ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-10484/2021 от 29.06.2022 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                                          дело № А73-10484/2021

июля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 29.06.2022.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе  судьи О.П. Медведевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Миловановой,

рассмотрел в заседании суда дело по иску акционерного   общества «Хабаровские   энергетические   системы»   (ОГРН   <***>,ИНН <***>, адрес: 680000, <...> Ю Чена, д. 45, помещ. III (1-29))

к Управлению энергообеспечения транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 682813, <...>)

о взыскании убытков в размере 128 859 135,85 руб.,

третьи лица: министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, министерство финансов Хабаровского края

при участии:

от истца – ФИО1 по  доверенности  от 12.10.2021 № 96; ФИО2 по доверенности от 15.03.2022 №63;

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 15.04.2022 №13;

от Министерства ЖКХ – ФИО4 по доверенности от 29.01.2021;

Акционерное   общество «Хабаровские   энергетические   системы»   обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением  к Управлению энергообеспечения транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района о взыскании суммы недоплаченной субсидии за период с ноября 2018 по июнь 2020 года в размере 128 859 135 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что в ходе рассмотрения дела №А73-7331/2020 была  проведена инвентаризация и  выявлен недоучет жилых помещений в размере 20 014,68 кв.м., площадей мест общего пользования в размере 18 364,70 кв.м., несоответствие методик определения объемов потребления, установленных Правительством РФ от 06.05.2011 №354 и выяснилось, что у Управления ЭТИК и КХ имеется недоплата субсидии перед АО «ХЭС».

В судебном заседании от 12.11.2021 истец в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил исковые требования до 130 740 227,86 руб., в связи с выявленной арифметической ошибкой, что было принято судом.

Определением от 30.11.2021 к участию в деле в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Хабаровского края.

В ходе рассмотрения дела ответчик исковые требования не признавал, указывал на их необоснованность, на не предоставление документов, подтверждающих начисление и предъявление населению объемов тепловой энергии, выявленных в инвентаризации; на необоснованность расчетов и итогов инвентаризации, поскольку из представленных  технических паспортов можно  сделать вывод, что указанный в протоколе инвентаризации недоучет 20 014,68 кв.м. жилых помещений, является  недостоверной информацией, так как технические паспорта представлены не в полном объеме, в результате чего невозможно определить вид отопления МКД и площадь жилых помещений, в паспортах отсутствуют сведения о системе централизованного отопления в ряде многоквартирных домов (перечень указан в возражениях от 10.11.2021), в ряде  домов печное отопление;   на  применение  в расчете «новых» данных площадей жилых помещений, которые документально не подтверждены, некорректные значения при применении формул, неправомерность проведенных перерасчетов в домах с установленными ОДПУ, на расчет исковых требований без учета имеющейся задолженности истца перед ответчиком на сумму 68 808 143,18 руб., взысканную в рамках дела №А73-11741/2020.

Ответчик считает, что истцом не соблюден порядок и сроки получения субсидии. Кроме того, полагает, что не подлежит возмещению в составе убытков предоставление услуг по отоплению общедомового имущества. 

Считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку Управление ЭТИК и КХ не обладает полномочиями по возмещению убытков ресурсоснабжающим предприятиям, так как с 01.07.2020 Советско-Гаванский район исключен из перечня районов, которым предоставляется субвенция из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению. Надлежащим ответчиком по делу считает министерство ЖКХ Хабаровского края.

Определением от 10.02.2022, оставленным без изменения Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022,  ответчику отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве соответчика министерство ЖКХ Хабаровского края.

На возражения ответчика от 10.11.2021, приведенные в пунктах 1,2,3, истец дает пояснения о том, что указанные в возражениях дома не участвуют в расчетах при определении размеров убытков. Доказательств отсутствия в доме по ул. Вилкова,7 отопления не подтвержден документально, а наличие записи о неисправной системе отопления в техническом паспорте при его изготовлении не означает, что отопление отсутствует.

Истец, с учетом представленного ответчиком контррасчета объемов потребления тепловой энергии, пакета документов, содержащих выписки из ЕГРН, распоряжения Администрации городского поселения город Советская Гавань о переводе жилых помещений в нежилой фонд,  а также дополнительно запрошенных истцом  недостающих  выписок из ЕГРН в отношении помещений, по которым между  сторонами имеются разногласия в части применения в расчетах площади  жилых и нежилых помещений, произвел сверку в отношении 36 жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, на основании которой уточнил площади жилых и нежилых помещений в расчете убытков, размер которых составил 112 332 717,54 руб.

