Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
16.09.2013г. Дело № А72-8559/2013
Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ю.А. Каданцев,
рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства дело по заявлению
открытого акционерного общества «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Димитровград Ульяновской области,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области
об отмене постановления № 76 от 07.06.2013 о наложении административного штрафа в размере 25 000 руб. 00 коп. по ч.2 ст.8.12 КоАП РФ,
заинтересованное лицо: Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ульяновской области поступило заявление открытого акционерного общества «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее – заявитель, общество) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области об отмене постановления №76 от 07.06.2013 о наложении административного штрафа в размере 25 000 руб. по ч.2 ст.8.12 КоАП РФ.
Суд привлек Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Заявитель считает, что его вина во вменяемом административном правонарушении отсутствует; что земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества ОАО «ГНЦ НИИАР» введены в эксплуатацию до введения в действие Водного кодекса РФ, требования данного закона не могут распространяться на отношения, которые регулировались до его введения в действие, так как закон обратной силы не имеет (ст.4 ГК РФ); что правонарушение является малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (далее – ответчик, Управление) не согласилось с требованиями заявителя по изложенным в отзыве основаниям.
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области пояснило, что в 1998 году Министерство природных ресурсов Ульяновской области не существовало. Комитет по лесным ресурсам, недро- и водопользованию Ульяновской области преобразован в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области в 2007 году, на основании постановления Губернатора Ульяновской области от 03.12.2008 № 98 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области переименовано в Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области сообщило, что у него отсутствуют сведения о согласовании в 1998 году ОАО «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» проекта 1 ГП.5482.000.00 по монтажу ограждения (забора) на земельном участке.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки, проведенной на основании распоряжения от 15.05.2013г. №373 в соответствии с годовым планом контрольно-надзорных мероприятий, установлено, что ОАО «ГНЦ НИИАР» использует земельный участок по адресу: <...>, находящийся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования согласно свидетельства о государственной регистрации права от 13.01.2011 г. № 73-АА 128726, с нарушением требований ч. 1,2,6,8 ст. 6 Водного кодекса РФ (то есть ОАО «ГНЦ НИИАР» использует земельный участок в водоохраной зоне с нарушением законодательства).
По указанному адресу расположен Пункт мониторинга окружающей среды Отдела защиты окружающей среды (ПМОС ОЗОС) ОАО «ГНЦ НИИАР», созданный на основе яхт-клуба ОАО «ГНЦ НИИАР», что подтверждается Пояснительной запиской - Приложением 5.1 к Решению о предоставлении водного объекта в пользование от 11.06.2009 г. № 97, зарегистрированному в государственном водном реестре за № 73-00.00.00.000-Х-РОБК-Т-2009-00089/00, а также свидетельством о государственной регистрации права собственности от 27.09.2008 г. № 73-АТ 776073, предоставленным заявителем в суд.
Указанный ПМОС ОЗОС (яхт-клуб) ОАО «ГНЦ НИИАР» расположен на берегу Черемшанского залива Куйбышевского водохранилища, что подтверждается Ситуационным планом расположения ПМОС ОЗОС (яхт-клуба) ОАО «ГНЦ НИИАР», а также Планом участка с границами водопользования ПМОС ОЗОС ОАО «ГНЦ НИИАР» - приложениями 5.2.1, 5.2.2 к вышеназванному Решению о предоставлении водного объекта в пользование, актом проверки от 24.05.2013 г. № 91.
Должностными лицами ответчика при проверке установлено, что ОАО «ГТЩ НИИАР» при монтаже ограждений (забора) из сетки рабицы указанного ПМОС ОЗОС (яхт-клуба) допустило ограничение доступа к водному объекту - Черемшанскому заливу Куйбышевского водохранилища и его береговой полосе. Забор установлен таким образом, что береговая полоса Черемшанского залива Куйбышевского водохранилища с северо-восточной и северо-западной стороны ПМОС ОЗОС (яхт-клуба) ОАО «ГНЦ НИИАР» оказалась огражденной. Ограждение занимает всю ширину береговой полосы земельного участка с северо-восточной и северо-западной стороны ПМОС ОЗОС (яхт-клуба) ОАО «ГНЦ НИИАР», одна секция из металлической сетки с каждой из сторон попадает в водный объект.
