Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ульяновск
27.11.2007г. Дело № А72-5523/07-10/282
Арбитражный суд Ульяновской области в составе М.А.Семеновой,
при ведении протокола судебного заседания судьей М.А.Семеновой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Чердаклинский комбикормовый завод», п.г.т.Чердаклы Чердаклинского района Ульяновской области
к Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Чердаклинский район», муниципальное унитарное предприятие «Служба Заказчика», п.г.т.Чердаклы Чердаклинского района Ульяновской области, муниципальное учреждение жилищно-коммунального хозяйства «Служба Заказчика», п.г.т.Чердаклы Чердаклинского района Ульяновской области, Управление Фонда социального страхования (государственное учреждение) в Чердаклинском районе Ульяновской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Ульяновской области, закрытое акционерное общество «Средне-Волжская Промышленная Компания», АООТ «АММЭ», открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги, закрытое акционерное общество «Авиастар ОПЭ», ООО «СЭСНа», муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, администрация муниципального образования «Бряндинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, администрация муниципального образования «Озерское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Чердаклинского района»,
о признании недействительным постановления № 67 от 26.02.2007г. «О реорганизации в форме преобразования МУ ЖКХ «Служба заказчика» в МУП «Служба заказчика»
при участии в заседании представителей:
заявителя – ФИО1, по доверенности от 09.07.2007г.,
Адм-ции МО «Чердаклинский район» - не явились, заявление о рассмотрение дела без участия представителя,
КУМИ ЗО Адм. МО «Чердаклинский район» - ФИО2, по доверенности от 01.07.2007г.,
ЗАО «Средне-Волжская Промышленная Компания» - ФИО3, по доверенности № 887 от 09.01.2007г.,
ЗАО «Авиастар ОПЭ», ООО «СЭСНа» - ФИО4, по доверенностям № 15 от 05.02.2007г., № 07/1 от 12.03.2007г.,
ФНС - не явились, заявление о рассмотрение дела без участия представителя,
другие лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили;
установил:
ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным постановления № 67 от 26.02.2007г. Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области «О реорганизации в форме преобразования МУ ЖКХ «Служба заказчика» в МУП «Служба заказчика». Кроме того, заявитель просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд, установленный п.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 24.08.2007г. суд по инициативе заявителя привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Чердаклинский район», муниципальное унитарное предприятие «Служба Заказчика», п.г.т.Чердаклы Чердаклинского района Ульяновской области, муниципальное учреждение жилищно-коммунального хозяйства «Служба Заказчика», п.г.т.Чердаклы Чердаклинского района Ульяновской области.
Определением от 25.09.2007г. суд по своей инициативе привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Фонда социального страхования (государственное учреждение) в Чердаклинском районе Ульяновской области, Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Ульяновской области, закрытое акционерное общество «Средне-Волжская Промышленная Компания», АООТ «АММЭ», открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги, закрытое акционерное общество «Авиастар ОПЭ», ООО «СЭСНа», муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.
Определениями от 12.11.2007г. суд по своей инициативе привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию муниципального образования «Бряндинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, администрацию муниципального образования «Озерское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Чердаклинского района».
Как следует из материалов дела,
22.06.2006г. Глава администрации МО «Чердаклинский район» издал постановление» №172 «О реорганизации Муниципального учреждения жилищно-коммунального хозяйства «Служба заказчика» со ссылкой на:
- ст.296, ч.3 ст.299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ),
- п.1 ст.29, п.1 ст.31 Федерального закона №161-ФЗ от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – ФЗ №161-ФЗ),
- ст.ст. 14, 50 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. (далее ФЗ №131-ФЗ).
Данным постановлением было прекращено с согласия руководителя право МУ ЖКХ «Служба заказчика» оперативного управления имуществом.
Изъятое имущество согласно приложения №1 закреплялось на праве хозяйственного ведения за МУП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Чердаклинского района» (п.1), согласно приложения №2 - было передано в муниципальную собственность МО «Бряндинское сельское поселение» Чердаклинского района (п.2), согласно приложения №3 – было передано в муниципальную собственность МО «Озерское сельское поселение» Чердаклинского района (п.3).
