Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-10591/2009
«27» августа 2008 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.В. Рудницкой,
рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Сталком» о признании незаконным и отмене постановления Ванинской таможни от 30.04.2009 по делу об административном правонарушении № 10711000-36/2009 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 доверенность от 01.07.2009.
от административного органа – ФИО2 доверенность № 11-12/572 от 04.02.2009, ФИО3 доверенность № 11-12/566 от 04.02.2009.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 24.08. по 27.08.2009.
Сущность дела: общество с органиченной ответственностью «Сталком» (далее – заявитель, Общество, ООО «Сталком») обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Ванинской таможни (далее – административный орган, таможенный орган) от 30.04.2009 по делу об административном правонарушении № 10711000-36/2009, которым Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Общество, считает, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Представители Ванинской таможни в судебном заседании заявленные требования не признали, считают, что дело рассмотрено полно объективно и всесторонне.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
18.03.2009 в ОТО и ТК таможенного поста Морской порт Ванино Ванинской таможни ООО «Сталком» была подана грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) №10711020/180309/0000738 на товар: металлолом класса ЗА, в виде кусков размером 1200*800*600 мм. и весом не более 650 кг., из черных металлов, который состоит из вагонных, крановых и судовых конструкций, металлических сооружений зданий, заводов, автотехники, не пригодный к эксплуатации, ГОСТ 2787-75, весом 3100 тыс. тонн.
В пятом слева подразделе графы 33 вышеуказанной ГТД декларантом проставлена буква "С" (свободно от применения запретов и ограничений) в соответствии с заявленным кодом по ТН ВЭД РФ товара, помещаемого под таможенный режим экспорт, выбранный декларантом, что свидетельствует о том, что декларант знал о необходимости представления санитарно-эпидемиологического заключения на товар. В графе 44 имеется ссылка на обязательство о представлении санитарно-эпидемиологического заключения на партию металлолома до 30.03.2009.
В ходе проверки ГТД, было обнаружено непредставление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, а именно санитарно-эпидемиологического заключения, представление которого предусмотрено письмом ГТК РФ от 07.08.1996 №01-15/14174 «По предотвращению незаконного перемещения через таможенную границу России товаров, имеющих повышенную радиоактивность» в качестве документов, подтверждающих радиационную безопасность металлолома и строительных материалов, принимать только документы, выданные органами Госкомсанэпиднадзора России или организациями, имеющими лицензию органов Госкомсанэпиднадзора России на такой вид деятельности.
Одновременно с подачей ГТД декларантом ООО «Сталком» было представлено обязательство от 17.03.2009 № б/н о предоставлении санитарно-эпидемиологического заключения в срок до 30.03.2009.
В соответствии с частью 2 статьи 363 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) должностным лицом ОТО и ТК таможенного поста Морской порт Ванино Ванинской таможни 18.03.2009 в адрес ООО «Сталком» было выставлено требование представить заключение (решение), выдаваемое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, об отнесении декларируемых товаров, не подпадающих под действие запретов и ограничений внешнеторговой деятельности в срок до 30.03.2009. Вышеуказанное требование было получено ООО «Сталком» 18.03.2009.
Однако, запрашиваемый документ в установленный срок представлен не был, мотивированного обращения от ООО «Сталком» о продлении срока представления документа в таможенный орган не поступало.
10.04.2009 по факту нарушения сроков представления документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, а именно, непредставление в срок санитарно-эпидемиологического заключения, в отношении ООО «Сталком» был составлен протокол об административном правонарушении по делу № 10711000-36/2009 по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
30.04.2009 заместителем начальника Ванинской таможни ФИО4 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 10711000-36/2009 вынесено постановление, в соответствии с которым ООО «Сталком» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, и Обществу назначен административный штраф в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании его законности.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и дав оценку доказательствам, имеющимся в материалах дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 132 Таможенного кодекса Российской Федерации с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Участники таможенных правоотношений при помещении товаров под таможенные режимы обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 158 ТК РФ).
Согласно статьи 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров представляются, в том числе, следующие основные документы: разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 за № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Требования по обеспечению радиационной безопасности населения при заготовке, реализации лома черных и цветных металлов установлены САНПИН 2.6.1.993-00 (далее - правила) и являются обязательными для выполнения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, занимающимися данной деятельностью.
Правила регламентируют гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома, включая организацию и проведение радиационного контроля металлолома, обследование транспортных средств (оборудования), а также порядок оформления на них санитарно - эпидемиологического заключения (пункт – 1.2 Правил).
Согласно пунктов 4.8, 4.10, 4.11, 7.1 Правил радиационный контроль партии металлолома, подготовленной к реализации, а также загруженного металлоломом транспортного средства проводят аккредитованные в установленном порядке на право проведения соответствующих измерений лаборатории радиационного контроля. Результаты радиационного контроля партии металлолома оформляются протоколом измерений. Перед погрузкой партии металлолома в транспортное средство проводится его радиационный контроль для проверки отсутствия локальных источников гамма - излучения, а также выборочная проверка отсутствия загрязнения альфа- и бета - активными радионуклидами. Для партий металлолома, направляемых на экспорт либо следующих транзитом через территорию Российской Федерации, проводится измерение МЭД гамма - излучения на поверхности готовой к отправке транспортной единицы. Санитарно - эпидемиологическое заключение на партию металлолома оформляется по результатам ее радиационного контроля.
