Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ульяновск Дело № А72-6951/07-8/272
17.12.2007г.
Резолютивная часть решения объявлена 12.12.2007г.
Решение в полном объеме изготовлено 17.12.2007г.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Коротковой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «АДК»
к Главе муниципального образования «Город Ульяновск»
к Комитету архитектуры и градостроительства Мэрии города Ульяновска
о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению городским имуществом Мэрии г.Ульяновска,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность №19 от 12.11.2007г.,
от Главы МО «Город Ульяновск» – ФИО2, доверенность от 21.05.2007г.,
от Комитета архитектуры и градостроительства – ФИО2, доверенность от 03.07.2007г.,
от третьего лица –ФИО3, доверенность от 30.08.2007г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «АДК» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Главе муниципального образования «Город Ульяновск» и к Комитету архитектуры и градостроительства Мэрии г.Ульяновска, в котором просит:
1) признать незаконным бездействие Главы города Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства Мэрии г.Ульяновска, выразившееся в ненаправлении решения по результатам рассмотрения заявления ООО «АДК» о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в установленный ФЗ «О рекламе» двухмесячный срок;
2) обязать Главу города Ульяновска и Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска устранить допущенные нарушения и направить в адрес ООО «АДК» решения по результатам рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций;
3) признать незаконными действия Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска, выразившиеся в требовании предоставить проекты рекламных конструкций, выполненные лицензированной организацией (с приложением копии лицензии), заключения о техническом состоянии рекламных конструкций, выполненные организацией, имеющей лицензии на право осуществления деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом в составе деятельности на право проведения обследования технического состояния зданий и сооружений.
Определением суда от 26.11.2007г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению городским имуществом Мэрии г.Ульяновска.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивала по доводам, изложенным в заявлении. Заявитель указывает, обществом 15.06.2007г. в Мэрию г.Ульяновска поданы установленной формы заявления о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций по двум адресам на территории г.Ульяновска, к заявлению были приложены документы, предусмотренные ч.11 ст.19 ФЗ «О рекламе». В нарушение статьи 19 Федерального закона «О рекламе» в установленный законом двухмесячный срок орган местного самоуправления не принял никакого решения по заявлениям. Заявитель также считает требования Комитета по представлению проектов рекламных конструкций незаконными, поскольку положение о предоставлении проекта рекламной конструкции, выполненного организацией, имеющей лицензию на право осуществления деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности, закон не содержит. Технический регламент, посвященный рекламным конструкциям, в настоящее время еще не утвержден. Рекламные конструкции не являются объектами капитального строительства, не подпадают под здания и сооружения 1 и 2 уровней ответственности, в отношении них не требуется наличие проектной документации в смысле Градостроительного кодекса РФ (л.д.2-5).
Представитель ответчика (Главы города Ульяновска) с заявленными требованиями не согласился. В предварительном судебном заседании от 14.11.2007г. представитель ответчика пояснял, что заявителем не был представлен полный пакет документов, не представлено согласие собственника земельного участка или здания, на котором устанавливается рекламная конструкция, не представлены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В предварительном судебном заседании от 26.11.2007г. представитель ответчика пояснил, что оснований для выдачи разрешения не имеется, так как не имеется согласия собственника земельного участка, заявление общества о выдаче разрешения было принято и направлено в Комитет архитектуры и градостроительства для рассмотрения и проверки. В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что заявление общества было рассмотрено, Комитетом дан ответ, который не является отказом в выдаче разрешения.
Представитель ответчика (Комитета архитектуры и градостроительства) с заявленными требованиями не согласен по доводам, изложенным в письменном отзыве, в котором указывает, что рекламная конструкция является сложной технической конструкцией, в отношении которой предоставление проектной документации и заключения о техническом состоянии, выполненные организациями, имеющими лицензию на право осуществления деятельности по проектированию зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности, обязательно. Комитет запросил у заявителя необходимый для принятия решения пакет документов, до настоящего времени документы не представлены, в связи с чем нет оснований считать, что установленный законом срок для принятия решения истек (л.д.44-46).
Представитель третьего лица - Комитета по управлению городским имуществом Мэрии г.Ульяновска представила письменный отзыв на заявление, решение оставляет на усмотрение суда.
