ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-6804/12 от 26.09.2012 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

03 октября 2012 г. Дело № А72-6804/2012

Объявлена резолютивная часть 26 сентября 2012г. Решение изготовлено в полном объеме - 03 октября 2012 г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ипполи­това Ирина Вячеславовна, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эльмуковой О.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Ульяновская обл., р.п. Новоспасское,

заинтересованные лица:

- государственный инспектор РФ по охране природы по Ульяновской области, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за обращением с отходами, водными и земельными ресурсами, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Зубова Ольга Васильевна, г. Ульяновск,

- Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, г. Ульяновск,

- Администрация Муниципального образования Троицкосунгурское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области,

о признании незаконным и отмене предписания от 27.06.2012 № 215 в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

при участии в судебном заседании представителей:

от Администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области - Нагаткин М.Ю., доверенность от 31.01.2012г. №-4д, паспорт; Пашина А. А., доверенность от 24.09.2012 г. №-15д, паспорт;

государственный инспектор РФ по охране природы по Ульяновской области, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за обращением с отходами, водными и земельными ресурсами, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Бородихина Ольга Васильевна, удостоверение №3180 от 06.08.2012 г., приказ о смене фамилии (№71-к от 24.07.2012);

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области – Ягудина Э. М., доверенность от 25.09.2012 г. № 06-09/4542, паспорт;

от Администрации Муниципального образования Троицкосунгурского сельского поселения Новоспасского района Ульяновской области - Ульянова Т. Н. (и.о. гл. администрации МО «Троицкосунгурского сельского поселения»), по распоряжению от 28.07.2012 г. №4-р, паспорт;

установил:

Администрация муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области от 27.06.2012 № 215 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Определением от 13 августа 2012 года суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица, со статусом лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрацию Муниципального образования Троицкосунгурское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области.

Государственный инспектор РФ по охране природы по Ульяновской области, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за обращением с отходами, водными и земельными ресурсами, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Бородихина Ольга Васильевна требования заявителя не поддержала.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области сообщило, что оснований для признания незаконным и отмены обжалуемого предписания не имеется.В период с 22.05.2012 г. по 27.06.2012 г. Управлением проведено административное расследование по факту несанкционированного размещения отходов на территории МО «Новоспасский район» Ульяновской области, в ходе которого выявлено нарушение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. По данному факту в отношении Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области составлен протокол от 27.06.2012 г. № 127 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2. КоАП РФ. На основании абз. 2 ч. 3 ст. 23.1. КоАП РФ указанный протокол направлен на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Ульяновска. Кроме того, по факту выявленных нарушений Администрации МО «Новоспасский район» выдано предписание от 27.06.2012 г. № 215 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которого юридическому лицу предписывалось в срок до 27.09.2012 г. организовать очистку территории МО «Новоспасский район» Ульяновской области (в 600 м. северо-западнее домостроения № 1 по ул.Красная в с.Троицкий Сунгур) от отходов IV класса опасности; не допускать в дальнейшем образование несанкционированных мест размещения отходов на территории МО «Новоспасский район» Ульяновской области. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области также пояснило, что предписание выдано без проведения проверки, поскольку действующие в Управлении нормы это позволяют.Выдача должностными лицами Управления предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований по результатам рейдового мероприятия является правомерным.

Администрация Муниципального образования Троицкосунгурское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области требования администрации МО «Новоспасский район» поддержало, пояснив, что по фотографиям, сделанными Управлением невозможно определить в какое время делался снимок (возможно снимок сделан в более ранние сроки), в какой местности производился снимок (действительно ли это с.Троицкий Сунгур). Представители администрации поселения при фотографировании указанной местности не присутствовали.Согласно протокола результатов биотестирования от 01.06.2012 года,
 отборы проб производились по адресу: Новоспасский район, 107-ой км. Трассы Новоспасское-Кузоватово. Отбор проб для количественного химического анализа почвы (грунта) проводился в 7 км. северо-западнее с.Троицкий Сунгур Новоспасского района. В данном случае, земельный участок для временного размещения ТБО испрашивался в 600 метрах северо-западнее домостроения №1 по улице Красная в с. Троицкий Сунгур, а не в 7 километрах от с. Троицкий Сунгур. В 7 км. от с.Троицкий Сунгур расположено село Шемурша Кузоватовского района.

