ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Ульяновск Дело № А72-6454/2017
12.07.2017
Резолютивная часть решения объявлена 05.07.2017.
В полном объеме решение изготовлено 12.07.2017.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.А.Кузнецовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Строй-Бат»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
о признании незаконным и отмене постановления №61 от 26.04.2017 по делу №14011-К/04-2017,
объединенное дело по заявлению
общества с ограниченной ответственность "Заволжская строительная компания" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления №62 от 26.04.2017 о назначении административного наказания по делу №14015-К/04-2017,
объединенное дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «СпецСтройКомплект» (ОГРН <***>; ИНН <***>), г.Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,
о признании Постановления №64 от 26.04.2017 по делу №14013-К/04-2017 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 446 742 руб. 84 коп. незаконным в части размера примененных штрафных санкций,
объединенное дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «АльфатрансСтрой» (ОГРН <***>; ИНН <***>), г.Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,
о признании Постановления №98 от 24.05.2017 по делу №14017-К/04-2017 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 714 072 руб. 84 коп. незаконным в части размера примененных штрафных санкций,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 01.06.2017, паспорт,
от УФАС по Ульяновской области – ФИО2, доверенность от 01.06.2017, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Бат» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области №61 от 26.04.2017 по делу №14011-К/04-2017 (Дело №А72-6454/2017).
Общество с ограниченной ответственностью «СпецСтройКомплект» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области №64 от 26.04.2017 по делу №14013-К/04-2017 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 446 742 руб. 84 коп. незаконным в части размера примененных штрафных санкций (Дело №А72-7499/2017).
Общество с ограниченной ответственностью «АльфатрансСтрой» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области №98 от 24.05.2017 по делу №14017-К/04-2017 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 714 072 руб. 84 коп. незаконным в части размера примененных штрафных санкций (Дело №А72-7500/2017).
Общество с ограниченной ответственность "Заволжская строительная компания" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области №62 от 26.04.2017 о назначении административного наказания по делу №14015-К/04-2017 (Дело №А72-6453/2017).
Определением от 22.06.2017 суд объединил дело №А72-6454/2017 с делами №А72-6453/2017, №А72-7499/2017, №А72-7500/2017 в одно производство, делу присвоил номер №А72-6454/2017.
Из материалов дела усматривается:
Решением УФАС по Ульяновской области от 29.11.2016 по делу №13282/04-2016 действия ООО «Строй-Бат», ООО «СпецСтройКомплект», ООО «АфльфаТрансСтрой», ООО «Заволжская строительная компания», выразившиеся в поддержании цен с ООО «АльфатрансСтрой», ООО «Заволжская строительная компания», ООО «СпецСтройКомплект» на торгах с февраля по май 2016 года по аукционам №0368100010816000051, №0168200002416000539, №0368100010816000041, №0168200002416001058, признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»).
29.11.2016 УФАС по Ульяновской области в отношении ООО «Строй-Бат» вынесено предписание №48, которым предписано прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», по совершению действий по соглашению на торгах, достигнутого с ООО «Заволжская строительная компания», ООО «Альфатрансстрой», ООО «СпецСтройКомплект», направленного на установление и поддержание цен на торгах.
30.03.2017 УФАС по Ульяновской области в отношении ООО «Строй-Бат» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, о чем вынесено определение.
06.04.2017 УФАС по Ульяновской области в отношении ООО «Строй-Бат» составлен протокол №68 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ. Протокол оставлен в отсутствие представителя Общества. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении Общество уведомлено надлежащим образом.
26.04.2017 УФАС по Ульяновской области вынес в отношении ООО «Строй-Бат» постановление №61 о назначении административного наказания, которым признал в действиях ООО «Строй-Бат» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, назначил административное наказание в виде штрафа в размере 1714072,84 руб.
29.11.2016 УФАС по Ульяновской области в отношении ООО «СпецСтройКомплект» вынесено предписание №47, которым предписано прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», по совершению действий по соглашению на торгах, достигнутого с ООО «Заволжская строительная компания», ООО «АльфаТрансСтрой», ООО «СпецСтройКомплект», направленного на установление и поддержание цен на торгах.
30.03.2017 УФАС по Ульяновской области в отношении ООО «СпецСтройКомплект» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, о чем вынесено определение.
