г. Ульяновск
18 августа 2016 Дело № А72-7420/2016
Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2016 года. Полный текст решения изготовлен 18 августа 2016 года.
Арбитражный суд Ульяновской области
в составе:
судьи Чудиновой В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Николаевой Т.А.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1067760630684, ИНН 7708075454), г. Москва
к обществу с ограниченной ответственностью «Кавикорм Инжиниринг» (ОГРН 1127746019477, ИНН 7723825285), Ульяновская обл., Мелекесский р-н
о взыскании гранта 20 000 000 руб.
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Растительные белки»
при участии:
от истца – Барановская А.А., доверенность от 18.02.2016;
от ответчика – Галева Э.Д., доверенность от 31.05.2016;
от третьего лица – Гаврилова Ю.О., доверенность;
установил:
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Кавикорм Инжиниринг» о взыскании гранта 20 000 000 руб.
Определением суда от 18.05.2016 иск принят к производству.
Определением суда от 20.07.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Растительные белки».
В связи с привлечением третьего лица слушание дела производится с самого начала.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске, письменных объяснениях.
Представители ответчика, третьего лица возражали против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзывах.
Исследовав и оценив представленные документы, заслушав стороны, третье лицо, суд считает, что исковые требования следует оставить без удовлетворения по следующим основаниям.
Предметом спора является возврат полученного ответчиком гранта в размере 20 000 000 руб.
Согласно материалам дела ответчик в октябре 2015 года, с целью привлечения дополнительных средств на разработку, модернизацию, создание и развитие «единой технологии» по Проекту «Комплексная энергоэффективная утилизация стоков и отходов предприятий пищевой промышленности», подал заявку на участие в отборе инновационных проектов по направлению «Инновационные проекты по развитию технологий кормопроизводства в области животноводства, пищеводста, аквакультуры».
По результатам отбора инновационных проектов комиссией Министерства сельского хозяйства Российской Федерации было принято решение о предоставлении целевого гранта ООО «Кавикорм Инжиниринг» в размере 20 000 000 руб.
01.12.2015 года между сторонами заключено Соглашение № 1819/13-С, согласно которому Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) предоставляет из федерального бюджета грант на реализацию перспективного инновационного проекта в агропромышленном комплексе (далее соответственно - грант, инновационный проект) - «Комплексная энергоэффективная утилизация токов и отходов предприятий пищевой промышленности» в размере 20 000 000 рублей за счет средств, предусмотренных Министерству в соответствии с Федеральным законом по коду главы 082 разделу 0405 2556736 810 функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в пределах, установленных пунктами 4 и 9 Правил предоставления фантов в форме субсидий из федерального бюджета реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2015 № 678, а исполнитель инновационного проекта обязуется обеспечить использование гранта по целевому назначению и вести работы в соответствии с Планом - графиком реализации инновационного проекта, согласно приложению № 1 к настоящему соглашению.
Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2 Министерство обеспечивает перечисление средств на расчетный счет исполнителя инновационного проекта в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении гранта. Проводит ежегодную оценку эффективности осуществления исполнителем инновационного проекта затрат, источником финансового обеспечения которых является грант, исходя из степени достижения критериев результативности реализации инновационного проекта, установленных приложением № 2 к настоящему соглашению. Осуществляет проверки соблюдения исполнителем инновационного проекта порядка и условий предоставления гранта.
Во исполнение условий указанного соглашения Министерство платежным поручением от 15.12.2015 № 529193 перечислило ответчику 20 000 000 руб.
Согласно пункту 2.2.7 соглашения ответчик обеспечивает целевое использование перечисленного Министерством гранта путем его направления на финансовое обеспечение следующих затрат: расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых в реализации инновационного проекта (пункт 2.2.7.1); материальные расходы, непосредственно связанные с реализацией инновационного проекта (пункт 2.2.7.2); расходы на приобретение специального оборудования для непосредственной реализации инновационного проекта (пункт 2.2.7.3); расходы на исследования и разработки, выполняемые организациями-соисполнителями в рамках реализации инновационного
проекта (пункт 2.2.7.4).
Исполнитель инновационного проекта обеспечивает эффективное использование перечисленного Министерством гранта в соответствии со следующими значениями
показателей реализации инновационного проекта: достижение объема инвестиций в разработку и освоение новых технологий в текущем финансовом году в размере 20 000 000 рублей; достижение объема инвестиций в опытное, опытно-технологическое и (или) опытно-промышленное производство в текущем финансовом году в размере 13 500 000 рублей. Обеспечивает в течение трех лет после окончания выполнения
инновационного проекта производство продукции или предоставление услуги
в объеме не менее двукратного превышения объема бюджетных затрат на
реализацию инновационного проекта (пункты 2.2.8, 2.2.9 соглашения).
Согласно пунктам 4.1, 4.2 соглашения срок реализации инновационного проекта с 1 декабря 2015 по 30 декабря 2015 года. Срок реализации инновационного проекта не может превышать трех лет.
Разделом 5 соглашения (пункты 5.1, 5.2 ) установлена ответственность сторон.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 соглашения).
