г. Ульяновск Дело №А72-8242/2015
22.09.2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 15.09.2015
Решение в полном объеме изготовлено 22.09.2015
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Корастелева В.А.,при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Герусом А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Ивла-Опт» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
Закрытого акционерного общества «Ивла-Опт» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» в лице филиала в Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании решений о приостановлении осуществления кадастрового учета от 13.03.2015 № 73-00/2015-18703 и об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 15.06.2015 № 73-00/2015-43675 в отношении ЗАО «Ивла-Опт»
об оспаривании решений о приостановлении осуществления кадастрового учета от 13.03.2015 № 73-00/2015-18768 и об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 15.06.2015 № 73-00/2015-43677 в отношении ООО «Ивла-Опт»
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Ульяновское областное государственное унитарное предприятие бюро технической инвентаризации,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО «Ивла-Опт» – генеральный директор ФИО1, на основании решения б/н от 24.04.2012, паспорт; ФИО2 по доверенности №1 от 01.06.2015 сроком на 3 года, паспорт;
от ЗАО «Ивла-Опт» – генеральный директор ФИО1, на основании решения б/н от 20.06.2014, паспорт; ФИО2 по доверенности №1 от 01.06.2015 сроком на 3 года, паспорт.
от ответчика – ФИО3 по доверенности №73АА0435881 от 25.01.2013 сроком до 27.12.2015 года, паспорт.
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Ивла-Опт» и Закрытое акционерное общество «Ивла-Опт» (далее – заявители, ООО «Ивла-Опт» и ЗАО «Ивла-Опт» соответственно) обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с совместным заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» в лице филиала в Ульяновской области (далее – ответчик, Учреждение, ФГБУ «ФКП Росреестра»), просили с учетом неоднократных уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, признать незаконными решения Учреждения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 13.03.2015 № 73-00/2015-18703 и об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 15.06.2015 № 73-00/2015-43675 в отношении ЗАО «Ивла-Опт»; признать незаконными решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 13.03.2015 № 73-00/2015-18768 и об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 15.06.2015 № 73-00/2015-43677 в отношении ООО «Ивла-Опт».
В судебном заседании представители заявителей поддержали заявленные требования, настаивая на их удовлетворении по доводам поданного в суд заявления и дополнений к нему.
Представитель Учреждения в судебном заседании возражал заявленным требованиям, ссылаясь на те же аргументы, что приведены в отзыве ответчика и дополнениях к нему.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющие юридическое значение доводы сторон в соответствии с представленными в дело доказательствами, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу частей 4 и 5 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения, действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
По правилам статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.
Как следует из материалов дела, ЗАО «Ивла-Опт» имеет в собственности объект недвижимости - нежилые помещения, общей площадью 287,1 кв.м., расположенные по адресу: <...>. Объект недвижимости представляет собой совокупность следующих помещений: расположенные на 2-м этаже помещения №№ на поэтажном плане 14, 44, 46, 49-51, 63-65, 69, 70, а также расположенные на 3-м этаже помещения №№ на поэтажном плане 15, 23-28, 68, 70-73. Что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 73 АА 424017 от 13.07.2012.
В государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН) данный объект имеет кадастровый номер 73:24:041903:693.
ООО «Ивла-Опт» имеет в собственности объект недвижимости - нежилые помещения, общей площадью 187,12 кв.м., расположенные по адресу: <...>. Объект недвижимости представляет собой совокупность следующих помещений, расположенных на 2-м этаже, №№ на поэтажном плане 15, 16, 19, 20, 37. Что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 73 АА № 369712 от 02.05.2012.
В ГКН данный объект имеет кадастровый номер 73:24:041903:694.
Сведения о данных объектах в ГКН содержатся в составе сведений о ранее учтенном здании, расположенном по адресу: <...>, с кадастровым номером 73:24:041903:538, площадью 3351,3 кв.м., литеры А, А1, А2, А4, сведения о котором переданы в ГКН от органов технического учета и (или) технической инвентаризации в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 11.01.2011 №1 «О сроках и порядке включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости».