06.04.2017 УФАС по Ульяновской области в отношении ООО «СпецСтройКомплект» составлен протокол №70 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ. Протокол оставлен в присутствии представителя Общества, действующего по доверенности, - ФИО3, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении Общество уведомлено надлежащим образом.
26.04.2017 УФАС по Ульяновской области вынес в отношении ООО «СпецСтройКомплект» постановление №64 о назначении административного наказания, которым признал в действиях ООО «СпецСтройКомплект» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, назначил административное наказание в виде штрафа в размере 1446742,84 руб.
29.11.2016 УФАС по Ульяновской области в отношении ООО «АльфаТрансСтрой» вынесено предписание №45, которым предписано прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», по совершению действий по соглашению на торгах, достигнутого с ООО «Заволжская строительная компания», ООО «АльфаТрансСтрой», ООО «СпецСтройКомплект», направленного на установление и поддержание цен на торгах.
30.03.2017 УФАС по Ульяновской области в отношении ООО «АльфаТрансСтрой» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, о чем вынесено определение.
06.04.2017 УФАС по Ульяновской области в отношении ООО «АльфаТрансСтрой» составлен протокол №74 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ. Протокол оставлен в отсутствие представителя Общества. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении Общество уведомлено надлежащим образом.
24.05.2017 УФАС по Ульяновской области вынес в отношении ООО «АльфаТрансСтрой» постановление №98 о назначении административного наказания, которым признал в действиях ООО «АльфаТрансСтрой» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, назначил административное наказание в виде штрафа в размере 1714072,84 руб.
29.11.2016 УФАС по Ульяновской области в отношении ООО «Заволжская строительная компания» вынесено предписание №46, которым предписано прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», по совершению действий по соглашению на торгах, достигнутого с ООО «Заволжская строительная компания», ООО «АльфаТрансСтрой», ООО «СпецСтройКомплект», направленного на установление и поддержание цен на торгах.
30.03.2017 УФАС по Ульяновской области в отношении ООО «Заволжская строительная компания» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, о чем вынесено определение.
06.04.2017 УФАС по Ульяновской области в отношении ООО «Заволжская строительная компания» составлен протокол №72 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ. Протокол оставлен в присутствии представителя Общества, действующего по доверенности, - ФИО4, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении Общество уведомлено надлежащим образом.
26.04.2017 УФАС по Ульяновской области вынес в отношении ООО «Заволжская строительная компания» постановление №62 о назначении административного наказания, которым признал в действиях ООО «Заволжская строительная компания» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, назначил административное наказание в виде штрафа в размере 955440 руб.
Представитель ООО «Строй-Бат», ООО «Заволжская строительная компания», ООО «АльфаТрансСтрой», ООО «СпецСтройКомплект» поддержал требования в полном объеме. Представитель заявителей в судебном заседании пояснил, что факт совершения правонарушения не оспаривает, просит снизить размер штрафа.
Представитель УФАС по Ульяновской области требования не признает, считает оспариваемые постановления законными и обоснованными.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 30.03.2016 на электронной площадке http://www.sberbank-ast.ru опубликовано извещение №0368100010816000051 о проведении аукциона на поставку запасных частей для автотранспорта (автомашины).
Начальная максимальная цена аукциона 1 750 097,87 рублей.
Согласно извещению предметом аукциона являлось оказание услуг поставки запасных частей для автотранспорта (автомашины), для нужд ФГБОУ «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации ФИО5» (далее - заказчик).
Открытый аукцион в электронной форме проводился на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-ACT» (адрес в сети Интернет - www.sberbank-ast.ru).
По окончании срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме поступили заявки:
- от ООО «Строй-Бат», расположенного по адресу: 432063, <...>,
- от ООО «Заволжская строительная компания», расположенного по адресу: 432063, <...>,
- от ООО «СпецСтройКомплект», расположенного по адресу: 432027, г. Ульяновск, мкр. Западный Пригород, ул. Бакинская, д.44,
- от ООО «Альфатрансстрой», расположенного по адресу: 432072, <...>,
- от ООО «Брэст», расположенного по адресу: 423823, <...> а/я 109,
- от ООО «Ульяновскнефтеснаб-Топливные Карты», расположенного по адресу: 432026, <...> Д.27Б.
Дата проведения аукциона 11.04.2016 в 11:10.
