ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-10665/11 от 11.11.2011 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-10665/2011

«18» ноября 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 11.11.2011 года, решения в полном объеме изготовлено 18.11.2011 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Орловой с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ЗАО «Ростэк-Хабаровск» о признании незаконным и отмене постановления Амурской таможни от 01.09.2011 № 10703000-91/2011

При участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.08.2011.

от таможни - ФИО2 по доверенности от 14.06.2011; ФИО3 по доверенности от 30.08.2011 № 53.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 07.11.2011 по 11.11.2011.

Сущность дела:   Закрытое акционерное общество «РОСТЭК-Хабаровск» (далее – общество, ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Амурской таможни от 01.09.2011 № 10703000-91/2011 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 1 204 рублей 62 копейки.

В судебном заседании представитель общества на требованиях настаивал, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители административного органа с заявленным требованием не согласились. Позицию изложили согласно отзыву на заявление, считают постановление законным и обоснованным.

Судом по материалам дела установлено следующее.

Закрытое акционерное общество «РОСТЭК-Хабаровск» зарегистрировано Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1032700319992.

31.05.2010 года общество с ограниченной ответственностью «Параллель» (далее по тексту ООО «Параллель») и Суйфэньхэйская торгово-экономическая компания «Нунфа» (КНР) заключили контракт № HLSF-1089-6666 на поставку из РФ в КНР круглых, необработанных, неокоренных лесоматериалов хвойных и лиственных пород.

14.02.2011 года ООО «Параллель» и таможенный представитель - закрытое акционерное общество «Ростэк-Хабаровск» заключили договор на оказание услуг таможенного представителя № 12 от 14.02.2011, согласно которого ЗАО «Ростэк-Хабаровск» обязуется от имени и по поручению ООО «Параллель» совершать таможенные операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, в том числе и с применением процедуры электронного декларирования.

09.06.2011 года ЗАО «Ростэк-Хабаровск» с целью реализации условий договора № 12 от 14.02.2011 с использованием сетей Интернет подало в Комсомольский-на-Амуре таможенный пост электронную декларацию на товары (далее по тексту ДТ) № 10713030/090611/0002777, согласно которой заявило к таможенному оформлению в соответствии с таможенной процедурой экспорт следующие товары:

- товар № 1 лесоматериалы из ели сибирской (Piceaobovata), необработанные, неокоренные, 1-2 сорт, длиной 4,0 м., диаметр от 16 до 24 см., код 4403209101 ТН ВЭД ТС, объемом 5,557 м без припусков и коры и 6,183 м3 с припусками и корой;

- товар № 2 лесоматериалы из ели сибирской (Piceaobovata), необработанные, неокоренные, 3 сорт, длиной 4,0 м., диаметр до 14 см. включительно, код 4403209901 ТН ВЭД ТС, объемом 12,423 м3 без припусков и коры и 13,786 м3 с припусками и корой;

- товар № 3 лесоматериалы из ели сибирской (Piceaobovata), необработанные, неокоренные, 3 сорт, длиной 4,0 м., диаметр от 16 до 24 см., код 4403209101 ТН ВЭД ТС, объемом 40,767 м3 без припусков и коры и 45,381 м' с припусками и корой;

- товар № 4 лесоматериалы из пихты (Аbies), необработанные, неокоренные, 3 сорт, длиной 4,0 м., диаметр до 14 см. включительно, код 4403209901 ТН ВЭД ТС, объемом 0,365 м3 без припусков и коры и 0,413 м3 с припусками и корой;

- товар № 5 лесоматериалы из пихты (Аbies), необработанные, неокоренные, 3 сорт, длиной 4,0 м., диаметр от 16 до 24 см., код 4403209101 ТН ВЭД ТС, объемом 2,246 м3 без припусков и коры и 2,546 м3 с припусками и корой.

Совместно с ДТ № 10713030/090611/0002777 от 09.06.2011 ЗАО «Ростэк-Хабаровск» в Комсомольский-на-Амуре таможенный пост представлена ж/д накладная № 198979, а также спецификация к ж/д вагону № 54379599, по которым осуществляется вывоз товаров с таможенной территории РФ.

10.06.2011 года на основании поручения на досмотр № 10713030/100611/000096 должностными лицами отдела таможенного досмотра осуществлен таможенный осмотр товаров, погруженных в ж/д вагон № 54379599, и заявленных ЗАО «Ростэк-Хабаровск» к таможенному оформлению в ДТ № 10713030/090611/0002777 от 09.06.2011.

