Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-10084/2021
19 января 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 января 2022 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Д.Л. Малашкина
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.И. Спицыной,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680000, <...>, комнаты 17-30, 32-41, 43, 66-74, 77-82, 102)
к Федеральному государственному унитарному предприятию «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 125124, <...>, адрес филиала: 680000, <...>)
о признании недействительным Приложения 1 к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020 на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио по адресу: <...>;
о внесении изменений в государственный контракт № 71-2020 от 18.12.2020 на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио по адресу: <...>, в части Приложения 1;
о взыскании 378 510 руб. 00 коп.
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680030, <...>),
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1 представитель по доверенности от 01.07.2021, ФИО2 представитель по доверенности от 10.12.2020,
от ответчика – ФИО3 представитель по доверенности от 05.06.2019, ФИО4 представитель по доверенности от 17.03.2021 № 1/702,
от третьего лица – не явились,
У С Т А Н О В И Л:
Управления Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее – истец, Управление ГФС России по Дальневосточному федеральному округу) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (далее – ответчик, ФГУП «ВГТРК»):
- о признании неверным и несоответствующим законодательству Приложения 1 к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020 на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио по адресу: <...>;
- о признании расчета на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году, являющегося Приложением к проекту дополнительного соглашения к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020, верным и соответствующим действующему законодательству;
- о взыскании 241 943 руб. 00 коп., оплаченных сверх суммы государственного контракта № 71-2020 от 18.12.2020 за период с 01.01.2021 по 30.04.2021.
Определением суда от 06.07.2021 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу № А73-10084/202, назначено предварительное судебное заседание на 02.08.2021 в 15 часов 30 минут.
Определением от 02.08.2021 дело назначено к судебному разбирательству на 20.09.2021 в 15 часов 30 минут. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее – третье лицо, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО).
Определением от 27.09.2021 судебное разбирательство по делу было отложено на 25.10.2021 в 16 часов 00 минут.
В судебном заседании 25.10.2021 представитель Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнила предмет исковых требований и увеличила размер имущественного требования, просила:
- признать недействительным Приложение 1 «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020 на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио по адресу: <...>;
- внести изменения в государственный контракт № 71-2020 от 18.12.2020 на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио по адресу: <...>, изложив Приложение 1 к данному государственному контракту «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» в редакции приложения к проекту дополнительного соглашения № 3 к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020;
- взыскать с ФГУП «ВГТРК» денежную сумму в размере 378 510 руб. 92 коп., оплаченную сверх суммы государственного контракта № 71-2020 от 18.12.2020 за период с 01.01.2021 по 30.04.2021.
Уточнение предмета иска и увеличение размера имущественного требования принято судом к рассмотрению, поскольку не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Определением от 25.10.2021 судебное разбирательство по делу отложено на 01.12.2021 в 11 часов 00 минут.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 01.12.2021 был объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 08.12.2021. Затем был объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 10.12.2021. Информация о перерывах размещена в открытом доступе на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Третье лицо - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в судебном заседании в отсутствие не явившегося третьего лица.
В ходе судебного разбирательства представитель Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу поддержала исковые требования в полном объеме с учетом уточнения, в обоснование привела обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и дополнениях к иску; возражения ответчика полагала необоснованными, а представленный ответчиком расчет доли Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу ошибочным.
Представитель ФГУП «ВГТРК» исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска, привел возражения, изложенные в отзыве на иск и дополнениях к отзыву, дал пояснения по представленным расшифровкам к расчетам.
МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, согласно имеющемуся в материалах дела отзыву на иск, полагает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
За Управлением Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу на праве оперативного управления закреплено нежилое функциональное помещение I (17-30, 32-41,43, 66-74, 77-82,102), общей площадью 907,2 кв.м., находящееся в собственности Российской Федерации, расположенное на первом этаже в здании Дома Радио по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления от 28.06.2010 № 27-АВ 428428, выданным Управлением Росреестра по Хабаровскому краю.
Согласно Техническому паспорту нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, общая площадь всего здания составляет 16 734,6 кв.м., в том числе: основная площадь – 7 071,9 кв.м. и вспомогательная площадь (места общего пользования) – 9 662,7 кв.м.
