ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-8864/08 от 17.03.2009 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

24.03.2009г. Дело №А72-8864/08-11/12

Резолютивная часть решения объявлена 17.03.2009 г.

В полном объеме решение изготовлено 24.03.2009 г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ю.А.Каданцев,

при ведении протокола судьей Ю.А. Каданцевым,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

сельскохозяйственного производственного кооператива «Карсунский»

к Муниципальному учреждению Управлению сельского хозяйства и продовольствия Муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области

о признании незаконным отказа,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство сельского хозяйства Ульяновской области,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, председатель,

от ответчика – ФИО2, начальник;

ФИО3, доверенность от 16.03.209г.;

от Министерства сельского хозяйства Ульяновской области – ФИО4, доверенность от 17.09.2008г.;

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Ульяновской области обратился сельскохозяйственный производственный кооператив «Карсунский» с заявлением к Муниципальному учреждению Управлению сельского хозяйства и продовольствия Муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области о признании незаконным отказа в подписании справки-расчета на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области на приобретение средств химической защиты растений, микробиологических удобрений, поли-фидов.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.02.2009г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Ульяновской области.

В судебном заседании заявитель ходатайствует об уточнении заявленных требований и просит суд признать незаконными действия начальника Управления сельского хозяйства и плодородия муниципального образования «Карсунский район» ФИО2 в отказе в подписании справки-расчета на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области на приобретение средств химической защиты растений, микробиологических удобрений, поли-фидов, а также взыскать с ответчика убытки в сумме 73.000 руб.

В соответствии со ст.ст. 49, 159 АПК РФ ходатайство заявителя подлежит удовлетворению лишь в части уточнения заявителем требования о признании незаконными действий ответчика.

Заявитель считает, что действия начальника Управления сельского хозяйства и плодородия муниципального образования «Карсунский район» ФИО2 в отказе в подписании справки-расчета на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области на приобретение средств химической защиты растений, микробиологических удобрений, поли-фидов незаконны.

В обоснование своих доводов заявитель сообщает, что в соответствии с договором № 97 от 4 мая 2008 г. ООО «Казтехносервис» поставил СПК «Карсунское» гербицид «Гранстар» на общую сумму 48000 руб. Платежным поручением от 26.09.2008 г. указанная сумма была перечислена Поставщику. Получение гербицида подтверждается товарной накладной № 98 от 30.05.2008 в количестве 6000 кг. на сумму 48000 руб.

05.05.2008 г. в адрес СПК «Карсунское» поступили гербициды на сумму 211300 руб., что подтверждается счетом-фактурой и товарной накладной № 52 от 5 мая 2008 г., а денежные средства были перечислены платежным поручение № 110 от 26.09.2008 г.

Перечень необходимых документов для получения субсидии содержится в Постановлении Правительства Ульяновской области от 22.01.2008 г. № 2/8-П - все эти документы, подчеркивает заявитель, были предоставлены в полном объеме.

Ответчик требования заявителя не признал, указав на следующие обстоятельства. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 17 июня 2008 г. № 274-П утверждён порядок предоставления в 2008 году средств из областного бюджета Ульяновской области на приобретение средств химической защиты растений.

В соответствии с п. 7 постановления получателями субсидий на приобретение средств химической защиты растений предоставляются следующие документы:

1. заявление о предоставлении субсидий

2. копия договоров купли-продажи

3. копии счетов-фактур и товарных накладных на оприходование приобретённой продукции

4. копия платёжного документа

5. сертификат соответствия приобретённых препаратов

6. акт применения (списания) средств химической защиты растений установленной Министерством сельского хозяйства

7. справка-расчёт по форме, установленной Министерством сельского хозяйства.

Министерство устанавливает своим приказом формы справок-расчётов. Приказом Министерства сельского хозяйства от 19.06.2008 г. № 288 утверждены справка-расчёт на получение субсидий из областного бюджета на приобретение средств химической защиты растений (приложение №9) и акт применения средств химической защиты растений (приложение №10).

В предоставленном СПК «Карсунский» пакете документов отсутствовал акт применения средств химической защиты растений (приложение №10) на основании которого составляется справка-расчёт (приложение №9). Кроме того, в оперативной отчетности СПК «Карсунский» не было информации о применении средств химической защиты растений. В связи с эти были сделан запрос в Филиал ФГУ «Россельхозцент» о применении средств химической защиты растений СПК «Карсунский» в 2008 г. Согласно ответу из Филиала ФГУ «Россельхозцент» точной и конкретной информацией по объёмам обработок и наименованию используемых препаратов в СПК «Карсунский» служба защиты растений не располагает.

Также из территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе получен ответ, что СПК «Карсунский» не ставил в известность территориальный отдел Роспотребнадзора по завозу и применению средств защиты растений.

Министерство сельского хозяйства Ульяновской области с требованиями заявителя не согласилось, поддержав доводы ответчика и сообщив следующее. Поскольку в получении субсидий как форме государственной поддержки сельскохозяйственного производства присутствует заинтересо­ванность самого лица, претендующего на получение субсидий, считаем, что забота о формировании соответствующего пакета документов, согласовании его в установленном порядке, подтверждении содержащихся в нём сведений лежит на нём самом. Другими словами, государство гарантирует предостав­ление сельхозтоваропроизводителю поддержки, но при этом обращает вни­мание на то, что данная поддержка осуществляется на заявительной основе.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, Министерство издало приказ от 16.03.2009 № 107, подробно регламентирующий процедуру согла­сования справок-расчётов, подготавливаемых получателями субсидий. Министерство подчеркивает, что распространение действия данного приказа на 2008 год соответствует позиции Министерства относительно причинвлекущих согласование либо несогласование документа. При этом Министерство сельского хозяйства Ульяновской области считает правильным распространить действие настоящего приказа на весь период действия областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Уль­яновской области» на 2008-2012 годы.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам:

Постановлением Правительства Ульяновской области от 22-01-2008 № 2/8-П утверждена областная целевая программа «Развитие сельского хозяй­ства Ульяновской области на 2008-2012 годы».

Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.06.2008 №274-П утвержден Порядок предоставления в 2008 году средств из областно­го бюджета Ульяновской области, предусмотренных на реализацию отдель­ных мероприятий указанной областной целевой программы, а именно: пре­доставление субсидий на производство и реализацию семян зерновых и зер­нобобовых культур высших репродукций, приобретенных на территории Ульяновской области и относящихся к сортам, внесенным в Государствен­ный реестр по 7 региону; на приобретение минеральных и микробиологиче­ских удобрений; на приобретение средств химической защиты растений.

Согласно п. 7 Порядка получателями субсидий на приобретение микробиологических удобрений, поли-фидов, средств химической защиты растений (в том числе на приобретенные в четвертом квартале 2007 года) являются зарегистрированные в Ульяновской области сельскохозяйствен­ные товаропроизводители и другие юридические лица, имеющие посевные площади и использующие в производственной деятельности указанные препараты.

Выплата субсидий производится из расчета 19% от стоимости приоб­ретенных микробиологических удобрений, поли-фидов, средств химической защиты растений без НДС и затрат на транспортировку.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 17 июня 2008 г. №274-П утверждён порядок предоставления в 2008 году средств из областного бюджета Ульяновской области на приобретение средств химической защиты растений; в соответствии с п. 7 указанного Постановления получателями субсидий на приобретение средств химической защиты растений должно быть предоставлено, в числе прочих документов, два экземпляра справки-расчета по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Ульяновской области.

Приказом Министерства сельского хозяйства Ульяновской области от 19.06.2008 г. № 288 «Об утверждении форм документов» (текст данного Приказа имеется в материалах дела, л.д.43-46) утверждена форма справки-расчета на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области на приобретение средств химической защиты растений, микробиологических удобрений, поли-фидов, предоставление которой необходимо для получения указанных субсидий, и которой предусмотрено подписание уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления муниципального района (приложение № 9 к Приказу, л.д.45).