В результате проведенного таможенного досмотра товаров установлено, что в ж/д вагоне № 54379599, находятся следующие товары:

- круглые, необработанные, неокоренные лесоматериалы из ели сибирской (Piceaobovata), 1-3 сорта, длиной 4,0 м., диаметр до 14 см, и от 16 до 24 см., а также, включительно объемом 58,281 м3без припусков и коры;

- круглые, необработанные, неокоренные лесоматериалы из пихты (Abies), 3 сорта, длиной 4,0 м., диаметром до 14 см. включительно и от 16 до 24 см., объемом 3,595 м3 без припусков и коры.

При сопоставлении сведений, заявленных декларантом в ДТ № 10713030/090611/0002777 от 09.06.2011, прилагаемых документах и данных, полученных в ходе проведения таможенного досмотра, установлено общее превышение фактически погруженных лесоматериалов, над заявленным объемом в ДТ № 10713030/090611/0002777 от 09.06.2011.

14.06.2011 с целью определения объема лесоматериалов из ели сибирской (Piceaobovata) и пихты (Abies), погруженных в ж/д вагон № 54379599, согласно ГОСТов указанных декларантом в графе 31 ДТ № 10713030/090611/0002777 от 09.06.2011, и определения разницы в объемах лесоматериалов заявленных в ДТ № 10713030/090611/0002777 от 09.06.2011 и фактически погруженных в ж/д вагон № 54379599 назначена таможенная экспертиза, проведение которой поручено экспертно-исследовательскому отделу № 2 (г. Хабаровск) Регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Экспертно-криминалистической службы.

Согласно заключения таможенного эксперта ЦЭКТУ ЭИО № 2 от 21.06.2011 № 327/2011, объем лесоматериалов из ели сибирской (Piceaobovata), и пихты (Abies) фактически погруженных в ж/д вагон № 54379599, согласно ГОСТов указанных декларантом в графе 31 ДТ№ 10713030/090611/0002777 от 09.06.2011, составил 61,876 м3, без учета припусков и коры, что превышает заявленный в указанной декларации на товары объем на 0,518 м3 без учета припусков и коры.

Объем лесоматериалов заявленный и фактический рассчитан в соответствии с требованиями ГОСТа: Р 51293 «Идентификация продукции. Общие положения»; ГОСТа: 22298-76 «Бревна пиловочные хвойных пород, поставляемые для экспорта. Технические требования»; ГОСТа: 2708-75 «Лесоматериалы круглые. Таблицы объемов»; ГОСТа: 2292-88 «Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, методы измерения и приемка».

Таким образом, ЗАО «Ростэк-Хабаровск» не задекларировав в ДТ № 10713030/090611/0002777 от 09.06.2011 лесоматериалы круглые, неокоренные, необработанные, порода ФИО4, Пихта, 3 сорта, диаметрами до 14 см, 16-24см., общим объемом 0,518 м3 без учета коры и припусков нарушило таможенные правила, определенные пунктом 1 статьи 179, подпунктом 5 пункта 2 стстатьи 181 ТК ТС.

24.06.2011 года по данному факту нарушения таможенных правил в отношении ЗАО «Ростэк-Хабаровск» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 10713000-91/2011 по части 1 статьи 16.2 КоАП России, и передано в отделение административных расследований Амурской таможни для проведения административного расследования.

22.07.2011, по завершению административного расследования в отношении ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» составлен протокол об административном правонарушении № 10713000-91/2010 по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ и совместно с иными материалами административного дела передан уполномоченному лицу Амурской таможни для рассмотрения.

01.09.2011 начальником Амурской таможни по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление № 10713000-91/2011 о признании ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 16.2 КоАП РФ и привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 1 204 рублей 62 копейки.

Несогласие Общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, является порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Объективная сторона состава характеризуется совершением следующего действия (бездействия): недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.

Субъектом рассматриваемого правонарушения является декларант либо таможенный брокер (представитель).

Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 принят Таможенный кодекс Таможенного союза (далее Таможенный кодекс, ТК ТС).

В статьи 4 Таможенного кодекса утверждены основные термины и их определения, в частности:

- декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

- таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

В соответствии со статьей 12 Кодекса таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 13 настоящего Кодекса. Юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей.

Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.

Отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.

Как следует из материалов дела, ООО «Параллель» и таможенный представитель - закрытое акционерное общество «Ростэк-Хабаровск» заключили договор на оказание услуг таможенного представителя № 12 от 14.02.2011, согласно которого ЗАО «Ростэк-Хабаровск» обязуется от имени и по поручению ООО «Параллель» совершать таможенные операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, в том числе и с применением процедуры электронного декларирования.

В силу статьи 15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе:

1) требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных настоящим Кодексом требований;

2) иметь доступ в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, к информационным системам таможенных органов, используемым ими для автоматизированной обработки информации, электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей.

Таможенное законодательство предоставляет декларанту свободу выбора форм и средств, с помощью которых последний может обеспечить достоверность заявляемых в ДТ сведений о товарах.