11.04.2016 при проведении данного аукциона от участника электронного аукциона ООО «Брэст» поступило предложение о цене контракта 1741347,38 руб., снижение начальной цены (максимальной) контракта на 0,50 %, сделан 1 шаг, от ООО «Заволжская Строительная компания» (порядковый номер 5) поступило минимальное предложение о цене контракта 691288, 70руб, снижение начальной цены (максимальной) контракта на 60,5%, сделан 2 шаг; от участника электронного аукциона ООО «Альфантрансстрой» (порядковый номер 6) поступило минимальное предложение о цене контакта 778793,59 руб. (снижение начальной (максимальной) цены контракта на 55,5%, сделан 3 шаг. При этом, цена была снижена за 5 минут аукциона. Затем от участника электронного аукциона ООО «Строй-Бат» с порядковым номером 3 поступило минимальное предложение о цене контракта 1730000 руб. за 8 секунд до окончания аукциона во время второй фазы, когда аукцион автоматически не продляется, тем самым лишив возможности иных участников аукциона подать встречное ценовое предложение (снижение начальной (максимальной) цены контракта).
В последующем вторые части заявок №5 (ООО «Заволжская Строительная компания»), №6 (ООО «Альфатрансстрой») признаны не соответствующими в связи с тем, что во второй части заявки отсутствуют:
- декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
- декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.
Ценовые предложения указанными лицами в спорном аукционе подавались 11.04.2016 в период с 11:11час. по 11:36 час. После понижения цены ООО «Альфатрансстрой» на 55,5% ООО «Заволжская строительная компания» снизила цену на 60,5%, а ООО «Строй-Бат» на 1,15% от начальной цены (максимальной), ООО «Брэст» понижает цену на 0,50%, после чего победителем становится ООО «Строй-Бат».
Материалами дела подтверждается, что заявка ООО «Альфатрансстрой» и ООО «Заволжская строительная компания» были поданы с одного ip-адреса- 87.76.13.33.
Из сведений электронной площадкой ЗАО «Сбербанк-АСТ» антимонопольным органом установлено следующее поведение заявителей на других аукционах:
№0168200002416000539. Извещение от 29.02.2016.
Предмет данного аукциона - молочные продукты.
Ценовое предложение ООО «СпецСтройКомплект» снизилось с 2 138 135,2 руб. до 537 392 руб. (снижение на 25% сделаны 4, 6, 7, 10, 12, 14, 16,18, 19,21 шаги понижения цены).
Ценовое предложение ООО «Заволжская строительная компания» снизилось с 2 023 796,42 руб. до 651 731,06 руб. (снижение на 32% от начальной цены (максимальной) сделаны 5,8, 11, 13, 15, 17,20 шаги понижения цены).
Ценовое предложение ООО «Альфатрансстрой» - 2012000 руб. (снижение начальной цены (максимальной) цены контракта на 12,01 %, сделан 22 шаг).
Победителем явилось ООО «Строй-Бат» с ценой предложения -2 010 000,00 рублей (12,1 % от начальной цены (максимальной) цены сделаны 2, 23 шаги понижения цены).
Заявки ООО «Заволжская строительная компания» и ООО «СпецСтройКомплект» при рассмотрении вторых частей заявок признаны несоответствующими и отклонены.
Заявка ООО «Строй-Бат» подана 17.03.2016 в 07-56 час. с ip-адреса- 176.116.143.209. Заявка ООО «СпецСтройКомплект» подана 17.03.2016 в 08-01 час. с ip-адреса- 87.76.13.33. Заявка ООО «Заволжская строительная компания» подана 17.03.2016 в 07-58 час. с ip-адреса- 176.116.139.129. Заявка ООО «Альфатрансстрой» подана 17.03.2016 в 07-58 час. с ip-адреса- 176.116.139.129.
Ценовые предложения подавались ООО «Строй-Бат» с ip-адреса- 85.26.233.98.
Ценовые предложения подавались ООО «СпецСтройКомплект» с 1р-адреса-87.76.13.33.
Ценовые предложения подавались ООО «Заволжская строительная компания» с ip-адреса-176.116.142.67.
Ценовые предложения подавались ООО «Альфатрансстрой» с ip-адреса-176.116.142.67.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что УФАС по Ульяновской области правомерно установил, что заявки и ценовые предложения от ООО «Заволжская строительная компания» и ООО «Альфатрансстрой» были поданы с одного ip-адреса.
