ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-10542/08 от 02.04.2009 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

  Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                           Дело № А-73-10542/2008

«02» апреля 2009 года

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Зверевой А.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании жалобу Открытого акционерного общества «Хабаровскнефтепродукт»

об оспаривании постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 03.09.2008 №9 о наложении штрафа по делу №3-07/12 об административном правонарушении.

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.01.2009 г. № 19-д

от административного органа – ФИО2 по доверенности № 01/6-4004 от 25.08.2008

Сущность дела: Открытое акционерное общество «Хабаровскнефтепродукт» (далее по тексту – ОАО «Хабаровскнефтепродукт», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее по тексту – УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган) от 03.09.2008 №9 о наложении штрафа по делу №3-07/12 об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение законодательства «О защите конкуренции».

В судебном заседании представитель Общества настаивал на заявленных требованиях. Считает, что оснований для привлечения к административной ответственности не имелось по причине отсутствия в действиях Общества события административного правонарушения.

Представитель антимонопольного органа с заявленными требованиями не согласен. Считает, что факт вменяемого правонарушения и вина Общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 26.03.2009 по 02.04.2009.

СУД  УСТАНОВИЛ:

В ходе осуществления государственного контроля 23.07.2008 Комиссией Хабаровского Управления ФАС России установлен факт нарушения ОАО «Хабаровскнефтепродукт», расположенным по адресу: <...> Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в согласованных действиях с ООО «РН – Востокнефтепродукт», расположенным по адресу: <...>, направленных на установление розничных цен реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива на территории города Хабаровска, Хабаровского района.

Признав данные действия недобросовестными, антимонопольным органом в отношении ОАО «Хабаровскнефтепродукт» возбуждено дело об административном правонарушении №3-07/12.

В ходе расследования установлено, что Обществом при совершении указанных действий были нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

12.08.2008  в отношении Общества составлен протокол  об административном правонарушении. На основании собранных материалов руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю вынесено постановление от 25.08.2008 №9 о наложении штрафа по делу №3-07/12 об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 14.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий.

С учетом наличия смягчающего вину обстоятельства (привлечение к административной ответственности впервые), размер административного штрафа составил одну сотую размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение. (Сумма выручки, полученной ОАО «Хабаровскнефтепродукт» на рынке розничной реализации автобензинов и дизельного топлива на территории г. Хабаровска и Хабаровского района Хабаровского края с июня по декабрь 2007 года составила сумму 1 396 000 000 рублей.) Размер штрафа составил  13 960 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Открытое акционерное общество «Хабаровскнефтепродукт» обратилось в суд с настоящим заявлением.

    Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

  Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, принятым Государственной Думой 08.07.2006, одобренным Советом Федерации 14.07.2006 (в редакции Федерального закона от 08.11.2008 №195-ФЗ), определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе: предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (пункт 1 Закона).

  Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (пункт 2).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ согласованными действиями признаются действия хозяйствующих субъектов   на  товарном  рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1)      результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2)      действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Как установлено судом, административный орган в ходе проверки установил, что при осуществлении розничной реализации нефтепродуктов в 2007 году и 5 месяцев 2008 года ОАО "Хабаровскнефтепродукт" (входит в структуру ОАО "НК "Альянс") и ООО "РН - Востокнефтепродукт" (входит в структуру ОАО НК "Роснефть") неоднократно повышались цены розничной реализации автобензинов и дизельного топлива на территории г. Хабаровска и Хабаровского района Хабаровского края (по данным еженедельного мониторинга цен реализации нефтепродуктов, проводимого Хабаровским Управлением ФАС России в соответствии с заданием Федеральной антимонопольной службы). Сопоставление и анализ динамики изменения цен розничной реализации нефтепродуктов данными хозяйствующими субъектами, по мнению административного органа, свидетельствует о том, что за вышеуказанный период наблюдаются признаки систематического повышения цен розничной реализации нефтепродуктов ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН -Востокнефтепродукт". Повышение цен у данных владельцев АЗС происходит с разрывом от 3 до 11 дней. При этом в течение всего исследуемого периода (при любом повышении цен) ценовая разница по стоимости реализуемых данными хозяйствующими субъектами нефтепродуктов составляет от 49 до 59 коп./л. в зависимости от вида нефтепродукта (т.е. цены розничной реализации нефтепродуктов ООО "РН - Востокнефтепродукт" при любом повышении всегда остаются ниже максимальных цен розничной реализации нефтепродуктов ОАО "Хабаровскнефтепродукт" на 49 - 59 коп./л. в зависимости от вида нефтепродукта).