Общую площадь помещений, находящихся в оперативном управлении Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу (907,2 кв.м.), составляют помещения основной площади - 713,5 кв.м. и вспомогательной площади (места общего пользования) - 193,7 кв.м.
Большая часть помещений в здании закреплена на праве хозяйственного ведения за ФГУП «ВГТРК» (14 539,2 кв.м., в том числе: основная площадь – 5 206,4 кв.м., вспомогательная площадь (места общего пользования) – 9 332,8 кв.м.).
Помимо истца и ответчика собственниками нежилых помещений в указанном здании являются физическое лицо (518,1 кв.м.) и Хабаровский край (770,1 кв.м.).
ФГУП «ВГТРК» осуществляет содержание, техническое обслуживание и ремонт общего имущества в здании Дома Радио и несет соответствующие расходы.
Управление ГФС России по Дальневосточному федеральному округу ежегодно на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключает с ФГУП «ВГТРК» контракты на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио.
На период с 01.01.2021 по 30.06.2021 между Управлением ГФС России по Дальневосточному федеральному округу (Заказчик) и ФГУП «ВГТРК» (Исполнитель) был заключен государственный контракт № 71-2020 от 18.12.2020 на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио (далее – контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта стороны объединяются для совместного содержания общего имущества в здании Дома Радио по адресу: <...> (далее - Дом Радио).
Стороны несут совместные расходы по содержанию и ремонту общего имущества Дома Радио. К общему имуществу относятся помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании Дома Радио, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 1.2 контракта).
Согласно пункту 1.3 контракта Исполнитель обеспечивает проведение мероприятий по содержанию общего имущества Дома Радио, а Заказчик обязуется возмещать Исполнителю затраты по содержанию общего имущества Дома Радио.
Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году, являющийся Приложением № 1 к настоящему контракту, составляется исходя из затрат на содержание здания Дома Радио, понесенных в 2020 году (пункт 1.4 контракта).
В соответствии пунктом 3.1 цена настоящего контракта определена исходя из лимитов бюджетных обязательств Заказчика в размере 811 385 руб. 34 коп., что, согласно Расчету на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году, являющемуся приложением № 1 к настоящему контракту, составляет плату Заказчика за шесть месяцев от годовых затрат на содержание здания Дома Радио.
В пункте 3.2 контракта установлен график платежей Заказчика.
Согласно пункту 3.5 контракта Заказчик производит оплату на основании выставленных Исполнителем счета, счета-фактуры и акта оказанных услуг на расчетный счет Исполнителя.
Источник финансирования - федеральный бюджет (пункт 3.6 контракта).
В Приложении № 1 к контракту содержится Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году (далее – Расчет). Согласно указанному Расчету, доля помещений Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу в общей площади составляет 4,26%, доля помещений Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу во вспомогательной площади – 10,09%.
В Расчет включены следующие статьи расходов: обслуживание лифтов; содержание и обслуживание противопожарной сигнализации; уборка здания и территории, утилизация ламп, дератизация; содержание обслуживающего персонала (ЗП и страховые взносы); приобретение хозяйственных материалов и инвентаря; содержание и обслуживание элементов инженерно-технического оборудования, коммуникационных систем; организация пропускного режима; уплата налогов, плата за превышение ПДК; охранная сигнализация МОП; электроэнергия МОП.
Как следует из Расчета, общая сумма расходов на общую площадь в год составляет 22 911 374 руб. 11 коп., в месяц – 1 909 281 руб. 18 коп. Сумма затрат, приходящаяся на долю Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу, в месяц составляет 135 230 руб. 89 коп. и определена путем сложения сумм в столбцах 7 («Доля УГФС в расходах в месяц») и 8 («Доля УГФС в расходах на МОП в месяц»).
В феврале 2021 года ФГУП «ВГТРК» направляло в адрес Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу по электронной почте предварительный расчет стоимости эксплуатационных услуг по содержанию и эксплуатации здания Дома Радио на 2021 год на основании фактических затрат за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, в соответствии с которым сумма возмещения в месяц для Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу должна составлять 135 381 руб. 31 коп.
