г. Ульяновск
26 января 2021 года Дело № А72-6773/2020
Резолютивная часть решения объявлена 19.01.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 26.01.2021.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.В. Конновой,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С. Щербининой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Правительства Ульяновской области (ОГРН <***>, г. Ульяновск) к ассоциации гаражно-строительных кооперативов Ульяновской области (ОГРН <***>, г. Ульяновск) о взыскании суммы субсидий в размере 131 396 руб.,
при участии: от истца – ФИО1, по доверенности от 11.01.2021; от ответчика – ФИО2, президента ассоциации гаражно-строительных кооперативов Ульяновской области согласно сведениям ЕГРЮЛ,
установил:
Правительство Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к ассоциации гаражно-строительных кооперативов Ульяновской области (далее – ассоциация ГСК) о взыскании субсидии в размере 131 396 руб.
Определением от 29.06.2020 заявление принято к производству Арбитражного суда Ульяновской области, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); суд установил сроки для предоставления сторонами суду, а также друг другу дополнительных документов.
28.08.2020 судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Как следует из материалов, в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях реализации мероприятий государственной программы Ульяновской области "Гражданское общество и государственная национальная политика в Ульяновской области" на 2014 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/409-П "Гражданское общество и государственная национальная политика в Ульяновской области" на 2014 - 2021 годы" постановлением Правительства Ульяновской области от 28.07.2017 N 375-П был утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Ульяновской области социально ориентированным некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения реализации социально ориентированных программ (проектов) (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 1.2 данного Порядка для его целей социально ориентированной программой (проектом) признается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, предусмотренных в учредительных документах социально ориентированной некоммерческой организации и соответствующих видам деятельности, указанным в статье 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статье 6.1 Закона Ульяновской области от 09.07.2007 N 93-ЗО "О взаимодействии органов государственной власти Ульяновской области с негосударственными некоммерческими организациями" (далее - программа (проект).
Пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются социально ориентированным некоммерческим организациям по результатам конкурсного отбора, проведенного в целях предоставления субсидий в соответствии с настоящим Порядком (далее - отбор).
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных до Правительства Ульяновской области (далее - Уполномоченный орган) как получателя бюджетных средств (пункт 1.4).
В силу пункта 1.5 Порядка условиями предоставления субсидий являются:
соответствие социально ориентированной некоммерческой организации требованиям к участникам отбора, установленным настоящим Порядком;
включение социально ориентированной некоммерческой организации в список участников, признанных победителями отбора, утвержденный Уполномоченным органом;
заключение социально ориентированной некоммерческой организацией соглашения, указанного в пункте 8.1 раздела 8 настоящего Порядка;
наличие письменного обязательства социально ориентированной некоммерческой организации о финансовом обеспечении реализации программы (проекта) за счет внебюджетных источников в объеме, составляющем не менее 10 процентов общего объема расходов, связанных с реализацией программы (проекта);
согласие социально ориентированной некоммерческой организации на осуществление Уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения социально ориентированной некоммерческой организацией условий, целей и порядка предоставления субсидий;
отсутствие у социально ориентированной некоммерческой организации просроченной задолженности по возврату в областной бюджет Ульяновской области субсидий, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной (неурегулированной) задолженности перед областным бюджетом Ульяновской области;
отсутствие фактов назначения социально ориентированной некоммерческой организации административного наказания за нарушение условий предоставления из областного бюджета Ульяновской области иных субсидий, если срок, в течение которого социально ориентированная некоммерческая организация считается подвергнутой такому наказанию, не истек;
отсутствие у социально ориентированной некоммерческой организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
социально ориентированная некоммерческая организация не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства.
Пунктом 1.7 Порядка установлено, что программа (проект) должна быть направлена (должен быть направлен) на решение конкретных задач в следующих приоритетных направлениях:
1) в сфере оказания социальных услуг:
профилактика социального сиротства, поддержка материнства (отцовства) и детства;
повышение качества жизни людей пожилого возраста;
трудоустройство инвалидов и закрепление их на рабочих местах, социальная адаптация инвалидов и их семей;
оказание юридической помощи на безвозмездной основе гражданам и некоммерческим организациям и участие в правовом просвещении населения, а также в деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина;
оказание содействия в обеспечении занятости населения;
2) в сфере образования, культуры и духовно-нравственного воспитания:
развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, краеведческой и экологической деятельности детей и молодежи;
гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, сохранение и популяризация отечественного исторического и культурного наследия;
3) в сфере развития институтов гражданского общества, добровольчества (волонтерства) и благотворительности;
4) пропаганда здорового образа жизни.
