ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-921/07 от 24.05.2007 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

31.05.2007г. Дело N А72-921/07- 28/44

г. Ульяновск

Резолютивная часть решения объявлена 24.05.2007г.

Полный текст решения изготовлен 31.05.2007г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Абрашина Сергея Александровича,

при ведении протокола судебного заседания судьей Абрашиным С.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Комитета по управлению имуществом г.Ульяновска

к обществу с ограниченной ответственностью «Река», г.Ульяновск

третьи лица:

- Управление Федеральной регистрационной службы Ульяновской области

- Администрацию (мэрию) г.Ульяновска

- муниципальное учреждение здравоохранения «Городская детская инфекционная больница»

- Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству администрации (мэрии) г.Ульяновска

об обязании исполнить обязательства по договору в натуре

при участии в заседании:

от истца – Седова Е.П., доверенность;

от ответчика - Зыбрякова В.В., доверенность;

- Гаспарян М.В., доверенность;

от Администрации г.Ульяновска - Седова Е.П., доверенность;

от Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству администрации (мэрии) г.Ульяновска - Седова Н.П., доверенность;

от МУЗ «Городская детская инфекционная больница» - Дементьев С.А., доверенность;

от УФРС по Ульяновской области – не явился уведомлен.

установил:

Комитет по управлению имуществом г.Ульяновска обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Река Плюс»  об обязании исполнить обязательства по договору №228 от 07.02.2003г. в натуре, обязать передать в муниципальную собственность 1 500 кв.м. жилых помещений по ул.Робеспьера, 114.

Определением от 15.02.2007г. Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Управление Федеральной регистрационной службы Ульяновской области.

Определением от 21.03.2007г. Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований, в котором просил обязать ООО «Река Плюс» исполнить обязательство по договору №228 от 07.02.2003г. путем передачи в муниципальную собственность 1389,63 кв.м. жилых помещений.

Определением от 09.04.2007г. Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований:

- Администрацию (мэрию) г.Ульяновска.

Определением от 07.05.2007г. Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил ходатайство истца о замене ответчика ООО «Река Плюс» его правопреемником ООО «Река». Надлежащим ответчиком по делу считать ООО «Река».

Определением от 07.05.2007г. Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- муниципальное учреждение здравоохранения «Городская детская инфекционная больница»;

- Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству администрации (мэрии) г.Ульяновска.

Третье лицо: УФРС по Ульяновской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.

В судебном заседании представитель третьего лица просит заменить МУЗ «Городская детская инфекционная больница» его правопреемником - Областное государственное учреждение «Областная детская инфекционная больница».

Согласно ст.48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Суд, рассмотрев ходатайство представителя третьего лица о замене МУЗ «Городская детская инфекционная больница» его правопреемником - государственное учреждение здравоохранения «Областная детская инфекционная больница», считает возможным удовлетворить его, поскольку из устава данного лица следует ГУЗ «Областная детская инфекционная больница» именовалась ранее МУЗ «Городская детская инфекционная больница», а из свидетельств ФНС России следует основной государственный регистрационный номер, присвоенный МУЗ «Городская детская инфекционная больница» совпадает с номером ГУЗ «Областная детская инфекционная больница».

Считать надлежащим третьим лицом по делу ГУЗ «Областная детская инфекционная больница».

Из материалов дела следует:

23.05.2001 г. Распоряжением Главы администрации Ульяновской области №505-р приняты предложения администрации г.Ульяновска , согласованные с комитетом здравоохранения администрации области и комитетом по управлению государственным имуществом области о передаче находящихся в государственной собственности: государственного учреждения здвароохранения областной клинической больницы №3, государственного учреждения здвароохранения детской инфекционной больницы в муниципальную собственность г.Ульяновска.

Одновременно данным распоряжением Комитету по управлению государственным имуществом области поручено произвести необходимые юридические действия по передаче указанных учреждений в муниципальную собственность, а Комитету по управлению городским имуществом рекомендовано включить передаваемые учреждения здравоохранения в реестр муниципальной собственности г.Ульяновска (л.д. 131).

14.11.01 г. Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом №1086 создано муниципальное учреждение здравоохранения «Городская детская инфекционная больница» (л.д.97).

Постановлением мэра г. Ульяновска от 08.07.2002 г. №1052 в реестр муниципальной собственности г.Ульяновска было включено двухэтажное здание детского ясли-сада по ул. Робеспьера, 114 общей площадью 856,21 кв.м. с принадлежностями.

23.09.2002 г. между Комитетом по управлению городским имуществом (Комитет) и МУЗ «Детская городская инфекционная больница» (Учреждение) заключен договор №214, согласно которого Комитет закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления имущество, которое отражено по состоянию на 01.09.2002г. в перечне основных средств (Приложение №1) ( л.д. 108).

В состав имущества переданного МУЗ «Десткая городская инфекционная больница» в т.ч. входило здание детского сада и сарая по ул. Робеспьера, 114.

12.02.2003 г. право муниципальной собственности г.Ульяновска на данные объекты было зарегистрировано в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ульяновской области (л.д.6).