Однако изменения в Приложение № 1 к контракту сторонами внесены не были. Доказательств обратного в дело не представлено.
За период с 01.01.2021 по 30.04.2021 Управление ГФС России по Дальневосточному федеральному округу в соответствии с условиями государственного контракта № 71-2020 от 18.12.2020 произвело оплату на расчетный счет ФГУП «ВГТРК» в размере 540 923 руб. 56 коп.
В дальнейшем Управление ГФС России по Дальневосточному федеральному округу, полагая «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» (Приложение № 1 к контракту) неверным и не соответствующим действующему законодательству в части определения доли помещений Управления, исчисленной в процентном соотношении по отношению к площади Дома Радио, а также суммы расходов, которые насчитываются на данную долю, направило в адрес ФГУП «ВГТРК» письмо исх. № 449 от 06.04.2021 с предложением пересмотреть расчет стоимости эксплуатационных услуг.
ФГУП «ВГТРК» письмом № 270/702 от 14.04.2021 отказало в пересмотре Расчета на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году.
Письмом исх. № 656 от 24.05.202 Управление ГФС России по Дальневосточному федеральному округу, повторно ссылаясь на то, что Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году (Приложение № 1 к контракту) является неверным, поскольку не соответствует действующему законодательству, направило в адрес ФГУП «ВГТРК» проект дополнительного соглашения № 3 к государственному контракту с приложением Расчета на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году в новой редакции, согласно которому сумма затрат на содержание здания Дома Радио в месяц, приходящаяся на долю Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу, должна составлять 74 745 руб. 14 коп. В случае отказа от подписания дополнительного соглашения, Управление сообщало, что будет вынуждено обратиться в Арбитражный суд Хабаровского края для решения данного вопроса в судебном порядке.
В ответе от 02.06.2021 № 400/702 на вышеуказанное письмо ФГУП «ВГТРК», ссылаясь на пункт 5 действующей на территории Хабаровского края Методики расчета платежей за эксплуатационные услуги по содержанию используемых нежилых помещений (зданий, сооружений), относящихся к объектам государственной собственности, утвержденной Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 17.09.2001 № 404, предложило производить расчет стоимости эксплуатационных услуг по содержанию здания Дома Радио, исходя из расчета на один квадратный метр полезной площади используемого нежилого помещения. Согласно расчету ФГУП «ВГТРК», ежемесячный размер оплаты эксплуатационных услуг для Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу составит 197 403 руб. 10 коп. с учетом НДС 20 %.
Поскольку ФГУП «ВГТРК» не подписало дополнительное соглашение № 3 к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020, Управление ГФС России по Дальневосточному федеральному округу обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с рассматриваемым иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу разъяснений, изложенных в абзаце третьем пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к общему имуществу жилого здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания (абзац 4 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64).
Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64).
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 ГК РФ на каждого участника долевой собственности возложена обязанность соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 39 ЖК РФ также установлено, что бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно части 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в нежилом здании Дома Радио по адресу: <...> истец владеет на праве оперативного управления нежилым функциональным помещением I (17-30, 32-41,43, 66-74, 77-82,102), общей площадью 907,2 кв.м., в том числе: основная площадь – 713,5 кв.м., вспомогательная площадь (места общего пользования) – 193,7 кв.м.
За ФГУП «ВГТРК» в том же здании на праве хозяйственного ведения закреплены нежилые помещения общей площадью 14 539,2 кв.м., из которых основная площадь – 5 206,4 кв.м., вспомогательная площадь (места общего пользования) – 9 332,8 кв.м.
Помимо истца и ответчика собственниками нежилых помещений в указанном здании являются: физическое лицо (518,1 кв.м.) и Хабаровский край (770,1 кв.м.).
Общая площадь всего здания составляет 16 734,6 кв.м., в том числе: основная площадь – 7 071,9 кв.м. и вспомогательная площадь (места общего пользования) – 9 662,7 кв.м., что подтверждается Техническим паспортом на здание.
Согласно пункту 1 статьи 246 ГК РФ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников: порядок участия собственников в расходах на содержание общего имущества должен быть установлен согласованным решением общего собрания всех собственников объектов недвижимого имущества, расположенных в данном здании.