Как следует из материалов дела, 15.06.2007г. ООО «АДК» в связи с истечением срока действия ранее выданных разрешений на рекламные конструкции обратилось к Главе муниципального образования «Город Ульяновск» с заявлениями о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории г.Ульяновска - биллборд по адресу: перекресток пр.Ульяновский и пр.Ленинского Комсомола; -брандмауэр с подсветом по адресу: ул.Камышинская,19 (л.д.9).
К заявлению были приложены данные о государственной регистрации заявителя; паспорта рекламных мест; договоры на размещение наружной рекламы, заключенные с Комитетом по управлению городским имуществом, в качестве согласия собственника на присоединение к недвижимому имуществу; дополнительные соглашения о пролонгации договоров.
23.07.2007г. Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска заявителю направлено письмо, в котором указывается, что заявление общества о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций внимательно рассмотрено, для принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций у заявителя запрошены проекты рекламных конструкций, выполненные лицензированной организацией (с приложением копии лицензии), заключение о техническом состоянии рекламных конструкций, выполненные организацией, имеющей лицензии на право осуществления деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом в составе деятельности, на право проведения обследования технического состояния зданий и сооружений (л.д.33).
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно п.п.9, 11, 14 ст.19 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе» разрешение на установку рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления на основании поданного владельцем рекламной конструкции заявления, к которому прилагаются:
1) данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.
Согласно Уставу муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005г. №202, к органам местного самоуправления МО «Город Ульяновск» относятся: Ульяновская Городская Дума, Глава города, Мэрия города, Городской комитет по регулированию цен и тарифов. Глава города возглавляет Мэрию города Ульяновска и организует деятельность Мэрии по выполнению ею полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. В силу ст.37 Устава в полномочия Мэрии г.Ульяновска входит выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа.
Из материалов дела усматривается, что заявления на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций от ООО «АДК» были получены органом местного самоуправления 15.06.07г. Следовательно, они должны были быть рассмотрены и по ним приняты решения о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций либо об отказе в их выдаче до 15.08.2007г.
К указанному сроку органом местного самоуправления решения по заявлениям ООО «АДК» не приняты и не направлены заявителю.
Таким образом, заявленное ООО «АДК» требование о признании незаконным бездействия Главы муниципального образования «Город Ульяновск» следует удовлетворить, признать незаконным бездействие Главы муниципального образования «Город Ульяновск», выразившееся в ненаправлении решения ООО «АДК» о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции или об отказе в его выдаче в установленный законом срок. В соответствии со ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает необходимым обязать Главу муниципального образования «Город Ульяновск» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «АДК».
Суд считает, что указанное требование к Комитету архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска не подлежит удовлетворению, поскольку Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии г.Ульяновска является ненадлежащим ответчиком по данному требованию. Федеральный закон «О рекламе» полномочия по выдаче разрешений закрепил за органами местного самоуправления. В соответствии с Уставом МО «Город Ульяновск» и Положением о Комитете архитектуры и градостроительства Мэрии г.Ульяновска (утвержденным Решением Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2006г. №90) Комитет архитектуры и градостроительства не является органом местного самоуправления, является отраслевым органом Мэрии города Ульяновска, в его полномочия входит лишь подготовка проектов постановлений (разрешений) Главы города.
Заявителем представлены договоры на размещение наружной рекламы, заключенные с Комитетом по управлению имуществом г.Ульяновска. Данные договоры заявитель рассматривает в качестве согласия собственника на присоединение рекламной конструкции. По мнению ответчика, заявителем не представлены согласие собственника на размещение рекламной конструкции, договоры на эксплуатацию и установку рекламных конструкций. В то же время по пояснениям представителей ответчика в судебных заседаниях, заявление общества о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций было принято, направлено в Комитет архитектуры и градостроительства для рассмотрения. При этом Комитетом архитектуры и градостроительства по результатам рассмотрения заявления у общества для принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций запрошены только проекты рекламных конструкций и заключения о техническом состоянии рекламных конструкций.
По пояснениям представителя Комитета по управлению городским имуществом на основании договоров Комитетом было предоставлено ООО «АДК» право на размещение наружной рекламы, договоры были пролонгированы до принятия нового Положения, определяющего порядок оформления разрешений на размещение наружной рекламы в рамках Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ, соответствующее Положение было утверждено Постановлением Главы города от 15.11.2007г.