Согласно пункту 6.3 Порядка для участия в отборе необходимо представить в Уполномоченный орган (специализированную организацию) заявку, подготовленную в соответствии с требованиями раздела 5 настоящего Порядка.
Одна социально ориентированная некоммерческая организация может представить только одну заявку.
Пунктами 6.11, 6.12, 6.13 Порядка определено, что по результатам отбора определяются победители отбора, которыми признаются участники отбора, занявшие первые, вторые и третьи места исходя из наибольшего количества выставленных баллов по итогам формирования рейтинга заявок.
Перечень победителей отбора и объемы предоставляемых им субсидий утверждаются распоряжением Уполномоченного органа на основании решения комиссии.
Объем запрашиваемой заявителем субсидии не может превышать максимального объема субсидии, устанавливаемого распоряжением Уполномоченного органа об объявлении отбора.
Согласно пункту 8.1 Порядка Уполномоченный орган заключает с победителями отбора (далее также - получатели субсидий) соглашения о предоставлении субсидий в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Ульяновской области, в которых предусматриваются:
сроки перечисления субсидий;
объемы субсидий;
цели и сроки использования субсидий;
показатели результативности реализации программы (проекта) и их значения;
порядок возврата субсидий;
запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определенных настоящим Порядком.
Обязательным условием предоставления субсидий, включаемым в соглашения о предоставлении субсидий и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по соглашению о предоставлении субсидий, является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашению о предоставлении субсидий, на осуществление Уполномоченным органом и иными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий и порядка предоставления субсидий.
В силу пункта 8.3 Порядка предоставленные субсидии могут быть использованы только в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией программы (проекта) или отдельных мероприятий.
Предоставленные субсидии должны быть использованы в сроки, предусмотренные соглашениями о предоставлении субсидий, с учетом сроков реализации программ (проектов) (пункт 8.5 Порядка).
Согласно пункту 8.7 Порядка Уполномоченный орган обеспечивает соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. Уполномоченный орган и органы государственного финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями субсидий условий, предусмотренных настоящим Порядком, выявленных по результатам проведенных Уполномоченным органом или уполномоченным органом государственного финансового контроля, а также в случае недостижения получателями субсидий плановых значений показателей результативности Уполномоченный орган обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путем направления получателям субсидий в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня обнаружения нарушений, требования о необходимости возврата субсидий в течение десяти календарных дней со дня получения указанного требования в размере, пропорциональном величине недостижения планового значения показателей результативности. Возврат субсидий осуществляется на лицевой счет Уполномоченного органа в установленном законодательством порядке (пункт 8.8 Порядка).
Получатели субсидий в течение тридцати календарных дней после использования субсидий представляют в Уполномоченный орган отчеты о реализации программы (проекта) и об использовании субсидий (приложение N 3 к Порядку). К отчету об использовании субсидий прилагаются заверенные копии документов, подтверждающих фактически произведенные затраты, а также документы, подтверждающие финансовое обеспечение реализации программы (проекта) за счет внебюджетных источников в объеме, составляющем не менее 10 процентов общего объема затрат, связанных с реализацией программы (проекта), в соответствии с письменным обязательством, предусмотренным подпунктом 5 пункта 5.1 раздела 5 настоящего Порядка. В отчете о реализации программы (проекта) должна содержаться информация о достижении значений показателей результативности реализации программы (проекта). Форма отчета прилагается к соглашению о предоставлении субсидий (пункт 8.9 Порядка).
В целях реализации вышеуказанных нормативных актов распоряжением Правительства Ульяновской области от 25.07.2019 № 390-пр «О предоставлении в 2019 году из областного бюджета Ульяновской области субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на финансовое обеспечение реализации социально ориентированных программ (проектов)» утверждены перечень победителей конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из областного бюджета Ульяновской области и объемы субсидий, в том числе занявшей третье место ассоциации ГСК – 150 146 рублей.
На основании вышеуказанных актов между Правительством Ульяновской области и ассоциацией ГСК (далее – получатель) было заключено соглашение № 389-ДХ-П от 05.08.2019 (далее – Соглашение), предметом которого являлось предоставление Уполномоченным органом субсидии из областного бюджета Ульяновской области получателю в размере 150 146 рублей в целях финансового обеспечения части их затрат в связи с реализацией проекта «Проведение обучающих семинаров «Все о гаражной амнистии» с использованием брошюры «Рабочая тетрадь председателя ГСК».