Пунктом 4 постановления была осуществлена реорганизация МУ ЖКХ «Служба заказчика» в форме присоединения к МУП ЖКХ МО «Чердаклинский район» Ульяновской области с переходом прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение, в соответствии с передаточным актом (приложение №4). Был утвержден передаточный акт и внесены соответствующие изменения и дополнения в Устав МУП ЖКХ МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.
Пунктом 5 было установлено Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» исключить из реестра муниципальной собственности МО «Чердаклинский район» переданное имущество согласно приложений №№1, 2, 3, 4.
22.06.2006г. Глава администрации МО «Чердаклинский район» издал еще одно постановление №172 «О передаче имущества Муниципального учреждения жилищно-коммунального хозяйства «Служба заказчика» со ссылкой на:
- ст.296, ч.3 ст.299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ),
- ст.ст. 14, 50 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. (далее ФЗ №131-ФЗ).
Данным постановлением было изъято с согласия руководителя закрепленное на праве оперативного управления за МУ ЖКХ «Служба заказчика» имущество и закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Чердаклинского района» согласно приложения №1 (п.1 постановления), прекращено право оперативного управления имуществом МУ ЖКХ «Служба заказчика» и оно передано с согласия руководителя согласно приложения №2 в муниципальную собственность МО «Бряндинское сельское поселение» Чердаклинского района (п.2 постановления), прекращено право оперативного управления имуществом МУ ЖКХ «Служба заказчика» и оно передано с согласия руководителя согласно приложения №3 в муниципальную собственность МО «Озерское сельское поселение» Чердаклинского района (п.3 постановления), прекращено право оперативного управления имуществом МУ ЖКХ «Служба заказчика» и оно передано с согласия руководителя согласно приложения №4 МУП ЖКХ МО «Чердаклинский район» на праве хозяйственного управления (п.4 постановления).
Пунктом 5 было установлено Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» исключить из реестра муниципальной собственности МО «Чердаклинский район» переданное имущество согласно приложений №№1, 2, 3, 4.
26.07.2006г. на запрос заявителя Администрация МО «Чердаклинский район» сообщила письмом за №1164, что в настоящий момент МУ ЖКХ «Служба заказчика» находится в стадии ликвидации, для погашения задолженности, числящейся за предприятием следует обратиться в ликвидационную комиссию МО «Чердаклинский район».
01.08.2006г. заявитель обратился с письмом за №325 к председателю ликвидационной комиссии МО «Чердаклинский район» с просьбой погасить сложившуюся задолженность МУ ЖКХ «Служба заказчика» перед ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» в размере 483.919 руб. 99 коп., что подтверждалось актом сверки взаимных расчетов от 30.06.2006г
10.11.2006г. заявитель вновь направил в ликвидационную комиссию письмо за №532 о предоставлении информации о признанной ликвидационной комиссией задолженности МУ ЖКХ «Служба заказчика» перед ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» и сроках ее погашения.
17.11.2006г. Глава администрации МО «Чердаклинский район» ответил заявителю письмом за №2015, из которого следовало, что по состоянию на 16.11.2006г. МУ ЖКХ «Служба заказчика» не находится в стадии ликвидации, решается вопрос по его реорганизации либо объединению с МУП «Строитель». При окончательном решении данного вопроса ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» будет дан ответ по интересующему вопросу.
04.12.2006г. заявитель направил в адрес директора МУ ЖКХ претензию за №593 об оплате до 18.12.2006г. задолженности за электроэнергию в размере 491.331 руб. 84 коп.
19.01.2007г. заявитель направил претензию за №51 в адрес Главы МО «Чердаклинский район» о наличии за МУ ЖКХ «Служба заказчика» перед ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» задолженности в сумме 483.919 руб. 99 коп. и потребовал оплатить задолженность в порядке субсидиарной ответственности со ссылкой на ч.2 ст.120 ГК РФ до 29.01.2007г.
26.02.2007г. Глава администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области издал постановление №67 «О реорганизации МУ ЖКХ «Служба заказчика» в форме преобразования в МУП «Служба заказчика» со ссылкой на ГК РФ, ФЗ №161-ФЗ, ФЗ №131-ФЗ, Положение о порядке создания, ликвидации и реорганизации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений на территории МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, утвержденное 20.01.2006г. решением №06 Совета депутатов МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.