В результате анализа документов и информации, представленной ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН - Востокнефтепродукт" в ходе проведенной на основании Приказа Хабаровского Управления ФАС России от 22.04.08 №116 проверки ценообразования на нефтепродукты ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН -Востокнефтепродукт" административным органом установлено следующее:

1. Краткая характеристика товарного рынка.

Продуктовыми границами рынка следует признать услугу по розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива. В целях исследования определены две товарные группы невзаимозаменяемых (по применению, качественным и техническим характеристикам) нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив: дизельное топливо, автомобильные бензины. В соответствии с ОКП "дизельное топливо" (код ОКП 025130) и "автомобильные бензины" (код ОКП 025110) являются разными подгруппами группы "нефтепродукты светлые" (код ОКП 025100).

Для определения географических границ рынка розничных продаж бензина автомобильного необходимо руководствоваться принципом экономической целесообразности заправки автомобиля на определенной территории.

В рассматриваемом случае, географическими границами рынка является территория г. Хабаровска и Хабаровского района Хабаровского края.

В роли продавцов на рынке выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию автозаправочных станций.

Всего на данном рынке функционирует порядка 15 хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих 101 АЗС. Крупными (по числу находящихся в собственности, в пользовании АЗС) хозяйствующими субъектами выступают:

- ОАО "Хабаровскнефтепродукт" (ОАО "НК "Альянс") - 44 АЗС - 43,6 %;

- ООО "РН-Востокнефтепродукт" (ОАО "НК "Роснефть") - 8 АЗС - 7,9 %;

- ООО "Востокнефтесбыт" (арендует АЗС) - 14 АЗС - 13,9 %.

Потребителями розничного рынка бензина автомобильного и дизельного топлива являются юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели, владеющие автотранспортом.

Расчет коэффициентов рыночной концентрации показал, что рынок розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива г. Хабаровска и Хабаровского района является высоко концентрированным.

Наиболее крупными по объемам розничной реализации хозяйствующими субъектами на рассматриваемом рынке выступают ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН - Востокнефтепродукт" совместная доля которых по бензинам автомобильным .оставляет более 70 %, а по дизтопливу - более 60 %.

Основными барьерами (указаны в Порядке проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 № 108 (регистрация в Минюсте от 27.07.2006 № 8121, далее - Порядок) входа на рынок розничной реализации нефтепродуктов новых участников и увеличения объемов реализации уже присутствующих участников являются:

- стратегическое положение действующих на рынке ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН - Востокнефтепродукт", которые входят в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК) ОАО "НК "Альянс" и ОАО "НК "Роснефть" соответственно. Компании имеют нефтеперерабатывающие заводы, расположенные на территории края и осуществляющие отгрузку топлива в адрес ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН - Востокнефтепродукт". Кроме того, названные хозяйствующие субъекты имеют нефтебазы, развитую сеть АЗС (особенно, ОАО «Хабаровскнефтепродукт») и связанную с ней инфраструктуру. Независимые (не входящие в ВИНК) хозяйствующие субъекты лишены данных преимуществ на рынке и закупают нефтепродукты, поставленные на рынок ВИНК (пп. «г» п.45 Порядка);

