ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-6430/2010 от 23.08.2010 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г.Ульяновск

«23» августа 2010 года Дело № А72-6430/2010

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А.Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей М.А. Семеновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Муниципального учреждения Администрации муниципального образования Староатлашское сельское поселение, с.Старый Атлаш Старокулаткинского района Ульяновской области,

к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Старокулаткинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО1, р.п.Старая Кулатка Ульяновской области,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Отдел судебных приставов по Старокулаткинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, р.п.Старая Кулатка Ульяновской области,

о признании незаконным и отмене Постановления от 24.07.2010 о наложении административного штрафа

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО2, глава администрации, паспорт, решение №3/1 от 15.11.2009;

от ответчика – судебный пристав-исполнитель ФИО3, паспорт, акт приема-передачи исполнительного производства;

от ОСП по Старокулаткинскому району – ФИО4, служебное удостоверение;

от УФССП по Ульяновской области- ФИО5, служебное удостоверение, доверенность №23 от 11.01.2009;

установил:

Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования Староатлашское сельское поселение (далее – Администрация) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Старокулаткинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО1 о признании незаконным и отмене Постановления от 24.07.2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 чт.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 30 000 руб. 00 коп.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.08.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.51 АПК РФ привлечен Отдел судебных приставов по Старокулаткинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

Явившийся в судебное заседание полномочный представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области заявил ходатайство о привлечении Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Представители заявителя и ответчик не возражают против удовлетворения заявленного ходатайства.

Указанное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в порядке ст.51 АПК РФ.

Администрация считает оспариваемое постановление необоснованным и незаконным, поскольку согласно части 2 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель применяет штраф, предусмотренный статьей 17.15 КоАП РФ, при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин.

По мнению заявителя, неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, вызвано уважительными объективными причинами, которые были известны судебному приставу-исполнителю: в соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения муниципального района, а не поселения; в отсутствии на территории района полигонов для утилизации отходов, администрация поселения объективно не имеет возможности исполнить требования судебного пристава способом, указанным в определении суда; администрация поселения не может нести ответственность за неисполнение органами местного самоуправления муниципального района полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, поэтому в действиях администрации поселения отсутствует вина, что исключает привлечение к административной ответственности.

Ответчик с требованиями заявителя не согласен, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, а доводы заявителя несостоятельными, поскольку определением Радищевского районного суда от 08.07.2010 указано, что принятые должником меры являются ненадлежащим исполнением решения суда, а решение суда об обязании Администрации МО «Староатлашское сельское поселение» незамедлительно принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления в селах Старый Атлаш, Кармалей, Моисеевка вступило в законную силу.

Представители Отдела судебных приставов по Старокулаткинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области и Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области поддержали позицию ответчика.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

29.07.2009 Радищевским районным судом Ульяновской области по делу №2-110(2)/2009 вынесено решение об обязании Администрации муниципального образования «Староатлашское сельское поселение» Старокулаткинского района Ульяновской области незамедлительно принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления в с.Старый Атлаш, в с.Кармалей, в с.Мосеевка муниципального образования «Староатлашское сельское поселение» Старокулаткинского района Ульяновской области.

Указанное решение Радищевского районного суда Ульяновской области заявителем не было обжаловано.

24.08.2009 Радищевским районным судом Ульяновской области выдан исполнительный лист серия ВС №001434773, на основании которого 27.08.2009 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №73/34/4453/2/2009, которым МО «Староатлашское сельское поселение» предложено немедленно со дня получения данного постановления исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе (указанное постановление получено Главой МО «Староатлашское сельское поселение» 27.08.2009).

В связи с неисполнением должником исполнительного документа в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (то есть исполнительный лист должен был быть исполнен до 28.08.2010), 15.09.2009 судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 5 000 руб. 00 коп. и требованием №34-6238 от 15.09.2009 устанавил должнику новый срок для исполнения решения суда (требование необходимо исполнить в течение 15 дней с момента получения; в данном требовании МО «Староатлашское сельское поселение» предупреждено об административной ответственности).

