ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-7364/07 от 24.12.2007 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск

24.12.2007г. Дело №А72-7364/07-14/192

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Г.Б.Рождествина,

при ведении протокола судьей Г.Б.Рождествиной,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Дистрибьютерская компания «Дворцовый ряд»

к ИФНС России по Железнодорожному району г.Ульяновска

о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,

при участии в заседании представителей :

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 24.12.2007г., ФИО2, по доверенности от 26.11.2007г., ФИО3, по ордеру от 24.12.2007г. №231;

от налогового органа – ФИО4, по доверенности от 21.09.07г. №16-03/12593;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Дистрибьютерская компания «Дворцовый ряд» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании решения №568 от 11.07.2007г., пп.3.1., 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3. акта камеральной проверки №241 от 24.04.2007г. принятых ИФНС России по Железнодорожному району г.Ульяновска недействительными в части касающейся доначисления транспортного налога, а также начисления пени по транспортному налогу и привлечения к финансовой ответственности.
  На момент рассмотрения спора заявитель уточнил заявленные требования, просит признать недействительным решение ИФНС России по Железнодорожному району г.Ульяновска №568 от 11.07.2007г.

Ходатайство заявителя подлежит удовлетворению, уточнение требований принимается в соответствии со ст.49 АПК РФ.

Налоговый орган с предъявленными требованиями не согласен.

Из материалов дела следует, ООО «Дистрибьютерская компания «Дворцовый ряд» представило в ИФНС России по Железнодорожному району г.Ульяновска налоговые декларации (первичную и уточненную) по транспортному налогу за 2006 г. в отношении транспортных средств марки ГАЗ 270711, ГАЗ 270710, ГАЗ 2775-01, ГАЗ 3302-28117А , ЗИЛ-5301БО-476430, ЗИЛ- 530150.

По результатам проверки налоговым органом 11.07.2007г. вынесено решение №568 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 630, 40 руб., пени 138,90 руб., предложено уплатить недоимку по налогу в сумме 3172 руб. Основанием для доначисления транспортного налога послужило неправомерное, по мнению налогового органа, применение налогоплательщиком к транспортным средствам ГАЗ 270711, ГАЗ 270710, ГАЗ 2775-01, ГАЗ 3302-28117А ставки налога, установленной для легковых автомобилей.

Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось с заявлением в суд. Оспаривая решение, заявитель поясняет следующее.

Министерство Финансов РФ в письме от 22.11.2005 г. № 03-06-04-02/15, рассмотрело обращение по вопросу, связанному с определением категорий транспортных средств и применяемых в отношении них в целях исчисления транспортного налога соответствующих налоговых ставок, и сообщило следующее: «Понятие «транспортное средство» для целей применения гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ определено ст.358 Кодекса. В соответствии с указанной статьей Кодекса транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения транспортным налогом, являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что согласно ст.361 Кодекса налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Таким образом, заявителем сделан вывод, что предусматривается зависимость ставки транспортного налога от таких критериев, как категория транспортного средства, являющаяся наиболее обобщенным показателем их характеризующим, и мощность (тяга, валовая вместимость), являющаяся наиболее характерным и существенным показателем для каждой категории.

Учитывая это, налоговые ставки, предусмотренные п.1 ст. 361 Кодекса, определены применительно к категориям транспортных средств, признаваемым объектом налогообложения транспортным налогом, и мощности (тяги) установленных на них двигателей или валовой вместимости транспортных средств.

Предусмотренное гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968г.

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N496, Минпромэнерго России N192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, зарегистрированным в Минюсте России 29.07.2005 N6842, в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, V,   прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно данному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в Приложении 3 к данному Приказу).

В отличие от Конвенции и указанных выше нормативно-правовых актов Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным гл.28 "Транспортный налог" Кодекса. Это делает возможным его использование для целей, предусмотренных названной главой Кодекса, лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении».

Согласно данной Сравнительной таблицы спорные ТС могут быть отнесены к категории «Автомобили легковые с мощностью двигателя ( с каждой л.с.) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно», что и было сделано ООО «ДК «Дворцовый ряд».

Налоговый орган с предъявленными требованиями не согласен, поскольку считает, что Общество необоснованно исчислило транспортный налог за 2006 год по автомобилям ГАЗ-270711, ГАЗ 270710, ГАЗ 2775-01, ГАЗ 3302-28117А по ставке, установленной Законом Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области» №056-ЗО от 15.11.2002г. для легковых автомашин. По мнению инспекции, автомобили указанных марок являются грузовыми.

Так, автомобили марки ГАЗ 270711, ГАЗ 270710, ГАЗ 2775-01 согласно представленным паспортам являются изотермическими (строка 3 - наименование (тип ТС)). Согласно Общероссийскому классификатору автомобили такой марки относятся к автомобилям грузовым (автомобилям специальным: фургонам для перевозки скоропортящихся продуктов), код 15 3410342 (письмо МинФина от 15.12.2004 г. №03-06-04-04/14).