- административные барьеры (пп. «б» п.45 Порядка): сложность оформления разрешительной документации на строительство АЗС, особенно в черте города Хабаровска. АЗС - это пожароопасный производственный объект, его строительство и эксплуатация требует согласования с ГОЧС России и Ростехнадзором. Для эксплуатации АЗС необходимо: получить разрешение на строительство АЗС, застраховать АЗС, зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов, непрерывно соблюдать правила технической, промышленной, пожарной безопасности эксплуатации пожароопасного объекта. Проводятся ежегодные проверки соответствующими органами государственного контроля на соблюдение данных правил и требований;

- ограниченность земельных участков на территории г. Хабаровска и Хабаровского района, которые могут быть использованы под строительство новых АЗС; барьеры капитальных затрат: высокая стоимость строительства или покупки нефтехранилищ и АЗС (пп. «а» п.45 Порядка).

2. Ситуация, сложившаяся на розничном рынке бензина автомобильного на территории г. Хабаровска и Хабаровского района в результате согласованных действий участников этого рынка.

В целом за 2007 год розничные цены реализации автобензинов по ОАО "Хабаровскнефтепродукт" в среднем возросли на 12,5 %, дизельного топлива - на 13 %, за 5 месяцев 2008 года - на 5,6 % и 5,4 % соответственно. По ООО "РН -Востокнефтепродукт" в 2007 г. и в январе-мае 2008 цены реализации автобензинов в среднем возросли на 11,5 % (12,2 %), дизельного топлива - на 7,9 % (17,8 %). Ежемесячные фактические цены реализации автобензинов в 2007 году у данных хозяйствующих субъектов возросли в среднем на 9,6 %, дизтоплива - на 6,7 %, за 5 месяцев 2008 года - на 8,1 % и 5,4 %.

В рассматриваемый период изменение розничных цен ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН - Востокнефтепродукт" происходило практически одновременно (с разрывом от 3 до 11 дней).

Например, ОАО "Хабаровскнефтепродукт" с 4 января 2008 года повысило цену розничной реализации бензинов в среднем на 8 % и дизельного топлива на 10,6% по г.Хабаровску, вслед за ним 15 января 2008 года ООО "РН- Востокнефтепродукт" повысило цену розничной реализации автобензинов в среднем на 7 % и дизельного топлива на 8,8 %. Аналогичная ситуация повторилась и в апреле 2008 года - первым повысило цену ОАО "Хабаровскнефтепродукт" (с 9 апреля в среднем по автобензинам - на 5,6 %, по ДТ - 5,4 %), затем ООО "РН - Востокнефтепродукт" (с 17 апреля в среднем по автобензинам - на 5,7 %, по ДТ - 5,6%). При этом разница в ценах розничной реализации автобензинов и дизельного топлива оставалась - от 49 до 59 коп./л. Среднемесячные розничные цены реализации нефтепродуктовимели аналогичную динамику, что подтверждает согласованность действий данных хозяйствующих субъектов.

Результат установления цен ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН -Востокнефтепродукт"  соответствует интересам данных хозяйствующих субъектов, только если им известно о действиях каждого из них заранее.

Поскольку на протяжении длительного времени вышеуказанными хозяйствующими субъектами осуществляется повторение действий по установлению розничных цен, а именно при повышении цен на нефтепродукты одним хозяйствующим субъектом практически одновременно повышаются цены на нефтепродукты другим хозяйствующим субъектом, административный орган посчитал, что можно сделать вывод о том, что действия ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН - Востокнефтепродукт" по установлению розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо заранее известны каждому из них.

Если ООО "РН - Востокнефтепродукт" не повышал бы цену практически одновременно с ОАО "Хабаровскнефтепродукт", то последний бы имел устойчивое снижение объемов реализации. Только в случае уверенности, что ООО "РН -Востокнефтепродукт" также повысит цену на своих АЗС ОАО "Хабаровскнефтепродукт" сможет повышать цену без ущерба своим интересам.

В силу лидирующего положения ОАО "Хабаровскнефтепродукт" на рынке, ООО "РН - Востокнефтепродукт" не может повысить розничную цену нефтепродуктов раньше ОАО "Хабаровскнефтепродукт" без риска существенного снижения объемов реализации, что в частности нашло отражение во внутрикорпоративных методических рекомендациях по ценообразованию. Следовательно, повышение цены ОАО «Хабаровскнефтепродукт» отвечает интересам ООО "РН - Востокнефтепродукт".

Практически одновременно повышая цену реализации, оба хозяйственных общества имеют рост выручки от реализации, что соответствует их интересам. Так, за 4месяца 2008 года выручка от реализации автобензинов у ОАО «Хабаровскнефтепродукт» выросла по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 31 % (с учетом официальной инфляции - на 16,7 % при снижении объемов реализации автобензинов на 27 %), от реализации дизельного топлива - на 48 % (с учетом инфляции - на 33,7 % при снижении объемов реализации дизтоплива на 21 %). По ООО "РН - Востокнефтепродукт": рост выручки по автобензинам - на 71 % (с учетом инфляции 56,7 % при росте объемов реализации на 40 %), по дизельному топливу - на 68 % (с учетом инфляции 53,7 % при росте объемов реализации на 35,5%). Таким образом, выручка от розничной реализации автобензинов и дизельного топлива росла высокими темпами, несмотря на снижение объемов реализации у ОАО «Хабаровскнефтепродукт» и более низкими темпами роста объемов реализации у ООО "РН - Востокнефтепродукт".

Специфика данного рынка состоит в том, что он является «прозрачным», т.е. информация о ценах конкурирующих организаций легко доступна, это дает возможность каждому из них устанавливать розничные цены на своих автозаправочных станциях с учетом цен конкурирующих организаций, что усугубляется наличием АЗС, принадлежащим разным хозяйствующим субъектам и расположенных рядом друг с другом.

Действия данных хозяйствующих субъектов, по мнению административного органа,  не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов данного рынка по следующим обстоятельствам.

У рассматриваемых хозяйствующих субъектов разные поставщики нефтепродуктов: у ООО "РН - Востокнефтепродукт" - ОАО "НК "Роснефть", у ОАО "Хабаровскнефтепродукт" - ООО "Дальневосточный Альянс". Динамика объемов и цен поставок у них различна. Это подтверждается данными, представленными хозяйствующими субъектами. Так, к примеру, рост цен закупа в 2007 году составил: по АО "Хабаровскнефтепродукт" - в среднем по автобензинам 26 %, по дизтопливу - 11,5 %; по ООО "РН - Востокнефтепродукт" - 21,9 % и 16,9 % соответственно. Объемы закупа в 2007 году также отличались, к примеру, объем закупа автобензинов у ОАО "Хабаровскнефтепродукт" составил порядка 145 тыс.тн., у ООО "РН Востокнефтепродукт" более 190 тыс.тн. И в2007 году и в последующие периоды наблюдалось как повышение, так и снижение закупочных цен нефтепродуктов для ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН - Востокнефтепродукт", однако адекватного снижения розничных цен нефтепродуктов, реализуемых через АЗС данных обществ не происходило.

Например, в марте 2008 года закупочные цены на бензин АИ-95, приобретенный ООО "РН - Востокнефтепродукт" снизились на 5%, однако розничные цены в данном периоде не изменились. В апреле 2007 года закупочные цены на бензин АИ-92, приобретенный ОАО "Хабаровскнефтепродукт" снизились на 5,9 %, а розничные цены реализации снизились лишь на 0,5 %.

Кроме того, были установлены случаи, когда закупочные цены на нефтепродукты росли, но при этом розничные цены на нефтепродукты не изменялись (оставались на прежнем уровне).

Так, к примеру, в сентябре 2007 года цены поставки автобензинов для ООО "РН -Востокнефтепродукт" возросли в среднем на 3%, а розничная цена реализации автобензинов в этот период не изменилась. В июле 2007 года цена поставки автобензинов для ОАО "Хабаровскнефтепродукт" возросла в среднем на 2,7%, при этом розничная цена реализации автобензинов в этот период осталась на прежнем уровне. Подобные примеры наблюдались и в 2008 году.

