АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А73-10594/2009
г. Хабаровск
«02» октября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 29.09.2009 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 02.10.2009 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
при ведении протокола председательствующим судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Шарк Плюс»
о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 29.06.2009 № 7895/7897 по делу об административной правонарушении
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.01.2009, ФИО2 по доверенности от 08.07.2009.
от административного органа – ФИО3 по доверенности № 09.0-199 от 14.01.2009.
от УВД по Хабаровскому краю - ФИО4 удостоверение № ХБР 031996 от 08.12.2008
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Шарк Плюс» (далее – ООО «Шарк Плюс», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 7895/7897 от 29.06.2009 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее – административный орган, Управление Роспотребнадзора) по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен Центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства УВД по Хабаровскому краю.
В судебном заседание представители Общества на требованиях, изложенных в заявлении настаивали в полном объеме.
Представитель административного органа в судебном заседании против заявленных требований возражала по доводам отзыва. Полагает, что факт вменяемого административного правонарушения и вина юридического лица подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Дело об административном правонарушении рассмотрено полно, объективно и всесторонне. Оснований для отмены оспоренного постановления не имеется
Представитель УВД по Хабаровскому краю поддержал позицию административного органа, считает вынесенное постановление законным и обоснованным.
Суд установил:
13.06.2009 г. должностными лицами Центра по борьбе с нарушениями на потребительском рынке и исполнения административного законодательства УВД по Хабаровскому краю проведено мероприятие по контролю за соблюдением ООО «Шарк Плюс» законодательства в сфере защиты прав потребителей, по вопросу легальности производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачной продукции, соблюдения правил продажи отдельных видов товаров.
В ходе мероприятий по контролю установлено, что 13.06.2009 в 10 часов 55 минут в магазине принадлежащем ООО «Шарк Плюс», расположенного по адресу: <...> «б», осуществлена незаконная продажа алкогольной продукции – водка особая «Монархия на кедровых орешках» крепостью 40 % об., объем 0,7 литра по цене 169 руб. в количестве 1 бутылки несовершеннолетней ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
15.06.2009 г. по данному факту инспектором ЦБППРИАЗ УВД по Хабаровскому краю ФИО6 в присутствии законного представителя ООО «Шарк-Плюс» - директора ФИО7 составлен протокол серия 27 АП № 244405/7895 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе проверки установлен факт нахождения на реализации алкогольной продукции: водка «Благофф» 40 % об., объем 600 м.л. в количестве 5 бутылок по цене 176 руб. за бутылку; водка особая «Серебренная прохлада. Хортиця» 40 % об., объем 1 литр, в количестве 5 бутылок по цене 266 руб. за бутылку, без ценников.
Факт нарушения отражен в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 13.06.2009.
15.06.2009 г. по данному факту инспектором ЦБППРИАЗ УВД по Хабаровскому краю ФИО6 в присутствии законного представителя ООО «Шарк-Плюс» - директора ФИО7 составлен протокол серия 27 АП № 244407/7897 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
13.06.2009 по указанным фактам возбуждены дела об административном правонарушении.
26.06.2009 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю ФИО8 в отсутствии представителей Общества при его надлежащем извещении, вынесено постановление № 7895/78974, которым ООО «Шарк Плюс» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 №171-ФЗ, принятым Государственной Думой 19.07.1995, одобренным Советом Федерации 15.11.1995 (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 №313-ФЗ), установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации. Действие настоящего закона распространено на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункты 1 и 2 статьи 1 Закона).
Согласно статьи 3 Федерального Закона от 22.11.1995 №171-ФЗ, законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 11 Закона, производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий. Алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании алкогольной продукции, цене алкогольной продукции, наименовании производителя (юридическом адресе), стране происхождения алкогольной продукции, сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать, объеме алкогольной продукции в потребительской таре, наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции, содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению, дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования. Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьёй 26 вышеназванного Закона установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55 утверждены «Правила продажи отдельных видов товаров». Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров (пункт 1 раздела 1 «Общие положения» Правил).
Пунктом 11 раздела 1 «Общие положения» Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 №50) установлено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену и условия приобретения товара.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет. Пунктом 1 статьи 26 названного Закона запрещается нарушение установленных правил продажи алкогольной продукции.
В силу пункта 136 Правил продажи отдельных видов товаров, в которых имеется раздел "Особенности продажи алкогольной продукции", не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.
Как следует из показаний, опрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля была продавца магазина ФИО9 (предупреждена об уголовной ответственности по статье 307, 308 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний), 13.06.2009 в магазин ООО «Шарк Плюс» зашла девушка, взяла бутылку водки, пачку сигарет и подошла к кассе, продавец поинтересовалась у покупательницы, сколько ей лет и есть ли при ней документы, девушка ничего не ответила. Затем продавец ФИО9 продала данной девушке пачку сигарет и бутылку водки, а через несколько в магазин зашли сотрудники милиции, вместе с покупательницей, представились и стали составлять документы проводить проверку магазина, девушка-покупатель в это время находилась в магазине.