Срок реализации проекта согласно пункту 1.2 Соглашения установлен до 15.12.2019.
Согласно пункту 4.3.7.1 Соглашения получатель обязан представлять в течение тридцати календарных дней после срока окончания реализации проекта в финансовое управление администрации Губернатора Ульяновской области отчет об использовании субсидий (приложение № 3 к Порядку). К отчету об использовании субсидий прилагаются заверенные копии документов, подтверждающих фактически произведенные затраты, а также документы, подтверждающие финансовое обеспечение реализации программы (проекта) за счет внебюджетных источников в объеме, составляющем не менее 10 процентов общего объема затрат, связанных с реализацией программы (проекта), в соответствии с письменным обязательством, предусмотренным подпунктом 5 пункта 5.1 Порядка.
Пунктом 4.3.7.2 Соглашения установлена обязанность получателя субсидии представлять отчет о достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению № 2.
Пунктами 4.1.7, 4.1.8 Соглашения предусмотрена обязанность Уполномоченного органа направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет Ульяновской области в случае установления нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком и Соглашением, в случае, если получателем не достигнуты значения показателей результативности, установленных пунктом 4.1.4 Соглашения согласно приложению № 1.
Пунктами 4.3.9.2, 4.3.10, 4.3.12 Соглашения предусмотрена обязанность получателя в случае получения от Уполномоченного органа такого требования возвращать в областной бюджет Ульяновской области субсидию в размере и сроки, определенные в указанном требовании; возвращать неиспользованный остаток субсидий в течение 30 календарных дней после окончания срока реализации программы (проекта).
Правительством Ульяновской области ассоциации ГСК была предоставлена субсидия в размере 150 146,00 руб., что подтверждается платежным поручением № 268777 от 28.08.2019.
Ассоциацией ГСК был представлен отчет об использовании субсидии, в котором указана сумма фактически использованной субсидии 152 550,91 руб., с приложением документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (расходы) на сумму 18 750,00 руб. согласно договору на выполнение полиграфических услуг № 24 от 29.10.2019 и платежным поручениям № 3 от 18.10.2019, № 4 от 31.10.2019, № 5 от 13.11.2019.
Письмом от 06.02.2020 Правительством Ульяновской области ассоциации ГСК направлено требование о возврате суммы субсидии 131 396,00 руб. в связи с нарушением условий Соглашения, а именно непредоставлением в срок до 14.01.2020 заверенных копий документов, подтверждающих фактически произведенные затраты, связанные с реализацией программы (проекта) на указанную сумму.
Неисполнение данного требования ответчиком послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Ответчик возразил против иска, мотивируя тем, что документы, подтверждающие целевое расходование денежных средств, представлены в полном объеме, денежные средства израсходованы на изготовление рабочей тетради, заработную плату председателя ассоциации ГСК, бухгалтерское сопровождение, приобретение принтера и заправочного тонера, обслуживание расчетного счета ассоциации ГСК.
Истец не согласился с доводами ответчика, пояснив, что субсидия могла быть использована ассоциацией ГСК только в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией программы (проекта), на решение конкретных задач, которые были определены самим ответчиком в заявлении на участие в конкурсном отборе в целях предоставления субсидии. Кроме того, истец пояснил, что из всех некоммерческих организаций – победителей конкурсного отбора только ответчик по состоянию на 19.12.2019 не представил отчет об итогах реализации своего проекта.
Заслушав объяснения сторон, всесторонне исследовав представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Судом установлено, что ответчик обратился в Правительство Ульяновской области с заявлением на участие в конкурсном отборе в целях предоставления субсидии из областного бюджета Ульяновской области для реализации программы (проекта) «Проведение обучающих семинаров «Все о гаражной амнистии» с использованием брошюры «Рабочая тетрадь председателя ГСК».
