18.08.2021
г. Ульяновск Дело №А72-9626/2021
Резолютивная часть решения объявлена 12.08.2021
Решение в полном объеме изготовлено 18.08.2021
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Овсяниковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаховой И.Ю., рассмотрев дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ульяновск,,
к Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ульяновск,
об оспаривании постановления №27 от 02.07.2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 КОАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.,
при участии:
от заявителя – ФИО1, паспорт, доверенность от 29.03.2021, диплом ВСГ 0906814 от 19.06.2007, регистрационный номер 120 от 05.07.2007, свидетельство о заключении брака от 16.02.2008 ;
от ответчика – явку в судебное заседание не обеспечил, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области об отмене постановления №27 от 02.07.2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 КОАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Определением от 08.07.2021 указанное заявление принято судом к производству.
От ответчика через канцелярию Арбитражного суда Ульяновской области поступил отзыв на жалобу, который суд приобщил к материалам дела.
Суд провел предварительное судебное заседание и объявил об открытии судебного заседания в порядке ст.137 АПК РФ, которое проводится в отсутствие не явившегося ответчика в порядке ст. 156 АПК РФ.
Представитель заявителя заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» (далее - Общество) осуществляет регулируемую деятельность по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области, является субъектом естественной монополии.
В соответствии с подп. 2.1 Положения об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утверждённого Постановлением Правительства Ульяновской области от 26.03.2020 № 6/138-П, Агентство осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов.
По результатам проведенного в мае 2021 года анализа соблюдения организациями коммунального комплекса требований Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6 (далее - Стандарты), Агентством выявлен факт нарушения Обществом требований действующего законодательства а именно в установленные сроки не раскрыта информация, предусмотренная:
- пунктами 60-62 Стандартов: Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), Информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям, Информация об инвестиционных программах регулируемой организации, подлежащая раскрытию не позднее 30 календарных дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы (то есть до 30.04.2021 - соответственно за 2020 год);
- пунктами 67-68 Стандартов: Информация о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией, содержит сведения о правовых актах, регламентирующих правила закупки (положение о закупках) в регулируемой организации, а также о месте размещения положения о закупках регулируемой организации и о планировании конкурсных процедур и результатах их проведения; Информация о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения на очередной период регулирования, подлежащая раскрытию в течение 10 календарных дней со дня подачи ею заявления об установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления) (то есть до 10.05.2021 года).
Агентством установлено, что информация раскрыта предприятием 18.05.2021, то есть за пределами установленного законом срока.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 31.05.2021 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов административного дела должностным лицом Агентства 02.07.2021 вынесено постановление №27-ц о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением. В обоснование заявленных требований указывает, что правонарушение в области раскрытия информации устранено. ООО «ТГК» разместило необходимую информацию 18.05.2021. У Общества отсутствовал умысел нарушения срока раскрытия информации. Указанное нарушение допущено Обществом первый раз. По мнению заявителя, данное нарушение является малозначительным, поскольку раскрытие информации в установленный срок не несет никаких последствий или ущерба, носит формальный характер.
Ответчик считает оспариваемое постановление законным и обоснованным. В письменном отзыве указывает, что материалы дела не содержат сведений о наличии объективных препятствий для надлежащего исполнения обществом требований закона, ввиду чего следует признать установленной вину Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения. В связи с тем, что ранее ООО «ТГК» не привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст. 19.8.1, руководителем Агентства был применен минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией данной статьи. Однако, учитывая значительный размер минимального штрафа, Агентство не возражает против применения норм ст. 2.9 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исходя из положений пункта 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ установлена ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом административного правонарушения по указанной статье КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности в целях обеспечения прозрачности деятельности указанных субъектов, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
Объективную сторону административного правонарушения образует деяние, выражающееся, в том числе, и в нарушении установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса.
Субъектами административных правонарушений по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ являются юридические лица - субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса.
В силу статьи 34 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Общество с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» (далее - ООО «ТГК») осуществляет поставку горячего водоснабжения на территории Ульяновской области и является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения.
Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 17.12.2020 № 306-П «Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для Общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» на 2021 год» утверждены тарифы на горячее водоснабжение для ООО «ТГК» на 2021 год.
Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 17-12.2020 № 307-П «Об утверждении производственной программы в сфере горячего водоснабжения Общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» на 2021 год» утверждена производственная программа в сфере горячего водоснабжения для ООО «ТГК» на 2021 год.
Стандарты раскрытия информации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения". (далее- Стандарты)
Стандарты устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (далее - регулируемые организации), а также органами регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 2 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения.
Согласно пункту 3 Стандартов информация раскрывается путем размещения регулируемыми организациями в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - информационно-аналитическая система).
В пункте 6 Стандартов предусмотрено, что раскрытие информации путем ее размещения в информационно-аналитической системе осуществляется в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной антимонопольной службой.
Пунктами 60-62 Стандартов определён перечень информации, подлежащей раскрытию не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.
Пунктом 70 Стандартов установлено, что информация, указанная в пунктах 60- 62 Стандартов, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.
Пунктами 67-68 Стандартов определён перечень информации, подлежащей раскрытию в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления об установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления).
Пунктом 75 Стандартов установлено, что информация, указанная в пунктах 67-68, раскрывается в течение 10 календарных дней со дня подачи ею заявления об установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Формы, в соответствии с которыми осуществляется размещение информации (в рассматриваемый период), утверждены приказом ФАС России от 13 сентября 2018 года N 1288/18 "Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с ТКО, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования".
Из материалов настоящего дела и вышеприведенных положений законодательства следует, что информация, указанная в пунктах 60-62 Стандартов, должна быть раскрыта Обществом в срок до 30.04.2021; информация, указанная в пунктах 67-68 Стандартов, должна быть раскрыта Обществом в срок до 10.05.2021.
Однако, в нарушение указанных требований, указанная информация размещена Обществом в информационно-аналитической системе только 18.05.2021, т.е. с нарушением установленного Стандартами раскрытия информации срока.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, подтвержден материалами дела (протоколом об административном правонарушении от 31.05.20221 №22/2021-пр) и Обществом по существу не оспаривается.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Суд считает, что административным органом представлены достаточные доказательства совершенного заявителем правонарушения, заявитель по существу не отрицает сам факт допущенного нарушения, явившегося основанием для привлечения его к административной ответственности, административным органом доказаны событие и объективная сторона вмененного заявителю административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден; процессуальных нарушений не допущено.
Вместе с тем, изучив обстоятельства совершения правонарушения, суд приходит к выводу о возможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и оценив их во взаимной связи и в совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, приняв во внимание конкретные обстоятельств совершения правонарушения – незначительный пропуск срока, совершение правонарушения впервые, объявление «нерабочих» дней в мае 2021, руководствуясь принципами индивидуализации, справедливости и соразмерности ответственности, суд приходит к выводу о наличии в данном случае оснований для квалификации допущенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд полагает, что в данном конкретном случае возбуждением дела об административном правонарушении, установлением вины заявителя достигнуты превентивные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Устное замечание как мера порицания за совершение вменяемого административного правонарушения является в рассматриваемой ситуации для заявителя достаточным в целях решения указанных в статье 1.2 КоАП РФ задач законодательства об административных правонарушениях.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным постановления и его отмене.
На основании изложенного, в соответствии с п.2 ст.211 АПК РФ заявленные требования следует удовлетворить, признав незаконным и отменить постановление Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области №27-ц от 02.07.2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
В силу ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Заявителем ошибочно оплачена госпошлина по делу, в подтверждение факта несения расходов по оплате государственной пошлины в материалы дела представлено платежное поручение на уплату государственной пошлины № 536 от 06.07.2021 на сумму 3000 рублей.
Учитывая, положения ст.208 АПК РФ, а также п.1 ст. 333.40 НК РФ, суд считает необходимым возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» ошибочно уплаченную госпошлину в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьями 167-170, 180-182, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление №27-ц от 02.07.2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Вернуть Обществу с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» из федерального бюджета ошибочно уплаченную госпошлину в размере 3000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Ю.А. Овсяникова