Из данных пояснений продавца ФИО9 следует, сомнения относительно возраста покупателя у нее имелись, в связи с чем и были потребованы паспорт и данные о возрасте девушки-покупателя. Не получив ответа на вопрос о возрасте и документах, продавец все же приняла решение о продаже вышеуказанной продукции. Из пояснений ФИО9 не следует, что она видела, что бы покупательница ФИО5 подъехала к магазину вместе с сотрудниками милиции в одной машине, продавец пояснила, что девушка зашла магазин спустя несколько минут после того как подъехала какая-то неизвестная машина.
Относительно отсутствия ценников на алкогольной продукции, продавец пояснила, что ценники имелись, однако вследствие произведенной накануне ревизии, часть алкогольной продукции была сдвинута с места и не соответствовала своим ценникам.
Кроме того, в судебном заседании опрошена в качестве свидетеля несовершеннолетняя покупательница - ФИО5 (предупреждена об уголовной ответственности по статье 307, 308 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний).
Учитывая, что в соответствии с частью 4 статьи 25.6 только в случае необходимости опрос несовершеннолетнего свидетеля проводится в присутствии законного представителя, суд опросил в качестве свидетеля ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Законный представитель не вызывался.
Свидетель ФИО5, пояснила суду что, она зашла в магазин с целью приобретения бутылку водки и сигарет, взяла товар и подошла к продавцу, продавец пробила чек, о её возрасте и документах её продавец не спросила. Выйдя из магазина к ФИО5 подошли два сотрудника милиции представились, показали документы и поинтересовались, что было приобретено в магазине, после получения ответа, вместе с ней зашли обратно в магазин, оформили у продавца возврат продукции, попросили ФИО5 написать объяснение, что и было сделано в магазине, в это время сотрудники милиции стали составлять документы и проверять магазин.
Оценив в судебном заседании визуально свидетеля ФИО5, суд пришел к выводу о том, что ФИО5 о том, что она не выглядит человеком, достигшим совершеннолетия, соответствует визуально своим паспортным данным о возрасте.
Факт нанесения несовершеннолетним лицом косметики, на что ссылается Общество, по мнению суда не дает оснований усомниться в возрасте данной покупательницы.
В ходе проверки у продавца магазина было отобрано объяснение, согласно которого она признает, что действительно реализовала несовершеннолетней пачку сигарет и бутылку водки «Монархия на кедровых орешках», а также факт отсутствия ценников на алкогольной продукции.
Довод ООО «Шарк плюс» о том, что со стороны проверяющих произошла провокация, выразившаяся в провоцировании сложившейся ситуации и подставлении несовершеннолетней для осуществления проверки отклоняется судом, как не нашедший подтверждения в судебном заседании.
Судом не принимается ссылка Общества на фактическое наличие ценников, поскольку их отсутствие на части алкогольной продукции подтверждено в судебном заседании материалами дела, пояснениями сотрудников милиции, продавца. Кроме того, данный вывод следует из объяснений директора Общества ФИО10, данных в ходе составления протокола. В данных пояснениях директор указала на то, что продавец не успела прикрепить ценники на часть продукции, нарушение устранено на месте. На отсутствие в момент проверки ценников на части продукции указывает также письменное объяснение продавца от 13.06.2009 г., её показания в судебном заседании не опровергают данный вывод.
Не может быть признан обоснованным довод Общества о нарушении сотрудниками милиции статей Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Закона № 144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности» в части не предъявления в момент проверки распоряжения и постановления о проведении проверки, а так же не было направлено заблаговременно уведомление о проведении проверки.
В соответствие с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования.
При осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1, положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются до 1 января 2010 года (часть 5 статьи 27 Закона).
В рассматриваемой ситуации взаимодействие сотрудников органов внутренних дел и ООО «Шарк Плюс» не требуется, на ООО «Шарк Плюс» не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований сотрудников милиции. Органы милиции выявили правонарушение совершенное в магазине принадлежащем ООО «Шарк Плюс» в рамках КоАП Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 №171-ФЗ.
Согласно статьи 1 Закона РФ «О милиции» № 1026-1 от 18.04.1991 милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 Закона о милиции задачами милиции являются в том числе, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
В соответствии со статьей 10 Закона о милиции милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств.
Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (статья 11 Закона о милиции).
Согласно статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В данном случае сотрудниками милиции выявлен факт правонарушения, выразившийся в незаконной реализации алкогольной продукции (1 бутылки водки) несовершеннолетнему лицу, а также факт реализации алкогольной продукции без ценников, что свидетельствует о допущенном административном правонарушении.
Федеральный закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзор) и муниципального контроля» № 294-ФЗ имеет иные цели и сферу применения, не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет фактическое основание наступления ответственности в рассматриваемой ситуации.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Событие правонарушения нашел подтверждение в судебном заседании, подтверждается материалами дела, показаниями свидетелей, пояснениями лиц, участвующих в деле.
Вина Общества в данном случае выражается в бездействии и заключается в непринятии всех возможных мер по недопущению правонарушения.
В ходе рассмотрения дела, нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 29.06.2009 № 7895/7897 по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Шарк Плюс», расположенного по адресу: <...> о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 29.06.2009 № 7895/7897 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Зверева А. В.