ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-8720/15 от 07.09.2015 АС Ульяновской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ульяновск                                                                                      Дело №А72-8720/2015

14.09.2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 07.09.2015

Решение в полном объеме изготовлено 14.09.2015

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Корастелева В.А., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Герусом А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Меридиан АНК» (ОГРН 1127328000689, ИНН 7328067129)

к Ульяновской таможне

об оспаривании действий

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Коротких И.М. по доверенности б/н от 23.07.2015 сроком на 1 год, паспорт; Мусорин И.А. по доверенности б/н от 09.06.2015 сроком на 1 год, паспорт;

от ответчика – Куракина И.А. по доверенности №01-09-33/10758 от 24.11.2014 сроком на 1 год, удостоверение; Плакида Е.В. по доверенности №01-09-34/07906 от 31.08.2015 сроком на 1 год, удостоверение.

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Меридиан АНК» (далее – заявитель, ООО «Меридиан АНК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Ульяновской таможне (далее - ответчик, Таможня), просит признать незаконными действия таможенного органа, выразившиеся в досмотре товара, находящегося на момент досмотра в городе Каспийск, по адресу, расположенному в городе Ульяновске (ВХ ПЗТК 10414030 таможенный пост Засвияжский, Ульяновская обл., г. Ульяновск, ул. Хваткова, д.17, стр.4).

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, настаивая на их удовлетворении, ссылаясь на те же доводы, что приведены в поданном в суд заявлении и дополнениях к нему.

Представители ответчика в судебном заседании возражали заявленным требованиям с той же аргументацией, что приведена в письменном отзыве и дополнениях к нему.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющие юридическое значение доводы сторон в соответствии с совокупностью представленных в дело доказательств, суд считает, что в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать по следующим основаниям.

В силу частей 4 и 5 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения, действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.

По правилам статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Как следует из материалов дела, 09.04.2015 ООО «Меридиан АНК» на Засвияжский таможенный пост (г. Ульяновск) была подана в электронном виде таможенная декларация на товары (далее – ДТ) № 10414030/090415/0001219, в которой под таможенную процедуру экспорта заявлен товар «автомобили LADA4х4 21214-40-010, легковой», направленный в адрес ООО «Джахандар-2008», Азербайждан на условиях поставки FCA Каспийск. Тем самым товар в момент декларирования находился в г. Каспийск.

При проведении таможенного контроля Таможня пришла к выводу о необходимости применения мер по минимизации рисков в соответствии с главой 18 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в частности, о проведении таможенного досмотра в отношении декларируемой товарной партии.

Ввиду изложенного декларанту было направлено уведомление от 09.04.2015 о проведении таможенного досмотра на территории постоянной зоны таможенного контроля Засвияжского таможенного поста по адресу г. Ульяновск, ул. Хваткова, 17, стр.4 с присутствием декларанта, а также направлено требование о предъявлении товаров для таможенного досмотра в указанное место проведения таможенного досмотра.

Согласно акту таможенного досмотра от 15.04.2015 № 10414030/150415/000087 таможенный досмотр товара был произведен на территории СВХ по адресу в г. Ульяновске.

Заявитель считает не соответствующими требованиям закона действия Таможни по проведению досмотра товара, находящегося на момент подачи ДТ (как об этом было указано в ней) в городе Каспийск, по адресу, расположенному в городе Ульяновске, что повлекло для заявителя увеличение срока исполнения контрактных обязательств перед контрагентами, тем самым заявителю были созданы препятствия при осуществлении предпринимательской деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверив совокупность представленных сторонами доказательств в аспекте регулирующих спорные правоотношения норм законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности и правомерности оспариваемых действий, исходя из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 173 ТК ТС таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза, а в случаях, установленных ТК ТС или иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, - законодательством государств - членов Таможенного союза.

Согласно п. 1 ст. 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных ТК ТС.

Подпунктом 27 п. 1 ст. 4 ТК ТС закреплено, что таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

На основании п. 1 ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

Пунктом 3 ст. 179 ТК ТС закреплено, что таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

В соответствии с п. 1 ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

Согласно ч. 1 ст. 204 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ) декларация на товары подается в электронной форме. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.

Пунктом 1 ст. 190 ТК ТС закреплено, что таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза регистрировать таможенные декларации.

В силу ч. 1 ст. 205 Закона № 311-ФЗ декларация на товары может быть подана любому таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации.

В соответствии с п. 3 ст. 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант, кроме прочего, обязан предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа.

Приказом ФТС России от 22.04.2011 № 845 утвержден Порядок совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования (далее - Порядок). Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 20.05.2011 № 20823.

Разделом IV Порядка предусмотрены особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры, допускающие вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, если вывозимые товары находятся в регионе деятельности иного таможенного органа.

В целях обеспечения координации деятельности таможенных органов при реализации положений Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, утвержденного приказом ФТС России от 22.04.2011 №845, был принят Приказ ФТС России от 18.02.2010 № 317, действовавший в период спорных правоотношений по 28.06.2015 включительно, утративший силу в связи с изданием Приказа ФТС России от 29.06.2015 № 1288.