Сведения об указанных выше объектах недвижимости, принадлежащих заявителям, переданы в ГКН 12.09.2013 в соответствии с названным Приказом Минэкономразвития.
Помещение № 14 площадью 6,74 кв.м., расположенное на 2-м этаже, находящееся в собственности ЗАО «Ивла-Опт», обособлено (не является смежным) от иных помещений, принадлежащий ЗАО «Ивла-Опт» в составе объекта недвижимости с кадастровым номером 73:24:041903:693. Доступ (проход) в помещение № 14 возможен только через помещение №15, находящееся в собственности ООО «Ивла-Опт».
Указанное обстоятельство подтверждается как совокупностью имеющихся в деле доказательств, так не ставиться под сомнение и лицами, участвующими в деле.
ЗАО «Ивла-Опт» имеет намерение произвести отчуждение помещения № 14, площадью 6,74 кв.м из своей собственности в собственность ООО «Ивла-Опт», о чем данными обществами заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от 27.02.2015.
Вместе с тем сведения о государственной регистрации данного договора в деле отсутствуют.
Получив консультацию, в том числе от специалистов Учреждения, о том, что является кадастровой ошибкой кадастровый учет в составе объекта недвижимости с кадастровым номером 73:24:041903:693 помещения № 14, обособленного (изолированного) от иных помещений, принадлежащих ЗАО «Ивла-Опт» в составе этого же объекта, и доступ в которое (в помещение № 14) возможен только через помещение №15, находящееся в собственности ООО «Ивла-Опт», оба общества обратились в Ульяновское областное государственное унитарное предприятие бюро технической инвентаризации о выполнении кадастровых работ и подготовке технических планов своих помещений, расположенных по адресу: <...>, с учетом изъятия помещения № 14 из состава объекта недвижимости с кадастровым номером 73:24:041903:693 (принадлежащего ЗАО «Ивла-Опт») и включения его же в состав объекта недвижимости с кадастровым номером 73:24:041903:694 (принадлежащего ООО «Ивла-Опт»).
Кадастровым инженером Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации были подготовлены технические планы помещений от 26.02.2015 в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением кадастровых ошибок объектов с кадастровым номером 73:24:041903:693 и с кадастровым номером 73:24:041903:694.
27.02.2015 от ЗАО «Ивла-Опт» и от ООО «Ивла-Опт» в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области были поданы заявления регистрационные номера соответственно 73-0-1-69/3004/2015-1294 и 73-0-1-69/3004/2015-1293 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости с кадастровыми номерами соответственно 73:24:041903:693 и 73:24:041903:694 в связи с изменениями площадей помещений.
К поданным заявлениям были приложены оформленные в файловом варианте на цифровых носителях технические планы помещений от 26.02.2015, подготовленные кадастровым инженером УОГУП БТИ, а также свидетельства о государственной регистрации прав собственности обществ на помещения.
Оспариваемыми решениями от 13.03.2015 № 73-00/2015-18703 Учреждением был приостановлен кадастровый учет изменения объекта недвижимости ЗАО «Ивла-Опт», от 13.03.2015 № 73-00/2015-18768 кадастровый учет изменения объекта недвижимости ООО «Ивла-Опт».
Впоследствии, оспариваемыми решениями от 15.06.2015 № 73-00/2015-43675 по заявлению Закрытого акционерного общества «Ивла-Опт» было отказано в учете изменения его объекта недвижимости, а от 15.06.2015 № 73-00/2015-43677 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ивла-Опт»было отказано в учете изменения его объекта недвижимости.
Мотивом приостановления кадастрового учета изменений объектов недвижимости и последующего отказа в учете изменений Учреждение указало, что представленные в орган кадастрового учета технические планы, подготовленные кадастровым инженером УОГУП БТИ ФИО4 по содержанию не соответствуют Требованиям к подготовке технического плана помещения, утвержденным Приказом Минэкономразвития России №583 от 29.11.2010 (далее - Требования к оформлению технического плана).