Данным постановлением осуществлена реорганизация МУ ЖКХ «Служба заказчика» в форме преобразования в МУП «Служба заказчика» с переходом прав и обязанностей МУ ЖКХ «Служба заказчика» к вновь возникшему юридическому лицу – МУП «Служба заказчика» в соответствии с передаточным актом (п.1); вторым пунктом утвержден Устав МУП «Служба заказчика» в новой редакции и установлено зарегистрировать его в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Ульяновской области.
Согласно п.3 Учредителю МУ ЖКХ «Служба заказчика» в лице МУ Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области следовало:
- уведомить кредиторов о реорганизации МУ ЖКХ «Служба заказчика» в форме преобразования в МУП «Служба заказчика», официально опубликовав сообщение о принятом решении о прекращении деятельности юридического лица в связи с реорганизацией в печатном средстве массовой информации, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (п.п.3.1);
- уведомить налоговый орган для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности МУ ЖКХ «Служба заказчика» в связи с реорганизацией (п.п.3.2);
- утвердить передаточный акт, указав правопреемника по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении все его кредиторов, и предоставить его для государственной регистрации изменений в налоговый орган (п.п.3.3, 3.4);
- внести соответствующие изменения в реестр муниципальной собственности МО «Чердаклинский район» (п.п.3.5).
05.07.2007г. заявитель направил Главе администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области и председателю МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям «Чердаклинский район» Ульяновской области письмо за №444 о предоставлении ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» как кредитору МУ ЖКХ «Служба заказчика» в трехдневный срок информации о нем по состоянию на 05.07.2007г.
11.07.2007г. МУ администрация МО «Чердаклинский район» ответила на запрос письмом за №1207 об издании оспариваемого постановления с соответствующими разъяснениями по всем его пунктам.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов. При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации в от 18.11.2004 N 367-О установлено, что при оспаривании в судебном порядке ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц вопрос о причинах пропуска срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании.
Как указывает заявитель, срок для обращения в суд с настоящим заявлением был пропущен в связи с тем, что ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» (кредитор реорганизованного юридического лица) узнало об издании оспариваемого постановления и реорганизации МУ ЖКХ «Служба заказчика» только 11.07.2007г. из письма ответчика №1207 от 11.07.2007г.).
Суд, рассмотрев заявленное ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» ходатайство о восстановлении пропущенного срока, считает возможным его удовлетворить, срок восстановить.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество мотивирует свои требования тем, что оспариваемое постановление не соответствует статье 17 Федерального закона от 12.01.996 г. N 7-ФЗ
"О некоммерческих организациях" (далее – ФЗ №7-ФЗ), нарушает права Общества как кредитора учреждения, поскольку в результате произошедшей реорганизации Общество не сможет обратиться за взысканием задолженности к ответчику в порядке субсидиарной ответственности, притом, что МУП ЖКХ «Служба заказчика» деятельности не ведет, кредиторскую задолженность не погашает. Передаточный акт содержит не всю признанную и не признанную МУ ЖКХ «Служба заказчика» задолженность - не включена задолженность на сумму 10.300 руб. 84 коп.
Кроме того, реорганизация Муниципального учреждения произведена с нарушением прав кредиторов, гарантированных статьей 60 Гражданского кодекса Российской Федерации - в соответствии с требованиями указанной нормы учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. В нарушение указанной нормы Администрация опубликовала сообщение о принятом решении о реорганизации Муниципального учреждения в печатном средстве массовой информации, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц – журнал «Вестник государственной регистрации», который не является общедоступным печатным средством массовой информации. Доказательств направления письменного уведомления в адрес кредиторов ответчиком не представлено.
Неуведомление кредиторов о реорганизации юридического лица свидетельствует о нарушении установленной законом процедуры образования нового юридического лица и является основанием для признания реорганизации недействительной.