Таким образом, общая тенденция изменения цен реализации нефтепродуктов в определенной степени обусловливается изменением цен поставки (закупа), однако прямой зависимости между ценой поставки и ценой реализации нефтепродуктов не наблюдается.

Более того, представленные ООО "РН - Востокнефтепродукт" и ОАО "Хабаровскнефтепродукт" данные свидетельствуют о том, что в анализируемый период среднемесячные цены закупа нефтепродуктов у ООО "РН - Востокнефтепродукт" ниже среднемесячных цен закупа ОАО "Хабаровскнефтепродукт" - разница составляет в среднем до 12%, а среднемесячные цены розничной реализации нефтепродуктов у ООО "РН - Востокнефтепродукт" и ОАО "Хабаровскнефтепродукт" отличаются незначительно, в среднем до 6 % по 2008 году. С учетом такой существенной разницы в цене закупа, разница цен розничной реализации нефтепродуктов у данных хозяйствующих субъектов, при прочих равных условиях, должна быть сопоставима с разницей в ценах поставки (т.е. более 6 %).

При   этом    фактическая    снабженческо-сбытовая    надбавка   ООО    "РН Востокнефтепродукт" выше, чем у ОАО "Хабаровскнефтепродукт".

Так, например, фактическая снабженческо-сбытовая надбавка ОАО "Хабаровскнефтепродукт" на АИ-92 составляет до 26%, а у ООО "РН - Востокнефтепродукт" - до 81%, на АИ-95 у ОАО "Хабаровскнефтепродукт" - до 24%, у ООО "РН - Востокнефтепродукт" - до 65 %.

Кроме того, у рассматриваемых субъектов отличается система ценообразования.

В соответствии с внутренними внутрикорпоративными нормативными и методическими материалами, цены на топливо, реализуемое ОАО «Хабаровскнефтепродукт» формируются исходя из заданных бизнес-планом показателей выручки, объема продаж и прибыли путем моделирования результатов деятельности (объема продаж, выручка, прибыль) по видам топлива и планово-расчетным ценам.

В соответствии с Методическими указаниями по ценообразованию при реализации "нефтепродуктов через систему автозаправочных станций (комплексов) и нефтебаз (филиалов) дочерних (зависимых) обществ ОАО «НК «Роснефть»» цены реализации на АЗС общества устанавливаются на уровне цен конкурентов, имеющих долю розничного рынка нефтепродуктов в регионе не менее 20 % - для Хабаровского края и рассматриваемого товарного рынка таковым является ОАО «Хабаровскнефтепродукт».

Следовательно, основные условия формирования розничных цен (цена поставок и способ ценообразования) различны и не оказывают равного влияния на действия этих организаций.

Спрос на топливо является стабильным из года в год, изменение цен на сырье и изменение цен на товар на мировых рынках не влияют на данных хозяйствующих субъектов, поскольку они не являются товаропроизводителями и не закупают продукт на мировом рынке, а получают его по внутрикорпоративным поставкам с заводов, расположенных на территории Хабаровского края. Поэтому их действия не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

На основании изложенного, административный орган пришел к выводу, что  осуществление согласованных действий ОАО «Хабаровскнефтепродукт» и ООО "РН - Востокнефтепродукт" по установлению розничных цен реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива на территории г. Хабаровска и Хабаровского района противоречит пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», запрещающему соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Данные действия хозяйствующих субъектов ведут к ограничению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, которое выражается, в частности, в устойчивом практически одновременном установлении цены товара, не связанном с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, а также отказе ООО "РН - Востокнефтепродукт" от самостоятельной ценовой политики на розничном рынке нефтепродуктов, что в силу согласованных действий по установлению цен, создает возможность ООО "РН - Востокнефтепродукт" и ОАО "Хабаровскнефтепродукт" в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Их поведение не может быть объяснено никакими другими причинами, кроме как сознательной согласованностью их действий.