А именно: в разделе «Заключение кадастрового инженера» представленного технического плана отсутствует обоснование изменения площади и местоположения помещения, в отношении которого исправляется кадастровая ошибка. В соответствии с пунктом 31 Требований, в случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки, допущенные при установлении местоположения помещений, несоответствия площади помещения, указанной в документах, предусмотренных пунктом 13 Требований, и площади помещения, определенной с учетом требований, установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, в соответствии с частью 10 статьи 41 Закона "О государственном кадастре недвижимости", в разделе «Заключение кадастрового инженера» должны приводиться предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок.
С данными решениями о приостановлении кадастрового учета и об отказе в кадастровом учете изменений объектов недвижимости заявители не соглашаются, считая, что они не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителей.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Давая оценку оспариваемым решениям Учреждения, исходя из совокупности всех представленных в дело доказательств, суд учитывает, что согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений (учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно ст. 26 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
Согласно ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи, в том числе это возможно если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
В соответствии со ст. 28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, в том числе воспроизведенные в государственном кадастре недвижимости ошибки в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Закон не содержит изъятий, касающихся невозможности исправления кадастровой ошибки как в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, так и в порядке информационного взаимодействия, для объектов, поставленных на кадастровый учет как ранее учтенные.
В качестве основания к приостановлению и к отказу в кадастровом учете изменений объектов недвижимости, принадлежащих ЗАО «Ивла-Опт» и ООО «Ивла-Опт», на основании представленных технических планов Учреждение сослалось на неполноту приведенного в технических планах заключения кадастрового инженера.
В разделе «Заключение кадастрового инженера» представленного от ЗАО «Ивла-опт» в Учреждение технического плана помещения от 26.02.2015 кадастрового инженера УОГУП БТИ ФИО4 указано, что «Данный технический план подготовлен для внесения изменений в государственный кадастровый учет помещения с кадастровым номером 73:24:041903:693, в связи с признанием кадастровой ошибки, кадастровая ошибка заключается в том, что помещение 2 этажа №14, общей площадью 6,7 кв.м., ошибочно включили в состав данного объекта. Доступ в помещение 2 этажа №14 ранее и в настоящий момент возможен только через помещения с кадастровым номером 73:24:041903:694. Поэтому для устранения кадастровой ошибки помещение 2 этажа №14, общей площадью 6,7 кв.м. изымается из объекта с кадастровым номером 73:24:041903:693.
Характеристики объекта с кадастровым номером 73:24:041903:693 после исправления кадастровой ошибки - помещения 2 этажа №44,46,49-51,63-65,69,70; 3 этажа №15,23-28,68,70-73 общей площадью 280,4 кв.м.
Одновременно проведены кадастровые работы, с признанием кадастровой ошибки с кадастровым номером 73:24:041903:694.
Собственники объектов с кадастровыми номерами 73:24:041903:693 и 73:24:041903:694 в проведении кадастровых работ по устранению кадастровых ошибок согласны (письма прилагаются)».
В аналогичном разделе представленного от ООО «Ивла-опт» в Учреждение технического плана помещения от 26.02.2015 этого же кадастрового инженера указано, что «Данный технический план подготовлен для внесения изменений в государственный кадастровый учет помещения с кадастровым номером 73:24:041903:694, в связи с признанием кадастровой ошибки. Кадастровая ошибка заключается в том что, помещение 2 этажа №14, общей площадью 6,7 кв.м., не включили в состав данного объекта. Доступ в помещение 2 этажа №14 ранее и в настоящий момент возможен только через помещение №15. Поэтому для устранения кадастровой ошибки помещение 2 этажа №14 общей площадью 6,7 кв.м. изымается из объекта с кадастровым номером 73:24:041903:693.
Характеристики объекта с кадастровым номером 73:24:041903:694 после исправления кадастровой ошибки помещения 2 этажа №14,15,16,19,20,37 общей площадью 193,8 кв.м.
Одновременно проведены кадастровые работы, с признанием кадастровой ошибки с кадастровым ной 73:24:041903:693.
Собственники объектов с кадастровыми номерами 73:24:041903:694 и 73:24:041903:693 в проведении кадастровых работ по устранению кадастровых ошибок согласны (письма прилагаются).»
