г. Ульяновск Дело №А72-821/2019
«25» апреля 2019г.
Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2019 года. Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Арзамаскиной Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плетнинцевой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Областного государственного казённого предприятия «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области», г.Ульяновск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Муниципальному казенному предприятию «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области, Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Муниципальному образованию «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области в лице Администрации муниципального образования «Тереньгульский район», Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п.Тереньга (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 383 075 руб. 93 коп.
при участии:
от истца – не явился, уведомлен, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя
от Муниципального казенного предприятия «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области –не явился, уведомлен
от Муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области в лице Администрации муниципального образования «Тереньгульский район» - ФИО1, доверенность от 10.01.2019г.
установил:
Областное государственное казённое предприятие «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением о взыскании с Муниципального казенного предприятия «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области, а при недостаточности денежных средств у Муниципального казенного предприятия «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области взыскании в субсидиарном порядке с Муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области в лице Администрации муниципального образования «Тереньгульский район» за счет средств казны Муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» в пользу Областного государственного казённого предприятия «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» 383 075 руб. 93 коп., составляющих: 323 824 руб. 40 коп. – основной долгпо контракту теплоснабжения №5021 от 10.01.2018г. за период январь 2018г. – апрель 2018г., 59 251 руб. 53 коп. – пени за просрочку платежа за период с 15.02.2018г. по 22.01.2019г., а также пени за просрочку платежа с 23.01.2019г. по день фактической оплаты основного долга.
Дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст.228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 25.03.2019г. суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Представители истца и Муниципального казенного предприятия «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
При данных обстоятельствах дело в судебном заседании рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся материалам.
Представитель Муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области в лице Администрации муниципального образования «Тереньгульский район» исковые требования не признает.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителя Муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области в лице Администрации муниципального образования «Тереньгульский район», суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 10.01.2018г. между истцом («Теплоснабжающая организация») и Муниципальным казенным предприятием «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области («Муниципальный заказчик») оформлен контракт теплоснабжения №5021, в соответствии с условиями которого Теплоснабжающая организация обязалась поставить Муниципальному заказчику через присоединенную сеть до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей тепловую энергию (мощность), теплоноситель для нужд отопления, вентиляции (при наличии), а Муниципальный заказчик – принять и оплатить тепловую энергию (мощность), невозвращенный теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В соответствии с п.1 ст.548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 – 547 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Во исполнение условий указанного контракта истец поставил Муниципальному казенному предприятию «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области в период январь 2018г. - апрель 2018 г. энергоресурсы, что подтверждается представленными в материалы дела товарными накладными (л.д.53,56,59,62).
Муниципальным казенным предприятием «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области полученные в период январь 2018г. - апрель 2018г. энергоресурсы в полном объеме не оплачены, задолженность в размере 323 824 руб. 40 коп. не погашена до настоящего времени, в связи с чем, истец просит взыскать указанную сумму долга в судебном порядке.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Доказательств, подтверждающих отсутствие вышеуказанной задолженности за полученные энергоресурсы и потребление энергоресурсов в ином объеме, чем заявлено истцом, Муниципальное казенное предприятие «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области суду не представило, исковые требования не оспорило.
С учетом изложенного, требование истца о взыскании с Муниципального казенного предприятия «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области основного долга по оплате поставленных энергоресурсов в период январь 2018г. - апрель 2018г. в размере 323 824 руб. 40 коп. подлежит удовлетворению.
В силу ст.329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно п.8.10 контракта теплоснабжения №5021 от 10.01.2018г. в случае просрочки Муниципальным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Муниципальным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, теплоснабжающая организация вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Муниципальным заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере 1/130 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки ЦБ Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
По расчету истца, сумма пени за просрочку платежа за период с 15.02.2018г. по 22.01.2019г. составляет 59 251 руб. 53 коп.
Поскольку Муниципальным казенным предприятием «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области оплата поставленных энергоресурсов своевременно не произведена, требование истца о взыскании пени за просрочку платежа в сумме 59 251 руб. 53 коп. за период с 15.02.2018г. по 22.01.2019г., а также пени за просрочку платежа с 23.01.2019г. по день фактической оплаты основного долга, исходя из размера пени – 1/130 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, подлежит удовлетворению.
При недостаточности денежных средств у Муниципального казенного предприятия «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области истец просит взыскать задолженность с Муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области в лице Администрации муниципального образования «Тереньгульский район» в порядке субсидиарной ответственности.
В силу статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимыми условиями для применения субсидиарной ответственности являются: отказ основного должника удовлетворить требование кредитора или неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на предъявленное требование (абзац 2 пункта 1); обязательное предъявление иска в суд к основному должнику (пункт 1).
Согласно части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества, и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу ч.1 ст.297 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с частью 6 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" также предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности имущества.