Из вышесказанного следует, что для таможенного оформления вывозимого товара Обществу необходимо было представить санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное уполномоченным государственным органом.
Непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, является в соответствии с частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу пункта 2 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации обязанность по подаче таможенной декларации и представлению в таможенный орган необходимых документов и сведений при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций возложена на декларанта.
Как усматривается из материалов дела 18.03.2009 в ОТО и ТК таможенного поста Морской порт Ванино Ванинской таможни ООО «Сталком» была подана ГТД №10711020/180309/0000738 на товар: металлолом класса ЗА, в виде кусков размером 1200*800*600 мм. и весом не более 650 кг., из черных металлов, который состоит из вагонных, крановых и судовых конструкций, металлических сооружений зданий, заводов, автотехники, не пригодный к эксплуатации, ГОСТ 2787-75, весом 3100 тыс. тонн.
Одновременно с подачей ГТД декларантом ООО «Сталком» было представлено обязательство от 17.03.2009 № б/н о предоставлении санитарно-эпидемиологического заключения в срок до 30.03.2009.
18.03.2009 в адрес ООО «Сталком» Ванинской таможней было выставлено требование представить заключение (решение), выдаваемое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, об отнесении декларируемых товаров, не подпадающих под действие запретов и ограничений внешнеторговой деятельности в срок до 30.03.2009. Требование было получено ООО «Сталком» 18.03.2009.
Однако, запрашиваемый документ в установленный срок представлен не был, мотивированного обращения от ООО «Сталком» о продлении срока представления документа в таможенный орган не поступало.
Декларант знал о необходимости представления санитарно-эпидемиологического заключения на товар, поскольку в графе 44 имеется ссылка на обязательство о представлении санитарно-эпидемиологического заключения на партию металлолома до 30.03.2009.
Согласно части 5 статьи 131 ТК РФ если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен настоящим Кодексом. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.
Кроме того, пунктом 2 статьи 363 Таможенного кодекса РФ установлено, что по мотивированному обращению лица срок, установленный для представления документов, продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления указанных документов и сведений.
Однако Общество с заявлениями в таможенный орган о продлении срока представления документов не обращалось, какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии препятствий для такого обращения, заявителем суду не представлены.
Не принимается довод представителя заявителя об отсутствии права на обращение с заявлением о продлении срока представления документов, в связи с изданием Федеральной таможенной службой приказа за № 1514.
Приказ № 1514 от 02.12.2008 ФТС РФ «О местах декларирования отдельных видов товаров» вступил в силу 30 марта 2009 года. Спорные правоотношения возникли до вступления в силу данного приказа, в связи с чем его положения в данном случае не распространяются. Кроме того данный приказ не запрещает обратиться декларанту в таможенный орган с заявлением о продлении срока представления документов в соответствии с частью 5 статьи 131 и частью 2 статьи 363 ТК РФ.
Не принимаются доводы представителя ООО «Сталком» о том, что необходимые документы подтверждающие проведение радиационного обследования таможенному органу представлялись, в связи с чем требования таможенных органов о представлении заключения (решение), выдаваемое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, незаконно.
Приложенные к декларации Протокол дозиметрических замеров от 02.03.2009 и Экспертное заключение № 1 от 02.03.2009 не являются документами, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения.
Согласно пункта 7.1 САНПИН 2.6.1.993-00 на партию металлолома по результатам ее радиационного контроля оформляется санитарно - эпидемиологическое заключение.
Ссылка заявителя на имеющееся в таможенном органе санитарно-эпидемиологическое заключение № 27.99.25.570.П.000151.03.09 от 10.03.2009 не принимается, поскольку оригинал заключения был отозван обществом 11.03.2009 в связи с отзывом ГТД № 10711020/050309/0000610, для внесения изменений. Кроме того, данное заключение удостоверяет продукцию, вывозимую морским транспортом М/V «IGORBELIANSKI». Данным судном металлолом вывезен не был. В соответствии с пунктом 4.8 Правил проводится радиационный контроль как партии металлолома, подготовленной к реализации, как и загруженного металлоломом транспортного средства. В данном случае Обществом должно было быть представлено новое санитарно-эпидемиологическое заключение, в том числе на загруженное металлоломом транспортное средство.
К представленной Обществом ГТД № 10711020/180309/0000738 данное санитарно-эпидемиологическое заключение никакого отношения не имеет.
Анализ вышеуказанных норм права в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод о доказанности факта совершения ООО «Сталком» административного правонарушения и наличии у административного органа оснований для привлечения его к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, Общество имело возможность для соблюдения требований таможенного законодательства, однако не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности для надлежащего исполнения взятых на себя обязательств, что подтверждает наличие в его действиях вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены постановления Ванинской таможни от 30.04.2009 по делу об административном правонарушении № 10711000-36/2009, поскольку факт административного правонарушения и вина ООО «Сталком» доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела документами.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, частью 3 статьи 16.12, статьей 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью «Сталком» о признании незаконным и отмене постановления Ванинской таможни от 30.04.2009 по делу об административном правонарушении № 10711000-36/2009 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников