ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-828/09 от 30.03.2009 АС Ульяновской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

432063, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14

Тел. (8422) 30-19-05 Факс (8422) 32-54-54 E-mail: normativ@mv.ru Интернет: http://ulyanovsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

31.03.2009 г. Дело № А72-828/2009

Объявлена резолютивная часть 30.03.2009 г. Решение изготовлено в полном объеме – 31.03.2009 г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ипполи­това И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Улашкевич Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Министерства образования Ульяновской области

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Федерал»

о признании незаконным и отмене решения от 22.12.2008 г. по делу № 5039-Р/03-2008

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 11.01.2009 г., удостоверение;

от ответчика – ФИО2, доверенность от 02.02.2009 г., удостоверение;

от ООО «Федерал» - не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

Министерство образования Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением признании незаконным и отмене решения от 22.12.2008 г. по делу № 5039-Р/03-2008 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области.

Определением от 16.02.2009 Арбитражного суда Ульяновской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью «Федерал».

Из материалов дела следует:

24.09.2008 Министерство экономики Ульяновской области разместило на сайте Департамента по государственным закупкам Ульяновской области извещение о проведении запроса котировок № 607 по предмету запроса котировок: Поставка кондиционеров для нужд Областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональное училище № 2, государственным заказчиком указано Министерство образования Ульяновской области. Требования к техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика6 согласно приложения № 2.

ООО «Федерал», по его сведениям, указал в котировочной заявке сведения в точном соответствии с запросом котировок.

По протоколу заседания котировочной комиссии № 7-04-05/726 от 02.10.2008 при рассмотрении, оценки котировочных заявок и определения победителя в проведении запроса котировок по предмету: Поставка кондиционеров для нужд Областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональное училище № 2, победителем признан ООО «Федерал» с ценой государственного контракта 32.390 руб.

Участником размещения заказа, предложение, о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий, признано ООО «КС».

20.10.2008 ООО «Федерал» направил в адрес Министерства образования Ульяновской области уведомление исх. № 63 о том, что в адрес ООО «Федерал» до настоящего времени не поступил экземпляр протокола заседания котировочной комиссии № 7-04-05/726 и проект государственного контракта. Учитывая изложенное, а также то, что государственным заказчиком были нарушены требования п. 4, ст. 47 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ООО «Федерал» уведомляет Министерство образования Ульяновской области об отказе от заключения государственного контракта по указанному запросу котировок.

20.10.2008 Министерство образования Ульяновской области получило уведомление ООО «Федерал» от 20.10.2008, входящий номер документа – 4804.

20.10.2008 Министерство образования Ульяновской области направило в адрес ООО «Федерал» заказной корреспонденцией с уведомлением, сопроводительное письмо № 6812/03.04 с приложенным для подписания государственным контрактом на поставку кондиционеров для нужд ОГОУ Профессиональное училище № 2, с просьбой возвратить подписанный государственный контракт в срок до 22.10.2008.

Согласно почтового штемпеля корреспонденция передана в почтовое отделение № 20 21.10.2008 в 10 час. 20 мин.

По сведениям ООО «Федерал» получило заказное письмо от Министерства образования Ульяновской области 24.10.2008.

22.10.2008 ООО «Федерал» обратился с запросом в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для разъяснения прав победителя на отказ от заключения государственного контракта.

06.11.2008 котировочная комиссия признала ООО «Федерал» уклонившимся от заключения государственного контракта (л.д. 35. т.1).

13.11.2008 Министерство образования Ульяновской области (Государственный заказчик) оформило с ООО «КС» (Поставщик) государственный контракт № 505, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить кондиционеры согласно спецификации (приложение № 1) подведомственному учреждению Государственного заказчика ОГОУ Профессиональное училище № 2.

Учитывая, что предметом настоящего заявления является вопрос о признании недействительным решения от 22.12.2008 г. по делу № 5039-Р/03-2008 УФАС по Ульяновской области, отмена контракта не является предметом спора, суд не считает ООО «КС» и ОГОУ Профессиональное училище № 2 заинтересованными лицами в исходе спора и не находит оснований для привлечения ООО «КС» и ОГОУ Профессиональное училище №2 к участию в деле.

11.12.2008 Министерство образования Ульяновской области обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области с заявлением № 8542/03/04 о включении ООО «Федерал» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам запроса котировок.

25.12.2008 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов по делу № 5039-Р/03-2008 вынесла решение о том, что: сведения, представленные Министерством образования Ульяновской области в отношении ООО «Федерал» в реестр не добросовестных поставщиков не включать; рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Министерства образования Ульяновской области к административной ответственности за нарушение срока заключения контракта с ООО «КС».

29.12.2008 Министерством образования Ульяновской области получено решение от 25.12.2008 комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов по делу № 5039-Р/03-2008.