№0368100010816000041. Извещение от 22.03.2016.
Предмет данного аукциона - поставка битумно-полимерного герметика.
Начальное ценовое предложение ООО «Строй-Бат» составляло 1 063 973,4 руб., снижено предложение до 315 449,4 руб. (снижение на 29% , сделаны 2,4,6, 7,8,9,11,12,14, 16,18,20 шаги понижения цены).
Начальное предложение ООО «Альфатрансстрой» составляло 1 010 507,4 руб., снижено предложение до 368 915,4 руб. (снижение на 36%, сделаны 3,5,10, 13,15,17,19 шаги понижения цены).
Заявки ООО «Альфатрансстрой» и ООО «Строй-Бат» отклонены по вторым частям. Победителем аукциона является ООО «Заволжская строительная компания с ценой предложения 1 050 000,00 руб. (снижение начальной цены (максимальной) цены контракта на 2 % сделан 21 шаг понижения цены). Ценовые предложения данными лицами в спорном аукционе подавались 30.03.2016 в период с 08-42 час. по 08-49 час.
Заявка ООО «Строй-Бат» подана 30.03.2016 в 08-42 час. с ip-адреса- 176.116.143.209. Заявка ООО «Заволжская строительная компания» подана 29.03.2016 в 17-00 час. с ip-адреса-85.26.232.114. Заявка ООО «Альфатрансстрой» подана 30.03.2016 в 08-49 час. с ip-адреса-176.116.143.209
Ценовые предложения подавались ООО «Строй-Бат» с ip-адреса- 176.116.142.110; Ценовые предложения подавались ООО «Заволжская строительная компания» с ip-адреса-176.116.142.110;
Ценовые предложения подавались ООО «Альфатрансстрой» с ip-адреса-176.116.139.216.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что УФАС по Ульяновской области правомерно установил, что заявки от ООО «Строй- Бат» и ООО «Альфатрансстрой» были поданы с одного ip-адреса: 176.116.143.209, а также ценовые предложения от ООО «Строй- Бат» и ООО «Заволжская строительная компания» были поданы с одного ip-адреса: 176.116.142.110.
№0168200002416001058. Извещение от 23.03.2016.
Предмет данного аукциона - поставка общебольничных кроватей.
Заявка ООО «Альфатрансстрой» отклонена в связи с несоответствием первой части заявки на участие в электронном аукционе требованиям п.1 ч.4 ст.67 Федерального закона №44-ФЗ: -характеристика товара представлена не в полном объёме (отсутствуют параметры профилей для настилов), согласно ч.З Раздела 3 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ и инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе и п.3 ч.3 ст. 66 №44-ФЗ.
ООО «Строй-Бат» направило ценовое предложения в размере 1 693 348,47руб. (снижение начальной (максимальной) цены контракта на 53% сделаны 4,7,9,11,13,15,17,19,21,23,25,27 шаги понижения цены).
ООО «СпецСтройКомплект» (предложение снижено с 3 120 270 руб.- по 1 562 016,93 руб.- снижение на 50%, сделаны 1,3,5,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24,26,28 шаги понижения цены).
Заявки ООО «Строй-Бат», ООО «СпецСтройКомплект» отклонены по вторым частям. Победителем явилось ООО «Заволжская строительная компания» с ценой предложения - 3 114 540 руб. - снижение начальной цены (максимальной) цены контракта на 1%, сделано на 2 шаге).
Ценовые предложения данными лицами в спорном аукционе подавались 08.04.2016 в период с 07-32 час. по 07-58 час.
Заявка ООО «Строй-Бат» подана 08.04.2016 в 07-42 час. с ip-адреса- 176.116.139.122.
Заявка ООО «СпецСтройКомплект» подана 08.04.2016 в 07-32 час. с ip-адреса-176.116.139.122.
Заявка ООО «Заволжская строительная компания» подана 08.04.2016 в 07-58 час. с ip-адреса- 87.76.13.33.
