АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-10393/2011
21 ноября 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2011года. В полном объеме решение изготовлено 21 ноября 2011года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Стёпиной С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Иванишко Н.Г.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Хабаровскрыбсбыт»
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
о признании незаконным решения от 24.05.2011г. о приостановлении действия лицензии
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя - ФИО1, по доверенности от 01.09.2011г.;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия - ФИО2, по доверенности №3.1-9/175 от 12.08.2011г., консультант отдела правового обеспечения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Хабаровскрыбсбыт» обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края о признании незаконным решения от 24.05.2011г. о приостановлении действия лицензии №ХБ 001330 от 16.10.2007г.
В силу статьи 49 АПК РФ заявитель уточняет требования, просит суд признать незаконным решение комиссии по лицензированию деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Хабаровского края о приостановлении действий лицензии № ХБ 001330 № 1447 16.10.2007г.- 16.10.2012г. на розничную продажу алкогольной продукции с 31.05.2011г. сроком на 2 месяца в связи с представлением декларации по неутвержденной форме ООО «Хабаровскрыбсбыт», выраженное в протоколе заседания комиссии № 9 от 24.05.2011г.
Уточненные требования судом приняты.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала.
Представитель ответчика требования не признал по основаниям указанным в отзыве на заявление.
Рассмотрев материалы дела суд, установил.
Общество с ограниченной ответственностью «Хабаровскрыбсбыт» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в розлив в кафе при гостинице «Бригантина», расположенной по адресу: <...>, на основании лицензии ХБ 001330 от 16.10.2007г. регистрационный номер 1447, выданной Министерством пищевой промышленности и потребительского рынка Правительства Хабаровского края.
26.05.2011г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия было направлено в адрес заявителя уведомление № 9-3-287 о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В уведомлении указано, что 24 мая 2011 года (протокол заседания комиссии по лицензированию деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Хабаровского края № 9) принято решение о приостановлении действия лицензии ХБ 001330 от 16.10.2007 г., регистрационный номер 1447, выданной Министерством пищевой промышленности и потребительского рынка Правительства Хабаровского края на кафе при гостинице «Бригантина» <...> с 31 мая 2011 года сроком на 2 месяца в связи с несоблюдением Порядка предоставления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории Хабаровского края: представление деклараций об объёмах розничной продажи алкогольной продукции по неутвержденной форме - на бумажном носителе без штрихкода, содержащего информацию декларации и электронную цифровую подпись руководителя или не в электронном виде.
Не согласившись с решением о приостановлении действия лицензии Общество с ограниченной ответственностью «Хабаровскрыбсбыт» обжаловало его, обратившись с настоящим заявлением в суд. Просит восстановить пропущенный срок для подачи заявления, мотивируя это тем, что обжалуемое решение в адрес заявителя направлено не было.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» поставка и розничная продажа алкогольной продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
В соответствии с п. 1 статьи 6 и п. 5 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», субъекты Российской Федерации вправе вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях, устанавливать порядок представления и форму деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.
В реализации данного права Правительством Хабаровского края 30.12.2005г. было принято Постановление № 147-пр «О декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Хабаровского края», которым утвержден Порядок представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории Хабаровского края (далее Порядок).
Согласно пп. 2.1- 2.2 Порядка, декларации должны представляться в лицензирующий орган на бумажном носителе или в электронном виде по форме, прилагаемой к настоящему Порядку, в течение всего срока действия лицензии. Декларации представляются в 10-дневный срок после окончания отчетного периода ежемесячно нарастающим итогом.
Требования к декларации, предъявляемой на бумажном носителе, закреплены в разделе 3 Постановления №147-пр.
В декларации, представляемой на бумажном носителе, не допускаются исправления и нечёткое написание. При отсутствии данных в соответствующей графе ставится прочерк.
Организации заверяют декларации подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью организации. Индивидуальные предприниматели заверяют декларации подписью индивидуального предпринимателя.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Хабаровскрыбсбыт» в лицензионный орган была представлена декларация об объемах розничных продаж алкогольной продукции за январь 2011г. на бумажном носителе.
Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края, являвшееся на тот момент органом, уполномоченным в сфере лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, выдало ООО «Хабаровскрыбсбыт» предписание № 08.3-109 от 02.03.2011г. об устранении нарушений лицензионных требований и условий.
В предписании в качестве нарушения, подлежащего устранению, указывалось на представление декларации «по неутвержденной форме - на бумажном носителе без штрихкода, содержащего информацию декларации и электронную цифровую подпись руководителя илине в электронном виде».
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 15.12.2002г. № 503 «О вопросах лицензирования отдельных видов деятельности в Хабаровском крае», лицензирование розничной продажи алкогольной продукции было возложено на Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края (ранее эти функции выполняло Министерство пищевой промышленности и потребительского рынка края).
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 18.02.2011г. № 89-р «О вопросах структуры органов исполнительной власти Хабаровского края» управление потребительского рынка, структурное подразделение министерства, выполнявшее функции лицензирующего органа, было выведено из структуры Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края и включено в структуру Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (п. 3 Распоряжения).