Автомобиль марки ГАЗ 3302-28117А согласно представленным паспортам является фургоном (строка 3 -наименование (тип ТС)). В Комментарии к нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте указано, что к специализированным грузовым автомобилям (со специализированными кузовами) относятся автомобили, конструкция грузонесущих емкостей которых предназначена для перевозки грузов определенных видов:

- фургоны для перевозки продовольственных, промышленных товаров, хлебобулочных изделий, мебели и грузов;

- фургоны с изотермическими кузовами и рефрижераторы для перевозки скоропортящихся продуктов в охлажденном или замороженном состоянии.

Налогоплательщик в декларации отнес данные транспортные средства к легковым автомобилям, ссылаясь на категорию ТС, указанную в паспортах по строке 4 «В». Из содержания третьей строки паспорта портного средства не усматривается, что автомобили являются легковыми.

Категория транспортного средства, указанная в технической документации на автомобиль, не во всех случаях соответствует типу транспортного средства. Поскольку ставки налога определяются в соответствии с типом транспортного средства (легковой, грузовой, автобус), при применении налоговой ставки следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) и Венской Конвенцией о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974г. N5938-VIII.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 автомобиль ГАЗ 3302 должен быть отнесен к группе транспортных средств "автомобили грузовые общего назначения» и его код по ОКОФ - 15 3410020. Согласно отраслевой нормали ОН 025270-66 вторая цифра идентификационного номера (VIN) указывает на тип автомобильного транспортного средства: грузовой автомобиль или пикап обозначаются цифрой 3, соответственно автомобиль ГАЗ 3302 относится к категории «грузовых» и при исчислении транспортного налога налогоплательщику следовало учесть это обстоятельство. Категория «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) означает, что транспортное место может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, т.е. как к легковому, так и к грузовому транспортному средству.

В паспортах транспортных средств (ГАЗ 2707), представленных по требованию, в строке 4 указана категория ТС типа «В», что означает, что транспортное место может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, т.е. как к легковому, так и к грузовому транспортному средству

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», в строке 2 паспорта ТС «Марка, модель ТС» указывается условное понятие обозначение транспортного средства. Состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: «1» - легковой автомобиль; «7»- фургоны; «9»-специальные». В строке 2 имеющихся паспортов транспортных средств, вторая цифра условного цифрового обозначения транспортного средства указана «7», что также свидетельствует о том, что транспортные средства не являются легковыми.

Категория «В», указанная в ПТС не указывает на принадлежность автотранспортного средства к легковым или грузовым автомобилям, (не определяет категорию транспортного средства необходимую для «налогообложения», а лишь дает право водителю на управление автомобилем данной массы, а также указывает на технические характеристики транспортного средства).

Инспекцией 01.06.2007г. был направлен запрос №16-10/7102 в УВД Ульяновской области с просьбой дать разъяснение, к какому типу транспортных средств (грузовым или легковым) относятся автомобили марок ГАЗ-270711, ГАЗ 270710, ГАЗ 2775-01, ГАЗ 3302-28117А. Согласно ответа от 22.06.2007г. а №10/3415, ТС данных марок относятся к категории транспортного средства «В», тип транспортного средства – грузовой.

25.10.2007г. Инспекцией был сделан запрос №16-10/14499 в ОАО «ГАЗ УКР» о предоставлении информации, в том числе по транспортным средствам ГАЗ 270711, ГАЗ 270710, ГАЗ 2775-01, ГАЗ 3302. Согласно ответу от 07.11.2007г. №9046/852 автомобиль марки ГАЗ 3302 является транспортным средством категории N1 - автомобиль грузовой. В то же время, транспортные средства ГАЗ-270711, ГАЗ 270710, ГАЗ 2775-01, ГАЗ 3302-28117А на ГАЗе не разрабатывались и не производятся.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В пункте 1 статьи 358 Кодекса определено, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 359 Кодекса налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства (статья 361 Кодекса).

Транспортный налог на территории Ульяновской области установлен и введен в действие Законом Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области» №056-ЗО от 15.11.2002г.

В соответствии со ст.5 Закона Ульяновской области № 056-ЗО от 15.11.2002г. на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно установлена налоговая ставка 5 руб., на грузовые автомобили с аналогичной мощностью двигателя- 15 руб.

В соответствии с приказом Министерства налоговой службы Российской Федерации от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 "Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N5938-VIII.

Спорные автомобили зарегистрированы в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. В выданных паспортах транспортного средства указаны категория "В" и тип автомобилей: «А/Ф Изотермический» по автомобилям марки ГАЗ 270710, ГАЗ 270711, ГАЗ 2775-01; «Фургон» - по автомобилям марки ГАЗ 28117А.

Согласно Конвенции о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII, категория "В" означает, что транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковому, так и к грузовому транспортному средству. Поэтому доводы заявителя о том, что категория «В» свидетельствует о том, что автомобиль является легковым, суд не принял.

В паспортах транспортных средств в строке 4 указана категория транспортного средства - "B", одновременно в строке 3 названного паспорта указан тип транспортного средства - фургон и а/ф изотермический.

