Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-10594/2021
15 октября 2021 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 12 октября 2021 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Никитиной О.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочергиной М.О.,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>) к Администрации Тугуро-Чумиканского муниципального р-на Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 682560, <...>) о взыскании 207 256 311 руб. 58 коп.
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство финансов Хабаровского края (680002, <...>).
при участии:
от истца – ФИО1, по доверенности от 29.01.2021 г., диплом;
установил:
Определением от 08.07.2021 арбитражный суд принял исковое заявление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство) обратилось с иском в Арбитражный суд Хабаровского края к Администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края в бюджет Хабаровского края излишне полученные субвенции, предоставленные для осуществления переданных государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, в размере 207 256 311 руб. 58 коп.
Указанным определением в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Хабаровского края.
Ответчик, третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и судебного разбирательства по существу, в судебное заседание не явились, представлены отзывы на иск.
До рассмотрения дела по существу истец представил уточнение исковых требований, просил взыскать с муниципального образования Тугуро-Чумиканского муниципальный район в лице Администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края в бюджет Хабаровского края средства субвенций, предоставленные министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Тугуро-Чумиканского муниципальному району Хабаровского края и не подтвержденные фактическим объемом электрической энергии, отпущенной населению, в период осуществления Тугуро-Чумиканским муниципальным районом Хабаровского края переданных государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, в размере 207 256 311 руб. 58 коп.
Уточнение иска принято судом на основании статьи 49 АПК РФ.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно Положению о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 № 69-пр, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств краевого бюджета в соответствии с ведомственной структурой расходов краевого бюджета, обеспечивает соблюдение получателями средств краевого бюджета условий, целей и порядка, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и края при предоставлении межбюджетных трансфертов, главным распорядителем которых является Министерство.
В соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 142 «О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения» (далее - Закон № 142) компенсация организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф на электрическую энергию превышает установленный тариф на электрическую энергию для населения.
Законом № 142 установлено, что компенсация убытков является расходным обязательством края.
С целью оптимизации указанных полномочий, доступности и своевременности получения субсидий на компенсацию убытков энергоснабжающими организациями, полномочия переданы органам местного самоуправления в соответствии с Законом Хабаровского края от 31.10.2007 № 143 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения» (далее - Закон № 143).
Статьей 1 Закона № 143 органы местного самоуправления Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края наделены государственными полномочиями по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона № 143 на органы местного самоуправления при осуществлении ими указанных государственных полномочий возложена обязанность компенсировать организациям убытки, по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, в порядке, установленном Правительством края.
Постановлением Правительства края от 11.03.2008 № 73-пр «О компенсации убытков организациям от применения регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения» утверждены Порядок расчета компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, и Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, в соответствии с которыми органы местного самоуправления Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края самостоятельно осуществляют расчет и компенсацию убытков энергоснабжающим организациям района.
На реализацию Закона № 143 в соответствии с Законом Хабаровского края от 04.12.2019 № 32 «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Тугуро-Чумиканскому муниципальному району края утверждены бюджетные ассигнования на 2020 год в сумме 79 532,99 тыс. рублей.
Законом Хабаровского края от 29.07.2020 № 82 «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» размер субвенций муниципальному образованию на реализацию Закона № 143 уменьшен до 17 819,68 тыс. рублей.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 25.03.2020 № 55 «О прекращении осуществления органами местного самоуправления Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, и о внесении изменения в статью 1 Закона Хабаровского края «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения» осуществление органами местного самоуправления Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края по компенсации убытков прекращено с 1 июля 2020 года.
Органы местного самоуправления Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края самостоятельно производили расчет и компенсацию убытков энергоснабжающим организациям района в период осуществления ими указанных государственных полномочий.
Исходя из акта сверки между министерством и администрацией Тугуро-Чумиканского муниципального района за 2020 год по состоянию на 01.07.2020 из краевого бюджета в бюджет Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края сумма перечисленных из краевого бюджета в бюджет Тугуро-Чумиканского муниципального района денежных средств составила 17 580 620 руб. Сальдо на 01.07.2020 составило 207 256 311 руб. 58 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 143 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, обязаны использовать выделенные для осуществления государственных полномочий финансовые и материальные средства по целевому назначению и в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить неиспользованные финансовые и материальные средства.
Поскольку в соответствии с Порядком предоставления субвенций субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели министерство 13.04.2021 направило в адрес Тугуро-Чумиканского муниципального района требование о возврате средств краевого бюджета.
Претензия министерства оставлена администрацией района без ответа и без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили минстерству основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд заслушал объяснения представителя истца, ознакомился с доводами отзыва ответчика и третьего лица, доказательствами и исследовал их в порядке, установленном статьей 162 АПК РФ.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает обоснованными доводы истца, исходя из следующего.
Министерство как главный распорядитель бюджетных средств в силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субвенций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В статье 140 БК РФ дано определение субвенций - под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.
