Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-1077/2018
12 марта 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2018 года
Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2018 года
Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А., с участием помощника судьи Карповой Е.Ю., ведущей протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края
о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Гранд-ДВ» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ
В судебное заседание явились:
от административного органа - ФИО1, действующая по доверенности от 29.12.2017г. № 1-17-19, удостоверение № 10;
от ООО «Гранд-ДВ» - ФИО2, действующий по доверенности от 28.02.2018г.; ФИО3, действующая по доверенности от 17.09.2017г.
Суд установил: Комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Гранд-ДВ» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ООО «Гранд-ДВ», в судебном заседании факт правонарушения признал, просил суд при назначении административного наказания учесть имущественное положение Общества, снизить размер штрафных санкций.
В судебное заседание представители сторон не представили возражений против завершения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела в одном судебном заседании.
Учитывая отсутствие возражений сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в одном судебном заседании.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Гранд-ДВ» (далее - ООО «Гранд-ДВ», Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН-<***>, ИНН-<***>.
Как следует из материалов административного дела, 12.01.2018г. на основании распоряжения от 14.12.2017г. № 840-Р Комитетом государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края (далее - Комитет), проведена проверка объекта капитального строительства: «Жилищно-административный центр по ул. Фрунзе», расположенного по адресу: г. Хабаровск, Кировский район, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилое здание. Участок находится примерно в 6,0 м от ориентира по направлению на северо-восток. Адрес ориентира: ул. Фрунзе, д. 87, кадастровый номер земельного участка 27:23:0020346:60 (далее - Объект), в 11 час. 00 мин. 12.01.2018 установлен факт совершения застройщиком - ООО «Гранд-ДВ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
В ходе проверки, в результате визуального осмотра и проверки представленных проектной, рабочей и исполнительной документации установлено:
1. На строительной площадке выкопан котлован под устройство
конструкций подземной автостоянки с отступлениями от утвержденной
проектной документации, разработанной 52 Центральным Проектным
Институтом (шифр 055-ул. Фрунзе-01, раздел ПОС, стадия «Р», лист 1; раздел КЖ1, стадия «Р», лист 20), а именно: отсутствует крепление из буронабивных свай № 174-208 со стороны существующих гаражей и крепление из буронабивных свай № 92-121 со стороны ул. Фрунзе;
2. В отступление от проектной документации, ось буронабивных свай вблизи оси «М» смещена относительно проектной отметки на 1,36-1,49 м (согласно исполнительной схеме от 06.10.2017г.). Нарушены требования проектной документации, разработанной 52 Центральным Проектным Институтом (альбом «Конструкции железобетонные», шифр 055-ул. Фрунзе-01-КЖ1, стадия «Р»,л. 20);
3.Выставленное ограждение строительной площадки со стороны жилого дома по ул. Фрунзе, 91а смещено относительно проектного положения в сторону жилого дома на 1,9 м (свидетельство о поверке дальномера лазерного Leica DISTO D5) и составляет 2,1 м вместо 4,0 м. Нарушены требования проектной документации, разработанной 52 Центральным Проектным Институтом (раздел 6. «Проект организации строительства», шифр 055-ул. Фрунзе-01-ПОС, л. 1, л. 2, л. 3).
Не представлены документы на временный (на период строительства) землеотвод в пределах стройгенплана. Нарушены требования проектной документации, разработанной 52 Центральным Проектным Институтом (раздел 6. «Проект организации строительства», шифр 055-ул. Фрунзе-01-ПОС, л. 1, п. 2);
4.Нарушены требования проектной документации, разработанной 52 Центральным Проектным Институтом (раздел 6. «Проект организации строительства», шифр 055-ул. Фрунзе-01-ПОС, л. 1), требования п. 6.12 СП 48.13330.2011 «Организация строительства», а именно: при обнаружении при производстве земляных работ существующего водопровода, не выполнено согласование с организацией (ТСЖ «Новосел»), эксплуатирующей водопровод, не вызваны представители эксплуатирующей организации для вручения предписаний ООО "Сириус" о мерах по обеспечению сохранности действующих подземных коммуникаций, не разработаны проектные решения, согласованные с ТСЖ «Новосел» по креплению или по выносу существующей водопроводной сети;
5.Согласно представленным результатам измерения высотного положения осадочных марок, расположенных на здании по адресу <...> в, в ограждении котлована, а также планового положения контрольных точек ограждения котлована, выполненным ФГБОУ ВО ДВГУПС от 02.01.2018г., диапазон высотного положения осадочных марок по дому составляет от 2,6 см до 4,8 см относительно начального положения, по ограждению котлована - диапазон планового положения осадочных марок составляет до 95 мм в точке ФЗ, что возможно явилось причиной появления трещин в жилом доме по ул. Фрунзе, 91а.
Нарушены требования статьи 7 Федерального закона № 384-Ф3 от 30.12.2009г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
6.Отсутствует проект производства работ на устройство подземной
автостоянки. Нарушены требования п. 3.3 СП 70.13330.2012 «Несущие и
ограждающие конструкции», требования, п. 4.6, п. 5.7.2 СП 48.13330.2011 «Организация строительства»;
7. Не представлена исполнительная документация на устройство ограждения котлована из буронабивных свай вблизи оси «М», в том числе: акты на скрытые работы; документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов; протоколы испытаний бетона; исполнительные геодезические схемы на устройство буронабивных свай и на устройство ростверка.