В данном случае собственниками и иными титульными владельцами нежилых помещений в здании в отношении режима использования общего имущества и порядка несения расходов по его содержанию решение не принималось, соглашение между собственниками не заключено.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, собственники и иные титульные владельцы нежилых помещений в здании в силу прямого указания закона обязаны нести расходы по содержанию общего имущества здания соразмерно своей доле в праве на имущество.
Следовательно, истец, являясь титульным владельцем нежилого помещения в здании Дома Радио, обязан нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания всего этого здания в целом, оплачивать коммунальные услуги.
В порядке исполнения указанной обязанности истец ежегодно заключает с ответчиком государственные контракты на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио по адресу <...>, в том числе спорный государственный контракт № 71-2020 от 18.12.2020.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли (пункт 2 статьи 166 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 167 ГК РФ предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу пункта 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 168 ГК РФ или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
В пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», разъяснено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 Кодекса).
В соответствии со статьей 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Под частью сделки по смыслу названной нормы следует понимать одно или несколько условий сделки.
В рассматриваемом случае государственный контракт № 71-2020 от 18.12.2020, заключенный между истцом и ответчиком, является оспоримой сделкой.
Заявляя о признании недействительным Приложения № 1 «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020 на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио по адресу: <...>, истец указывает на несоответствие его действующему федеральному законодательству, а именно: Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
По мнению истца, в Приложении № 1 «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020 доля расходов Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу в содержании общего имущества здания значительно увеличена, что нарушает охраняемые законом интересы истца и влечет для него неблагоприятные последствия в виде необоснованного расходования средств федерального бюджета.
Так, согласно Приложению № 1 «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году», доля основной площади Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу в общей площади здания Дома Радио составляет 4,26%, доля помещений Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу во вспомогательной площади здания Дома Радио составляет 10,09%.
Сумма возмещения затрат по совместному содержанию здания Дома Радио для Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу в месяц составляет 135 230 руб. 89 коп. и складывается из суммы затрат по статьям расходов, отраженных в графах 7 и 8 Расчета.
Как полагает истец, доля расходов Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу складывается не из доли в основной и вспомогательной площади (что в сумме составляет общую площадь), а из доли Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу в общей площади, а также в основной площади, в то время как основная площадь уже входит в общую площадь здания. Доля Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу в данном случае превышена.
При этом 4,26% насчитывается на сумму всех расходов на содержание здания в месяц, а 10,09% насчитывается на сумму расходов на места общего пользования.
Графа 8 именуется «Доля УГФС в расходах на МОП» и составляет 10,09%, однако данная доля относится фактически не к вспомогательной, а основной площади, занимаемой Управлением.
Поскольку Управление ГФС России по Дальневосточному федеральному округу является государственным заказчиком, государственный контракт № 71-2020 от 18.12.2020 между истцом и ответчиком, согласно его преамбуле заключен на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым, оплата стоимости, указанных в заключенном государственном контракте услуг должна производиться пропорционально размеру площади помещений, принадлежащих Заказчику на праве оперативного управления, в общей площади здания.
Исходя из этого, по расчету истца, его доля в расходах на основную площадь здания в месяц должна составлять 10,09% из 42,26%, а доля в расходах на вспомогательную площадь здания (МОП) в месяц должна составлять 2% из 57,74%.
Соответственно, если рассчитывать долю Управления в расходах на общую площадь здания в месяц (5,42% из 100%), сумма возмещения расходов будет равна сумме двух вышеуказанных составляющих.
Согласно уточненному Расчету Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу, сумма возмещения затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в месяц должна составлять 40 603 руб. 16 коп.
Кроме того, истец ссылается на то, что Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году составлен и подписан главным экономистом филиала ФГУП «ВГТРК» - «ГТРК «Дальневосточная». В штатном расписании Управления должность «экономиста» отсутствует, и при заключении государственного контракта у истца не было возможности квалифицированно оценить правильность Расчета на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио. В результате контракт был заключен на неблагоприятных для истца условиях.
По вышеуказанным основаниям истец просит признать недействительным Приложение № 1 «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020 на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио по адресу <...>.