К техническим планам действительно прилагались письма следующего содержания.
От ЗАО «Ивла-Опт» (исх. № 12 от 26.02.2015) - что данное ЗАО является собственником объекта недвижимого имущества площадью 287,1 кв.м. по ул. Гончарова, д. 30 с кадастровым номером 73:24:041903:693. Во время приватизации данных площадей произошла ошибка. Помещение второго этажа №14, общей площадью 6,7 кв.м., ошибочно включили в состав данного объекта. Доступ в помещение второго этажа №14 ранее и в настоящее время возможен только через помещение №15, принадлежащее ООО «Ивла-Опт» с кадастровым номером 73:24:041903:694. Поэтому для устранения кадастровой ошибки помещение второго этажа №14, общей площадью 6,7 кв.м., просят изъять из объекта с кадастровым номером 73:24:041903:693 и присоединить к объекту с кадастровым номером 73:24:041903:694. Таким образом, после устранения кадастровой ошибки за ЗАО «Ивла-Опт» останется объект 2 этаж № 44,46,49-51,63-65,69,70; 3 этаж №15,23-28,68,70-73 общей площадью 280,4 кв.м.
От ООО «Ивла-Опт» (исх. № 3 от 26.02.2015) - что данное ООО является собственником объекта недвижимого имущества площадью 187,12 кв.м. по ул. Гончарова, д.30 с кадастровым номером 73:24:041903:694. Во время оформления данных площадей произошла ошибка, а именно помещение второго этажа №14, общей площадью 6,7 кв.м., не включено в состав объекта ООО «Ивла-Опт». Доступ в помещение второго этажа №14 ранее и в настоящее время возможен только через помещение №15. Поэтому для устранения кадастровой ошибки помещение второго этажа №14, общей площадью 6,7 кв.м., просят изъять из объекта с кадастровым номером 73:24:041903:693 и присоединить к объекту с кадастровым номером 73:24:041903:694. Таким образом после устранения кадастровой ошибки за ООО «Ивла-Опт» останется объект 2 этаж № 14,15,16,19,20,37 общей площадью 193,8 кв.м.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что заслуживают внимания доводы заявителя о том, что оспариваемыми отказами нарушаются права и законные интересы ЗАО «Ивла-Опт» и ООО «Ивла-Опт» в сфере предпринимательской деятельности по наличию в собственности и в пользовании нежилых помещений, характеристики и кадастровый учет (в части отнесения в состав единого объекта недвижимости помещения №14 и помещения №15) соответствовал бы требованиям методов определения контуров помещений, требованиям к определению площади помещений, установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу ч. 1 ст. 49 ГК РФ юридические лица наделены гражданскими правами, соответствующими целям их деятельности, предусмотренным в их учредительных документах. Исходя из положений статьи 18 Конституции Российской Федерации реализация гражданских прав определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти, местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре орган кадастрового учета уполномочен на ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета, а именно выполнение действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом.
В соответствии с ч.1 ст. 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Согласно ч. 7 ст. 41 Закона о кадастре в текстовой части технического плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с п. 3 Требований к оформлению технического плана помещения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России №583 от 29.11.2010 технический план составляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких изолированных (обособленных) и смежных помещений (например, часть жилого дома, состоящая из расположенных в ней комнат и помещений вспомогательного использования), которые в том числе могут располагаться на нескольких этажах здания либо сооружения один над другим и должны иметь доступ друг к другу без использования помещений общего пользования в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с Законом изолировано и обособленно от других помещений в здании или сооружении.
Согласно п. 9 Требований к оформлению технического плана раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в технический план, в случае если в ходе кадастровых работ выявлено несоответствие кадастровых сведений о помещении и сведений, включенных в технический план по результатам кадастровых работ, а также в иных случаях, если, по мнению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ.
Согласно п. 31 Требований к оформлению технического плана раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста.
В случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки, допущенные при установлении местоположения помещений (ранее допущенные кадастровые ошибки), несоответствия площади помещения, указанной в документах, предусмотренных пунктом 13 настоящих Требований, и площади помещения, определенной с учетом требований, установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, в соответствии с частью 10 статьи 41 Закона, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов.
