АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-10445/2012
06 ноября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 29.10.2012 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 06.11.2012 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
при ведении протокола помощником судьи Ивановой А. С., секретарем судебного заседания Лашуня Ю. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «УК «Северный округ»
о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № 795 от 03.08.2012
при участии:
от заявителя – ФИО1, действующая на основании доверенности № 135 от 09.11.2011г.;
от административного органа – ФИО2, действующая на основании доверенности № 01.0-1889 от 27.02.2012г.
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Северный округ» (далее – заявитель, Общество, ООО «УК «Северный округ») обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее – административный орган, Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю) № 795 от 03.08.2012, которым заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5.000 руб.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях, изложенных в заявлении, настаивала в полном объеме.
Представитель административного органа в судебном заседании с доводами заявителя не согласилась. Полагает, что оснований для удовлетворения заявления имеется. Факт вменяемого административного правонарушения и вина Общества подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 22.10.2012 г. по 29.10.2012 г.
Суд установил:
Должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, при проведении административного расследования по обращению гражданки, проживающей в <...>, на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 мая 2012 г., рассмотрении информации, представленной обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Северный округ», обнаружено следующее:
При начислении платы за услугу «холодное водоснабжение» в платежных документах, предъявленных к оплате за сентябрь 2011 г. - апрель 2012 г., гражданке, проживающей в <...>, ООО «Управляющая компания «Северный округ» (ООО УК «Северный округ») допустило нарушение требований ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 14, п.п. «г» п. 38 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила), что выразилось в нарушении права потребителя - жильца кв. 98, <...> в г. Хабаровске - на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной коммунальной услуге «холодное водоснабжение» -объеме холодной воды, фактически потребленной в течение расчетного периода и размере платы.
Так, в платежных документах, предъявленных потребителю к оплате за расчетный период (сентябрь 2011 года), вместо объема, потребленного в течение расчетного периода (календарного месяца - сентября) коммунального ресурса - холодной воды указанного потребителем - 4,7 куб.м и отведенных сточных вод, указан объем потребления с учетом показаний ИПУ за месяц, предшествующий расчетному (август) -6,649 куб.м и т.д., в результате чего до сведения потребителя доведена недостоверная информация также и о размере платы за коммунальную услугу, полученную в расчетном периоде. Аналогичное содержание информации об объеме потребления и размере платы в платежных документах, предъявленных к оплате потребителю за октябрь 2011 года -апрель 2012 года.
Кроме того, в платежных документах, несмотря на наличие в жилом помещении потребителя ИПУ холодной воды, указана также и информация о нормативе потребления - 7,296 куб.м, вводящая потребителя в заблуждение относительно порядка учета коммунального ресурса, т.к норматив потребления указывается в платежном документе исполнителем лишь при отсутствии приборов учета.
Таким образом, при начислении платы за потребленный объем ресурса в платежных документах, предъявляемых к оплате, до сведения потребителей доводится недостоверная информация об объеме и размере платы за услугу по холодному водоснабжению и канализации за расчетный период, за который предъявляется оплата -вместо объема холодной воды, фактически потребленного в течение расчетного периода, исполнителем указана недостоверная информация об объеме потребления за предыдущий месяц, а не за расчетный период, как предусмотрено Правилами.
Согласно информации, представленной ООО УК «Северный округ» в адрес Управления, в декабре 2011 года при проведении ревизии лицевых счетов муниципальным унитарным предприятием г. Хабаровска «Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей» было выявлено, что по жилому помещению -квартире № 98 в доме 58-а по ул. Уборевича - начисление платы за пользование услугой «ремонт и эксплуатация лифтов» с мая по ноябрь 2011 года не производилось. Согласно представленному расчету размера платы по содержанию и ремонту общего имущества Вашего МКД, плата за данную услугу составляет 2,33 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения. В соответствии с перечнем и стоимостью работ и услуг, утвержденными общим собранием собственников помещений, проведенным в форме заочного голосования (протокол от 14.12.2010), собственниками МКД принято решение об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений на 2011 год в сумме 39,44 руб. за 1 кв.м. общей площади жилого помещения. Протоколом внеочередного собрания собственников МКД от 20.05.2011 собственниками принято решение о проведении капитального ремонта (замена стояков холодного и горячего водоснабжения) с утверждением ежемесячного размера платы 6,10 руб. за 1 кв. м. Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающий в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, с 01.05.2011 составил 45,54 руб./ 1 кв. м.
В декабре 2011 года потребителю была начислена плата за содержание и ремонт жилья в сумме 1511,93 руб., исходя из размера платы 45,54 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения, в соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ООО УК «Северный округ» было нарушено право потребителя -жильца <...> - на получение необходимой и достоверной информации о предоставленных коммунальных услугах по холодному водоснабжению и канализации - объеме услуг, потребленных в течение расчетного периода и размере платы в платежных документах, предъявленных к оплате за сентябрь 2011 года - апрель 2012 года; в платежных документах за август - ноябрь 2011 года до сведения потребителя была доведена недостоверная информация о размере платы за услугу по содержанию и ремонту жилья,
По установленному факту 08.06.2012 г. главным специалистом– экспертом отдела защиты прав потребителей ФИО3 в присутствии представителя Банной С. В. по доверенности № 74 от 07.06.2012 г., при надлежащем извещении Общества о его законного представителя, составлен в отношении ООО «УК «Северный округ» протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
03.08.2012 г. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю ФИО4 в присутствии представителя Общества ФИО5, при надлежащем извещении, вынесено постановление № 795 от 03.08.2012 г., которым ООО «УК «Северный округ» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Выслушав доводы представителя административного органа, изучив доводы заявления, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Указанное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, и требования, устанавливающие права потребителей на получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяющие механизм реализации этих прав регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1).
Под потребителем в силу Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 понимается, гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона № 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 10 Закона № 2300-1, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 данной статьи, информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения и на момент привлечения к ответственности), настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг, действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В силу подпункта «г» пункта 38 Правил, в платежном документе, среди прочего, указываются объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который:
при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление);
при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом;
при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил;
при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения);
Согласно подпунктов «б» и «г» пункта 51 Правил, потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя); получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты.
Как установлено частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, согласно подпункту «г» пункта 50 Правил, исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.
Как следует из материалов дела, административным органом установлено, что ООО УК «Северный округ» было нарушено право потребителя - жильца <...> - на получение необходимой и достоверной информации о предоставленных коммунальных услугах по холодному водоснабжению и канализации - объеме услуг, потребленных в течение расчетного периода и размере платы в платежных документах, предъявленных к оплате за сентябрь 2011 года - апрель 2012 года; в платежных документах за август - ноябрь 2011 года до сведения потребителя была доведена недостоверная информация о размере платы за услугу по содержанию и ремонту жилья.
Таким образом, на основании вышеуказанной информации административный орган усмотрел в действиях (бездействии) Общества признаки наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Согласно, части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина Общества заключается в не принятии всех зависящих от него мер по соблюдению, Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке представления коммунальных услуг гражданам».
Нарушений процедуры привлечения к ответственности судом не установлено.
В заседании суд рассмотрел и не усматривает в бездействиях Общества малозначительности правонарушения.
Учитывая, имеющиеся в материалах дела доказательства повторности привлечения Общества к административной ответственности в течении календарного года, административный орган не имел возможности применить в отношении ООО «УК «Северный округ» меру наказания в виде предупреждения.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя у суда не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Северный округ» о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № 795 от 03.08.2012, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Зверева А. В.