Заявка ООО «Альфатрансстрой» подана 08.04.2016 в 07-38 час. с ip-адреса- 176.116.139.122. Ценовые предложения подавались ООО «Строй-Бат» с ip-адреса- 176.116.143.96; Ценовые предложения подавались ООО «СпецСтройКомплект» с 1р-адреса-176.116.139.163; Ценовые предложения подавались ООО «Заволжская строительная компания» с ip-адреса-176.116.139.163.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что УФАС по Ульяновской области правомерно установил, что заявки ООО «Строй-Бат», ООО «АльфаТрансСтрой», ООО «СпецСтройКомплект» были поданы с одного ip-адреса 176.116.139.122, ценовые предложения от ООО «СпецСтройКомплект» и ООО «Заволжская строительная компания» были поданы с одного ip-адреса - 176.116.139.163.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ООО «Строй-Бат», ООО "АльфаТрансСтрой", ООО "Заволжская строительная компания", ООО "СпецСтройКомплект" в период с 29.02.2016 по 05.05.2016 совершено административное правонарушение - совершение действий, выразившихся в поддержании цен по аукционам №0368100010816000051, №0168200002416000539, №0368100010816000041, №0168200002416001058.
В рассматриваемых действиях четверых участников аукционов (ООО «Строй-Бат», ООО "АльфаТрансСтрой", ООО "Заволжская строительная компания", ООО "СпецСтройКомплект") усматривается резкое, неадекватное понижение цены, повлекшее заключение контракта с победителем, снизившим цену контракта на 1,15%, победитель - ООО «Строй-Бат» (извещение №0368100010816000051), на 12,1%, победитель - ООО «Строй-Бат» (извещение №0168200002416000539), на 2%, победитель - ООО «Заволжская строительная компания» (извещение №0368100010816000041), на 1%, победитель - ООО «Заволжская строительная компания» (извещение №0168200002416001058).
Вышеуказанные действия заявителей привели к ограничению, устранению конкуренции, и образуют состав административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции на дату совершения правонарушения).
Судом установлено и заявителями не оспаривается, что собранные в ходе административного производства УФАС по Ульяновской области доказательства по делу свидетельствуют о доказанности факта вмененного заявителю правонарушения.
С учетом смягчающих обстоятельств УФАС по Ульяновской области назначил административное наказание в виде штрафа ООО «Строй-Бат» в сумме 1 714 072,84 руб., ООО «АльфаТрансСтрой» в сумме 1714072,84 руб., ООО «СпецСтройКомплект» в сумме 1446742,84 руб., ООО «Заволжская строительная компания» в сумме 1714072,84 руб.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд считает, что в данном случае нельзя признать совершенное Обществом малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, данная правовая норма подлежит применению в исключительных случаях.
В материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного Обществу административного правонарушения.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Согласно Закону о защите конкуренции сговор на торгах является одним из видов картеля - общественно опасного нарушения антимонопольного законодательства. Подобные действия приводят к искусственному росту цен, отсутствию новых и более качественных товаров, недопущению новых игроков на рынок.
Таким образом, суд не усматривает оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным и его освобождения от административной ответственности по ст.2.9 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, изложенными в ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания подлежат учету, в том числе, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Постановлениями от 26.04.2017 №61, от 26.04.2017 №64, от 24.05.2017 №98, от 26.04.2017 №62 ООО «Строй-Бат», ООО «СпецСтройКомплект», ООО «АльфаТрансСтрой», ООО «Заволжская строительная компания» привлечены к административной ответственности и назначены административные наказания в виде штрафа в размере 1714072,84 руб., 1446742,84 руб., 1714072,84 руб., 955440 руб.
Суд считает возможным снизить размер назначенного ООО «Строй-Бат», ООО «СпецСтройКомплект», ООО «АльфаТрансСтрой», ООО «Заволжская строительная компания»в качестве административного наказания административного штрафа на основании следующего.
На дату вынесения судом решения часть 1 статьи 14.32 КоАП РФ изменена (изменения внесены Федеральным законом №74-ФЗ от 17.04.2017). В действующей редакции ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них, предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В силу пункта 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Учитывая, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в новой редакции улучшает положение заявителей, как лиц, привлеченных к административной ответственности, и постановления о привлечении ООО «Строй-Бат», ООО «СпецСтройКомплект», ООО «АльфаТрансСтрой», ООО «Заволжская строительная компания» к административной ответственности не исполнено, суд считает возможным применить в отношении заявителей часть 2 статьи 14.32 КоАП РФ в редакции от 17.04.2017.