Постановлением мэра г. Ульяновска от 08.01.03 г. №02 было предварительно согласовано ООО «Река Плюс» место размещения строительства жилого дома со встроенными-пристроенными помещениями и здания трансформаторной подстанции на земельном участке площадью 6263,3 кв.м. по ул. Робеспьера, 114 в Ленинском районе со сносом муниципального здания детского сада по ул. Робеспьера, 114.

Согласно п.п.5.4 вышеуказанного Постановления ООО «Река Плюс» было предписано произвести снос двухэтажного здания по ул. Робеспьера, 114 в установленном законом порядке и на основании договора, заключаемого между ООО «Река Плюс» и Комитетом по управлению городским имуществом.

В соответствии с п. 8 указанного постановления мэра в случае неисполнения п.п. 5.4. настоящее постановление считать утратившим силу.

На основании указанного постановления мэрией г. Ульяновска с ООО «Река Плюс»  был заключен договор аренды земельного участка №24-4-008248 от 20.01.2003г. сроком с 08.01.2003г. до 08.12.2003г. для проведения проектно-изыскательских работ.

07.02.2003 г. между Комитетом по управлению имуществом г. Ульяновска и ООО «Река» был заключен договор от №228, согласно п.1.1 которого предметом договора «является участие в строительстве девятиэтажного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями по ул. Робеспьера, 114 (далее именуемый объект), расположенном на земельном участке площадью 6263 кв.м. Правовым результатом исполнения вышеуказанного договора является создание общей долевой собственности сторон на объект».

В соответствии с п.п. 2.2.1 договора Истец обязуется передать по акту приема -передачи недвижимое строение (отдельно стоящее здание бывшего яслей-сада по ул. Робеспьера, 1-14) под снос в 10-дневный срок с момента подписания договора.

В свою очередь, ООО «Река Плюс» приняло на себя обязательство (с учетом дополнительных соглашений) передать в муниципальную собственность 1500 кв.м вторичного жилья либо жилых помещений, расположенных во вновь созданных многоквартирных домах, в том числе по ул. Робеспьера, 114 Ленинского района г. Ульяновска, что соответствует 10,5 % от общей площади строящегося дома. Количество передаваемых вышеуказанных жилых помещений определяется по согласованию сторон в оперативном порядке в период, начиная с 15 марта 2003 года и не позднее 31 марта 2006 года (дата окончания строительных работ).

21.03.2003 г. составлен акт в том, что МУЗ «Городская детская инфекционная больница» передала, а ООО «Река Плюс» приняло под охрану для последующего сноса недвижимое строение по ул.Робеспьера, 114, в т.ч.:

- отдельно стоящее здание бывшего яслей-сада;

- сарай;

- асфальтированная дорожка;

-железный забор;

- многолетние насаждения (количество 61 шт.) ( л.д. 13).

12.05.03 г. составлен акт о сносе ответчиком здания по ул. Робеспьера, 114 ( л.д. 14).

14.05.03г.МУЗ «Городская детская инфекционная больница» составлены акты о списании объектов основных средств №№1-7 (л.д. 119-125).

Постановлением мэра от 21.08.03 г. №2003 из Реестра муниципальной собственности исключено отдельно стоящее здание по ул.Робеспьера, 114 в Ленинском районе площадью 856,21 кв.м. (л.д.15).

В связи с завершением проектно-изыскательских работ в соответствии с постановлением мэра г. Ульяновска от 07.08.2003г. №1794 ООО «Река Плюс» был   предоставлен в аренду земельный участок площадью 6263, 3 кв.м. по ул. Робеспьера, 114 в Ленинском районе под строительство жилого дома со встроено-пристроенными помещениями и здания трансформаторной подстанции.

Заключен договор аренды земельного участка №24-4-009391 от 09.10.2003г. на срок с 07.08.2003г. по 30.09.2006г.

В связи с реорганизацией юридического лица постановлением мэра г. Ульяновска от 24.03.2004г. №668 были внесены изменения в постановление мэра г. Ульяновска от 07.08.2003г. №1794, в названии и по всему тексту которого вместо ООО «Река Плюс» предписано читать ООО «Река».

В связи с окончанием срока договора аренды №24-4-009391 от 09.10.2003г. на основании заявления ООО «Река» сторонами было заключено дополнительное соглашение №1909 от 01.12.2006г. о расторжении договора аренды №24-4-009391.

29.12.2006 г. Постановлением главы администрации г.Ульяновска ООО «Река» разрешен ввод в эксплуатацию жилого дома со встроено-пристроенными помещениями по ул. Робеспьера, 114 (общей площадью 16 715, 13 кв.м.).

Истец неоднократно обращался к ответчику с просьбой исполнить обязательства по договору № 228 от 07.02.2003 г. (исх. от 11.11.05 г. №13291-02, от 22.11.05 г. №13702-02, от 01.122.05 г. №14100-02, от 12.12.05 г. №14436-02, от 21.12.05 г. №14845-02).

