Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
03 февраля 2009 г. Дело № А72-62/09-23/39
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи И.В.Ипполитовой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В.Прокофьевым,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Авдеевой Галины Владимировны, с. Труслейка Инзенского района Ульяновской области
к Межрайонной ИФНС России № 3 по Ульяновской области
об оспаривании постановления № 107 от 05.12.2008 о привлечении к административной ответственности
при участии представителей:
от заявителя – Г.В.Авдеева, ИП, свидетельство о госрегистрации, паспорт;
от ИФНС – А.А.Гурьянов, по доверенности от 11.01.2009;
установил:
индивидуальный предприниматель Авдеева Галина Владимировна обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просит отменить постановление № 107 от 05.12.2008 Межрайонной ИФНС России № 3 по Ульяновской области (далее – налоговый орган, ИФНС) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5.000 рублей, признав совершенное правонарушение малозначительным.
Налоговый орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Из материалов дела усматривается следующее.
04.12.2008 индивидуальный предприниматель Авдеева Галина Владимировна представила в ИФНС заявление по форме № Р24001 о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
04.12.2008 в отношении индивидуального предпринимателя Авдеевой Галины Владимировны должностным лицом ИФНС составлен протокол № 107 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением № 107 от 05.12.2008 Авдеева Галина Владимировна привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5.000 руб. за несвоевременное предоставление сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей. Протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление мотивированы нарушением заявителем пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон), а именно: согласно сведениям ТП УФМС России по Ульяновской области в Инзенском районе, представленным в ИФНС 25.11.2008, фактическая дата выдачи паспорта – 21.11.2008, заявление по форме № Р24001 должно было быть подано в регистрирующий орган в трехдневный срок с даты получения паспорта, то есть до 24.11.2008, фактически заявление представлено 04.12.2008.
Заявитель просит признать совершенное правонарушение малозначительным ввиду незначительности пропуска срока, отсутствия угрозы охраняемым общественным отношениям. Авдеева Г.В. также пояснила, что является добросовестным налогоплательщиком, к административной ответственности ранее не привлекалась, за активную гражданскую позицию в 2007 году ей, как частному предпринимателю, объявлялась благодарность губернатором области. Однако при назначении административного наказания налоговым органом указанные доводы не учтены.
Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно подпункту «е» пункта 2 статьи 5 Закона в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об индивидуальном предпринимателе: данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - основной документ) (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации).
В силу п. 5 названной статьи индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м" - "р", обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства.
В соответствии со статьей 22.2 Закона (в редакции, действовавшей в спорный период) для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о внесении в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений об индивидуальном предпринимателе.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Факт совершения заявителем правонарушения по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ подтверждается материалами дела, по существу не оспаривается индивидуальным предпринимателем Авдеевой Г.В.
В силу ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям. Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив совокупность фактических обстоятельств совершенного предпринимателем административного правонарушения, а именно: признание факта нарушения, совершение административного правонарушения впервые, неумышленно, незначительность периода просрочки (5 рабочих дней), и установив отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, суд делает вывод о наличии законных оснований для отмены оспариваемого постановления налогового органа и освобождения предпринимателя от административной ответственности в силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суд принимает во внимание неправомерность довода ИФНС о том, что заявитель, получив новый паспорт 21.11.2008, должна была до 24.11.2008 представить в налоговый орган заявление установленной формы. 22 и 23 ноября 2008 года являлись нерабочими днями, поэтому на основании пункта 3 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 6.1. Налогового кодекса Российской Федерации они подлежат исключению из трехдневного срока представления сведений об изменении паспортных данных (Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержит норм, регулирующих порядок установления и исчисления процессуальных сроков, в течение которых, индивидуальные предприниматели должны исполнить указанную обязанность).
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2.9, п. 3 ч. 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленное требование удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление № 107 от 05.12.2008 Межрайонной ИФНС России № 3 по Ульяновской области о привлечении индивидуального предпринимателя Авдеевой Галины Владимировны к административной ответственности по части 3 статьи 14.25 КоАП РФ в связи с малозначительностью правонарушения.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.
Судья И.В.Ипполитова