В судебном заседании 16.06.2022 истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования, уменьшив до 112 332 717,54 руб.. что было принято судом.

В судебном заседании 27.06.2022 объявлялся перерыв до 29.06.2022 в порядке статьи 163 АПК РФ.

В судебном заседании ответчик просил в иске отказать, поддержал ранее приведенные доводы, по его мнению, нарушение истцом порядка предоставления субсидий исключает возможность взыскания убытков. Настаивает на том, что истец не доказал наличие большего объема убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, реализованную населению. Полагает, что разница в площади жилых помещений 6438 кв.м. возникла в связи с тем, что истец ведет двойной учет квартир и жилых помещений, учитывает данные по выпискам из ЕГРН, которые не отображают действительной площади жилых помещений, так как составлены на 2022 г.. Обращает внимание на то, что на момент рассмотрения дела Управление не обладает  полномочиями по возмещению убытков ресурсоснабжающим организациям.

Ответчик ходатайствовал прекратить производство по делу по тем основаниям, что имеется вступивший в законную силу судебный акт по делу №А73-11741/2020, принятый по спору между теми же лицами, о   том же предмете и основаниям.

Истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования, с учетом предоставленных ответчиком документов о ремонте общедомового счетчика по ул. ФИО5,8, которые ранее не были представлены, просил взыскать убытки, составляющие неполученные доходы, связанные с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставленную в период с ноября 2018 по июнь 2020 года в сумме 108 671 093,30 руб.

Уточнения исковых требований судом приняты на основании статьи 49 АПК РФ.

Истец настаивал на удовлетворении уточненных требований, возражал на доводы ответчика.

Представитель министерства ЖКХ Хабаровского края считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Представитель министерства финансов Хабаровского края в судебное заседание не явился, в материалы дела представлен отзыв, согласно которому министерство просит в иске отказать.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд

УСТАНОВИЛ:

С 2018 года АО «ХЭС» осуществляет деятельность по предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению населению на территории г. Советская Гавань.

Между Управлением энергообеспечения транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района (главный распорядитель) и АО «ХЭС» (получатель) были заключены соглашения о предоставлении из районного бюджета субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению от 19.11.2018 №6, от 23.01.2019 №1, от 25.09.2019 №1, от 14.01.2020 №5КУ/2020.

Предметом указанных соглашений является предоставление из районного бюджета в 2018, 2019, 2020 годах субсидии в целях возмещения убытков получателя, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению.

В рамках рассмотрения дела №А73-7331/2020 АО «ХЭС» была проведена инвентаризация начисленных объемов тепловой энергии и теплоносителя по потребителям группы «население», «исполнители коммунальных услуг», в ходе которой установлено, что в период с ноября 2018 по июнь 2020 потребителям г. Советская Гавань предъявлен к оплате объем тепловой энергии и теплоносителя в количестве: тепловая энергия на отопление, Гкал – 170 468,911, тепловая энергия на горячее водоснабжение, Гкал – 21 720,028, тепловая энергия на СИО, Гкал – 1 582,768, теплоноситель на горячее водоснабжение, куб.м. – 390 475,10, теплоноситель СОИ, куб.м. – 22 402,373.

Общая стоимость произведенных начислений составила 544 374 074,72 руб.

В процессе инвентаризации выявлен недоучет: жилых помещений - 20 014,68 кв.м., площадей мест общего пользования – 18 364,70 кв.м., несоответствие методик определения объемов потребления, установленных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Таким образом,  объем недоучтенной субсидии составил 128 859 135,87 руб.

16.04.2021 в адрес ответчика была направлена претензия об оплате субсидии, с которой ответчик не согласился, указав в ответе на то, что с 01.07.2020  Управление прекратило осуществлять государственные полномочия по предоставлению субсидий организациям на основании Закона Хабаровского края от 25.03.2020 №57 и внесенных изменений в статью 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 №150.

  Указанные обстоятельства послужили основанием истцу для обращения с настоящим иском в суд.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил, что предметом настоящего спора является взыскание компенсации финансовых потерь, вызванных межтарифной разницей, то есть расходов, понесенных от применения льготного тарифа в период с ноября 2018 по июнь 2020,  которые  квалифицируется в соответствии со статьями 15, 16, 1069 ГК РФ.

Согласно положениям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.

В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.

Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

За органами публичной власти различных уровней в пределах их полномочий по тарифному регулированию признано право устанавливать для населения тарифы в размере ниже экономически обоснованных, которому корреспондирует обязанность по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям, вызванных межтарифной разницей (разницей между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и размером тарифа, установленным ниже экономически обоснованного).

На территории Хабаровского края возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, осуществляется в соответствии с Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон Хабаровского края N 222).

Согласно статье 2 данного Закона,  компенсация убытков производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.

Согласно статье 3 данного Закона возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством края. Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.

Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению" (далее - Закон Хабаровского края N 150) муниципальный район наделен государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.

В силу части 2 статьи 3 Закона Хабаровского края N 150 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, и использовать выделенные для осуществления государственных полномочий средства по целевому назначению.

Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, установлен постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Порядок).

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 указанного Порядка органами местного самоуправления в сроки, установленные подпунктом 1 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 Порядка, представляется в Министерство жилищно-коммунального хозяйства края расчет объема средств на возмещение убытков. Перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется Министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Хабаровского края N 222 определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.

По смыслу механизма субсидирования он применим при наличии материального права ресурсоснабжающей организации на получение полной стоимости ресурса, который оплачивается ей по социальному (заниженному) тарифу, что порождает возникновение у лица выпадающих доходов в виде межтарифной разницы.

Из совокупности выше изложенных правовых норм следует, что истец вправе получить полное возмещение неполученных сумм от образовавшейся межтарифной разницы при обеспечении потребителей тепловой энергией.

При этом, лицом обязанным   компенсировать  истцу финансовые потери  является Управление энергообеспечения транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района.

Исходя из акта сверки между министерством ЖКХ Хабаровского края и администрацией Советско-Гаванского муниципального района по состоянию на 01.10.2020 муниципальное образование получило аванс за счет средств субвенции, предоставленной для осуществления переданных государственных полномочий Хабаровского края  по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению в размере 548 299 645,83 руб., которые ответчиком  не израсходованы  и не возвращены министерству ЖХК, что было подтверждено в судебном заседании представителями  ответчика и министерства ЖКХ.

Ссылка ответчика на то, что Управление с 01.07.2020 не обладает  полномочиями по возмещению убытков ресурсоснабжающим организациям, судом отклонен, поскольку в заявленный истцом период возмещения финансовых потерь Управление обладало полномочиями по возмещению убытков ресурсоснабжающим предприятиям от применения регулируемых тарифов.

На основании изложенного, довод ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком является необоснованным.

Судом установлено, что Постановлениями Губернатора Хабаровского края от 14.11.2017 №116, от 10.12.2018 №85, от 30.09.2019 №79 предельный максимальный тариф на тепловую энергию, учитываемый при определении размера платы населения за оказываемую услугу на 2018, 2019, 2020 годы был утвержден в размере 2 286,74 руб. Экономически обоснованный тариф, утвержденный для АО «ХЭС» составил: с ноября 2018 по июнь 2019 – 6 896,29 руб., с сентября по декабрь 2019 – 7 151,61 руб., с января 2020 по июнь 2020 – 5 704,52 руб.  

Факт применения истцом при расчете с населением установленных льготных тарифов материалами дела подтвержден и спорным не являлся.

Согласно расчету, произведенному в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, подтвержденному документально (техническими паспортами, показаниями приборов учета, выписками из ЕГРН, отчетами из программного комплекса по работе с населением, поадресным перечнем МКД с указанием площадей), и не опровергнутому ответчиком надлежащими доказательствами, размер убытков за период с ноября 2018 по июнь 2020 составил 108 671 093,30 руб.

 Включение в расчет убытков услуг по ГВС СОИ является правомерным, соответствует положениям статьи 154 ЖК РФ, пункту 38 Правил №354. Используемые коммунальные услуги для содержания общего имущества МКД, оплачиваются гражданами в составе платы за содержание жилого помещения и оплачиваются по тарифам, установленным для населения (регулируемые льготные тарифы). Таким образом, исполнитель коммунальных услуг оплачивает коммунальные ресурсы по тарифам для потребителя (населения). Соответственно, ресурсоснабжающая организация также несет убытки в связи с применением льготного тарифа.

При этом, вопреки доводам ответчика, ГВС СОИ и ранее включались истцом в размер подлежащей возмещению компенсации при расчете и подаче документов на получение субсидии, расчеты признавались правильными и принимались ответчиком. При рассмотрении дела №А73- 7331/2020 Управление представляло расчеты и бухгалтерскую документацию, включающую ГВС СОИ.

