г. Хабаровск № А73 -10686/2008
«27» ноября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 24.11.2008 года.
Арбитражный суд в составе: судьи И.М. Луговой И.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зажигалкиной К.С.
рассмотрев в судебном заседании суда первой инстанции дело по заявлению Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
к Отделению по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства
третьи лица – Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, Администрация города Хабаровска
о признании незаконными действий государственного органа федерального казначейства
при участии:
от Жилищной инспекции - представитель ФИО1 ВА.Н. по дов. № 1-17/18 от 09.01.2008 г.
от Отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю – представитель ФИО2 по дов. от 28.02.2008 года № 01-27/607;
от Администрации – представитель ФИО3 – по дов. № 1-33-409 от 24.12.2007 года.
от Тер.управления – представитель ФИО4 по дов. от 28.07.08 № 24юр/146/10505.1-08;
В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, объявлялся перерыв с 17 по 24 ноября 2008 года.
установил: Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края (далее Жилищная инспекция и заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Отделения по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее Отделение УФК) в принятии (возврате) без исполнения постановления от 20.06.2007 года № 432/07-Ю, о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия к исполнению указанного постановления.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. В представленных возражениях на отзыв Отделения УФК, Жилищная инспекция указала, что срок на предъявление к исполнению постановления № 432/07-Ю не истёк, поскольку прерывался предъявлением их к исполнению в службу судебных приставов, а также по основанию уклонения лица, привлеченного к ответственности от уплаты назначенного административного штрафа.
Отделение УФК в отзыве и его представитель в судебном заседании требования заявителя отклонили, указав, что исполнение по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется органами Федерального казначейства в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Перечень исполнительных документов, на основании которых обращается взыскание на средства бюджетов бюджетной системы РФ, является исчерпывающим, а предъявленные Жилищной инспекцией постановления к исполнительным документам (исполнительный лист, судебный приказ), не относятся. Кроме того, к указанным исполнительным документам должна быть приложения надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого они выданы. Также Отделением УФК указано на пропуск годичного срока исполнения постановлений о наложении судебных штрафов, установленный нормами КоАП РФ и на пропуск трехмесячного срока предъявления к исполнению в органы Федерального казначейства постановлений.
Администрация города Хабаровска и её представитель в судебном заседании требования Жилищной инспекции поддержали, считая их законными и обоснованными.
Управление ФАУФИ в отзыве и её представитель в судебном заседании требования Инспекция считает необоснованными и подлежащим отклонению по основаниям, аналогичным указанным Отделением УФК.
Судом установлены следующие обстоятельства.
20 июня 2007 года Жилищной инспекцией вынесено постановление № 432/07-Ю, которым Управление ФАУФИ признано виновным в совершении правонарушения предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Вместе с этим в ходе судебного заседания судом было установлено, что законность постановления Жилищной инспекции № 432/07-Ю была предметом рассмотрения по делу № А73-7183/2007-74АП. Управление ФАУФИ обратилось в арбитражный суд с заявлением 13.07.2007 года. Решением от 27 августа 2007 года судом подтверждена обоснованность привлечения Управления ФАУФИ к административной ответственности и законность оспариваемого постановления. Решение суда получено заявителем 17 сентября 2007 года согласно штампу – входящий за № 2689/1-16. Постановлением кассационной инстанции № Ф03-А73/07-2/5840 от 27.12.2007 года решение суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба Управления ФАУФИ без удовлетворения.
24 октября 2007 года письмом за № 1-17/3380 постановление № 432/07-Ю от 20.06.2008г. направлено в Отдел судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска, получено согласно уведомлению 29.10.2007 года. Судебный пристав-исполнитель 22.11.2007 года возбудила исполнительное производство по постановлению № 432/07-Ю, копии которых, направлены в адрес Жилищной инспекции и Управления ФАУФИ 27.11.2007 года.
Дополнительно к постановлению № 432/07-Ю Жилищной инспекцией в ОСП по Центральному району письмом от 21.01.2008 года направлены для сведения копии судебных актов суда кассационной инстанции; получены ОСП 25.01.2008 года.
16.06.2008 года судебный пристав-исполнитель вынесла постановление об окончании исполнительного производства по постановлению № 432/07-Ю с указанием, что, так как должник является получателем средств федерального бюджета и имеет счета в Отделении Федерального казначейства поэтому взыскание производится уполномоченным органом Федерального казначейства.. При этом данные документы возвращены в Жилищную инспекцию согласно исходящему судебного пристава от 10.07.2008 года, направлены в конверте из ОСП 17.07.2008 года и получены ею согласно штампов – входящий номер 23 июля 2008 года .