Из материалов дела следует:

22 мая 2012г. в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области поступила информация из Управления ФСБ России по Ульяновской области по факту возможного нарушения действующего природоохранного законодательства, в части порядка размещения твердых бытовых отходов и строительного мусора на территории на территории МО «Новоспасский район» Ульяновской области. В частности, в границах МО «Троицкосунгурское сельское поселение» Ульяновской области, в 7 км северо-западнее с.Троицкий Сунгур (107 км трассы Новоспасское - Кузоватово) обнаружено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов и строительного мусора. Общая площадь размещения твёрдых бытовых отходов и строительного мусора составляет около 5987 кв.м.

22 мая 2012г. государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области, ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за обращением с отходами, водными и земельными ресурсами, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Зубовой О.В. в отношении администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской областивозбуждено дело об административном правонарушении по факту несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и строительного мусора на территории МО «Новоспасский район» Ульяновской области по ст. 8.2. КоАП РФ и проведении административного расследования.

24.05.2012г. Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области на основании письма УФСБ России по Ульяновской области от 21.05.2012г. №6/2078 проведено рейдовое мероприятие с целью установления соответствия состояния территории муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области требованиям природоохранного законодательства.

В ходе рейдового мероприятия, проведенного в границах МО «Новоспасский район» Ульяновской области (107км трассы Новоспасское-Кузоватово) административным органом обнаружены места несанкционированного размещение твёрдых бытовых отходов и строительного мусора, общая площадь размещения твёрдых бытовых отходов и строительного мусора (об­ломки досок различного размера, бой шифера) на этих участках составляет около 5987 м2. Нарушены требования: п. 2 и п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ; ч. 1 ст. 4, ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей сре­ды»); ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

По результатам проверки оформлен акт рейдового мероприятия по вопросу соблюдения природоохранного законодательства на территории МО «Новоспасский район» Ульяновской об­ласти при обращении с отходами производства и потребления от 24.05.2012г.

29 мая 2012г. Новоспасский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Ульяновской области сообщил Руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области, что однозначно определить точное местоположение по адресу: в 7 км северо-западнее с.Троицкий Сунгур (107 км трассы Новоспасское-Кузоватово) Новоспасского района Ульяновской области не представляется возможным; используя картографические материалы установления границ землепользователей (землевладельцев) в границах района, используя вышеуказанный адрес (ориентир) предварительно можно установить, что земельный участок, занятый свалкой ТБО относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Согласно ежегодного статистического отчета о наличии и использовании земель, данный земельный участок находится в собственности юридического лица - сельскохозяйственного производственного кооператива «Троицкий», однако сведения регистрации права собственности на земельный участок в Новоспасском отделе отсутствуют.

На основании письма № 03-10/2361 от 30.05.2012 г. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области Каплина А.Е.Филиалом «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области»проведен расчет размера вреда, причиненного почве в результате несанкционированного размещения строительных отходов по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район (в 7 км северо-западнее с. Троицкий Сунгур).

27 июня 2012 года государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области, ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за обращением с отходами, водными и земельными ресурсами, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Зубовой О.В. в отношении администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области составлен протокол об административном правонарушении № 127.

Событием правонарушения в протоколе указано, что в ходе административного расследования, проводимого в период с 22.05.2012г. по
 27.06.2012г. на территории МО «Новоспасский район» Ульяновской области, в 600 метрах северо-западнее домостроения №1 по улице Красная в с. Троицкий Сунгур выявлено несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

27 июня 2012 года государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области, ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за обращением с отходами, водными и земельными ресурсами, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Зубовой О.В. выдано предписание № 215, в соответствии с которым, администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области предписано:

- организовать очистку территории муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области (в 600 метрах северо-западнее домостроения № 1 по улице Красная, в с. Троицкий Сунгур) от отходов IV класса опасности;

- не допускать в дальнейшем образование несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области.