Не согласившись с решением от 25.12.2008 комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов по делу № 5039-Р/03-2008, Министерство образования Ульяновской области обратилось с заявлением о его отмене в Арбитражный суд Ульяновской области.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявление об оспаривании решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов не подлежит удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств:

Материалами дела доказано и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что ООО «Федерал» признан победителем в проведении запроса котировок по предмету: Поставка кондиционеров для нужд Областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональное училище № 2, победителем признан ООО «Федерал» с ценой государственного контракта 32.390 руб.

Протокол заседания котировочной комиссии при рассмотрении, оценки котировочных заявок и определения победителя в проведении запроса котировок № 7-04-05/726 оформлен 02.10.2008.

На основании п. 4 ст. 47 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005, заказчик (уполномоченный орган) в течение двух рабочих дней со дня подписания указанного протокола передает победителю в проведении запроса котировок один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке.

В данном случае доказательства направления победителю ООО «Федерал» одного экземпляра протокола заседания котировочной комиссии № 7-04-05/726 от 02.10.2008 отсутствуют.

ООО «Федерал» факт получения протокола заседания котировочной комиссии № 7-04-05/726 оформленный 02.10.2008 отрицает.

Проект государственного контракта Министерством образования Ульяновской области направлен в адрес ООО «Федерал» почтовой связью 21.10.2009, с указанием возвратить подписанный контракт – 22.10.2009.

Доказательства направления проекта государственного контракта ранее 21.10.2008 суду не представлены.

ООО «Федерал» факт получения проекта государственного контракта ранее 24.10.2008 отрицает.

Доказательства направления победителю приложения к тексту контракта – спецификации отсутствуют.

В тексте сопроводительного письма Министерства образования Ульяновской области № 6812/03.04 от 20.10.2008 сведения о направлении контракта с приложением спецификации по предмету государственного контракта отсутствуют.

ООО «Федерал» факт получения Приложения к контракту отрицает.

В тексте контракта наименование, количество и другие характеристики товара по предмету договора не указаны.

В п. 1.1 государственного контракта № 444 от 20.10.2008 имеется ссылка на спецификацию (приложение №1).

В соответствии с п. 2 ст.9 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

В силу действия п. 3 ст. 455 ГК РФ, условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Согласно п. 2 ст. 465 ГК РФ, если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.

На основании ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Согласно п. 7.1 ст. 47 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.

В соответствии с п. 8. ст. 47 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта.

Пунктом 6 ст. 47 предусмотрено ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», случае, если победитель в проведении запроса котировок в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, не представил заказчику подписанный контракт, такой победитель признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.

В данном случае, до получения проекта контракта ООО «Федерал» уведомил Министерство образования Ульяновской области о том, что в связи с неполучением протокола и проекта контракта он отказывается от заключения государственного контракта.

22.10.2008 подписанный ООО «Федерал» контракт Министерству образования Ульяновской области не возвращен.

Кроме того, из пояснений представителя ООО «Федерал» в судебном заседании следует, что товаром, заявленным в извещении и указанным в его заявке ООО «Федерал» не располагал.

На основании ст. 19 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков.

В данном случае ООО «Федерал» действительно оказался от заключения государственного контракта, однако причиной отказа в письме №63 от 20.10.2008 указано неполучение экземпляра протокола заседания котировочной комиссии № 7-04-05/726 и проекта государственного контракта.

Материалами дела доказано, что экземпляр протокола вообще не был передан победителю - ООО «Федерал», а проект контракта ООО «Федерал» могло получить не ранее 22.10.2008 без приложения спецификации.

То есть в установленный двадцатидневный срок контракт реально оформлен быть не мог.

С учетом изложенного суд не находит оснований считать решение УФАС по Ульяновской области от 22.12.2008 г. по делу № 5039-Р/03-2008 об отказе включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Федерал» не соответствующим закону.

Решение по делу № 5039-Р/03-2008 вынесено комиссией УФАС по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов.

В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

В целях исполнения государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Приказом Федеральной антимонопольной службы № 379 от 14.11.2007 утвержден административный регламент.

На основании п. 3.5 административного регламента утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 379 от 14.11.2007, выполнение административных процедур, указанных в пункте 3.1.2 Регламента, осуществляется Комиссией по контролю в сфере размещения заказа (Комиссией по контролю в сфере размещения заказов путем проведения закрытых конкурсов и аукционов), формируемой приказом ФАС России (территориального органа).

В соответствии с регламентом, по результатам рассмотрения жалоб и проведении внеплановых проверок Комиссия по контролю в сфере размещения заказа принимает единое решение.

На основании п. 3.35 административного регламента, в случаях, если при рассмотрении жалобы и/или в ходе проведения проверки в действиях (бездействии) Заказчика выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, Комиссия выдает предписание об устранении таких нарушений.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 13.03.2006 № 71 (л.д. 109 т.1) в целях осуществления на УФАС по Ульяновской области полномочий по контролю за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнению работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, образована комиссия по контролю в сфере размещения заказов на товарных рынках.