В приложении № 3 к указанному заявлению «Смета затрат на реализацию программы (проекта) «Проведение обучающих семинаров «Все о гаражной амнистии» с использованием брошюры «Рабочая тетрадь председателя ГСК» ответчиком указана общая сумма затрат: 167096 рублей, объем запрашиваемой субсидии из областного бюджета Ульяновской области: 150146 рублей, объем финансового обеспечения реализации программы (проекта) за счет внебюджетных источников: 16950 рублей. При этом в указанной смете ответчиком не предусмотрены административные затраты (оплата труда штатных работников, участвующих в реализации программы (проекта), страховые взносы в государственные внебюджетные фонды на обязательное социальное страхование штатных работников, организационные и эксплуатационные затраты), приобретение основных средств и программ для ЭВМ (приобретение оборудования и прав на использование программ для ЭВМ, приобретение прочих основных средств), затраты связанные со служебными командировками штатных работников. В указанной смете ответчиком предусмотрена в разделе 3 «Непосредственные затраты, связанные с реализацией программы (проекта)» пункте 3.1 «Вознаграждения лицам, привлекаемым к выполнению работ (оказанию услуг) по гражданско-правовым договорам, и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды» общая сумма затрат на разработку методического материала, обучение председателей гаражно-строительных кооперативов (не менее 10 семинаров) – 16950 рублей, без запрашиваемой суммы. Сумма запрашиваемой субсидии 150146 рублей указана ответчиком в прочих затратах конкретно: на изготовление (распечатку) брошюр в типографии (1 брошюра х 250,24 рублей х 600 экземпляров).
Ответчиком представлены документы, подтверждающие изготовление (распечатку) брошюр в типографии на сумму 18 750,00 руб. согласно договору на выполнение полиграфических услуг № 24 от 29.10.2019 и платежным поручениям № 3 от 18.10.2019, № 4 от 31.10.2019, № 5 от 13.11.2019.
Других доказательств, подтверждающих произведенные затраты на изготовление (распечатку) брошюр в типографии (1 брошюра х 250,24 рублей х 600 экземпляров) по реализации программы (проекта) «Проведение обучающих семинаров «Все о гаражной амнистии» с использованием брошюры «Рабочая тетрадь председателя ГСК» ответчиком не представлено.
Ответчик исходит из того, что субсидия им потрачена в полном объеме на заработную плату председателя ассоциации ГСК, бухгалтерское сопровождение, приобретение принтера и заправочного тонера, обслуживание расчетного счета ассоциации ГСК, служебные командировки (оплата ГСМ), поскольку избежать таких затрат при реализации проекта невозможно.
Истец пояснил и ответчик по существу не оспорил, что по вопросу внесения каких-либо изменений в согласованную сторонами программу (проект) ответчик в Правительство Ульяновской области не обращался.
При этом в ходе рассмотрения дела истец также отметил, что виды затрат, указанные в смете ответчиком, окончательно согласованы сторонами, изменению не подлежат, возможна только корректировка (перераспределение) сумм по заявленным и согласованным видам затрат в пределах общей суммы субсидии, но в данном случае изначально ответчик просил предоставить субсидию только на изготовление брошюр в типографии, что и было реализовано Правительством Ульяновской области в рамках взятых на себя обязательств по исполнению Соглашения. Затраты на оплату труда работников, бухгалтерское сопровождение, приобретение оборудования и т.д. являются самостоятельными видами затрат, в данном случае такие затраты ответчиком для реализации программы (проекта) «Проведение обучающих семинаров «Все о гаражной амнистии» с использованием брошюры «Рабочая тетрадь председателя ГСК» не заявлялись.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 3.1 статьи 70 АПК РФ установлено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Суд считает, что доводы ответчика противоречат вышеизложенным требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка, а также пунктам 4.3.2, 4.3.7.1 Соглашения, согласно которым получатель субсидии обязуется направлять субсидию на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией программы (проекта), представлять в течение тридцати календарных дней после срока окончания реализации проекта (15.12.2019) отчет об использовании субсидий с приложением заверенных копий документов, подтверждающих фактически произведенные затраты. В пункте 6.14 Порядка определена формула расчета объема субсидии, предоставляемой каждому победителю конкурсного отбора, в которую в том числе входит сумма запрашиваемых средств в соответствии со сметной документацией, заявленной победителем отбора. Как уже было отмечено, сумма запрашиваемой субсидии 150146 рублей на изготовление (распечатку) брошюр в типографии (1 брошюра х 250,24 рублей х 600 экземпляров) указана самим ответчиком в сметной документации (приложение № 3 к заявлению на участие в конкурсном отборе).
При таких обстоятельствах, основанных на доказательствах, оцененных судом в совокупности, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по делу следует отнести на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с ассоциации гаражно-строительных кооперативов Ульяновской области (ОГРН <***>, г. Ульяновск) в пользу Правительства Ульяновской области (ОГРН <***>, г. Ульяновск) 131 396 (сто тридцать одну тысячу триста девяносто шесть) руб. – сумму субсидии.
Взыскать с ассоциации гаражно-строительных кооперативов Ульяновской области (ОГРН <***>, г. Ульяновск) в доход федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 4 942 (четыре тысячи девятьсот сорок два) руб.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.
Судья О.В. Коннова