Проанализировав представленные в дело доказательства в аспекте оценки полноты и обоснованности "Заключений кадастрового инженера", изложенных в представленных в орган кадастрового учета технических планах помещений от 26.02.2015, составленных кадастровым инженером УОГУП БТИ ФИО4, суд приходит к выводу о том, что в указанных заключениях в совокупности со всей иной информацией, содержащейся в технических планах и в письмах от ЗАО «Ивла-Опт» (исх. № 12 от 26.02.2015), от ООО «Ивла-Опт» (исх. № 3 от 26.02.2015), с достаточной полнотой и обоснованностью были изложены результаты кадастровых работ и предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений.
Изложенной в заключениях кадастрового инженера информации и обоснования достаточно применительно к устранению кадастровой ошибки, заключающейся в отнесении помещения (№14), доступ к которому невозможен кроме как через иной объект кадастрового учета (73:24:041903:694), путем изъятия при согласии с этим собственников объектов из состава объекта с кадастровым номером 73:24:041903:693 (собственник ЗАО «Ивла-Опт») помещения №14 и включения этого же помещения в состав объекта с кадастровым номером 73:24:041903:694 (собственник ООО «Ивла-Опт») при том, что доступ в помещение №14 возможен только через помещение №15, относящееся к кадастровому номеру 73:24:041903:694.
Об исправлении каких-либо иных кадастровых ошибок вопрос заявителями не ставился.
Следовательно, с учетом всех обстоятельств дела, Учреждение неправомерно уклонилось от возложенной на него законодательством обязанности по кадастровому учету и приняло оспариваемые решения.
Ответчиком суду не представлено убедительных доказательств и правового обоснования, что оспариваемые решения соответствуют закону.
Доводы Учреждения о том, что разделы «Заключение кадастрового инженера», включенные в состав технических планов не содержат обоснование изменения площади и местоположения помещений с кадастровыми номерами 73:24:041903:693 и 73:24:041903:694, в отношении которых исправляется кадастровая ошибка, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений незаконными.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта указывает в том числе на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В связи с изложенным суд считает необходимым, в целях правовой определенности, возложить обязанность на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области в срок не более 10 рабочих дней после вступления в законную силу настоящего судебного решения выполнить действия по осуществлению государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости с кадастровыми номерами 73:24:041903:693 и 73:24:041903:694 в соответствии с техническими планами помещений от 26.02.2015, составленными кадастровым инженером УОГУП БТИ ФИО4, представленными в Учреждение с заявлениями от 27.02.2015 о кадастровом учете изменений объектов недвижимости от ЗАО «Ивла-Опт» и от ООО «Ивла-Опт».
Судебные расходы по правилам ст. 110 АПК РФ следует отнести на заявителя, с которого в составе судебных расходов подлежит взысканию в пользу каждого из заявителей уплаченная ими при обращении в суд государственная пошлина в размере по 3 000 рублей.
Руководствуясьстатьями 110, 200-201, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области от 13.03.2015 № 73-00/2015-18703 о приостановлении осуществления кадастрового учета и от 15.06.2015 № 73-00/2015-43675 об отказе в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 73:24:041903:693; от 13.03.2015 № 73-00/2015-18768 о приостановлении осуществления кадастрового учета и от 15.06.2015 № 73-00/2015-43677 об отказе в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 73:24:041903:694.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области в срок не более 10 рабочих дней после вступления в законную силу настоящего судебного решения выполнить действия по осуществлению государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости с кадастровыми номерами 73:24:041903:693 и 73:24:041903:694 в соответствии с техническими планами помещений от 26.02.2015, представленными с заявлениями от 27.02.2015 Закрытого акционерного общества «Ивла-Опт» и Общества с ограниченной ответственностью «Ивла-Опт» о кадастровом учете изменений объектов недвижимости.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу Закрытого акционерного общества «Ивла-Опт» в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 3 000 (три тысячи) рублей 00 копеек.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ивла-Опт» в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 3 000 (три тысячи) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Судья В.А. Корастелёв