В соответствии с приказом УФАС по Ульяновской области от 13.03.2006 № 71, на комиссию возложено: рассмотрение жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на товарных рынках; согласование возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд на товарных рынках.

В соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 03.09.2007 № 188 (л.д. 105 т.1), на комиссию по контролю в сфере размещения заказов на товарных рынках возложены полномочия: по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) и проведению проверок фактов уклонения от заключения государсвтенного или муниципального контракта; по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

Согласно п. 12 ст. 17 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005, при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок факта совершения указанными в части 1 статьи 17 ФЗ-94 лицами действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней со дня выявления такого факта обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Исследовав материалы дела относительно правомочий комиссии УФАС по Ульяновской области пол контролю в сфере размещения заказов суд считает, что производство по заявлению об отмене решения от 22.12.2008 г. по делу № 5039-Р/03-2008 относительно пункта 2, которым комиссия УФАС по Ульяновской области решила рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Министерства образования Ульяновской области к административной ответственности за нарушение срока заключения контракта с ООО «КС» следует прекратить исходя из следующих оснований.

Главой 24 АПК РФ предусмотрено право лица оспаривать ненормативный акт государственного органа.

В силу действующего законодательства под ненормативным актом государственного органа, который в силу ст. 13 Гражданский кодекс Российской Федерации и ст. 198 АПК РФ, может быть признан судом недействительным и отменен, понимается документ, адресованный конкретному лицу и содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия.

По своей природе решение комиссии УФАС по Ульяновской области пол контролю в сфере размещения заказов от 22.12.2008 г. по делу № 5039-Р/03-2008 относительно рассматриваемого спора, является внутренним актом УФАС по Ульяновской области не может иметь властного, распорядительного характера для возбуждения, принятия решения по административному правонарушению и не обладает признаками присущими ненормативному акту государственного органа.

Правом возбуждения административного дела наделен руководитель, заместитель УФАС по Ульяновской области. Основания для возбуждения дела об административном правонарушении предусмотрены КоАП РФ.

Из текста решения от 22.12.2008 г. по делу № 5039-Р/03-2008 суд не усматривает, что комиссия, созданная для контроля в сфере размещения заказов наделена властными полномочиями в отношении руководителя (или заместителя) УФАС по Ульяновской области.

29.12.2008 заместителем руководителя УФАС по Ульяновской области в отношении заместителя Министерства образования Ульяновской области ФИО3 возбуждено дело об административном правонарушении № 5087-К/03-2008.

20.01.2009 заместителем руководителя УФАС по Ульяновской области в отношении заместителя Министерства образования Ульяновской области ФИО3 оформлен протокол № 28 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.2 ст. 7.32 КоАП РФ.

04.02.2009 заместителем руководителя УФАС по Ульяновской области оформлено постановление № 28 о назначении административного наказания заместителю Министерства образования Ульяновской области ФИО3 по ч. 1.2 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30.000 руб.

Постановление от 04.02.2009 № 28 по сведениям лиц участвующих в деле, оспорено в установленном порядке.

Во всех указанных актах отсутствуют сведения, что административное дело № 5087-К/03-2008 возбуждено и рассматривается в исполнение решения от 22.12.2008 № 5039-Р/03-2008 комиссии УФАС по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов.

На основании ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

В данном случае в отношении Министерства образования Ульяновской области административное дело не возбуждено.

Суд не принимает довод Министерства образования Ульяновской области о том, что в тексте решения от 22.12.2008 г. по делу № 5039-Р/03-2008 УФАС по Ульяновской области сделан вывод о неправомерности действий Министерства образования Ульяновской области по заключению контракта со вторым победителем.

В данном случае фраза: «вместе с тем, в нарушение указанной нормы по истечении 20 дней после размещения протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок на официальном сайте (02.10.2008). 13.11.2008 Министерством образования Ульяновской области с участником № 2 запроса котировок ООО «КС» был заключен государственный контракт № 505» констатирует факт оформления контракта со вторым участником за рамками установленного срока.

Текст решения от 22.12.2008 № 5039-Р/03-2008 комиссии УФАС по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов не относящийся к рассмотрению вопроса о включении ООО «Федерал» в Реестр недобросовестных поставщиков имеет рекомендательный характер.

Согласно п. 2 ст. 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку решение комиссии УФАС по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов от 22.12.2008 № 5039-Р/03-2008 не может быть отнесено к ненормативному акту, то спор по обжалованию решения комиссии в этой части неподведомственен арбитражному суду.

Руководствуясь статьями 150-151, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Производство по делу в части требования Министерства образования Ульяновской области об отмене п. 2 решения комиссии УФАС по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов от 22.12.2008 по делу № 5039-Р/03-2008 прекратить.

В удовлетворении заявленного требования Министерства образования Ульяновской области об отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 22.12.2008 г. по делу № 5039-Р/03-2008 отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Судья И.В.Ипполитова