В данном случае одна десятая начальной стоимости предмета торгов в отношении ООО «Строй-Бат», ООО «Заволжская строительная компания» и ООО «АльфаТрансСтрой» составляет 685629,14 руб. (6856291,36 руб. / 10), в отношении ООО «СпецСтройКомплект» - 578697,13 руб. (5786971,36 / 10).
Кроме того, суд считает возможным снизить размер штрафов ниже низшего предела по следующим основаниям.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П установлено, что поскольку вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать санкции за административные правонарушения, и, соответственно, сформулированные на их основе в настоящем Постановлении требования к минимальным размерам административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц за конкретные административные правонарушения, распространяются и на иные - не являвшиеся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу - положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесение в данный Кодекс изменений, вытекающих из настоящего Постановления, должно быть направлено на исключение возможности чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности юридических лиц при их привлечении к административной ответственности и за другие административные правонарушения, минимальные размеры административных штрафов за которые сопоставимы с теми, что установлены законоположениями, признанными настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, т.е., по крайней мере, составляют сто тысяч рублей и более.
До внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, мог быть снижен судом на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Вместе с тем, в настоящее время в статью 4.1 КоАП РФ внесены соответствующие изменения, согласно которым при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу, протест на постановление и (или) решение по делу об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ, вступившим в силу с 11.01.2015).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
По правилам ч.1 ст. 3.1 КоАП целями административного наказания являются предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Задачами законодательства об административных правонарушениях согласно ст. 1.2 КоАП РФ являются, наряду с иными, охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
На основании требований ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Заявители представили в материалы дела «Анализ финансового положения и эффективности деятельности» за период с 01.01.2016 по 31.03.2017 в отношении каждого Общества.
В анализе финансовой деятельности эксперт-консультант ФИО6 указала, что ООО «Строй-Бат» испытывает серьезные финансовые трудности, в том числе, нехватку оборотных средств. Заемные средства являются основным источником формирования капитала предприятия. Общество имеет очень низкую кредитоспособность, платежеспособность, ликвидность. Получение кредита в данной ситуации невозможно, также как то, что организация не сможет уплачивать ежемесячно ни проценты по кредитному договору с банком, ни погашать сумму основного долга по кредиту. Структура актива, пассива, запасов и затрат не оптимальная и «оставляет желать лучшего». Вероятность банкротства у организации на 31.03.2017 – высокая. У ООО «Строй-Бат» отсутствует в ближайшее время реальная возможность восстановить свою нормальную платежеспособность. Эксперт указывает, что проведенный расчетно-аналитический финансовый анализ отражает финансовое состояние ООО «Строй-Бат» на последнюю отчетную дату 31.03.2017.
В процессе проведения финансового анализа деятельности ООО «СпецСтройКомплект» экспертом-консультантом ФИО6 была исследована динамика изменения основных экономических показателей работы предприятия. Заемные средства являются основанным источником формирования капитала предприятия. Финансовое состояние предприятия является кризисным. Кредиторская задолженность на 31.03.2017 составляет 99,6% от валюты баланса, наблюдается увеличение данного соотношения. Анализ деловой активности и рентабельности свидетельствует об общем снижении рентабельности и падении деловой активности предприятия. ООО «СпецСтройКомплект» имеет очень низкую кредитоспособность, платежеспособность, ликвидность, которые оцениваются, в том числе, и кредитными организациями при принятии решения о выдаче кредитных средств. Соответственно, получение кредита в данной ситуации невозможно, также как то, что организация не сможет уплачивать ежемесячно ни проценты по кредитному договору банком, ни погашать сумму основного долга по кредиту. Вероятность банкротства у организации на 31.03.2017 – высокая.
В анализе финансовой деятельности в отношении ООО «Заволжская строительная компания» указано, что Общество испытывает серьезные финансовые трудности, в том числе, хроническую нехватку оборотных средств. Имеет место высокое значение величины дебиторской задолженности, значительную долю которой занимает задолженность покупателей и заказчиков, а также низкое значение величины денежных средств. Заемные средства являются основным источником формирования капитала предприятия. Финансовое состояние предприятия является кризисным. Кредиторская задолженность на 31.03.2017 составляет 105% от валюты баланса, наблюдается увеличение данного соотношения. ООО «Заволжская строительная компания» имеет очень низкую кредитоспособность, платежеспособность, ликвидность. Организация не сможет уплачивать ежемесячно ни проценты по кредитному договору банком, ни погашать сумму основного долга по кредиту. Вероятность банкротства у организации на 31.03.2017 – высокая. У ООО «Заволжская строительная компания» отсутствует в ближайшее время реальная возможность восстановить свою нормальную платежеспособность.