Не согласившись с предписанием Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области № 215 от 27.06.2012, Администрация муниципального образования «Новоспасский район» обратилась с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств:

В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается е сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

В силу ч. 1, ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В п. 1 предписания заявителю предписано организовать очистку территории муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области (в 600 метрах северо-западнее домостроения № 1 по улице Красная, в с. Троицкий Сунгур) от отходов IV класса опасности.

В соответствии с ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения, в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Из п. 2 указанной статьи следует, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Учитывая изложенное, орган местного самоуправления обязан принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных на подведомственной ему территории поселения.

Пунктом 5.15 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения"(введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст) предусматривает, что обращение с отходами: виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения.

Согласно п. 5.38 ГОСТ 30772-2001 утилизация отходов: деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.

В силу пунктов 5.21 и 5.22 ГОСТ 30772-2001 технологический цикл отхода - последовательность технологических процессов ликвидации конкретного отхода.

Этапы технологического цикла отходов включают в себя последовательность процессов обращения с конкретными отходами в период времени от его появления и до окончания его существования: на стадиях жизненного цикла продукции и далее паспортизации, сбора, сортировки, транспортирования, хранения (складирования), включая утилизацию, захоронение и/или уничтожение отходов.

Устав Администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области принятого решением Совета депутатов МО «Новоспасский район» Ульяновской области от 27.03.2007г. №27/323, предусматривает, что к вопросу местного значения Новоспасского района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Соответственно, у администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области существуют обязанности, направленные на организацию сбора и вывоза бытовых отходов со всей территории района с указанием санкционированного места захоронения отходов, то есть обязанности по недопущению образования несанкционированных свалок.

В пункте 2 предписания заявителю предписано не допускать в дальнейшем образование несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Деятельность по накоплению отходов как разновидность деятельности по обращению с отходами является самостоятельным видом деятельности юридического лица или предпринимателя по обращению с отходами, заключающимся в накоплении отходов в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования; осуществляется специализированной организацией и в специально оборудованных для этого местах.

Соответственно, к деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности по осуществлению различных операций с отходами.

Администрация района обязана организовывать всех уполномоченных лиц для исполнения норм ГОСТа 30772-2001 и довод Администрации о том, что у администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области нет полномочий на организацию сбора и вывоза бытовых отходов в районе, в том числе в сельском поселении, несостоятелен и противоречит действующему законодательству.

Однако, суд считает, что при выдаче предписания контролирующий орган допустил нарушение процедуры выдачи предписания, что свидетельствует о его незаконности.

В тексте оспариваемого предписания указано, что при вынесении предписания государственный инспектор руководствовался Положением об Управлении Росприроднадзора по Ульяновской области, утвержденным приказом Росприроднадзора от 29.06.2011г. №484,Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с указанием, что за не исполнение в срок предписания предусмотрена ответственность соответствии с ч.1 ст. 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, предписание нельзя считать по своей природе представлением, вынесенным по ст. 29.13 КоАП РФ и в силу административной процедуры выдача предписания должна соответствовать нормам Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.07.2010 N 282.

Пунктом 7 Административного регламента предусмотрено, что должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют, в том числе право в установленном порядке:

- посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

- предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

Согласно п. 31 Административного регламента Федеральный государственный экологический контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Росприроднадзором, а также в форме внеплановых проверок.

Положением об Управлении Росприроднадзора по Ульяновской области, утвержденным приказом Росприроднадзора от 29.06.2011г. №484

В п. 5.5. предусмотрено, что Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с
 целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской
 Федерации.

При проведении проверок Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области обязано соблюдать нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей…

Пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям отнесено нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).