По сведениям истца до момента подачи иска ответчик передал истцу во исполнение договора № 228 квартиру №44 по ул.Пушкарева, 66 и квартиру №91 по 1-му пер.Маяковского, 26/51 общей площадью 58,89 кв.м. и 51,48 кв.м. соответственно (л.д. 23).

В части передачи остальной площади жилых помещений ответчик свое обязательство не исполнил, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд.

Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав мнение лиц, участвующих в судебном заседании, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

07.02.2003 г. между сторонами оформлен договор № 228 предметом которого является участие в строительстве девятиэтажного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями по ул. Робеспьера, 114 (далее именуемый объект), расположенном на земельном участке площадью 6263 кв.м. Правовым результатом   исполнения вышеуказанного договора является создание общей долевой собственности сторон на объект  .

Из анализа спорного договора усматривается, что данный договор содержит элементы договора о совместной деятельности.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 1041 Гражданского кодекса РФ по договору простого товарищества (договор о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Договор № 228 от 07.02.2003 г. носит возмездный характер, что выражается не только в соединении вкладов, но и возможности участников пользоваться общим имуществом.

Данное обстоятельство подтверждается и пунктом 3.4. договора (в редакции дополнительного соглашения от 14.03.2005 г.), согласно которому доля Стороны-1 до момента исполнения договора определяется в виде жилых помещений общей площадью 1500 кв.м. предоставляемых Стороной-2 из вторичного жилья, либо из жилых помещений, расположенных во вновь созданных многоквартирных домах, в том числе по ул.Робеспьера, д.114 Ленинского района г.Ульяновска, что составляет 10,5% от общей площади строящегося дома.

Согласно п.3.5 договора (в редакции дополнительного соглашения от 14.03.2005 г.) передача нежилых помещений осуществляется по соглашению сторон из вторичного жилья, либо из жилых помещений, расположенных во вновь созданных многоквартирных домах, в том числе по ул.Робеспьера, д.114 Ленинского района г.Ульяновска.

Количество передаваемых вышеуказанных жилых помещений определяется по согласованию сторон в оперативном порядке в период, начиная с 15 марта 2003г. и не позднее 31 марта 2006г. (л.д. 12).

Согласно ч.1 ст. 1042 ГК РФ внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства.

Из п.1.1. данного договора следует, что правовым результатом данной сделки являлось создание общей долевой собственности, как это возможно в случаях заключения договора простого товарищества.

Таким образом договор № 228 от 07.02.2003 г. противоречит п.2 ст. 1041 ГК РФ и является ничтожным в силу ст.168 Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, спорный договор противоречит ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».

В соответствии со ст. 51 ФЗ от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, а также вправе
 отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законом.

Согласно ст. 2 федерального закона «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» действие настоящего закона распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью в форме капитальных вложений.

Глава Vданного закона (в редакции, действующей на момент заключения спорной сделки) предусматривает регулирование инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, в т.ч. органы местного самоуправления вправе осуществлять инвестиционную деятельность путем разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями.

Расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами.

Размещение средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов производится на конкурной основе.

Порядок размещения на конкурсной основе средств местного бюджета для финансирования инвестиционных проектов утверждается органом местного самоуправления.

При этом органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с вышеназванным Федеральным Законом Ульяновской Городской Думой 05.12.2001г. было утверждено Положение №182 «О порядке осуществления инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности».

Согласно данному Положению заключение инвестиционного контракта по объектам муниципальной собственности производится исключительно на конкурсной основе. Решение о заключении инвестиционного контракта должна принять инвестиционно-тендерная комиссия после проведения ряда экспертиз и заключений.

Однако, установленная как Федеральным законом, так нормативным актом органа местного самоуправления, процедура проведения конкурса не была соблюдена со стороны истца. В местном бюджете средства на данные цели не были заложены, данный объект в инвестиционно-адресный перечень объектов ивестрирования в г.Ульяновска не включался.

КУИ г.Ульяновска не выделялись денежные средства на исполнение данного договора и оно не наделялось функциями «Заказчика-Застройщика», поскольку создано для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера и финансируется полностью собственником.

Кроме того из Постановления мэра г. Ульяновска от 08.01.03 г. №02 следует, что в Комитету по управлению городским имуществом было указано заключить с ответчиком договора о сносе здания детского сада, а не договор о создании общей долевой собственности.

Кроме того ст.14 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусмотрено, что все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.

Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народно - хозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти.

Все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная экспертиза и экологическая экспертизы не были проведены на момент заключения сделки.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Учитывая вышеизложенное, сделка договор № 228 от 07.02.2003г. является ничтожной, поскольку противоречит законодательству.

В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Учитывая вышеизложенное исковые требования истца об исполнении обязательств по ничтожной сделке удовлетворению не подлежат.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитраж­ного процессуального кодекса Российской Федерации следует возло­жить на истца.

Руководствуясь статьями 48, 110, 167-170, 176-177, 180-181 Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство третьего лица о замене МУЗ «Городская детская инфекционная больница» его правопреемником ГУЗ «Областная детская инфекционная больница» удовлетворить.

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Комитета по управлению имуществом г.Ульяновска в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2 000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья С.А.Абрашин.