Представленный ответчиком уточненный контррасчет (16.06.2022) судом не принят во внимание, поскольку представленные к рассмотрению объемы тепловой энергии являются не достоверными, часть площадей жилых помещений не подтверждена документально, порядок их определения  не соответствует действующему законодательству.

Так, выявлена разница в площади жилых помещений 6 438 кв.м., в том числе в составе жилого фонда, по которому обнаружена разница, включены жилые дома, в отношении которых истец начисления коммунальной услуги  по «отоплению» не производил.

Разница в объемах потребления коммунальной услуги «отопление» составила 1 932,439 Гкал, в результате несоответствия календарных дней и количества дней отопительного периода.

Разница в объемах потребления коммунальной услуги по «ГВС» составила 2700,674 Гкал, данные приведенные ответчиком в расчете не соответствуют данным, отраженным в отчетах, сформированных с использованием программного обеспечения ООО «Поларис».

Разница в объемах потребления коммунальной услуги «ГВС СОИ» составила 383,737 Гкал, в расчете отсутствуют об объемах потребления тепловой энергии, приходящийся на коммунальный ресурс «ГВС СОИ».

Довод ответчика о недоказанности вины в причинении истцу вреда связаны с неверным пониманием компенсационной природы финансовых потерь истца, как денежного обязательства ответчика. Вина ответчика в причинении истцу убытков заключается в самом неисполнении законной обязанности по компенсации межтарифной разницы, а не в нарушении порядка выплаты субсидии.

Соответственно, учитывая предмет спора – взыскание компенсации финансовых потерь, вызванных межтарифной разницей, а не суммы субсидии, указание ответчика на нарушение истцом срока и порядка предоставления субсидии является необоснованным.

Ходатайство ответчика о прекращении производства по делу в связи с тем, что имеется вступившее в законную силу решение от 22.11.2020 по делу №А73-11741/2020, принятое по спору между теми же лицами, о  том же предмете и по тем же основаниям,  рассмотрено и отклонено, поскольку требования имеют иные основания и обстоятельства.

В рамках дела №А73-11741/2020 рассматривался вопрос о переплате субсидии, судом при принятии решения о взыскании с АО «ХЭС» в пользу Управления ЭТИК и КХ субсидии в размере 68 808 143,18 руб.  был рассмотрен  только подписанный акт сверки по состоянию на 2019 год, которым  подтверждалось, что с учетом  принятых истцом на тот момент  расчетов объемов теплоснабжения населения, составленных ответчиком, имеется переплата субсидии. Фактические объемы поставок судом не исследовались.

В рамках настоящего спора рассматриваются требования о взыскании финансовых потерь, выявленных в  рамках рассмотрения дела А73-7331/2020 в ходе проведенной инвентаризации объемов тепловой энергии, которой был установлен недоучет отапливаемой площади и несоответствие методик определения объемов потребления, установленных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Данные обстоятельства не являлись предметом исследования при рассмотрении дела №А73-11741/2020.

Таки образом, оснований для применения пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ не имеется.

Также не имеется у истца оснований для уменьшения размера убытков на сумму 68 808 143,18 руб., взысканной по решению суда №А73-11741/2020.  Позиция ответчика в данной части противоречит положениям гражданского законодательства, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований.

В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума ВС РФ от 11.06.2020 №6 зачет требований является допустимым и после вступления в законную силу судебных актов, подтвердивших наличие и размер соответствующих обязательств сторон, но без возбуждения по одному или обоим судебным актам исполнительного производства, а также после вступления в законную силу судебного акта по одному требованию и при отсутствии возражений должника по другому требованию.

Учитывая, что у АО «ХЭС» перед Управлением ЭТИК и КХ имеются обязательства по делам №А73-11741/2020, №А73-5524/2020, то стороны вправе прекратить взаимные обязательства путем проведения зачета после вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

Исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела  доказательства, суд установил факт наличия у истца убытков, возникших вследствие применения за поставленные в спорном периоде энергоресурсы тарифов на уровне ниже экономически обоснованных и неисполнение Управлением обязанности по возмещению истцу  данных убытков и пришел к выводу о наличии оснований для взыскания убытков  с ответчика в заявленном размере108 671 093,30 руб.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине между сторонами не распределяются, поскольку истцу при подаче иска предоставлялась отсрочка в ее уплате, а ответчик освобожден от ее уплаты в силу закона.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Управления энергообеспечения транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района в пользу акционерного   общества «Хабаровские   энергетические   системы»  убытки в сумме 108 671 093,30 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                       О.П. Медведева