Согласно Общероссийскому классификатору ОК 013-94 автомобили марки ГАЗ-28117А (фургон) относятся к автомобилям грузовым код 15 3410020.

Автомобили марки ГАЗ 270711,270710,2775-01 ( автофургоны изотермические) относятся к автомобилям специальным : фургонам для перевозки скоропортящихся продуктов, код 15 3410342.

Поскольку специальные автомобили могут относиться к любой категории транспортных средств, используемых для налогообложения, суд пришел к выводу о принадлежности спорных автомобилей к категории грузовых по их функциональному предназначению (перевозка скоропортящихся продуктов).

Кроме этого, суд учитывает следующее:

В пункте 25 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом от 23.06.2005г. Министерства внутренних дел Российской Федерации N496, Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации N192 и Министерством экономического развития Российской Федерации N134, установлено, что в строке 1.Идентификационный номер (VIN)" в паспорте транспортного средства указываются арабскими цифрами и буквами латинского алфавита условные обозначения, присвоенные транспортному средству.

Первая часть VIN, позволяющая идентифицировать изготовителя транспортного средства, состоит из трех букв или букв и цифр, обозначающих географическую зону, код страны и код изготовителя транспортного средства, присвоенные в установленном порядке.

Вторая часть VIN является описательной частью идентификационного номера и состоит из шести знаков, обозначающих транспортное средство согласно конструкторской документации.

Третья часть VIN является указательной частью и состоит из восьми цифр или букв, из которых последние четыре знака должны быть цифрами. На первом знаке может указываться код года изготовления транспортного средства или модельного года в соответствии со Сравнительной таблицей цифр и букв, используемых в идентификационных номерах в качестве кода года изготовления транспортного средства или шасси транспортного средства, на последующих знаках - порядковый номер транспортного средства.

В паспортах транспортных средств указаны следующие идентификационные номера (VIN):

ГАЗ 270710 - Х94 27071040007198 (л.д.40),

ГАЗ 270711 - Х1А27071140006606 (л.д.32), Х1А27071140006058 (л.д.33), Х1А27071140006587 (л.д.34),

ГАЗ 2775-01 – Х802775А040004395 (л.д.41),

ГАЗ 28117А – Х8928117А40СЕ9058 (л.д.35), Х8928117А40СЕ9071 (л.д.36), Х8928117А40СЕ9061 (л.д.37), Х8928117А40СЕ9059 (л.д.38), Х8928117А40СЕ9060 (л.д.39).

Согласно отраслевой нормали ОН 025270-66"Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями"вторая цифра идентификационного номера (VIN) указывает на тип автомобильного транспортного средства - легковой автомобиль обозначается цифрой 1. Таким образом, указанные автомобили не относятся к типу легковых.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 и пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: 1 - легковой автомобиль; 3- грузовой автомобиль или пикап, 7 - фургоны; резервная цифра - 8, 9 - специальные. В строке 2 имеющихся в материалах дела паспортов транспортных средств вторая цифра условного цифрового обозначения транспортного средства указана 7 или 8, что также свидетельствует о том, что спорные автомобили ( 270711, 270710, 2775-01, 28117А) не относятся к легковым.

Кроме того, ПТС содержат отметки «выдан взамен паспорта шасси». Согласно п.53 Положения о ПТС и паспортах шасси ТС оформление паспортов шасси транспортных средств производится в порядке, аналогичном порядку заполнения паспортов транспортных средств, предусмотренному пунктами 25 - 52 настоящего Положения. При этом в строке "1. Идентификационный номер" паспортов шасси транспортных средств, изготовленных на территории Российской Федерации, указываются только знаки, входящие во вторую (описательную) и третью (указательную) части VIN и имеющие одинаковую с VIN структуру.

Таким образом, номера шасси 330200 указывают на автомобили, относящиеся к категории грузовых. ПТС марки ГАЗ 3302-28117 А содержит указание на выдачу паспорта взамен паспорта шасси 3302 0052029474, что также свидетельствует о принадлежности автомобиля к грузовому.

Инспекцией 01.06.2007г. был направлен запрос №16-10/7102 в УВД Ульяновской области с просьбой дать разъяснение, к какому типу транспортных средств (грузовым или легковым) относятся автомобили марок ГАЗ-270711, ГАЗ 270710, ГАЗ 2775-01, ГАЗ 3302-28117А. Согласно ответа от 22.06.2007г. №10/3415, ТС данных марок относятся к категории транспортного средства «В», тип транспортного средства – грузовой (л.д.58-60).

Таким образом, при отнесении спорных автомобилей к определенной категории транспортных средств, поименованных в статье 361 Кодекса, суд руководствуется всей совокупностью имеющихся документов и представленных в дело доказательств.

При таких обстоятельствах инспекция правильно применила при исчислении транспортного налога за 2006 год налоговую ставку, предусмотренную для грузовых автомобилей. Требования заявителя следует оставить без удовлетворения.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст.110 АПК РФ отнести на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л  :

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Дистрибьютерская компания «Дворцовый ряд» оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в апелляционную и кассационную инстан­ции.

Судья Г.Б.Рождествина