В анализе финансовой деятельности в отношении ООО «АльфаТрансСтрой» указано, что финансовое состояние предприятия является кризисным. Кредиторская задолженность на 31.03.2017 составляет 88,3% от валюты баланса, наблюдается увеличение данного соотношения. Анализ деловой активности и рентабельности свидетельствует об общем снижении рентабельности и падении деловой активности предприятия. ООО «АльфаТрансСтрой» имеет очень низкую кредитоспособность, платежеспособность, ликвидность. Получение кредита в данной ситуации невозможно, также как то, что организация не сможет уплачивать ежемесячно ни проценты по кредитному договору банком, ни погашать сумму основного долга по кредиту. Вероятность банкротства у организации на 31.03.2017 – высокая. Таким образом, у ООО «АльфаТрансСтрой» отсутствует в ближайшее время реальная возможность восстановить свою нормальную платежеспособность.
С учетом изложенного, суд считает, что мера административного взыскания в виде штрафа в размере 1714072,84 руб. для ООО «Строй-Бат», 1446742,84 руб. для ООО ООО «СпецСтройКомплект», 1714072,84 руб. для ООО «АльфаТрансСтрой» и 955440 руб. для ООО «Заволжская строительная компания» не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференциации ответственности и может привести к избыточному ограничению имущественных прав и интересов предприятия, исключению возможности восстановления платежеспособности.
Суд при этом также исходит из того, что в результате производства по данному делу к настоящей его стадии можно считать в достаточной степени реализованными задачи законодательства об административных правонарушениях и цели административного наказания, указанные в ст.ст. 1.2 и 3.1 КоАП РФ, в том числе защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение совершения административных правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами, а взыскание штрафа в сумме, превышающей в данном конкретном случае, 1714072,84 руб. для ООО «Строй-Бат», 1446742,84 руб. для ООО ООО «СпецСтройКомплект», 1714072,84 руб. для ООО «АльфаТрансСтрой» и 955440 руб. для ООО «Заволжская строительная компания» будет носить неоправданно карательный характер.
Оценив в соответствии с требованиями, содержащимися в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что заявителем устранено нарушение закона, исходя из всех обстоятельств дела (имущественного положения заявителя; отсутствия (недоказанности) существенного вреда, который был бы причинен содеянным; несоразмерность санкции последствиям нарушения, что превращает в данном конкретном случае административную санкцию в карательный механизм), в соответствии с положениями, отраженными в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, требованиями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ суд, считает возможным уменьшить размер подлежащего взысканию штрафа для ООО «Строй-Бат» до 342 814 (триста сорок две тысячи восемьсот четырнадцать) рублей 57 копеек, для ООО «Заволжская строительная компания» - до 342 814 (триста сорок две тысячи восемьсот четырнадцать) рублей 57 копеек, для ООО «АльфаТрансСтрой» - до 342 814 (триста сорок две тысячи восемьсот четырнадцать) рублей 57 копеек, для ООО «СпецСтройКомплект» - до 289 348 (двести восемьдесят девять тысяч триста сорок восемь) рублей 57 копеек.
Руководствуясь статьями 110, 167, 171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о назначении административного наказания №61 от 26.04.2017 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Строй-Бат» к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части наказания и установить в размере 342 814 (триста сорок две тысячи восемьсот четырнадцать) рублей 57 копеек.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о назначении административного наказания №62 от 26.04.2017 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Заволжская строительная компания» к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части наказания и установить в размере 342 814 (триста сорок две тысячи восемьсот четырнадцать) рублей 57 копеек.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о назначении административного наказания №98 от 24.05.2017 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «АльфаТрансСтрой» к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части наказания и установить в размере 342 814 (триста сорок две тысячи восемьсот четырнадцать) рублей 57 копеек.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о назначении административного наказания №64 от 26.04.2017 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «СпецСтройКомплект» к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части наказания и установить в размере 289 348 (двести восемьдесят девять тысяч триста сорок восемь) рублей 57 копеек.
Решение вступает в законную силу в течении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, с направлением жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.
Судья О.А. Лубянова