Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
13.04.2011 Дело № А72-742/2011
г. Ульяновск
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Прохорова А.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Улашкевич Т. В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области
к индивидуальному предпринимателю Эдварсу Игорю Анатольевичу, ОГРН 304732810700046; ИНН 732809713550
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
при участии в заседании:
от прокуратуры Заволжского района города Ульяновска – Хаметов А. Р., старший помощник прокурора, удостоверение
от ответчика – Долгов К. Н., доверенность от 17.02.2011, паспорт
от Прокуратуры Ульяновской области – Саликова И. Н, старший помощник прокурора Ульяновской области, удостоверение
установил:
Прокурор Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области обратился в арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Эдварса Игоря Анатольевича к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В судебном заседании представитель прокуратуры пояснил, что ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию платных образовательных услуг без специального разрешения (лицензии), что явилось предметом правонарушения.
Ответчик нарушение не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель прокурора Ульяновской области ходатайствует об опросе в качестве специалиста Ульяновой Т.Л. При этом ходатайство мотивировано тем, что указанное лицо принимало участие в проверках в отношении ответчика и, являясь заместителем председателя Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области, может дать пояснения о применении норм законодательства – Закона «Об образовании» и Положения о лицензировании образовательной деятельности применительно к деятельности ответчика.
Представитель ответчика против ходатайства возражает.
Суд не находит оснований для опроса Ульяновой Т.Л. ни в качестве свидетеля, ни в качестве специалиста. Данных о том, что указанное лицо располагает сведениями о фактах и обстоятельствах деяния ответчика, представителем прокуратуры не представлено. Фактические обстоятельства установлены материалами дела и спорные либо невыясненные обстоятельства отсутствуют. Опрос в качестве специалиста также не основан ни на необходимости, ни на законодательстве, поскольку вопросы правоприменительной практики в отношении Закона «Об образовании» и Положения о лицензировании образовательной деятельности не относятся к категории специальных знаний, которыми суд не располагает и которые не входят в полномочия суда. Правом официального толкования закона указанное лицо также не обладает.
Суд считает, что представленных доказательств достаточно для рассмотрения спора по существу, в связи с чем заявление рассматривается по имеющимся в деле материалам.
Из материалов дела усматривается, что Эдварс Игорь Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Заволжского района г. Ульяновска 30.06.2003 (ОГРН 304732810700046; ИНН 732809713550).
Проведенной прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проверкой исполнения законодательства о лицензирование отдельных видов деятельности, было установлено, что индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица Эдварсом И.А. осуществляется предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от оказания платных образовательных услуг в помещениях МОУ «Авторский лицей Эдварса №90», расположенных по адресу: г.Ульяновск, б-р Новосондецкий, 20.
С родителями заключены договора на оказание платных образовательных услуг индивидуальным предпринимателем, по условиям которых предприниматель оказывает образовательные услуги - групповые занятия по предметам. Срок обучения в соответствии с учебным планом (в группе) составляет девять месяцев. Также индивидуальный предприниматель во время оказания образовательных услуг обеспечивает условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия потребителя с учетом его индивидуальных особенностей.
Оказание платных образовательных услуг осуществляется также 34
преподавателями, большая часть из которых работает в МОУ «Авторский
лицей Эдварса №90»
Образовательная деятельность осуществляется без лицензии, без образовательных программ, в нарушение Закона «Об образовании», Положения о лицензировании образовательной деятельности. Разрешения (лицензии) на ведение образовательной деятельности по образовательным программам индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Эдварс И.А. не имеет.
Усмотрев в действиях ИП Эдварса Игоря Анатольевича признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, 03.02.2011 прокурор Заволжского района г. Ульяновска вынес постановление о возбуждении в отношении предпринимателя производства по делу об административном правонарушении.
Индивидуальный предприниматель Эдварс Игорь Анатольевич с материалами проверки ознакомлен. Подписью указанного лица также удостоверен факт получения копии постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, Эдварсу Игорю Анатольевичу разъяснены.
09.02.2011 в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился с настоящим заявлением о привлечении ИП Эдварса Игоря Анатольевича к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 названного Кодекса.
Заслушав представителя прокурора, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
согласно ч. 1 ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
В силу данных требований Гражданского кодекса Российской Федерации согласно пунктов 1 и 3 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно требованиям ч.11 ст. 28 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Согласно требованиям ч.11 ст. 28 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» и Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 №277, образовательная деятельность образовательных учреждений и образовательные организации, созданные в иных организационно-правовых формах, а также научные организации, реализующие в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки подлежит лицензированию.
Согласно ст.8 указанного Закона система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Согласно ст. 11.1 указанного закона государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, а согласно ст.12. указанного Закона образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2). Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций) (ч.3).
В соответствии со ст.33.1 Закона лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч.1). Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам (ч.2).
Согласно п.1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 277 Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки (далее соответственно - образовательные учреждения, научные организации) (ч.1). При этом согласно ч.2 указанной нормы не подлежат лицензированию:
а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.
Аналогичные нормы содержатся в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 174.
Вместе с тем как установлено материалами административного производства, доказательствами, представленными в судебное заседание, ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию образовательных услуг без образования юридического лица, обучение проводится по собственным программам, а не по утвержденным государственным стандартам, каких либо документов об окончании обучения, которые могли бы служить основанием для получения среднего, среднего специального, высшего образования, для повышения квалификации, права занимать определенную должность или заниматься определенным видом работ, в том числе свидетельств, дипломов и т.д. по окончании обучения не выдается, аттестация, сопровождающаяся выдачей подобных документов, не проводится. Также их выдача не предусмотрена заключаемыми договорами на оказание образовательных услуг.
Доказательств иного заявителем не представлено.
Таким образом, в совокупности указанных норм, учитывая, что ответчик осуществляет образовательную педагогическую деятельность без образования юри- дического лица, образовательная деятельность проводится с целью повышения знаний учащихся и не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об окончании обучения, которые могли бы служить основанием для получения среднего, среднего специального, высшего образования, для повышения квалификации, права занимать определенную должность или заниматься определенным видом работ, в том числе свидетельств, дипломов и т.д., то есть влекущих наступление определенных юридически значимых последствий, суд считает, что образовательная педагогическая деятельность не относится к виду лицензируемых услуг, определенных законодательством, и в деянии ответчика отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, что в силу ст.24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
Суд не принимает довод заявителя о том, что ответчик должен был создать и зарегистрировать образовательное учреждение с правом юридического лица, после чего получить лицензию, поскольку это является правом ответчика, но не его обязанностью.
Суд не принимает довод заявителя о том, что к образовательной педагогической деятельность ответчиком на основании трудовых договоров привлечены иные лица, поскольку это является законным правом ответчика и не противоречит законодательству. Указанный факт также не влияет на квалификацию деяния ответчика по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения рассматриваемого заявления о привлечении ответчика к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суду необходимо исходить из того, что после принятия им решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, в силу статьи 29.9 КоАП является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.).
Руководствуясь ст. 24.5, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст.ст. 202, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявление о привлечении индивидуального предпринимателя Эдварса Игоря Анатольевича к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ оставить без удовлетворения.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Эдварса Игоря Анатольевича по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке, установленном АПК РФ.
Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, установленном АПК РФ.
Судья А.Е. Прохоров