01 августа 2008 года Жилищная инспекция направила постановление по месту непосредственного обслуживания бюджетополучателя (Управления ФАУФИ) в Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю с приложением копий судебных актов первой и кассационной инстанций, определения Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.03.2008 года.
Письмом №12-24/2160 от 12.08.2008 г. постановление № 432/07-Ю возвращено Отделением УФК применительно к п.3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ – не представление документов, указанных в п.2 ст. 242.1 – исполнительного листа и копии судебного акта. Кроме того указано на то, что данное постановление подлежит исполнению судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном законом. Письмо получено заявителем 15.08.2008 года.
Полагая действия Отделения УФК по г. Хабаровску по возвращению указанного постановления незаконными Жилищная инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей, исследовав представленные документы и действующее законодательство, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя исходя из следующего:
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 07.02.2005 г. № 8-пр Жилищная инспекция входит в систему исполнительных органов государственной власти и осуществляет функции по обеспечению прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием, сохранностью, содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и инженерного оборудования независимо от его форм собственности на территории Хабаровского края в формах и способами предусмотренными законодательством Российской Федерации. (Раздел 1 «Общие положения). В вязи с чем, имеет право применять меры административного воздействия за несоблюдение нормативно-технических требований (Раздел 3 «Права инспекции», п.3.1.5).
Согласно статье 23.55 КоАП РФ органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 настоящего Кодекса.
1. По спорному постановлению Управление ФАУФИ привлечено к ответственности по ст.ст. 7. 22 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 29.9. КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия решения о привлечении лица к ответственности принимается документ в виде постановления.
В пределах предоставленных полномочий Инспекция вынесла постановления № 432/07-Ю о привлечении Управления ФАУФИ к административной ответственности в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Согласно статья 31.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Согласно разъяснениям, данным Президиумом ВАС РФ в Информационном письме от 24.10.2006 года № 115 «О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях», в случае обжалования постановления в арбитражный суд следует также учитывать положения части 5 статьи 211 АПК РФ, согласно которой решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Из чего следует, что постановление № 432/07-Ю вступило в законную силу 11.09.2007 года.
В силу статьи 31.2. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами и подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление (ст. 31.3 КоАП РФ).
Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации ( ч.1 ст. 31.4 КоАП РФ).
По общему правилу, исполнение актов компетентных органов осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ от 21.07.1997 г. «Об исполнительном производстве» (далее Закон № 119-ФЗ) (действовал в период вынесения спорных постановлений).
В силу ст. 3 Закона № 119-ФЗ принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов, её территориальные органы.
К документам, исполняемым службой судебных приставов согласно п.6 статьи 7 данного Закона относятся в том числе, постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, которые подлежат предъявлению к исполнению на основании п.6 ст. 14 Закона в течение трех месяцев.
Постановление № 432/07-Ю направлено в ОСП по Центральному району – 24.10.2007г., то есть в пределах трехмесячного срока после вступления его в законную силу.
Статьей 15 Закона № 119-ФЗ предусмотрено, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению. При этом после перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению течение срока возобновляется. Время, истекшее до перерыва срока, в новый срок не засчитывается. Частью 3 статьи предусмотрено, что в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению после перерыва исчисляется со дня возвращения документа взыскателю.
В период с 29.10. 2007 года (день получения постановления согласно уведомлению) по 17.07.2008 (день отправки постановления об окончании исполнительного производства) постановление № 432/07-Ю находилось в службе судебных приставов. То есть срок предъявления постановлений к исполнению был прерван предъявлением их к исполнению.
Течение срока на новое предъявление постановления к исполнению началось с 24 июля 2008 года, поскольку 23 июля 2008 года оно было получено Жилищной инспекцией от судебного пристава с постановлением об окончании исполнительного производства с формулировкой о невозможности взыскания.
Частью 1 статьи 31.9. КоАП РФ определено, что постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
При этом, течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание (ч.2).