В Федеральном законе «О рекламе» установлен порядок и сроки рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на установку рекламной конструкции. Органом местного самоуправления решение может быть принято в течение двухмесячного срока со дня принятия заявления в двух формах: о выдаче разрешения; об отказе в выдаче разрешения. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным. В случае отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе в выдаче разрешения вправе обратиться в суд или в арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным.
При таких обстоятельствах суд считает довод ответчика о том, что не наступило течение установленного законом срока для принятия решения по заявлению, несостоятельным.
На основе представленных и исследованных доказательств суд полагает, что подлежит удовлетворению требование о признании незаконными действий Комитета архитектуры и градостроительства Мэрии г.Ульяновска, выразившихся в требовании предоставить проекты рекламных конструкций, выполненных лицензированной организацией (с приложением копии лицензии), заключения о техническом состоянии рекламных конструкций, выполненных организацией, имеющей лицензии на право осуществления деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом в составе деятельности, на право проведения обследования технического состояния зданий и сооружений.
В соответствии с п.12 ст.19 Федерального закон «О рекламе» орган местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции.
Таким образом, перечень документов, предусмотренный в п.11 ст.19 Федерального закона, является обязательным для представления в орган местного самоуправления, в то же время Законом не исключено и право органа местного самоуправления запросить документы, связанные с территориальным размещением, внешним видом и техническими параметрами рекламной конструкции.
В то же время ответчиком затребованы проекты рекламных конструкций, выполненные лицензированной организацией, и заключения о техническом состоянии рекламных конструкций, отвечающие изложенным выше требованиям. Как следует из пояснения представителя ответчика в ходе судебного разбирательства, данные запросы мотивированы тем, что рекламные конструкции относятся к объектам капитального строительства, на которые распространяются требования Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п.1 ст.19 Федерального закона «О рекламе» рекламной конструкцией является техническое средство (в том числе щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные) стабильного территориального размещения, монтируемое и располагаемое на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
В силу ст.1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно ст.130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Исходя из указанных определений, рекламные конструкции ООО «АДК» не являются объектами капитального строительства, их перемещение возможно без ущерба назначению. Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона «О рекламе» рекламные конструкции устанавливаются на срок действия разрешения на установку и срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, который заключается на сроком на 5 лет, то есть по своему характеру являются временными конструкциями (п.п.5,17 ст.19 Закона №38-ФЗ). При этом Федеральный закон «О рекламе» содержит понятия именно установки рекламной конструкции (а не строительства), демонтажа рекламной конструкции в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным, что также не определяет их как объекты капитального строительства.
Согласно п.1 «Положения о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002г. №174, лицензирование деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности осуществляется в отношении разработки проектной документации на строительство, расширения, реконструкции, капитального ремонта и технического перевооружения зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур.
Данное Положение не предусматривает лицензирование деятельности по проектированию, подготовку документации в отношении рекламных конструкций.
Федеральный закон «О рекламе» также не предусматривает экспертизу проектной документации на рекламную конструкцию. Согласно п.13 ст.19 ФЗ «О рекламе» орган местного самоуправления самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.
Таким образом, требование Комитета в части предоставления проектов рекламных конструкций, выполненные лицензированной организацией, заключения о техническом состоянии рекламных конструкций, выполненные организацией, имеющей лицензии на право осуществления деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности, является неправомерным.
Пункт 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ № 117 от 13.03.2007г. «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ», указывает, что НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления.
На основании ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., уплаченной заявителем по платежному поручению №953 от 24.10.2007г., следует взыскать с Мэрии г.Ульяновска, возглавляемой Главой муниципального образования «Город Ульяновск».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Главы муниципального образования «Город Ульяновск», выразившееся в ненаправлении решения по результатам рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью «АДК» о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в установленный законом срок. Обязать Главу муниципального образования «Город Ульяновск» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «АДК».
Признать незаконными действия Комитета архитектуры и градостроительства Мэрии г.Ульяновска, выразившиеся в требовании предоставить проекты рекламных конструкций, выполненные лицензированной организацией (с приложением копии лицензии), заключение о техническом состоянии рекламных конструкций, выполненные организацией, имеющей лицензии на право осуществления деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом в составе деятельности, на право проведения обследования технического состояния зданий и сооружений.
Взыскать с Мэрии г.Ульяновска в пользу общества с ограниченной ответственностью «АДК» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции.
Судья Е.Н.Короткова