Далее, судебным приставом неоднократно оформлялись акты совершения исполнительных действий (05.11.2009, 23.06.2010), где констатировался факт отсутствия ликвидации свалок отходов производства и потребления, руководитель должника предупреждался об уголовной ответственности (предупреждения от 05.11.2009, от 17.11.2009, от 08.12.2009, от 23.06.2010), выносились требования (от 02.03.2010 – до 01.04.2010, от 26.05.2010 – до 14.06.2010) о незамедлительном приступлении к исполнению судебного решения.

Так, 23.06.2010 судебный пристав оформил акты совершения исполнительных действий, из которых усматривается, что несанкционированные свалки ликвидированы путем сбора и вывоза твердых бытовых отходов, при этом судебный пристав-исполнитель обратился в Радищевский районный суд Ульяновской области с заявлением №31-3057 от 25.06.2010 о разъяснении: являются ли принятые должником меры надлежащим исполнением решения суда, а в случае недостаточности принятых должником мер – разъяснить дальнейший способ и порядок исполнения.

Определением от 08.07.2010 №14-1008/2010 Радищевский районный суд Ульяновской области разъяснил, что считает способ и порядок, с помощью которых должник в лице Администрации МО «Староатлашское сельское поселение» произвел ликвидацию несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории с.Кармалей, с.Старый Атлаш и с.Мосеевка Старокулаткинского района Ульяновской области, ненадлежащими и несоответствующими требованиям содержащимся в ФЗ РФ №7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», ФЗ РФ №89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых и бытовых отходов».

Учитывая указанное определение Радищевского районного суда Ульяновской области, 20.07.2010 судебный пристав вынес извещение о дате (24.07.2010), времени и месте рассмотрения административного правонарушения (данное извещение вручено 22.07.2010 нарочно Главе МО «Староатлашское сельское поселение» ФИО2).

24.07.2010 судебным приставом принято постановление №30 о привлечении Администрации МО «Староатлашское сельское поселение» к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. 00 коп.

Копию данного постановления Глава МО «Староатлашское сельское поселение» ФИО2 получил 24.07.2010.

Администрация МО «Староатлашское сельское поселение» не согласилась с постановлением №30 от 24.07.2010 и обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.

В силу части 1.1 статьи 28.6 КоАП РФ в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 17.15 КоАП РФ, протокол об административных правонарушениях не составляется. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном КоАП РФ, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Суд находит, что судебным приставом-исполнителем не было допущено нарушений норм процессуального законодательства при вынесении постановления №30 от 24.07.2010 о наложении на Администрацию МО «Староатлашское сельское поселение» административного штрафа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в размере 30 000 руб. 00 коп., поскольку Администрация МО «Староатлашское сельское поселение» была извещена о месте и времени вынесения указанного постановления, при вынесении постановления присутствовал законный представитель Администрации МО «Староатлашское сельское поселение» ФИО2.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав-исполнитель исполнял выданный в установленном порядке исполнительный лист арбитражного суда.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон №229-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Как следует из положений статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе, налагать штрафы на должника и иных лиц.

Согласно части 2 статьи 113 Закона №229-ФЗ, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа.

Согласно пункту 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу пункта 2 названной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Довод Администрации о том, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения муниципального района, а не поселения отклоняется, поскольку направлен на переоценку установленных Радищевским районным судом Ульяновской области по делу №2-110(2)/2009 обстоятельств.

Обстоятельства совершения административного правонарушения в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учтены при назначении административного наказания - в данном случае наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

С учетом изложенного, судебный пристав-исполнитель правомерно вынесла постановление №30 от 24.07.2010 о привлечении Администрации МО «Староатлашское сельское поселение» к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

В силу изложенного, у суда отсутствуют основания для отмены оспариваемого постановления.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с заявления не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 51, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, суд

  Р Е Ш И Л :

Удовлетворить ходатайство Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Привлечь Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья М.А.Семенова