Как главному распорядителю бюджетных средств министерству ежегодно в ведомственной структуре расходов краевого бюджета, являющейся приложением к Закону о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматриваются средства на предоставление субвенций муниципальным образованиям края на реализацию Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 143 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения».
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 143 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий, в том числе, обязаны:
- производить расчет и компенсировать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, в порядке, установленном Правительством края;
- использовать выделенные для осуществления государственных полномочий финансовые и материальные средства по целевому назначению;
- в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить неиспользованные финансовые и материальные сред¬ства.
Согласно статье 5 Закона № 143 финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления настоящим законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета. Порядок, условия предоставления субвенций устанавливаются Правительством края.
В соответствии со статьей 9 Закона № 143 прекращение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий в соответствии с настоящей статьей влечет за собой прекращение финансирования переданных органам местного самоуправления государственных полномочий и возврат неиспользованных финансовых и материальных средств.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 марта 2008 года № 73-пр «О компенсации убытков организациям от применения регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения утверждены:
- порядок расчета компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения;
- порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.
Пунктом 1 указанного постановления министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.
Как главному распорядителю бюджетных средств министерству ежегодно в ведомственной структуре расходов краевого бюджета, являющейся приложением к Закону о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматриваются средства на предоставление субвенций муниципальным образованиям края на реализацию Закона № 143.
Субвенции предоставляются министерством в соответствии с распределением Субвенций и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на указанные цели в текущем финансовом году.
Обязательства краевого бюджета перед бюджетом Тугуро-Чумиканского муниципального района по предоставлению субвенций на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, выполнялись в полном объеме.
При этом в Законе о краевом бюджете предусматривались денежные средства и производилось их перечисление непосредственно Администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района для реализации переданных полномочий.
Так, Законом Хабаровского края от 04 декабря 2019 года № 32 «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на 2020 год для Тугуро-Чумиканского муниципального района на указанные цели запланировано 17 819 680 руб.
В соответствии с п. 4.2 Порядка предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства края от 11.03.2008 № 73-пр (далее - Порядок предоставления субвенций), субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Согласно сведениям министерства до настоящего времени излишне перечисленные администрацией субсидии МУП «ЖКХ-ВОСХОД» (160 969 272 руб. 74 коп.), ООО «Уд-Учур-Ремстрой» (42 653 122 руб. 56 коп.), энергоснабжающими организациями не возвращены.
Вместе с тем, в случае прекращения энергоснабжающей организацией регулируемой деятельности в сфере, связанной с реализацией ими электрической энергии населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, при наличии образовавшейся вследствие авансового перечисления задолженности у энергоснабжающей организации по субсидии, излишне перечисленные средства подлежат возврату в бюджет.
Органы местного самоуправления Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края самостоятельно производили расчет и компенсацию убытков энергоснабжающим организациям района в период осуществления ими указанных государственных полномочий. Обязанность по взысканию с энергоснабжающей организации излишне перечисленных средств субсидии также возложена на органы местного самоуправления. Данный вывод подтверждается определением Верховного суда РФ от 24.12.2015 № 307-ЭС14-5724.
Таким образом, излишне перечисленные средства субсидии, не подтвержденные фактическим объемом электрической энергии, реализованной населению в зонах децентрализованного энергоснабжения энергоснабжающими организациями, должны быть возвращены в краевой бюджет администрацией Тугуро-Чумиканского муниципального района.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 25 марта 2020 г. № 55 с 01 июля 2020 прекращено осуществление органами местного самоуправления Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, в связи с нецелесообразностью их дальнейшего осуществления.
Согласно статье 2 вышеуказанного закона неиспользованные остатки субвенций, предоставленных бюджету Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края для осуществления государственных полномочий, подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Бюджетным кодексом Российской Федерации списание задолженности по субвенциям не предусмотрено. Также не предусмотрена действующими нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субвенций из краевого бюджета местному бюджету передача администрацией района министерству дебиторской задолженности энергоснабжающих организаций.
Согласно акту сверки за 2020 год по состоянию на 01 июля 2020 года, подтверждена разница между поступлениями и расходами (сальдо) перечисленных субвенций в сумме 207 256 311руб. 58 руб.
Денежные средства не возвращены. Размер направленной субвенции не оспорен.
Отсутствие в бюджете Тугуро-Чумиканского муниципального района в 2021 году средств для возврата задолженности, не является основанием для освобождения муниципального образования от обязанности по возврату средств субвенции.
С учетом изложенного денежные средства, перечисленные Администрацией Тугуро-Чумиканского муниципального района авансовыми платежами по субсидии теплоснабжающим организациям, подлежат возврату в краевой бюджет как переплаченные (неизрасходованные) финансовые средства.
Расходы по госпошлине распределению не подлежат, поскольку стороны освобождены от ее уплаты в силу закона.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с муниципального образования Тугуро-Чумиканский муниципальный район Хабаровского края в лице Администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края в пользу Хабаровского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края 207 256 311 руб. 58 коп. излишне полученных субвенций.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Никитина О.П.