Согласно пункту 5.2 соглашения в случае не достижения исполнителем инновационного проекта показателей результативности предоставления гранта исполнитель инновационного проекта обеспечивает возврат субсидии в федеральный бюджет в размере не менее 50 процентов от суммы гранта.
Неиспользованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток гранта подлежит возврату в федеральный бюджет исполнителем инновационного проекта. В случае если неиспользованный остаток гранта не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (пункты 6.1, 6.2 соглашения).
Постановлением Правительства РФ от 07.07.2015 № 678 утверждены Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе в рамках подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (далее – Правила предоставления грантов).
Согласно пункту 3 Правил предоставления грантов г ранты предоставляются исполнителям перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе (далее - инновационный проект) при соблюдении следующих условий:
а) соответствие тематики инновационного проекта приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса, а также критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;
б) отсутствие просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
в) представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:
заявки на получение гранта, представленной по форме и в сроки, которые установлены Министерством, содержащей в том числе сведения о государственной регистрации права собственности на производственные помещения, использование которых предусматривается при реализации инновационного проекта, либо о договоре аренды таких производственных помещений;
технико-экономического обоснования затрат на реализацию инновационного проекта;
соглашения между исполнителем инновационного проекта и инвестором софинансирования инновационного проекта о софинансировании инновационного проекта и дальнейшей коммерциализации его результатов, которое подтверждает заинтересованность инвестора софинансирования инновационного проекта в использовании разрабатываемых продукции, технологий или услуг и организации их промышленного производства;
г) соглашение, указанное в подпункте "в" настоящего пункта, предусматривает финансовые и материальные обязательства инвестора софинансирования инновационного проекта по обеспечению выполнения инновационного проекта на весь срок его реализации;
д) обладание правами на технологическую или конструкторскую документацию в объеме, необходимом для реализации инновационного проекта;
е) потребителями результатов инновационных проектов являются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
В пункте 10 Правил предоставления грантов указаны основания для мотивированного отказа в рассмотрении документов на предоставление гранта являются, а именно: несоблюдение условий, указанных в пункте 3 настоящих Правил; недостоверность представленных сведений; превышение размера гранта над лимитами бюджетных обязательств, предусмотренными на указанные цели.
В случае нарушения исполнителем инновационного проекта порядка и условий предоставления грантов, установленных настоящими Правилами, к исполнителю инновационного проекта применяются меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации, и соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в установленном порядке (пункт 14 Правил предоставления грантов).
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 3 части 3 статьи 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Заявленные требования истец обосновывает нарушением условий предоставления гранта, поскольку ответчик использовал средства гранта не по целевому назначению, поскольку по договору купли-продажи № 1 от 21.12.2015 ответчик приобрел имущество, неподлежащее оплате за счет средств гранта.
Как указано выше, условия предоставления гранта содержаться в пункте 3 Правил предоставления грантов.
При этом, не соблюдение заявителем указанных условий является основанием для отказа в предоставлении гранта (пункт 10 Правил предоставления грантов), а не возврата гранта.
Вместе с тем, основания для возврата гранта указаны в пункте 14 Правил предоставления грантов, согласно которому в случае нарушения исполнителем инновационного проекта порядка и условий предоставления грантов, установленных настоящими Правилами, к исполнителю инновационного проекта применяются меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации, и соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в установленном порядке.
Согласно материалам дела 09.09.2015 между ООО «Кавикорм Инжиниринг» и ООО «Растительные белки» заключен договор простого товарищества, согласно условиям которого участники простого товарищества обязуются соединить свои вклады, имущество, иные материальные и нематериальные ресурсы, деловую репутацию и деловые связи для совместной деятельности по модернизации существующей технологической линии и оборудования с целью производства полнорационных кормов для свиней, птицы и рыбы; разработке инновационной технологии универсального производства белкововитаминных добавок из таких отходов пищевых производств, как пивная дробина и пивные дрожжи, послеспиртовая барда, подсолнечный шрот и жмых, рапсовый шрот и жмых, шроты и жмыхи других масличных культур, свекловичный жом, отруби зерновых, боенские отходы и отходы рыбопереработки; разработке технологического регламента по применению в кормопроизводстве широко гаммы просроченных продуктов питания.
В соответствии с пунктом 1.2.2 договора простого товарищества от 09.09.2015 вкладом ООО «Растительные белки» является: А) аренда производственного комплекса, принадлежащего ООО «Кавикорм» в с. Лебяжье, Мелекесского района, Ульяновской области с целью выкупа материальных и нематериальных активов в 2015 году (до декабря) на планируемых торгах; Б) проведение ремонтных работ, затрат по запуску и эксплуатации арендуемого производства.
Как указано выше, Правилами предоставления гранта установлено, что условием предоставления гранта, в том числе, является заявка на получение гранта, содержащая в том числе сведения о государственной регистрации права собственности на производственные помещения, использование которых предусматривается при реализации инновационного проекта, либо о договоре аренды таких производственных помещений.
