Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
04 сентября 2018 года Дело № А72-6056/2018
Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2018 года. Полный текст решения изготовлен 04 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Ульяновской области
в составе: судьи Чудиновой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Некрасовой М.Д.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Ульяновск
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Ульяновск
об отмене постановления № 22 от 03.04.2018 по делу об административном правонарушении о наложении административного штрафа
при участии:
от заявителя – ФИО1 доверенность от 27.06.2017;
от ответчика – ФИО2, доверенность от 31.07.2018; ФИО3, доверенность от 24.01.2018;
установил:
Акционерное общество "Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области об отмене постановления № 22 от 03.04.2018 по делу об административном правонарушении о наложении административного штрафа.
Определением суда от 20.04.2018 заявление принято к производству.
В судебном заседании представитель заявителя на требовании и на ходатайстве о восстановлении пропущенного срока на обжалование настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчиквозражал против удовлетворения заявленных требований и ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование.
Исследовав и оценив представленные документы, заслушав стороны, суд считает, что ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления от 03.04.2018 и заявленные требования следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 208 АПК РФ в случае пропуска десятидневного срока на подачу заявления он может быть восстановлен судом по ходатайству лица, подавшего заявление.
В силу части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Таким образом, срок, установленный в статье 208 АПК РФ, не является пресекательным и может быть восстановлен по ходатайству заявителя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными - обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска.
В то же время законодатель не установил ни перечень уважительных причин, ни каких-либо критериев для определения такого рода уважительности в тех или иных случаях, поэтому право признания наличия этих причин и их оценки принадлежит суду с учетом обстоятельств каждого конкретного дела.
В рассматриваемом случае судом учитываются, что процессуальный срок пропущен незначительно (на 3 дня), причины пропуска срока на обращение в суд с жалобой можно признать уважительными, в связи с этим ходатайство подлежит удовлетворению, а срок на обжалование постановления – восстановлению.
По существу заявленных требований судом установлено следующее.
Согласно материалам дела постановлением Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области от 03.04.2018 № 22 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Согласно части 2 статьи 13.19 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Из анализа юридического состава административного правонарушения, сформулированного в диспозиции статьи 13.19 КоАП РФ, следует, что объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета и составляющие предмет регулирования Федерального закона от 29 ноября 2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
При этом для всех без исключения юридических лиц установлена обязанность по предоставлению субъектам официального статистического учета первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации. Условия предоставления статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (чч. 1 и 9 ст. 8).
С объективной стороны это административное правонарушение выражается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
На основании пункта 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение), первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Пунктом 14 Положения предусмотрено, что непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом деле обществу вменяется нарушение срока сдачи ежемесячной отчетности по форме федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров» за февраль 2018.
При этом административный орган указывает, что в 2016, 2017 годах численность на предприятии составляла более 15 человек, в связи с чем, общество в 2018 году обязано ежемесячно сдавать отчетность по форме № П-1.
Общество, возражая по данному доводу, указывает, что при определении обязанности по ежемесячной сдаче указанной отчетности учитывается численность работников в обществе за предыдущий год, то есть в данном случае за 2017 год, которая на предприятии в 2017 году составляла менее 15 человек. В связи с чем, у общества отсутствует обязанность ежемесячно представлять отчетность по форме № П-1.
Административный орган оспаривал, что у общества численность на предприятии в 2017 году составляла менее 15 человек.
При оценке указанных доводов сторон судом учитывается следующее.
Форма федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», а также Указания по ее заполнению приведены в Приложении № 17 к приказу Росстата от 21.08.2017 № 541.
Кроме того, Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» утверждены приказом Росстата от 22.11.2017 № 772.
Форму федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" предоставляют все юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), средняя численность работников которых за предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера. Некоммерческие организации предоставляют форму федерального статистического наблюдения N П-1 при осуществлении производства товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам (пункт 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Росстата от 21.08.2017 № 541).
Срок предоставления отчетности - на 4 рабочий день после отчетного периода.
Таким образом, исходя из буквального содержания указанных положений приказа Росстата при определении ежемесячной обязанности сдавать отчет учитывается численность работников за предыдущий год отчетного периода.
Иное указанными приказами не установлено.
Аналогичные выводы суда изложены в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 N 12АП-7764/2016 по делу N А12-12222/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 30.01.2017 N 306-АД16-14188 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства).
Обществу вменяется нарушение ежемесячного срока сдачи отчетности по форме № П-1, за февраль 2018. Следовательно, предыдущий год, используемый для определения численности работников организации, - это 2017 год.
Общество указывает, что средняя численность работников в обществе в 2017 году составляла менее 15 человек, что подтверждается налоговой отчетностью «Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год», сданной обществом в налоговый орган за отчетный период - 2017 год.
Административный орган, возражая по данному доводу общества, указывает, что средняя численность работников в обществе в 2017 году составляла более 15 человек, что подтверждается статистической отчетностью самого общества, сданной в органы статистики за 2017 год.
Общество пояснило, что ошибочно указало в статистической отчетности численность работников 17 человек.
Учитывая, что у сторон имеются разногласия относительно средней численности работников на предприятии в 2017 году, судом истребованы у ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) сведения о количестве застрахованных лиц АО «Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства» за каждый месяц 2017 года с предоставлением подтверждающих документов (справок по форме СЗВ-М за каждый месяц 2017 года).
Указанные сведения представлены в материалы дела и сторонами не оспариваются.
Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.
При этом, согласно пункту 79.1 Указаний, утвержденных приказом Росстата от 22.11.2017 № 772, некоторые работники списочной численности не включаются в среднесписочную численность. К таким работникам, в частности, относятся, женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком (кроме работающих на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию).
Общество указывает, что шесть работников находились в отпусках по беременности и родам, в подтверждение представило в материалы дела в электронном виде копии приказов об отпусках, свидетельств о рождении детей. Во втором полугодии 2017 фактически ежемесячная численность составляла 1 работник – руководитель. В связи с чем, средняя численность работников в обществе за 2017 год составила менее 15 человек.
Административный орган указывает, что в дело представлены только копии приказов об отпусках, свидетельств о рождении детей, оригиналы суду не представлялись, при этом, некоторые приказы не подписаны руководителем общества.
Согласно статье 75 АПК РФ по общему правилу подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.
При этом согласно абзацу второму части 3 статьи 75 АПК РФ необходимость представления оригиналов документов, поступивших в суд в электронном виде, определяется судом.
Учитывая, что представленные заявителем через систему "Мой Арбитр" в материалы дела доказательства отвечают требованиям, предъявляемым Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации к электронному порядку подачи документов в арбитражный суд, ответчиком не заявлено о фальсификации представленных суду документов, и не представлено иных отличных по содержанию документов общества, представленные обществом копии приказов, свидетельств о рождении являются допустимыми и относимыми доказательствами, подлежащими оценки судом наряду с другими доказательствами по делу (статьи 67, 68, 71 АПК РФ).
По расчету суда, с учетом сведений от Пенсионного фонда и документально подтвержденного количества работников, находившихся в отпусках по беременности и родам (ежемесячно: с января – по май 2017 – 5 человек, июнь, июль 2017 - 6 человек, с августа по декабрь 2017 - 5 человек), средняя численность работников в обществе за 2017 год составила менее 15 человек (172 человека разделить на 12 месяцев).
Довод административного органа о том, что некоторые приказы не подписаны руководителем общества, судом отклоняется, поскольку в соответствии с требованиями статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вмененного правонарушения возложено на административный орган.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Доказательство того, что гр. ФИО4 не находилась в отпуске по беременности и родам сроком по 06.07.2017 и не уволилась 07.07.2017 (учитывая, в том числе сведения Пенсионного фонда), а также, что в указанном отпуске не находились иные работницы общества, в отношении которых представлены свидетельства о рождении детей, административным органом не представлены.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, непредставление доказательств должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированного со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент, участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у общества отсутствовала обязанность по ежемесячному предоставлению первичных статистических данных по форме № П-1, и в данном случае, за февраль 2018 года.
Дополнительно административный орган указывает, что, если у общества численность на предприятии в 2017 году составляла менее 15 человек, то указанные сведения органом статистики будут учтены только при сдаче отчетности в 2019 году, поскольку в конце года в автоматизированной системе ведения генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения выгружаются показатели, на основании которых определяется тип предприятия. В обоснование ссылается на экономическое описание «Ведение и использование централизованной базы данных статистического регистра». В связи с чем, для определения обязанности по сдаче отчетности в 2018 году административный орган использует сведения о численности за 2016 год.
Однако такой подход административного органа противоречит приказу Росстата от 21.08.2017 № 541, указывающему на определение численности работников за предыдущий год отчетного периода. При этом сам по себе порядок ведения и использования централизованной базы данных статистического регистра не может устанавливать иные правила, порядок и сроки сдачи отчетности и, тем более, являться основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение.
Иных доказательств в обоснование привлечения общества к административной ответственности административным органом в материалы дела не представлено.
В нарушении статей 65, 205 АПК РФ административным органом не представлено доказательств, подтверждающих обязанность ежемесячного предоставления обществом первичных статистических данных, в данном случае за февраль 2018, по форме статистической отчетности № П-1, поскольку численность работников заявителя в 2017 составляла менее 15 человек.
Довод административного органа о том, что административный орган при рассмотрении дела не обладал информацией о том, что среднесписочная численность работников заявителя составляет менее 15 человек, не свидетельствует о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В силу части 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что административным органом не представлены доказательства наличия в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, заявленные требования следует удовлетворить, признав незаконным и отменить постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области от 03.04.2018 № 22 о привлечении акционерного общества к административной ответственности по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 – 171, 198, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления удовлетворить. Срок на обжалование постановления административного органа обществу восстановить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области от 03.04.2018 № 22 о привлечении акционерного общества «Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства» к административной ответственности по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья В.А. Чудинова