Нарушены требования п. 6.13 СП 48.13330.2011 «Организация строительства».
ООО «Гранд-ДВ», являясь застройщиком Объекта капитального строительства, нарушило требования части 2 и части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ, обязывающие застройщика, при осуществлении строительства на основании договора (договор подряда № 2/01 от 01.01.2017г.), проводить строительный контроль. Ненадлежащее проведение строительного контроля при строительстве Объекта привело к отступлению от проектных значений параметров зданий, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности Объекта, и повлекло причинение вреда имуществу физических и юридических лиц, и созданию угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
По результатам проверки составлен акт проверки от 12.01.2018г. № С02-10/2018, который подписан директором ООО «Гранд-ДВ» ФИО4 без замечаний, вручен ему под роспись 12.01.2018г.
25.01.2018г. должностным лицом Комитета ФИО1 В присутствии в отношении ООО «Гранд-ДВ» составлен протокол от 25.01.2018г. № С01-10/2018 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии директора ООО «Гранд-ДВ» ФИО4, подписан им без замечаний, вручен ему под роспись 25.01.2018г.
Поскольку дела о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ подведомственны арбитражному суду, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Гранд-ДВ» к административной ответственности.
Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ - Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ - Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ - лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ - лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно части 7 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ - отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлен факт нарушения ООО «Гранд-ДВ» обязательных требований при строительстве объекта капитального строительства: «Жилищно-административный центр по ул. Фрунзе», расположенного по адресу: г. Хабаровск, Кировский район, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилое здание. Участок находится примерно в 6,0 м от ориентира по направлению на северо-восток. Адрес ориентира: ул. Фрунзе, д. 87, кадастровый номер земельного участка 27:23:0020346:60, которые повлекли отступление от проектных значений параметров здания и затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей.
Указанное является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 - КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ - доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательствами.
Представитель ООО «Гранд-ДВ», в судебном заседании факт правонарушения признал, просил суд при назначении административного наказания учесть имущественное положение Общества, снизить размер штрафных санкций.
В соответствии со ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ - признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Указанные ранее нарушения являются следствием ненадлежащего исполнения ООО «Гранд-ДВ» своих обязанностей, выразившегося в не принятии всех зависящих от него мер по обеспечению соблюдения Обществом обязательных требований и условий при осуществлении строительной деятельности.
Обстоятельства правонарушения, совершенного ООО «Гранд-ДВ» подтверждаются материалами дела, Обществом признаны.
Вина Общества заключается в прямом нарушении установленных законодательством Российской Федерации требований при строительстве, выражается в непринятии всех возможных и достаточных мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, находящихся за пределами его возможностей, препятствующих выполнению возложенных на него обязанностей.
С учетом изложенного суд считает, что имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт совершения ООО «Гранд-ДВ» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Нарушений порядка проведения проверки, составления протокола об административном правонарушении в отношении Общества судом не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность Общества, судом не установлено.
Суд приходит к выводу, что в рамках данного дела не подлежат применению положения ст. 2.9. КоАП РФ.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, критерии оценки КоАП РФ не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.
Строительный объект является источником повышенной опасности. Отступление при строительстве от требований проектной документации, выполнение строительных работ с нарушением создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей.
Каких-либо доказательств отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также доказательств исключительности выявленного, Обществом суду не представлено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дела судом не усматривается.
Санкция ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ предусматривает ответственность для юридических лиц в виде наложения административного штрафа от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
С учетом положений ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ суд не находит оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения, поскольку строительство объекта капитального строительства с нарушением строительных норм, отклонением от проектной документации, не выполнение требований к ограждению объекта строительства создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
В силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ - по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1. КоАП РФ - при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3. статьи 4.1. КоАП РФ - при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При рассмотрении дела, судом не установлено отягчающих вину обстоятельств Общества.
Судом установлено, что ООО «Гранд-ДВ» находится в сложном финансовом положении, ранее к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ не привлекалось, в содеянном раскаялось, предприняло меры к устранению нарушений.
На основании изложенного, суд считает, что назначение обществу административного наказания в виде штрафа в сумме 300 000 руб. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.4 КоАП РФ, не соответствует имущественному положению общества и может повлечь избыточное ограничение прав, в связи с чем, с учетом конкретных обстоятельств дела, административное наказание подлежит назначению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
Оснований для назначения обществу административного наказания в виде приостановления деятельности судом не установлено.
Порядок и сроки привлечения общества к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Хабаровскому краю (Комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края л/сч <***>), ИНН- <***>, КПП-272201001, р/с <***> в Отделение Хабаровск, г. Хабаровск, БИК-040813001, КБК-881 1 16 90040 04 0000 140, ОКТМО-08701000001.
Руководствуясь статьями 4.1., 4.2, 4.3, частью 2 статьи 9.4, статьей 23.1. КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Гранд-ДВ» (адрес: <...>, ОГРН-<***>, ИНН-<***>), привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срокасо дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Р.А. Руденко