ООО «Растительные белки» заключило с ООО «Кавикорм» (банкротное предприятие) договор аренды земельного участка, объектов недвижимого имущества, систем обеспечения здания, сетей, коммуникаций и технологического оборудования, который ответчиком был представлен в приложении к заявке.
Согласно пояснениям сторон 21.12.2015 состоялись торги по продаже имущества ООО «Кавикорм» (банкротного предприятия), а именно земельного участка, недвижимого имущества (здания, зернотока), товарно-материальных ценностей (столы, стул, кресло, кулер, полка, тележка, шкаф, оргтехника, компьютеры и т.п.), водопровода и канализации, забора с воротами, пожарной сигнализации, сетей наружного водопровода и канализации.
При этом, третье лицо, ООО «Растительные белки», пояснило, что имело намерение выкупить арендованное имущество, однако по объективным причинам не располагало необходимой для участия в торгах денежной суммой.
В связи с чем, в целях продолжения сотрудничества сторон, реализации перспективных инновационных проектов участие в торгах приняло ООО «Кавикорм Инжиниринг», по результатам которых заключен договор купли-продажи № 1 от 21.12.2015.
Согласно пункту 1.1 указанного договора ответчик приобрел здание зернотока, земельный участок, оборудование, товарно-материальные ценности, сети, инфраструктуру, нематериальные активы, указанные в Приложении № 1 к договору (машины, водопроводы, канализации, котельную, газоснабжение, исключительные права на секрет производства (ноу-хау), патенты на изобретение, на полезную модель, товарный знак, прочее).
Доказательства того, что указанное имущество ответчиком приобретено и используется не в целях, связанных с реализацией инновационного проекта - «Комплексная энергоэффективная утилизация токов и отходов предприятий пищевой промышленности», материалы дела не содержат.
Ответчик, в том числе, представил фотоматериалы размещения на производственных площадях смонтированного оборудования технологии «Cavikorm».
Доказательства обратного истец не представил, выезд на место и осмотр оборудования, производства не осуществлял.
Согласно пояснениям ответчика, часть имущества, приобретенная ООО «Кавикором Инжиниринг» с открытых торгов на сумму 6 022 763 руб., вошла в статью расходов согласно п. 1.2 Приложения № 1 к Соглашению «План-график реализации инновационного проекта «Комплексная энергоэффективная утилизация стоков и отходов предприятий пищевой промышленности» - «Оплата части оборудования технологической линии». Средства в размере 7 305 337 руб. были направлены согласно п. 2.2.7.2 Соглашения на «Материальные расходы, непосредственно связанные с реализацией инновационного проекта» с целью создания «единой технологии», в которые входят: земельный участок (под производственной площадкой), здания и коммуникации, запасные части и ремонтные комплекты для оборудования технологической линии и производства в целом, расходные материалы, мебель на производстве и т.д., а так же изобретения (ноу-хау, патенты), полезные модели промышленные образцы (отдельного оборудования), программы для ЭВМ, зарегистрированный товарный знак, рекламные и презентационные ролики по технологии и др.
Согласно пояснениям ответчика, представленным документам им поданы заявки на патенты: изобретение «Способ приготовления белковых кормовых смесей», «Кормовая смесь на основе послеспиртовой барды»; договор простого товарищества от 09.09.2015, заключенный между ООО «Кавикорм Инжиниринг» и ООО «Растительные белки», не расторгнут.
Доказательств того, что ответчиком были представлены недостоверные сведения при получении гранта, не представлено.
Целевое назначение гранта - безвозмездная и безвозвратная помощь товаропроизводителю по компенсации его затрат на определенную, признанную публичным образованием значимой деятельность (это и есть условия предоставления гранта, а не деятельность по представлению документов).
Исходя из этого правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Доказательства того, что ответчиком грант использован на иные цели, а не на затраты, связанные с реализацией инновационного проекта в агропромышленном комплексе, истцом в материалы дела не представлены.
Доказательства образования остатков гранта, не использованных в отчетном финансовом году, суду также не представлены.
Судом также учитывается, что срок реализации инновационного проекта составляет три года (01.12.2018), на момент рассмотрения спора не истек.
При этом, при недостижении исполнителем инновационного проекта показателей результативности предоставления гранта истец не лишен права потребовать в соответствии с пунктом 5.2 соглашения возврата субсидии в федеральный бюджет в размере не менее 50 процентов от суммы гранта.
Материалами дела подтверждается факт расходования ответчиком средств гранта на указанные в договоре цели, то есть целевое расходование средств, а также исполнения требований пункта 2.3.1 соглашения о предоставлении финансового отчета об использовании гранта, который был заслушан и одобрен 15.02.2016 на заседании секции Научно-технического совета Минсельхоза России «Агробиотехнологии» (протокол заседания № 4 от 15.02.2016).
При таких обстоятельствах, суд, с учетом отсутствия надлежащих доказательств нецелевого, несвоевременного использования полученного обществом гранта, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истцом не доказано наличие условий для возврата гранта.
В связи с чем, исковые требования следует оставить без удовлетворения.
Истец от уплаты госпошлины освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья В.А. Чудинова