Исследовав и оценив в совокупности доводы истца, возражения ответчика. имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году», являющийся Приложением № 1 к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020, суд признает указанный Расчет соответствующим действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2013 № ВАС-18121/13 приведена правовая позиция относительно порядка расчета доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения этом доме.
Доля собственника имущества относительно обслуживающих управляющей компанией мест общего пользования в квадратных метрах рассчитывается следующим образом: общее количество квадратных метров мест общего пользования делится на количество квадратных метров помещений, находящихся в частной собственности всех лиц, и умножается на количество квадратных метров, находящихся в собственности конкретного лица (плательщика услуг). При этом доля конкретного собственника в праве общей собственности на места общего пользования может быть определена также исчислением ее в процентах, путем деления количества квадратных метров, находящихся в собственности плательщика на один процент общей площади помещений, находящихся в собственности всех владельцев здания.
В рассматриваемом случае площадь всех помещений в здании Дома Радио, включая места общего пользования, полностью зарегистрирована за правообладателями и собственниками помещений в здании.
Суд соглашается с позицией ответчика, что применительно к такой ситуации необходимо руководствоваться разъяснениями, приведенными в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64, согласно которым право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
С учетом изложенного, при определении доли Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу в праве общей собственности на места общего пользования следует принимать в расчет не общую площадь зарегистрированных за каждым собственником и титульным владельцем помещений, а только основную площадь.
В результате при исчислении доли Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу в процентах, путем деления количества квадратных метров основной площади, находящихся в оперативном управлении истца (713,5 кв.м.) на один процент общей площади (основной площади) помещений, находящихся в собственности всех владельцев здания (70,719), такая доля составит 10,09%.
Согласно Приложению № 1 «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020, общая сумма расходов ФГУП «ВГТРК» на содержание здания в месяц составляет 1 909 281 руб. 18 коп.
Исходя из доли истца в праве общей собственности на места общего пользования (10,09%), сумма затрат на содержание общего имущества здания, приходящаяся на долю Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу, в месяц составит 192 646 руб. 47 коп.
При заключении государственного контракта № 71-2020 от 18.12.2020 сумма затрат на содержание здания Дома Радио в месяц, приходящаяся на долю Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу, по взаимному соглашению сторон была определена в размере 135 230 руб. 89 коп., что меньше рассчитанной судом суммы затрат, составляющей долю истца.
Расчеты истца суд признает ошибочными.
Ссылка истца на пункт 23 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» судом отклоняется, поскольку указанная норма предусматривает случай заключения контракта с лицом, заключившим в соответствии с законодательством Российской Федерации договор на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, на оказание услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если данные работы, услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.
Названная норма Закона № 44-ФЗ не может рассматриваться как устанавливающая порядок определения размера доли возмещения затрат на содержание и ремонт общего имущества в здании.
Истец также полагает необоснованным включение в расчет затрат на содержание общего имущества здания расходов на выплату заработной платы работникам ФГУП «ВГТРК», не принимающим, по его мнению, участия в содержании общего имущества здания (начальник хозяйственного участка, начальник отдела энергетики, заместитель директора, главный бухгалтер, главный экономист, бухгалтер, ведущий экономист, ведущий юрисконсульт), на оплату обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, расходов на ремонт кровли, фасада здания, испытание систем молниезащиты, на разработку технической документации по ремонту, на обучение персонала по электробезопасности и расходов на амортизацию мест общего пользования, в связи с противоречием перечисленных расходов пункту 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Постановление № 491).
Данные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются крыши, несущие стены, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование (пп. «б», «в», «д» п. 2 Постановления № 491). Также в Постановлении № 491 предусмотрены требования к содержанию общего имущества, которые обязывают ответчика и истца нести расходы, связанные с соблюдением характеристик надежности и безопасности здания, а также поддержание архитектурного облика здания (пп. «а», «е» п. 10 Постановления № 491).
Истец не указывает законных оснований для исключения из расчета затрат на содержание общего имущества здания расходов на ремонт и поддержание в надлежащем техническом состоянии вышеуказанных конструктивных элементов здания, относящихся к общему имуществу.
Материалами дела установлено, что ФГУП «ВГТРК» осуществляет обслуживание всего здания по ул. Ленина, 4 в г. Хабаровске.