Статьей 179 ТК ТС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Согласно частей 1, 7 статьи 190 Кодекса таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии со ст.ст. 187, 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 настоящего Кодекса; присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 189 Кодекса установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

С целью определения объема лесоматериалов из ели сибирской (Piceaobovata), и пихты (Аbies), погруженных в ж/д вагон № 54379599, согласно ГОСТов указанных декларантом в графе 31 ДТ № 10713030/090611/0002777 от 09.06.2011, и определения разницы в объемах лесоматериалов заявленных в ДТ № 10713030/090611/0002777 от 09.06.2011 и фактически погруженных в ж/д вагон № 54379599, государственным таможенным инспектором ОТОиТК Комсомольского-на-Амуре таможенного поста, назначена Таможенная экспертиза, проведение которой поручено экспертно-исследовательскому отделу № 2 (г. Хабаровск) Регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Экспертно-криминалистической службы.

Согласно заключения таможенного эксперта ЦЭКТУ ЭИО № 2 от 21.06.2011 № 327/2011, объем лесоматериалов из ели сибирской (Piceaobovata), и пихты (Abies) фактически погруженных в ж/д вагон № 54379599, согласно ГОСТов указанных декларантом в графе 31 ДТ№ 10713030/090611/0002777 от 09.06.2011, составил 61,876 м3, без учета припусков и коры, что превышает заявленный в указанной декларации на товары объем на 0,518 м3 без учета припусков и коры.

Вместе с тем, согласно письму ГТК от 21.01.1994 N 01-13/723 «О контроле за лесоматериалами» - объем круглых лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили, определяют геометрическим методом в соответствии с ОСТ 13-43-79. Расхождение результатов измерения объема круглых лесоматериалов с данными ГТД и других товаросопроводительных документов не должно превышать 3%.

Установленное таможенным органом расхождение между фактическим и заявленным обществом объемами лесопродукции составляет 0.8% и признается судом допустимым, не выходящим за пределы допустимой погрешности (в соответствии с порядком таможенного контроля круглых лесоматериалов, письмом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.01.1994 № 01-13/723 «О контроле за лесоматериалами»).

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Не принимается довод таможенного органа о 100% правильности результата измерения объема лесоматериалов, поскольку получен в полном соответствии с аттестованной методикой вычисления измерений ПР 13260.1:МВИ.003-07 «Поштучное измерение объема круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры с использованием средств измерений геометрических величин. Методика выполнения измерений объема круглых лесоматериалов с применением таблиц объемов», объявленной Приказом ФТС РФ от 22.10.2007. № 1291.

Методика вычисления измерений ПР 13260.1:МВИ.003-07, как и ГОСТ Р 52117-2003, устанавливает погрешность результата измерений объема древесины, выполненного по ГОСТ 2292-88 и ГОСТ 2708-75, равной +(-) 8%.

В соответствии с пунктом 1.2 Методики результаты измерений объема лесоматериалов используются с указанием «приписанной характеристики погрешности измерений», приведенной в разделе 4 Методики.

В соответствии с пунктом 3.3 «приписанной характеристикой погрешности измерений» является установленная разделом 4 характеристика погрешности любого результата совокупности измерений, полученного с соблюдением правил Методики.

Разделом 4 Методики установлено, что пределы относительной погрешности измерения объема партии круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры (при количестве бревен в партии от 50 шт. и более) при поштучном измерении с применением таблиц объемов по ГОСТ-2708 с вероятностью 0,95 не превышают +/- 8%».

Пунктом 13.1. Методики установлено, что «При возникновении между сторонами разногласий по результатам измерений объема бревен, полученным по данной Методике, на величину, не превышающую приписанной данной Методикой относительной погрешности +/- 8%, за результат измерений объема может быть принят любой из полученных результатов (по согласованию сторон)».

Таким образом, в настоящем случае при действительном расхождении измерений объемов лесопродукции, проведенными ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» и Амурской таможней, всего на 0,8% оба результата являются верными.

Не принимается довод таможенного органа о расхождении не только между фактическим и заявленным объемом лесопродукции, но и в фактическом количестве бревен (количество штук). Так из спецификации приложенной к декларации следует превышение количества бревен на 47 единиц по сравнению с актом досмотра, то есть ЗАО «РОСТЭК-Хабаровск» на 47 бревен заявлено больше, по сравнению с фактически выявленными. Данное обстоятельство не свидетельствует о не декларировании товаров, кроме того для целей таможенного контроля при перемещении лесопродукции через границу используется измерение объема бревен, а не их поштучного количества.

Отсутствие события административного правонарушения, в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с часть 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования ЗАО «Ростэк-Хабаровск», удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Амурской таможни от 01.09.2011 № 10703000-91/2011.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников