г. Ульяновск
27 октября 2020 года Дело № А72-6176/2020
Резолютивная часть решения объявлена 21.10.2020.
Решение в полном объеме изготовлено 27.10.2020.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.В. Конновой,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи В.В. Сафиулловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению областного государственного казённого учреждения "Кадровый центр Ульяновской области" (ОГРН <***>, г. Ульяновск) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, г. Ульяновск), третье лицо - Агентство по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области (ОГРН <***>, г. Ульяновск), о взыскании единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 67 680 руб.,
с участием: от ответчика - индивидуального предпринимателя ФИО1, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом по правилам ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: http://ulyanovsk.arbitr.ru,
установил:
областное государственное казённое учреждение "Кадровый центр Ульяновской области" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – предприниматель) о взыскании единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 68 880 руб.
Определением от 02.06.2020 заявление принято к производству Арбитражного суда Ульяновской области, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 АПК РФ; суд установил сроки для предоставления сторонами суду, а также друг другу дополнительных документов.
В установленные судом сроки от ответчика поступили пояснения, из которых усматривалось несогласие с исковым заявлением.
24.07.2020 судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области.
Протокольным определением от 27.08.2020 удовлетворено ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований до 67 680 руб.
Как следует из материалов, постановлением Правительства Ульяновской области от 22.12.2011 № 632-П утверждено Положение о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения (далее по тексту - Положение).
Согласно подпункту 7 пункта 4 данного Положения средства областного бюджета Ульяновской области, предусмотренные на финансирование мероприятий, направляются в том числе, на организацию содействия самозанятости безработных граждан и расходуются на оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение и получившим дополнительное профессиональное образование (далее - профессиональное обучение) по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо главы крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - единовременная финансовая помощь при государственной регистрации), а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - единовременная финансовая помощь на подготовку документов).
Единовременная финансовая помощь при государственной регистрации оказывается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, открывшим собственное дело в текущем году, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение по направлению Кадрового центра.
Единовременная финансовая помощь при государственной регистрации оказывается безвозмездно в размере 67680 рублей в целях ведения предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев со дня регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Единовременная финансовая помощь при государственной регистрации оказывается на основании следующих документов:
заявления о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации;
бизнес-плана, предоставляемого безработным гражданином, и положительного заключения на него, выданного комиссией по рассмотрению бизнес-планов и выдаче заключений, созданной при Кадровом центре;
документов, подтверждающих расходование безработным гражданином средств на цели, указанные в бизнес-плане (договоры, платежные поручения с отметкой банка, товарные и кассовые чеки, счета, накладные, акты выполненных работ, другие документы, подтверждающие произведенные расходы в объемах, указанных в бизнес-плане), и (или) документы, подтверждающие планируемые расходы на реализацию бизнес-плана в части затрат при государственной регистрации;
договора, заключенного между Кадровым центром и гражданином, предметом которого является оказание единовременной финансовой помощи при государственной регистрации;
выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
Единовременная финансовая помощь при государственной регистрации оказывается до истечения 30 календарных дней с даты внесения в ЕГРЮЛ/ЕГРИП записи о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Единовременная финансовая помощь при государственной регистрации перечисляется на основании приказа Кадрового центра в течение 30 рабочих дней со дня представления гражданином указанных документов.
14.06.2019 между областным государственным казённым учреждением «Кадровый центр Ульяновской области» (далее – кадровый центр) и предпринимателем заключен договор № 447 на оказание единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо главы крестьянского (фермерского) хозяйства, по условиям которого предприниматель обязался организовать предпринимательскую деятельность при содействии кадрового центра, а кадровый центроказать предпринимателюединовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо главы крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 67 680 рублей в течение 30 рабочих дней со дня представления предпринимателем документов, указанных в пункте 2.1.3 договора (выписка из ЕГРИП; бизнес-план и положительное заключение на него, выданное комиссией, созданной при кадровом центре; заявление на перечисление единовременной финансовой помощи при государственной регистрации с указанием номера лицевого (расчетного) счета, адреса, реквизитов кредитной организации; документы, подтверждающие завершение профессионального обучения и факт нетрудоустройства в соответствии с трудовой книжкой (для граждан, признанных в установленном порядке безработными и прошедших профессиональное обучение)).
16.07.2019 ответчик зарегистрировался в ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании приказа Железнодорожного районного отдела филиала кадрового центра от 23.07.2019 № 204Ф105/1904 предпринимателю была оказана единовременная финансовая помощь при предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан в размере 67 680 руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением № 221486 от 24.07.2019.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 4 Положения для осуществления контроля за целевым и своевременным использованием выделенной единовременной финансовой помощи при государственной регистрации, а также за исполнением обязательств, предусмотренных в договоре о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации, гражданин, получивший единовременную финансовую помощь при государственной регистрации (далее - получатель), представляет в Кадровый центр в течение трех месяцев со дня поступления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации на его лицевой (расчетный) счет документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств в соответствии с бизнес-планом: копии счетов-фактур, платежных поручений, накладных, договоров, актов приемки выполненных работ или оказанных услуг и другие документы, подтверждающие расходы.
Единовременная финансовая помощь при государственной регистрации подлежит возврату в случаях нецелевого использования выделенных средств; непредставления или несвоевременного представления документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи при государственной регистрации.
Кадровый центр в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет письменное требование получателю о возврате единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в областной бюджет Ульяновской области.
При нецелевом использовании выделенных средств, непредставлении или несвоевременном представлении документов, подтверждающих целевое использование выделенных средств, единовременная финансовая помощь при государственной регистрации возвращается в областной бюджет Ульяновской области в полном объеме.
Получатель в течение 20 календарных дней со дня получения письменного требования обязан вернуть сумму единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в областной бюджет Ульяновской области в соответствии с реквизитами, указанными в письменном требовании.
В случае отказа получателя от добровольного возврата единовременной финансовой помощи при государственной регистрации ее возврат производится в судебном порядке.
Письмом от 12.11.2019 кадровый центр проинформировал предпринимателя о необходимости представления документов, подтверждающих расходование бюджетных средств в соответствии с бизнес-планом (копии счетов-фактур, платежных поручений, накладных и других документов, подтверждающих расходы).
23.04.2020 истцом в адрес ответчика направлена претензия о возмещении ущерба, неисполнение которой послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Истец в ходе рассмотрения дела поддержал исковые требования, пояснил, что ответчик с заявлением о внесении изменений в бизнес-план не обращался.
Ответчик возразил против иска, мотивируя тем, что документы, подтверждающие целевое расходование денежных средств на приобретенное оборудование (МФУ) были им представлены истцу. Ответчик пояснил, что мебель была им приобретена ранее, документы по оплате не сохранились, в настоящее время предпринимательская деятельность (КФХ) ведется, организацией занимается непосредственно ответчик как индивидуальный предприниматель, кроме того заключен договор доверительного управления, управляющая организация арендует помещение офиса.
От третьего лица в ходе рассмотрения дела поступили пояснения, в которых поддержаны исковые требования, а также изложено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.
От истца к настоящему судебному заседанию также поступило ходатайство о проведении судебного разбирательства в его отсутствие.
Дело рассматривается в силу положений статьи 156 АПК РФ в отсутствие истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав объяснения ответчика, всесторонне исследовав представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что в исполнение условий договора от 14.06.2019 № 447 ответчик зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя.
Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
По пояснениям ответчика, он осуществляет предпринимательскую деятельность, указанную в бизнес-плане, – производство крестьянским (фермерским) хозяйством варенья и джемов, но в настоящее время, с учетом сложившихся обстоятельств пока на начальном этапе занимается организационной работой, заключен договор доверительного управления с ООО НПФ «Колосс Агро Инвест», определяется место ведения сельскохозяйственного производства.
Предметом взыскания является указанное в бизнес-плане приобретаемое оборудование на сумму субсидий:
- стол, стул, тумба 4 комплекта по цене 11 000 руб. на сумму 44 000 руб.,
- МФУ KyoceraTASKalfa 1 комплект по цене 23 680 руб.
Согласно подпункту 7 пункта 4 Положения ответственность за достоверность представляемых сведений и целевое использование единовременной финансовой помощи при государственной регистрации возлагается на получателя.
Ответчиком представлены документы, подтверждающие приобретение иной модели МФУ - специализированного многофункционального устройства XeroxSC2020 на сумму 88 300 руб. Ответчик пояснил, что использует данное МФУ в своей предпринимательской деятельности, конкретная модель МФУ и его стоимость была указана в бизнес-плане как запланированная произвольно, но по факту предприниматель приобрел аналогичное по функциональному назначению МФУ с улучшенными характеристиками и большей производительностью, добавив личные денежные средства.
Ответчик также пояснил, что арендованный управляющей организацией офис передан ответчику в безвозмездное пользование, но в настоящее время предприниматель работает дома.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 1 статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 3.1 статьи 70 АПК РФ установлено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Из материалов дела и пояснений ответчика следует, что субсидия в части приобретения МФУ израсходована ответчиком в соответствии с направлением, предусмотренным в одобренном бизнес-плане (приобретение оборудования), в котором отражено, что стоимость приобретаемого оборудования указана исходя из рыночных цен, предоставленных поставщиками на момент подготовки данного бизнес-плана. Расходы в этой части подтверждены платежным документом (платежное поручение № 3 от 29.10.2019), исполнение которого также подтверждается ответом Банка ВТБ на запрос суда. В связи с чем суд полагает, что произведенные ответчиком расходы в этой части имеют целевое назначение, направлены на ведение предпринимательской деятельности, соответственно взысканию в заявленной сумме 23 680 руб. не подлежат.
В части приобретения мебели никаких платежных документов ответчиком в материалы дела не представлено, несмотря на то, что суд неоднократно предлагал представить предпринимателю соответствующие доказательства, однако даже объяснения ответчика в этой части носили неясный характер, не позволяющий установить, приобреталась ли вообще мебель для организации офиса с целью ведения предпринимательской деятельности.
Ответчик исходит из того, что субсидия им потрачена в полном объеме с привлечением личных денежных средств на приобретение МФУ, поэтому оснований для возврата выделенных денежных средств не имеется.
Между тем такие доводы противоречат вышеизложенным требованиям Положения, а также пункту 2.1.4 договора от 14.06.2019 № 447, согласно которому предприниматель обязан представить в кадровый центр документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств в соответствии с бизнес-планом (копии счетов-фактур, платежных поручений, накладных, договоров, актов приемки выполненных работ или оказанных услуг и других документов, подтверждающих расходы) в течение трех месяцев со дня поступления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации на его лицевой (расчетный) счет.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в сумме 44 000 руб.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по делу следует отнести на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, г. Ульяновск)) в пользу областного государственного казённого учреждения "Кадровый центр Ульяновской области" (ОГРН <***>, г. Ульяновск) 44 000 (сорок четыре тысячи) руб. – сумму единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и в возмещение расходов по госпошлине 1 760 (одна тысяча семьсот шестьдесят) руб.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Возвратить областному государственному казённому учреждению "Кадровый центр Ульяновской области" излишне уплаченную госпошлину в сумме 48 руб.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.
Судья О.В. Коннова