008 г. № 2008-7н и № 2008-09н в виде штрафов в размере 45.000 и 50.000 руб., то есть в максимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, без учета изложенных выше смягчающих вину обстоятельств, роли заявителя в совершенном правонарушении, степени его вины, обстоятельств правонарушения, размера реально причиненного ущерба.

В соответствии с п. 2.ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд считает возможным оспариваемые постановления изменить в части размера наложенного административного штрафа, установив его в сумме 40.000 руб. по каждому постановлению, то есть в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, ст.ст.207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд

Р Е Ш И Л :

Изменить постановление Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области о назначении административного наказания Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Ульяновское высшее военно-техническое училище (военный институт)» Министерства обороны РФ по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ по делу об административном правонарушении от 22.07.2008 г. № 2008-07Н в части размера административного штрафа, установив его в сумме 40.000 руб.

Изменить постановление Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области о назначении административного наказания Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Ульяновское высшее военно-техническое училище (военный институт)» Министерства обороны РФ по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ по делу об административном правонарушении от 22.07.2008 г. № 2008-09Н в части размера административного штрафа, установив его в сумме 40.000 руб.

В остальной части оспариваемые постановления оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную си­лу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстан­ции.

Судья Прохоров А. Е.