Как следует из представленного в материалы дела Устава, Муниципальное казенное предприятие "Тереньгульское коммунальное хозяйство" муниципального образования "Тереньгульское городское поселение" Ульяновской области (основной должник) является муниципальным казенным предприятием; учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование «Тереньгульское городское поселение». Функции и полномочия учредителя предприятия осуществляет Администрация муниципального образования «Тереньгульский район»; деятельность предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой учредителем предприятия; предприятие отвечает по своим обязательствам в пределах находящегося в его распоряжении имущества; при недостаточности средств субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия несет учредитель.
Согласно статьи 34 Устава муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» администрация поселения не образуется. Полномочия администрации поселения в полном объеме исполняет администрация муниципального образования «Тереньгульский район».
В силу пункта 1 части 1.1 статьи 43 Устава муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области к полномочиям Администрации муниципального образования «Тереньгульский район» в рамках исполнения полномочий администрации муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» относится разработка проекта бюджета и исполнение бюджета муниципального образования «Тереньгульское городское поселение», нормативных правил, программ развития и других документов, утверждаемых Советом депутатов муниципального образования «Тереньгульское городское поселение».
Администрация муниципального образования «Тереньгульский район» осуществляет планирование бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» на основании постановления администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области от 06.08.2018 №360 «Об утверждении Порядка и Методики планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» на очередной финансовый год».
Согласно статьи 4 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Тереньгульское городское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области», утвержденного решением Совета депутатов муниципального
образования «Тереньгульское городское поселение» Тереньгульского района
Ульяновской области от 30.08.2017 №65/75, администрация муниципального образования «Тереньгульский район» является участником бюджетного процесса в муниципальном образовании «Тереньгульское городское поселение» и наделена (в соответствии со ст. 6 Положения), в том числе, следующими полномочиями в области регулирования бюджетных правоотношений:
- представляет интересы казны муниципального образования «Тереньгульское городское поселение»;
-вносит на рассмотрение Совета депутатов муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» проект решения о местном бюджете с необходимыми документами и материалами;
-осуществляет иные бюджетные полномочия, которыми в соответствии с Кодексом, федеральными законами, законами Ульяновской области, Уставом муниципального образования «Тереньгульское городское поселение», муниципальными правовыми актами наделяется администрация муниципального образования «Тереньгульский район»;
-рассматривает итоги исполнения местного бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета;
-обеспечивает исполнение местного бюджета;
-устанавливает порядок осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджета;
-устанавливает порядок ведения реестра расходных обязательств муниципального образования «Тереньгульское городское поселение».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что надлежащим субсидиарным ответчиком по настоящему делу является Муниципальное образование «Тереньгульское городское поселение» в лице Администрации муниципального образования «Тереньгульский район».
По смыслу ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявление иска к субсидиарному должнику невозможно до предъявления требований к основному должнику, а обязанность субсидиарного должника наступает лишь при условии невозможности удовлетворить требования основным должником самостоятельно. При этом, закон не исключает возможности предъявления иска непосредственно к основному должнику и одновременно к субсидиарному ответчику.
Право выбора ответчика принадлежит истцу.
По данному спору истец заявил требование о взыскании долга как с основного должника, так и с Муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» в лице Администрации муниципального образования «Тереньгульский район» в порядке субсидиарной ответственности, реализовав свое процессуальное право на привлечение к участию в деле обоих ответчиков.
Принимая во внимание, что собственником имущества основного должника является Муниципальное образование «Тереньгульское городское поселение», суд считает, что требования истца к Муниципальному образованию «Тереньгульское городское поселение» в лице Администрации муниципального образования «Тереньгульский район» о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности являются правомерными.
Таким образом, при отсутствии денежных средств у Муниципального казенного предприятия «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области субсидиарная ответственность возлагается на собственника имущества – Муниципальное образование «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области в лице Администрации муниципального образования «Тереньгульский район» за счет казны Муниципального образования «Тереньгульское городское поселение».
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина в размере 10 661 руб. 52 коп. возлагается на Муниципальное казенное предприятие «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176, 177, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного предприятия «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области, а при недостаточности денежных средств у Муниципального казенного предприятия «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области взыскать в субсидиарном порядке с Муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области в лице Администрации муниципального образования «Тереньгульский район» за счет казны Муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» в пользу Областного государственного казённого предприятия «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» 323 824 (Триста двадцать три тысячи восемьсот двадцать четыре) руб. 40 коп. – основной долг, 59 251 (Пятьдесят девять тысяч двести пятьдесят один) руб. 53 коп. – пени за просрочку платежа за период с 15.02.2018г. по 22.01.2019г., а также пени за просрочку платежа с 23.01.2019г. по день фактической оплаты основного долга, исходя из размера пени – 1/130 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Взыскать с Муниципального казенного предприятия «Тереньгульское коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 10 661 (Десять тысяч шестьсот шестьдесят один) руб. 52 коп.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, установленные ст.ст. 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.П. Арзамаскина