Распоряжение о проведении проверки Администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области 24.05.2012г. отсутствует.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В данном случае, на основании письма УФСБ России по Ульяновской области от 21.05.2012г. №6/2078 проведено рейдовое мероприятие, но без соблюдения ст. 14, ст. 15 закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (без соответствующего распоряжения, без составления акта проверки).

Нормативные акты, предоставляющие сотрудникам Управления право по проверкам, проведенным без соответствующего распоряжения (приказа) выдавать предписания на основании «акта рейдового мероприятия», оформленного единолично, отсутствуют.

Ссылка административного органа на письмо Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757 "О проведении рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов" несостоятельна, поскольку данный документ не является законом, в письме нет упоминания о возможности выдачи предписания по результатам «рейдовой проверки».

Согласно ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Оспариваемое предписание не является представлением, вынесенным в рамках ст. 29.13 КоАП РФ, в связи с чем к нему должны применяться не нормы КоАП РФ, а требования Федерального закона N 294-ФЗ.

Кроме того, по административной процедуре согласно ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми.

Таким образом, установленная КоАП РФ процедура проведения осмотра предполагает составление протокола осмотра с обязательным участием законного представителя юридического лица или иного представителя юридического лица.

Материалы дела свидетельствуют, что административный орган не представил доказательств того, что он извещал проверяемое лицо о предстоящей проверке, в связи с чем, лишил его возможности участвовать в ходе проверки, давать пояснения и возражения, в то время как уже 22.05.2012г. государственный инспектор вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №138.

Факт отсутствия понятых и представителя заявителя во время проверки, а также уведомления Администрации о проводимой проверке, административный орган не оспаривает.

Фотографии, представленные административным органом не могут рассматриваться в качестве надлежащих доказательств.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу действия ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ материалы фотосъемки могут быть отнесены к документам, имеющим силу доказательств при условии соблюдения ч. 3 ст. 26.9 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.9 КоАП РФ, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Порядок получения доказательств в виде фотографий, а также порядок проведения фотосъемки процессуально нигде не закреплен, но документальное подтверждение места и времени проведения фотосъемки, указание лица проводившего фотосъемку должно быть представлено, поскольку без этих сведений (подтвержденных документально) суд лишен возможности оценить представленные фотоматериалы на предмет их достоверности, относимости и допустимости в исполнение ч. 2 ст. 71 АПК РФ.

Используемое техническое оборудование при фотосъемке должно гарантировать объективность полученных результатов.

Технические средства применяемые при фотосъемке должны быть указаны (нейтрально-серая шкала, масштабная линейка и т.д.)

Условия получения, обработки и хранения изображений должны быть отражены в протоколе осмотра.

Фотография должна отвечать признакам информативности.

На фотоснимке необходимо отобразить достаточное количество признаков наблюдаемого объекта, которые имеют непосредственное отношение к расследуемому обстоятельству. Качество фотографии должно позволять производить полное и всестороннее исследование.

Все перечисленные признаки и условия необходимые для отнесения представленных суду административным органам фотографий к доказательствам отсутствуют.

Учитывая, что в силу действия ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ материалы проверки нельзя считать допустимыми доказательствами, то суд не может считать доказанным факты, изложенные в предписании на устранение которых выдано предписание.

Суд также учитывает, что заявитель не был извещен о времени и месте, основаниях проводимой проверки, что является нарушением его права на защиту, на предоставление пояснений, возражений и доказательств.

Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решения незаконным полностью, либо частично.

С учетом изложенного суд считает, что предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области № 215 от 27.06.2012, выданное Администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, следует признать незаконным как противоречащего Федеральному закону от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля), утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.07.2010 N 282.

Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая, что в силу ст. 333.37 НК РФ Администрация муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в доход бюджета не взыскивается.

Руководствуясь статьями 198-201, 167-170 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Признать предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области № 215 от 27.06.2012, выданное Администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, незаконным.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.В. Ипполитова