При визуальном осмотре данного ограждения установлено, что в одной из секций ограждения, расположенного с северо-восточной стороны ПМОС ОЗОС (яхт-клуба) ОАО «ГНЦ НИИАР» имеется проход в виде калитки, обрамленный сеткой-рабицей. Данная калитка на момент проверки закрыта на навесной замок со стороны территории ДМОО «Яхт-клуб Нейтрон».
С северо-западной стороны ограждение ПМОС ОЗОС (яхт-клуба) ОАО «ГНЦ НИИАР» прохода (калитки) не имеет.
Факт ограничения ОАО «ГНЦ НИИАР» доступа к водному объекту - Черемшанскому заливу Куйбышевского водохранилища и его береговой полосе подтвержден также фотографиями, сделанными в ходе проверки.
По данным фактам составлен акт проверки от 24.05.2013 г. № 91, заявителю выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 24.05.2013 г. № 153. В отношении ОАО «ГНЦ НИИАР» составлен протокол от 24.05.2013 г. № 107 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 8.12. КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания от 07.06.2013 г. № 76 ОАО «ГНЦ НИИАР» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 8.12. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 25.000 рублей за нарушение режима использования земельного участка в водоохранной зоне.
Заявитель не согласился с постановлением и оспорил его в судебном порядке.
С учетом данных обстоятельств суд пришел к следующим выводам.
Из смысла ч. 2 ст. 3 Земельного кодекса РФ следует, что к земельным отношениям, затрагивающим в том числе отношения по использованию и охране водных объектов, применяются нормы водного законодательства, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ.
Ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Согласно ч. 6 указанной статьи полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ установлено, что каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии с ч.1 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно ч. 3 ст. 65 Водного кодекса РФ за пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
П. 3 ч. 4 указанной статьи определено, что ширина водоохранной зоны для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более устанавливается в размере двухсот метров.
Согласно ч. 6 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
Таким образом, ширина водоохраной зоны Куйбышевского водохранилища составляет 200 м.
Согласно п.З ч.4.ст.5 Водного кодекса РФ береговая линия (граница водного объекта) для водохранилища определяется по нормальному подпорному уровню воды. Нормальный подпорный уровень воды в Куйбышевском водохранилище составляет 53,0 мБс в соответствии с действующими «Основными правилами использования водных ресурсов Куйбышевского водохранилища на р. Волге» (утв. Приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР № 596 от 11.11.1983г.). Отметка 53 мБс - отметка нормального подпорного проектного уровня воды в Куйбышевском водохранилище, от которой производится отсчёт ширины береговой полосы общего пользования, ширины прибрежной защитной полосы и ширины водоохранной зоны.
На момент составления протокола 24.05.2013 г. уровень воды в Куйбышевском водохранилище по данным Ульяновского ЦГМС - филиала ФГБУ «Приволжское УГМС» (письмо от 30.07.2013 г. № 01-22/1898) в районе г. Сенгилей составил 53,11 м БС, в районе г. Ульяновска - 53,12 м БС. Поскольку наблюдательный пункт в районе г. Сенгилей расположен ближе к месту совершения правонарушения, следует применять показатель уровня воды в Куйбышевском водохранилище, равный 53,11 м БС
Следовательно, территория береговой полосы Куйбышевского водохранилища (ширина которой составляет 20 м от его береговой линии) полностью попадает в пределы водоохраной зоны Куйбышевского водохранилища (ширина которой составляет 200 м от береговой линии), и режим использования береговой полосы Куйбышевского водохранилища должен соответствовать режиму использования водоохраной зоны данного водного объекта.
Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 2 статьи 8.12 КоАП РФ).
Мера наказания определена Управлением в пределах санкции данной нормы.
Так как оспариваемым постановлением на заявителя наложен штраф в размере 25.000 руб., и в рамках данного дела невозможно применение по отношению к заявителю иных мер ответственности, дело рассмотрено судом в порядке упрощенного судопроизводства.
В силу ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».
Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума от 02.06.2004 N 10) предусмотрено, что при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия обществом достаточных мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства в сфере транспортной безопасности, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, материалами дела доказана вина заявителя, заключающаяся в непринятии таких мер.
Процессуальных нарушений, которые могли бы в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ повлечь отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Учитывая изложенное, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
С учетом положений части 4 статьи 208 АПК РФ расходы по государственной пошлине в деле отсутствуют.
Руководствуясь статьями 110, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) в течение десяти дней со дня его принятия, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.
Судья Ю.А. Каданцев