В связи с вышеизложенным, административный орган установил, что осуществление согласованных действий ООО "РН -Востокнефтепродукт" и ОАО "Хабаровскнефтепродукт" по установлению розничных цен реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива на территории г. Хабаровска и Хабаровского района противоречит пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», запрещающему соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Антимонопольным органом возбуждено дело № 3-1/56 по признакам нарушения ОАО «ХНП» и ООО «РН-ВНП» антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения дела вынесено решение № 31 от 23.07.2008г., которым действия ОАО «ХНП» и ООО «РН ВНП» по установлению розничных цен реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива на территории города Хабаровска и Хабаровского района признаны согласованными и противоречащими пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании решения от 23.07.2008 №31 Хабаровского Управления ФАС России выдано предписание от 23.07.2008 № 18 о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального Закона №135-Ф3 «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 5 статьи 39 Федерального Закона №135-Ф3 «О защите конкуренции» если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеизложенное послужило основанием для вынесения оспариваемого постановления и привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.32 КоАП РФ.

Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела, Арбитражным судом Хабаровского края вынесено решение от 20.10.2008 г. по делу № А73-9337/2008-63. Как установлено указанным решением, проанализировав доводы заявителей и представленные документы, суд пришел к выводу о том, что у ОАО «ХНП» и ООО «РН-ВНП» имелись объективные причины для повышения розничных цен на нефтепродукты в исследованные антимонопольным органом периоды, причем, эти причины для каждого Общества были различны.

Таким образом, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ, суд пришел к выводу о том, что в действиях ОАО «ХНП» и ООО «РН-ВНП» отсутствует квалифицирующие признаки  согласованных действий.

Судом установлено, что решение № 31 антимонопольным органом принято без всестороннего и объективного исследования всех необходимых доказательств, доводы, изложенные в решении антимонопольного органа, носят предположительный характер, в ходе рассмотрения материалов антимонопольным органом не был доказан факт наличия в действиях ОАО «ХНП» и ООО «РН-ВНП» двух квалифицирующих признаков согласованных действий, решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют  статье 8 Закона о защите конкуренции, и нарушают права  заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обязывая их  прекратить действия, которые эти хозяйствующие субъекты не совершали.

На основании указанного вывода, суд  признал недействительными решение № 31 от 23 июля 2008 года и предписание № 18 от 23 июля 2008 года Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.10.2008 г. по делу № А73-9337/2008-63, вступило в законную силу (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 г. № 06АП-4155/2008).

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Преюдициальная связь возникает, когда обстоятельства из фактической основы прошлого решения были исследованы, оценены, отражены в судебном акте и имеют юридическое значение для нового спора, рассматриваемого в арбитражном суде.

Принимая во внимание, что в рассмотрении данного дела, участвовали те же стороны, что и в деле № А73-9337/2008-63, и рассмотрению подлежали те же обстоятельства, установленные одной и той же проверкой факты, то рассмотренные судом факты и обстоятельства дела, являются преюдициально установленными и доказыванию не подлежат, т.к. указанное решение арбитражного суда осталось без изменений и вступило в законную силу.

При таких обстоятельствах следует признать, что, поскольку отсутствие факта согласованного действий ОАО «ХНП» и ООО «РН-ВНП», установлено вступившим в законную силу решением суда, то в действиях ООО «РН-Востокнефтепродукт» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, Постановление административного органа о привлечении ОАО «Хабаровскнефтепродукт» к административной ответственности, подлежит признанию незаконным и отмене.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 03.09.2008 г. №9 о наложении штрафа  по делу об административном правонарушении № 3-07/12, которым Открытое акционерное общество «Хабаровскнефтепродукт», расположенное по адресу: <...> привлечено к административной ответственности по статье 14.32 КоАП РФ признать незаконным и отменить полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы  решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                                  А.В.Зверева