Указанное подтверждается представленными в материалы дела договорами подряда, оказания услуг, актами приемки выполненных работ и оказанных услуг, счетами-фактурами, выставленными в адрес ФГУП «ВГТРК» ресурсоснабжающими организациями, ведомостями потребления электрической энергии, актами на списание израсходованных материальных ценностей на производственные нужды.
Ответчик своими силами выполняет работы по поддержанию в исправном состоянии инженерных сетей и систем в здании, осуществляет ремонт крыши, фасада здания, лифтового оборудования, текущий ремонт и уборку мест общего пользования, уборку прилегающей территории, обеспечивает безопасность в здании, устанавливает контейнеры для вывоза мусора.
ФГУП «ВГТРК» является хозяйствующим субъектом, в связи с чем его затраты на обслуживание всего спорного здания состоят из заработной платы персонала, расходов на приобретение материалов, инструментов, затрат на обслуживание технических средств, накладных расходов.
Как следует из пояснений ответчика, такие категории должностей какначальник хозяйственного участка, начальник отдела энергетики, заместитель директора, главный бухгалтер, главный экономист, бухгалтер, ведущий экономист, ведущий юрисконсульт в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями задействованы в работе по содержанию и обслуживанию общего имущества здания.
Ответчиком представлены в материалы дела расшифровки затрат на содержание обслуживающего персонала по зданию за 2020 год. Из расшифровки затрат видно, что фонд оплаты труда должностей административно-управленческого персонала включен в затраты на содержание общего имущества здания частично – в размере 3,5%.
Необходимость несения расходов на обучение электротехнического персонала по электробезопасности обусловлена положениями статьи 225 Трудового кодекса РФ и требованиями Приказа Минтруда России от 15.12.2020 № 903н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».
Включение в «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» амортизации мест общего пользования по зданию Дома Радио (в т.ч. коммуникационных систем, инженерно-технического оборудования, сетей), согласно пояснениям ответчика, обеспечивает возмещение в рассрочку расходов на капитальный ремонт или замену инженерно-технических систем и сетей в здании, лифта.
Оценив в совокупности доводы и возражения сторон, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в Приложение № 1 «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020 какие-либо необоснованные затраты не включены.
Ссылка истца на несоблюдение норм жилищного законодательства, в части не проведения общих собраний собственников, единоличного определения ответчиком объема работ по содержанию и ремонту здания, не исключает обязанности истца исполнять принятые по государственному контракту обязательства по оплате фактических расходов ответчика на содержание и ремонт общего имущества здания.
Довод истца о несении им самостоятельных расходов на содержание закрепленных за ним помещений, не принимается судом. Обязанность титульного владельца нести расходы на содержание принадлежащих ему помещений вытекает из положений статей 210, 296 ГК РФ.
Несение истцом затрат на содержание своих собственных помещений не освобождает его от обязанности участия в расходах на содержание и ремонт общего имущества здания.
При этом, как следует из пояснений ответчика, подтверждается содержанием графы 7 «Расчета на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» и не опровергнуто истцом, учитывая несение Управлением ГФС России по Дальневосточному федеральному округу самостоятельных расходов на уборку мест общего пользования (помещений вспомогательной площади), закрепленных за ним на праве оперативного управления, в расчете затрат по статьям расходов «уборка здания», «приобретение хозяйственных материалов и инвентаря» доля истца принята равной «0,00».
Кроме того, суд отмечает следующее.
Согласно пункту 5 статьи 166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
В пункте 70 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (пункт 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), например, указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения.
Государственный контракт от 18.12.2020 №71-2020 на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио по адресу <...> был заключен между истцом и ответчиком при достижении согласия и на условиях взаимных договоренностей.
При заключении спорного контракта и в период его исполнения до апреля 2021 года истец не заявлял о наличии у сделки правовых дефектов в момент заключения контракта, что давало ответчику основания полагаться на его согласие со всеми условиями сделки.
Ранее между сторонами на аналогичных условиях ежегодно заключались государственные контракты и Управление ни разу не заявляло о правовых дефектах расчетов затрат на содержание здания.
Признаков злоупотребления правом со стороны ФГУП «ВГТРК», исходя из положений статьи 10 ГК РФ, суд в данном случае не усматривает.
На основании изложенного в удовлетворении искового требования Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу о признании недействительным Приложения № 1 «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020 на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио по адресу: <...> следует отказать.
Относительно искового требования о внесении изменений в государственный контракт № 71-2020 от 18.12.2020 на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио по адресу: <...>, изложив Приложение № 1 к данному государственному контракту «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» в редакции приложения к проекту дополнительного соглашения № 3 к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 4 указанной статьи изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок. Данный порядок истцом был соблюден.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 453 ГК РФ при изменении или расторжении договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Заявляя требование о внесении изменений в государственный контракт № 71-2020 от 18.12.2020 на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио по адресу: <...>, изложив Приложение № 1 «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» в редакции приложения к проекту дополнительного соглашения № 3 к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020, Управление ГФС России по Дальневосточному федеральному округу не представило доказательств того, что имело место существенное нарушение договора со стороны ФГУП «ВГТРК», как и не представило доказательств существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
В рассматриваемом случае не имеется правовых оснований для внесения предлагаемых изменений в государственный контракт № 71-2020 от 18.12.2020 в части Приложения № 1 «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» по требованию одной из сторон.
Исковое требование Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу о внесении изменений в государственный контракт № 71-2020 от 18.12.2020 на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио по адресу: <...>, изложив Приложение № 1 «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» в редакции приложения к проекту дополнительного соглашения № 3 к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020, удовлетворению не подлежит.
По исковому требованию о взыскании излишне оплаченной по государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020 суммы в размере 378 510 руб. 92 коп. суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу пункта 3 статьи 1103 ГК РФ поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо одновременное наличие трех условий: 1) наличие обогащения; 2) обогащение за счет другого лица; 3) отсутствие правового основания для такого обогащения.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения.
Согласно расчету Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу, представленному с заявлением об уточнении исковых требований от 14.10.2021 № 1289, сумма возмещения затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в месяц должна составлять 40 603 руб. 16 коп.
Общая сумма государственного контакта № 71-2020 от 18.12.2020 составляет 811 385 руб. 34 коп. (из расчета 135 230,89 руб. х 6 месяцев).
За период с 01.01.2021 по 30.04.2021 Управление ГФС России по Дальневосточному федеральному округу произвело оплату по государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020 на расчетный счет ответчика в размере 540 923 руб. 56 коп.
По мнению Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу, исходя из того, что общая сумма государственного контракта должна составлять 243 618 руб. 96 коп. (из расчета 40 603,16 руб. х 6 месяцев), сумма, оплаченная истцом ответчику сверх суммы государственного контракта за период с 01.01.2021 по 30.04.2021 составила 378 510 руб. 92 коп.
Исковое требование Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу о взыскании неосновательного обогащения в размере 378 510 руб. 92 коп. вытекает из требований о признании недействительным Приложения № 1 «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020 и о внесении изменений в государственный контракт № 71-2020 от 18.12.2020.
Между тем, поскольку в удовлетворении исковых требований Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу о признании недействительным Приложения № 1 «Расчет на возмещение затрат по совместному содержанию здания Дома Радио в 2021 году» к государственному контракту № 71-2020 от 18.12.2020 и о внесении изменений в государственный контракт № 71-2020 от 18.12.2020 отказано, оснований для вывода о наличии на стороне ФГУП «ВГТРК» неосновательного обогащения не имеется.
Денежные средства в сумме 540 923 руб. 56 коп. оплачены истцом на основании государственного контракта № 71-2020 от 18.12.2020, исходя из установленного условиями контракта размера платы. Следовательно, денежные средства на сумму 378 510 руб. 92 коп. не могут рассматриваться как излишне оплаченные.
При таких обстоятельствах в удовлетворении искового требования Управления ГФС России по Дальневосточному федеральному округу о взыскании 378 510 руб. 92 коп. следует отказать.
Поскольку в удовлетворении иска отказано в полном объеме, в соответствии с правилами части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Однако в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление ГФС России по Дальневосточному федеральному округу освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
В удовлетворении иска отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Д.Л. Малашкин