ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-971/08 от 04.03.2008 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск

04.03.2008г. Дело № А72-971/08-10/58

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А.Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей М.А.Семеновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявле­нию Ульяновского транспортного прокурора

к ОАО «Ульяновский речной порт», г. Ульяновск

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Д.С.Кузьмин, по удостоверению;

ответчика – А.В.Борчевкин, по доверенности от 01.01.2008г.;

установил:

в Арбитражный суд Ульяновской области обратился Ульяновский транспортный прокурор с заявлением о привлечении к административной ответствен­ности ОАО «Ульяновский речной порт» по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных пра­вонарушениях за нарушение условий лицензий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и грузов внутренним водным транспортом.

Ответчик возражает против требования прокурора, считает, что пропущен срок привлечения к административной ответственности, поскольку период навигации окончен с 07.11.2007г., следовательно, с этого момента начинается течение срока привлечения к ответственности за нарушение вышеуказанных лицензионных требований, который к моменту проверки уже истек. Ответчик также считает, что наличие лицензии свидетельствует о праве, а не об обязанности осуществлять лицензированный вид деятельности. Поскольку на момент проведения проверки окончилась навигация, необходимость соблюдения лицензионных требований и условий отсутствовала.

Из материалов дела следует, что ОАО «Ульяновский речной порт» выданы: лицензия на осу­ществление перевозок внутренним водным транспортом грузов серии ВВТ-1 № 012026 от 16.06.2003г. сроком на 5 лет и лицензия на осу­ществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров серии ВВТ-2 № 012027 от 16.06.2003г. сроком на 5 лет.

Ульяновской транспортной прокуратурой совместно с Волжским управлением государственного морского и речного надзора проведена проверка хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в сфере внутреннего водного транспорта – ОАО «Ульяновский речной порт» по соблюдению лицензионных требований и условий.

По результатам проверки составлен акт № 1 от 30.01.2008г., которым установлено, что лицензиатом нарушены условия лицензирования:

- в установленном законом порядке не разработан и не утвержден план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов – нарушены пункты «и» статей 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов и Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 490, и п.п.2-3 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621;

- не заключен в установленном законом порядке договор страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей у судовладельца (Речного порта) - тем самым нарушены требования ч.4 ст.28 ККВТ, пунктов «г» статей 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов и Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 490.

08.02.2008г. по данному факту в отношении ОАО «Ульяновский речной порт» Ульяновским транспортным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вместе с материалами проверки направлено на рассмотрение в арбитражный суд.

Суд исследовал документы, имеющиеся в деле, выслушал объ­яснения сторон и считает, что несоблюдение условий лицензиро­вания ОАО «Ульяновский речной порт» доказано материалами дела.

Основанием для данного вывода является следующее:

Согласно статье 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка внутренним водным транспортом грузов и пассажиров подлежит лицензированию.

В силу статьи 2 названного Закона при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 490 утверждены Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров и Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов.

Подпунктами «г» и «и» статей 4 названных Положений установлено, что лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении перевозок грузов, являются:

- наличие у лицензиата договора страхования жизни и здоровья членов экипажа судна при исполнении ими служебных обязанностей;

- наличие у лицензиата (соискателя лицензии) плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Вышеназванные лицензионные требования ОАО «Ульяновский речной порт» не были соб­людены, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

Поскольку деятельность лицензиатов по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров и грузов связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Согласно ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об ад­министративных правонарушениях осуществление предприниматель­ской деятельности с нарушением условий, предусмотренных спе­циальным разрешением (лицензией), влечет наложение администра­тивного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статьей 3.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

С учетом обстоятельств правонарушения, а также других установленных ч.3 ст.4.1 КоАП РФ критериев суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере сумме 30.000 руб. Основываясь на принципе ст.3.1 КоАП РФ, арбитражный суд полагает, что наложение административного наказания в виде штрафа в названной сумме является мерой ответственности, соразмерной совершенному административному правонарушению.

Суд не принимает довод ответчика о пропуске срока привлечения к административной ответственности.

В силу ч.ч.1 и 2 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Поскольку выявленные нарушения лицензионных требований выражаются именно в длительном непрекращающемся невыполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, вменяемое ответчику правонарушение является длящимся, днем его обнаружения в данном случае является день составления совместного акта проверки (30.01.2008г.) Ульяновской транспортной прокуратурой и Волжским управлением государственного морского и речного надзора.

Довод ответчика о его праве соблюдать лицензионные требования не в период действия лицензии, а только в момент осуществления лицензированной деятельности (в данном случае в период навигации) противоречит действующему законодательству.

В силу статьи 2 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Вышеуказанные лицензии были выданы ОАО «Ульяновский речной порт» на весь период времени с 16.06.2003г. по 15.06.2008г. без перерывов действия с окончания до начала очередной навигации. В силу статьи 12 названного Закона лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в том числе в целях проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Процессуальных нарушений судом не установлено, при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении присутствовал законный представитель ОАО «Ульяновский речной порт» по доверенности, выданной руководителем ОАО «Ульяновский речной порт», данный факт подтвержден также представителем ответчика под роспись в протоколе судебного заседания.

Руководствуясь ч.3 ст.14.1, ч.1 ст.23.1, ст.29.10 Кодек­са РФ об административных правонарушениях, статьями 202, 205 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь открытое акционерное общество «Ульяновский речной порт» (г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, ОГРН 1027301405097) к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше­ниях и назначить наказание в виде штрафа в размере 30.000 рублей.

Штраф может быть добровольно оплачен ответчиком в тече­ние 30 дней после вступления настоящего решения в законную силу по следующим реквизитам: Волжское УГМиРН Ространснадзора, УФК по Нижегородской области, сч. № 40101810400000010002, ИНН 5260148375, КПП 526001001, БИК 042202001, КБК 10611690040040000140, ОКАТО 22401000000, ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области.

Об уплате штрафа ОАО «Ульяновский речной порт» должно поставить в известность арбитражный суд, принявший решение, представив доказательства уплаты штрафа.

При непредставлении доказательств уплаты штрафа в уста­новленном порядке решение будет направлено судом для принуди­тельного взыскания.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в установ­ленном порядке.

Судья М.А.Семенова