Приказом ФТС России от 18.02.2010 № 317 в Приложении №1 определен перечень таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров в соответствии с Порядком.

Исходя из требований данного приказа осуществлять таможенные операции на товары, находящиеся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, возможно только в таможенных органах, поименованных в перечнях, утвержденных ФТС России. В числе этих таможенных постов Засвияжский таможенный пост Ульяновской таможни отсутствует.

Также ФТС России в письме от 28.03.2012 № 01-11/14513 «О применении технологии удаленного выпуска товаров» разъяснила о возможности применения определенными в данном письме таможенными постами положений Порядка № 845.

Согласно данному письму применение Порядка № 845 до издания соответствующего нормативного правового акта ФТС России, определяющего компетенцию таможенных органов, осуществляется, в том числе, на таможенных постах, не являющихся центрами электронного декларирования, но планируемых к преобразованию в ЦЭД, во взаимодействии с таможенными постами, в том числе расположенными в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (Приложение № 3 к письму)

В соответствии с данным Приложением № 3 взаимодействие Засвияжского таможенного поста Ульяновской таможни (как поста, в который осуществляется декларирование товаров) осуществляется со следующими таможенными постами, в регионе деятельности которых располагаются товары: Димитровградский т/п Ульяновской таможни ПТУ, Симбирский т/п Ульяновской таможни ПТУ, т/п УАЗ Ульяновской таможни ПТУ, Мордовский т/п Ульяновской таможни ПТУ, Пензенский областной т/п Ульяновской таможни ПТУ.

Компетенция Засвияжского таможенного поста Ульяновской таможни (как поста, в который осуществляется декларирование товаров) по взаимодействию в соответствии с Порядком № 845 с какими-либо иными таможенными постами, в том числе в регионе деятельности которых расположен г. Каспийск не предусмотрена.

Следовательно, возможность взаимодействия путем применения технологии удаленного выпуска товаров у Засвияжского таможенного поста с таможенным постом, в регионе деятельности которого расположен г. Каспийск (Дербенский таможенный пост Дагестанской таможни), у Ульяновской таможни также отсутствовала.

Аналогичная правоприменительная практика и толкование норм закона приведены в Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.12.2014 по делу № А32-1663/2014.

Суд не соглашается с доводами заявителя о том, что оспариваемые действия Таможни, основанные на подобном нормативном регулировании, установленном актами ФТС России, не имеющими юридической силы, не соответствуют иерархии законов и нормативных правовых актов, нарушают права Общества, предусмотренные законодательными и нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не соответствуют принципам деятельности таможенных органов, провозглашенных в пунктах 5, 7, 8 статьи 11 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» - ясности, предсказуемости, действий; недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности чрезмерных и неоправданных издержек; совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Частью 3 ст. 10 Закона № 311-ФЗ предусмотрено, что компетенция конкретных таможенных органов, указанных в п. п. 2 - 4 ч. 1 указанной статьи, по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 утверждено Положение о Федеральной таможенной службе (далее - Положение).

Подпунктом 5.2 Положения закреплено, что Федеральная таможенная служба на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, таможенного законодательства Таможенного союза принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.

В частности, пп. 5.2.16 Положения закреплена возможность ФТС России принимать нормативные правовые акты, регулирующие порядок и технологии совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, видов транспорта, а также от категорий лиц, перемещающих товары.

В соответствии с пп. 5.16 Положения ФТС России обеспечивает единообразное применение таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно пп. 6.14 Положения ФТС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право издавать индивидуальные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности.

Как указано в Письме ФТС России от 28.03.2012 № 01-11/14513, таможенным органам необходимо осуществлять применение Порядка № 845 в соответствии с данным Письмом до издания соответствующего нормативного правового акта ФТС России, определяющего компетенцию таможенных органов по применению Порядка.

Таким образом, Письмо, устанавливая права и обязанности только у тех субъектов, которым оно адресовано (таможенным органам), является индивидуальным (ненормативным) правовым актом, изданным в целях обеспечения координации деятельности таможенных органов при реализации положений Порядка.

Аналогичное правоприменительное толкование распространимо и на действовавший в период спорных правоотношений Приказ ФТС России от 18.02.2010 № 317 «Об утверждении перечня таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров в соответствии с приказом ФТС России от 22.04.2011 № 845».

Следовательно, действия Таможни, осуществленные в соответствии с указанными выше индивидуальными правовыми актами, надлежит признать правомерными.

Учитывая вышеизложенное, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Обществом требований в отсутствие доказательств тому, что оспариваемые решения противоречат требованиям закона и нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ резолютивной части решения по делу должно содержаться указание на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Судебные расходы по правилам ст. 110 АПК РФ следует отнести на заявителя.

Руководствуясьстатьями 110, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Обществу с ограниченной ответственностью «Меридиан АНК» отказать.

Судебные расходы отнести на заявителя.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке и в срок, установленные законом.

Судья                                                                                                  В.А. Корастелёв