Указанной формой справки-расчета предусмотрено согласование справки-расчета с уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления муниципального района и его главным бухгалтером.

Заполнив соответствующие разделы справки-расчета, заявитель в октябре 2008 года обратился к ответчику с просьбой о согласовании справки-расчета. Данный факт подтвержден представителем ответчика в судебном заседании 11.03.2009 г.

Кроме того, письмом от 13.10.2008г. № 105 за подписью начальника МУ управлении сельского хозяйства и продовольствия МО «Карсунский район» ФИО2 заявителю сообщается, что анализ производства зерновых культур в хозяйстве за 2008 год самый низкий в районе, с урожайностью 13,9 ц/га, хотя все сельскохозяйственные работы выполнены качественно и в срок; климатические условия способствовали получению более высокой урожайности (район получил 17 ц/га); есть основания полагать, что СПК «Карсунский» умышленно занижено производство зерна, поэтому на основании постановления Правительства Ульяновской области от 17.06.208г. № 274-П ответчик вынужден обратиться в Правительство Ульяновской области на предмет приостановления выплаты предприятию субсидий.

Пунктом 4 Положения о Муниципальном учреждении Управлении сельского хозяйства и продовольствия Муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области установлено, что «Управление в своей деятельности руководствуется … нормативно-правовыми актами государственных органов Ульяновской области».

Положения Приказа Министерства сельского хозяйства Ульяновской области от 16.03.2009 № 107, которым установлена процедура согласования справки-расчета с органами местного самоуправления, в настоящем деле не могут быть применены в связи с невозможностью придания им обратной силы, так как оспариваемые действия ответчиком были совершены в октябре 2008 года, более, чем за 4 месяца до принятия данного Приказа.

Пунктом 3 «Порядка предоставления в 2008 году средств из областно­го бюджета Ульяновской области», утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.06.2008 №274-П, установлено, что «Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области на предоставление субсидий является Министерство сельского хозяйства Ульяновской области». При этом какие-либо полномочия органов местного самоуправления, связанных с вопросом о предоставлении субсидий, указанным Порядком установлено не было.

Следовательно, анализ документов, представленных заявителем для получения субсидии, могло сделать только Министерство сельского хозяйства Ульяновской области, а присвоение себе ответчиком функции по проверке сведений, содержащихся в представленном ответчику заявителем на согласование справки-расчета, и отказ ответчика в согласовании заявителю справки-расчета свидетельствуют о превышении ответчиком имеющихся у него полномочий и о безосновательном неисполнении обязанности по согласованию справок-расчетов, фактически возложенной на ответчика Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.06.2008 №274-П.

Исходя из изложенного суд считает требования заявителя обоснованными.

В связи с тем, что в справке-расчете, представленном заявителем на согласование ответчику, не указано, за какой месяц 2008 года составлен этот документ (л.д.17), суд считает невозможным применение положений части 5 статьи 201 АПК РФ, связанных с необходимостью устранения ответчиком допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика.

Уплаченная заявителем при обращении в суд государственная пошлина в размере 2.000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета нс основании ст. 104 АПК РФ и ст. 333.40 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 49, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Изменить номер рассматриваемого дела, присвоив делу номер А72-8864/2008.

Уточнение заявленных требований принять в части уточнения заявителем требования о признании незаконными действий ответчика.

Ходатайство заявителя о принятии к производству требования заявителя о взыскании с ответчика убытков в сумме 73.000 руб. оставить без удовлетворения.

Признать незаконными совершенные в октябре 2008 года действия муниципального учреждения Управления сельского хозяйства и продовольствия муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области по отказу в подписании справки-расчета сельскохозяйственного производственного кооператива «Карсунский» на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области на приобретение средств химической защиты растений, микробиологических удобрений, поли-фидов.

Судебные расходы отнести на ответчика.

Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу «Карсунский» из федерального бюджета 2.000 (Две тысячи) рублей государственной пошлины.

Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную си­лу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстан­ции.

Судья Ю.А.Каданцев