Согласно разъяснениям, данным Президиумом ВАС РФ в Информационном письме от 24.10.2006 года № 115 «О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях», срок, установленный частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ, начинает течь со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания. Вместе с этим следует учитывать, что если постановление о привлечении к административной ответственности принято административным органом или должностным лицом, оно вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 31.1 КоАП РФ. В случае обжалования постановления в арбитражный суд следует также учитывать положения части 5 статьи 211 АПК РФ, согласно которой решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Постановление 432/07-Ю было оспорено в арбитражном суде и соответственно вступило в законную силу 11.09.2007 года.
Также из материалов дела усматривается, что Управление ФАУФИ после подтверждения законности оспоренного в судебном порядке постановления № 432/07-Ю Жилищной инспекции, уплату штрафных санкций не производило и не совершала иных действий для исполнения постановления или получения рассрочки или отсрочки его исполнения в порядке предусмотренном ФЗ «Об исполнительном производстве».
Не подтверждается материалами дела, что ранее Управление ФАУФИ обращалась в Инспекцию с заявление в порядке ст. 31.5 КоАП РФ об отсрочке и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания.
Не оспаривались Управлением ФАУФИ в судебном порядке, как лицом, привлеченным к административной ответственности и в силу положений ст.ст.25.1-25.5, наделенным правом обжалования самого постановления и как лицом, являющимся должником по возбужденному судебным приставом исполнительному производству, исполнительные действия.
Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод об уклонении Управления ФАУФИ от исполнения постановления и уплаты штрафа. Каких либо документов, свидетельствующих об объективной невозможности исполнения законного постановления уполномоченного органа и уплате штрафа, суду не представлено.
Как указано выше, течение сроков давности исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, установленных частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.
В связи с чем, суд считает, что годичный срок возможности исполнения постановления на момент предъявления его в УФК по г. Хабаровску - не истек.
Из анализа фактических обстоятельств дела и приведенных норм права следует, что, во-первых, порядок и сроки предъявления постановления Жилищной инспекцией и в службу судебных приставов и в Отделение Федерального казначейства соблюдены. Вместе с этим срок на возможность исполнения постановления не истек по причинам, которыми законом признаны как основания для перерыва срока давности исполнения: своевременное предъявление к исполнению документа и уклонение лица, привлеченного к административной ответственности от исполнения назначенного наказания.
На основании изложенного, доводы Отделения УФК и третьего лица о пропуске Жилищной инспекцией сроков предъявления спорного документа для исполнения и исполнения судом отклоняется.
2. Что касается доводов Отделения УФК, третьего лица о правомерности возврата постановления Жилищной инспекции по причине, что данный документ не является исполнительным листом или судебным приказом и не представлена копия судебного акта, в связи с чем, у Отделения УФК отсутствуют полномочия по исполнению постановлений о назначении административных наказаний, суд считает возможным пояснить следующее:
В силу вышеприведенных норм Закона «Об исполнительном производстве» (п.6 ч.1 ст. 7 Закона № 119-ФЗ) постановление Жилищной инспекции, как органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, безусловно является исполнительным документом.
Действительно пунктом 3 статьи 239 БК РФ предусмотрено обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Статьей 242.1 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Вместе с тем, положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений обязательных платежей, санкций, в том числе штрафов, наложенных административными органами.
В этой связи, постановление Жилищной инспекции № 432/07-Ю от 20.06.2007 г.. о привлечении к административной ответственности Управления ФАУФИ в виде штрафа в сумме 40000 рублей, являющееся исполнительным документам, в соответствии со ст.ст. 242.3-242.5 БК РФ, подлежит направлению в органы Федерального казначейства по месту открытия должнику, как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и исполнению Отделением по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю.
Данный вывод согласуется с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 года № 31.
На основании вышеизложенного, суд считает действия Отделения УФК по возврату письмом от 12.08.2008 г. постановления № 432/07-Ю от 20.06.2007 г. незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя как органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по контролю и своевременному реагированию на нарушения путем принятия решения о привлечении правонарушителя к установленной административным законодательством ответственности и вынесения соответствующих постановлений о назначении административных наказаний, в том числе штрафов, а требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 29, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Требования Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края - удовлетворить.
Признать незаконными действия Отделения по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю в принятии (возврате) без исполнения постановления от 20.06.2007 года № 432/07-Ю о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Обязать Отделение по г. Хабаровску принять к исполнению постановление Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края № 432/07-Ю от 20.06.2007 года к исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья И.М. Луговая