Полномочия лицензирующего органа в сфере розничной продажи алкогольной продукции с 15.04.2011г. перешли к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Поскольку заявителем не были выполнены требования, содержащиеся в предписании №08.3-109 от 02.03.2011г., решением комиссии Министерства сельского хозяйства и продовольствия (протокол № 9 от 24.05.2011г.) действие лицензии ХБ 001330 № 1447 от 16.10.2007, выданной ООО «Хабаровскрыбсбыт», было приостановлено с 31.05.2011 г. сроком на два месяца.
Уведомление о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 26.05.2011 № 9.3-287 было получено заявителем в 31.05.2011г.
В соответствии с предписанием № 08.3-109 от 02.03.2011г. ООО «Хабаровскрыбсбыт» обязано было представить в лицензирующий орган декларацию об объемах розничной продажи алкогольной продукции на бумажном носителе со штрихкодом, содержащим информацию декларации и электронной цифровой подписью руководителя или не в электронном виде.
Из вышеизложенного следует, что утвержденной формой декларации, поданной на бумажном носителе, является декларация со штрихкодом и электронной цифровой подписью руководителя.
Исходя из п.2.1 Порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории Хабаровского края декларация представляется в Министерство по установленной форме, то есть независимо от способа ее подачи на бумажном носителе или в электронной форме.
Раздел 4 Порядка содержит требования к декларации, представляемой в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Участниками информационного обмена при представлении декларации являются декларанты или их представители, а также специализированный оператор связи, осуществляющий передачу декларации в электронном виде по каналам связи от декларантов или их представителей в министерство (п.4.1 Порядка).
В целях защиты информации, содержащейся в декларации, при передаче ее по каналам связи участниками обмена информацией применяются сертифицированные средства криптографической защиты информации (п.4.4).
Отношения между участниками информационного обмена при представлении декларации регулируются федеральными законами "Об электронной цифровой подписи", "Об информации, информатизации и защите информации", "О связи" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края, а также Порядком представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории Хабаровского края.
Требования к декларации, предъявляемой на бумажном носителе, закреплены в разделе 3 Постановления № 147-пр.
В данных нормах не установлена обязанность декларанта наносить штрихкод и электронную цифровую подпись руководителя на декларацию, представляемую на бумажном носителе.
Штрихкод - метод автоматической идентификации.
Информация, содержащаяся в напечатанном штрихкоде, конвертируется обратно в распознаваемую форму сканером или декодером штрих кода. Сканер переводит оптическое изображение штрих кода в электронный сигнал, который обрабатывается дешифратором, воспроизводящим первоначально записанную в штрих код информацию.
Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также осуществляется по соглашению между сторонами.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
По смыслу статьи 4 Закона, электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Кроме того, статьей 19 Закона допускается возможность использования электронной цифровой подписи в качестве эквивалента не только собственноручной подписи, но и печати.
Заверение электронного документа электронной цифровой подписью или аналогом собственноручной подписи обусловлено необходимостью удостоверить заявленные сведения (волю и волеизъявление конкретного лица) и подтвердить юридическую силу документа.
Штрихкод (кодирование информации средствами криптографии - цифровым способом) и электронная цифровая подпись, отсутствие которых вменяется в нарушение заявителю, являются составляющими электронного документа, ввиду того, что без специальных электронно-цифровых считывающих устройств невозможно как нанести информацию, так и считать ее.
Наличие штрихкода и электронной цифровой подписи необходимо для передачи декларации в электронном виде в соответствии с п.4.2 Порядка, но не для передачи декларации на бумажном носителе.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 года № 15211/08, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Меры государственного принуждения не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Поскольку приостановление действия лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Решение от 24.05.2011г. о приостановлении действия лицензии ХБ 001330 от 16.10.2007 г., регистрационный номер 1447, выданной Министерством пищевой промышленности и потребительского рынка края, не соответствует Федеральному закону № 171-ФЗ и Постановлению Правительства Хабаровского края №147-пр от 30.12.2005г. и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, так как ограничивает право заявителя на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с ч.4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Решение комиссии по лицензированию деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Хабаровского края Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края о приостановлении действия лицензии было вынесено 24.05.2011г.
О вынесении оспариваемого решения заявитель узнал из уведомления №9.3-287 от 26.05.2011г., полученного 31.05.2011 г., о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении заказного письма.
ООО «Хабаровскрыбсбыт» обратилось с заявлением в арбитражный суд 02.09.2011 г.
Оспариваемое решение в адрес заявителя направлено не было, в связи с чем, установленный законом трехмесячный срок на подачу заявления в суд не пропущен.
Суд, оценив в совокупности доказательства по делу, находит требования Общества с ограниченной ответственностью «Хабаровскрыбсбыт» подлежащими удовлетворению.
По правилам статьи 333.21 Налогового кодекса РФ с заявлений, подаваемых в арбитражный суд взыскивается государственная пошлина.
Расходы по государственной пошлине подлежат взысканию с ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение комиссии по лицензированию деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Хабаровского края Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края о приостановлении действия лицензии, выданной Обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровскрыбсбыт» на розничную продажу алкогольной продукции ХБ 001330, регистрационный номер 1447 от 16.10.2007г. с 31.05.2011г. сроком на 2 месяца в связи с предоставлением декларации по неутвержденной форме, выраженное в протоколе №9 от 24.05.2011г.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Хабаровскрыбсбыт» судебные расходы в сумме 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца.
Судья С.Д. Стёпина