Кредиторы Муниципального учреждения - ЗАО «Средне-Волжская Промышленная Компания», ЗАО «Авиастар ОПЭ», ООО «СЭСНа» поддержали заявленные требования. Другие лица, привлеченные судом в порядке ст.51 АПК РФ к участию в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзыв на заявленные требования в материалы дела не представили.
Оспариваемым постановлением осуществлена реорганизация Муниципального учреждения ЖКХ «Служба заказчика» в форме преобразования в Муниципальное унитарное предприятие «Служба заказчика».
Согласно ст.113 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
В соответствии со ст.120 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Преобразование некоммерческой организации в коммерческую противоречит ст.17 ФЗ №7-ФЗ, которая содержит перечень форм преобразования некоммерческих организаций. Таким образом, преобразование Муниципального учреждения ЖКХ «Служба заказчика» в Муниципальное унитарное предприятие «Служба заказчика» противоречит ФЗ №7-ФЗ.
Кроме того, как было указано выше, 22.06.2006г. Глава администрации МО «Чердаклинский район» издал постановление» №172 о реорганизации Муниципального учреждения жилищно-коммунального хозяйства «Служба заказчика» в форме присоединения к МУП ЖКХ МО «Чердаклинский район». Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Чердаклинский район», присутствовавший в судебном заседании 27.11.2007г., в устной форме пояснил, что названное постановление №172 будет отменено, а в письменной форме представил в дело объяснения о том, что постановление №172 было подписано Главой администрации ошибочно, его следует считать недействительным, однако, документ об его отмене найти не представляется возможным.
Т.е., на момент издания постановления №67 от 26.02.2007г. о реорганизации МУ ЖКХ «Служба заказчика» в форме преобразования в МУП «Служба заказчика» существовало постановление №172 от 22.06.2006г. о реорганизации Муниципального учреждения в форме присоединения к МУП ЖКХ МО «Чердаклинский район», доказательств отмены которого суду не представлено.
В соответствии со ст. 59 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. В ходе рассмотрения дела представитель ответчика признал, что необоснованно не включена в передаточный акт задолженность перед заявителем на сумму 2.889 руб., подтвержденная документально. На 27.11.2007г. – день вынесения судом решения, ответчиком не был рассмотрен вопрос о включении данной задолженности в передаточный акт, хотя представитель ответчика пояснял суду, что имеется такая возможность.
Также, согласно ст.60 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица (п.1). Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков (п.2).
07.03.2007г. в журнале «Вестник государственной регистрации» №9 было опубликовано объявление о том, что постановлением Главы администрации МО «Чердаклинский район» №67 от 26.02.2007г. принято решение о реорганизации МУ ЖКХ «Служба заказчика» в форме преобразования в МУП «Служба заказчика». В ходе рассмотрения дела ответчик пояснял, что письменные уведомления в адрес кредиторов не направлялись.
Уже 26.03.2007г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности МУ ЖКХ «Служба заказчика» при реорганизации в форме преобразования.
При данных обстоятельствах суд считает, что реорганизация Муниципального учреждения произведена с нарушением прав кредиторов, гарантированных статьей 60 Гражданского кодекса Российской Федерации. Неуведомление кредиторов о реорганизации юридического лица свидетельствует о нарушении установленной законом процедуры образования нового юридического лица и является основанием для признания реорганизации недействительной.
Кроме того, 02.11.2007г. определением Арбитражного суда Ульяновской области по делу №А72-5696/07-26/17- Б в отношении МУП «Служба заказчика» введена процедура наблюдения.
Учитывая все вышеизложенное, суд считает, что постановление № 67 от 26.02.2007г. Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области «О реорганизации в форме преобразования МУ ЖКХ «Служба заказчика» в МУП «Служба заказчика» не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным и указывает в резолютивной части решения на обязанность ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При данных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.110, п.4 ст.198, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» о восстановлении пропущенного срока удовлетворить, срок восстановить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным постановление №67 от 26.02.2007г. администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области «О реорганизации МУ ЖКХ «Служба заказчика» в форме преобразования в МУП «Служба заказчика», ответчику следует устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2.000 руб. после вступления решения в законную силу.
Решение в силу ст.201 АПК РФ подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.
Судья М.А.Семенова