Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-10838/2017
25 сентября 2017 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем М.С. Степаньковой с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.06.2017 № 59,
в судебное заседание явились:
от заявителя: ФИО1 дов. от 25.10.2016
от административного органа: ФИО2 дов. от 18.09.2017 № 7/7203; ФИО3 дов. от 30.01.2017 № 7/662.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв с 18.09.2017 по 25.09.2017.
Сущность спора: Краевое государственное казенное учреждение «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» (далее – КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края», заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.06.2017 № 59.
Представитель заявителя, в судебном заседании, требования поддержала в полном объеме.
Представители антимонопольного органа, с требованиями не согласились, просили в их удовлетворении отказать.
Изучив материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой Хабаровского края проведена проверка исполнения поднадзорными государственными заказчиками требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).
В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при исполнении государственного контракта № К34/07 на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Хабаровского края».
12.05.2017 прокуратурой Хабаровского края в отношение КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ. При возбуждении дела присутствовал представитель казенного учреждения ФИО4
Административное дело было передано на рассмотрение в Управление федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.
23.06.2017г. Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, с участием представителей КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» ФИО5, ФИО6, рассмотрело дело и вынесло постановление о наложении штрафа № 59, которым КГКУ привлечено к ответственности по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В силу части 4 статьи 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере двухсот тысяч рублей.
26.07.2016 КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» и ООО «СПБ-Энерготехнологии» на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательной заявкой участника закупки № 0122200002516004882 заключили государственный контракт № К34/07 на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Хабаровского края» стоимостью 7 340 000 рублей 00 копеек со сроком исполнения 120 дней с момента заключения.
05.12.2016 сторонами заключено дополнительное соглашение № 1 об изменении условий контракта, которым исключено требование проведения государственной экспертизы регионального уровня и соответственно на 100 тыс. руб. снижена стоимость контракта.
Согласно ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В силу ч. 2 ст. 767 ГК РФ, изменения условий государственного контракта, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Положениями ст.ст. 34, 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в строго определенных случаях.
Пунктом 2.5.1 контракта предусматривает право заказчика по согласованию с исполнителем в ходе исполнения контракта изменить не более чем на 10 процентов объем предусмотренных контрактом работ при изменении потребности в таких работах.
Дополнительное соглашение № 1 от 05.12.2016 не содержит сведений об изменении потребности в проведении экспертизы.
По информации Министерства природных ресурсов края от 05.05.2017 № 12.3.29-13535 проект проходит государственную экспертизу регионального уровня, предусмотренную техническим заданием к контракту.
Изменение существенных условий контракта, путем заключения соглашения с исключением вида работ, установленных контрактом, уменьшением цены контракта противоречит ст. 95 Закона о контрактной системе.
Суд соглашается с выводами антимонопольного органа, что указанным выше соглашением изменен предмет контракта, поскольку изначально у заказчика была необходимость в проведении экспертизы, указанные работы входили в общий объем работ. Невыполнение экспертных работ привело к неисполнению договора в полном объеме, то есть нарушению ст. 13 Закона о контрактной системе, не достижении цели мероприятия.
На основании изложенного, в действиях КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» состоит в невыполнении установленных Законом о контрактной системе требований и не принятии зависящих от него мер по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных требований, суду не представлены.
Административное наказание назначено с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
На довод заявителя об отсутствие состава административного правонарушения суд указывает следующее.
Обжалуемым постановлением государственный заказчик - КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ, в силу которой изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа.
26.07.2016 между КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» и ООО «СПБ-Энерготехнологии» заключен государственный контракт № КЗ 4/07 на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Хабаровского края».
Разделом 4 технического задания документации об аукционе № 0122200002516004882, предшествующему заключению контракта, определены цели выполнения работы - разработка территориальной схемы обращения с отходами на территории Хабаровского края, утверждаемой нормативным правовым актом Правительства края в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, образующихся на территории Хабаровского края Российской Федерации, и отходов, поступающих из других субъектов Российской Федерации.
Разделом 7 государственного контракта определены порядок и условия поэтапного выполнения работ. В указанном разделе содержатся условия относительно согласования территориальной схемы обращения с отходами, которое включает в себя:
- взаимодействие с территориальным органом, уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти на согласование территориальных схем обращения с отходами;
- взаимодействие с уполномоченным органом исполнительной власти края на выдачу положительного заключения государственной экологической экспертизы регионального уровня на проект территориальной схемы обращения с отходами;
- при необходимости внесение изменений и дополнений в документы по замечаниям территориального органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти на согласование территориальных схем обращения с отходами и уполномоченного органа исполнительной власти края на выдачу положительного заключения государственной экологической экспертизы регионального уровня на проект территориальной схемы обращения с отходами.
По итогу выполнения работ 6-7 этапа Исполнитель предоставляет Заказчику территориальную схему обращения с отходами, согласованную в территориальном органе уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, и получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы регионального уровня.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон № 147-ФЗ) под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии со статьей 12 Закона № 147-ФЗ государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе, проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.
Частью 5 статьи 18 Закона № 174-ФЗ установлено, что заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.
Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Из изложенного следует, что положительное заключение государственной экологической экспертизы - обязательное условие реализации проектов, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.
Таким образом, только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы научно-исследовательская работа по теме: «Разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Хабаровского края», являющаяся предметом государственного контракта № КЗ4/07, получит свою реализацию и удовлетворит потребности заказчика.
Вместе с тем, дополнительным соглашением от 05.12.2016 к государственному контракту № КЗ 4/07 стороны изменили раздел 7 «Условия выполнения работ» технического задания государственного контракта, исключив положения относительно обязанности исполнителя получить положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В силу положений пп. «б» п.1 ч.1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Учитывая специфику объекта закупки № 0122200002516004882 и предмета заключенного контракта № КЗ 4/07 (разноплановые работы) физически установить единицу объема выполняемых по контракту работ не представляется возможным, условиями контракта также единица работ не предусмотрена.
В этой связи, применение пп. «б» п.1 ч.1 ст. 95 Закона о контрактной системе при выполнении разноплановых работ не представляется возможным.
Представитель заказчика не смог пояснить каким образом он исчислял единицу работы, если она не предусмотрена контрактом.
Таким образом, правовые основания изменения условий государственного контракта, предусмотренные статьей 95 Закона о контрактной системе, у заказчика отсутствовали.
Исключение из государственного контракта требования о прохождении подрядчиком государственной экологической экспертизы исключает надлежащую приемку заказчиком результата работ и, как следствие, исключает удовлетворение потребности заказчика, нарушая принципы эффективности закупки, предусмотренные статьей 6 Закона о контрактной системе.
Таким образом, суд установил в действиях КГКУ событие и состав административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены, обжалуемого постановления, факт административного правонарушения и вина заявителя доказаны и подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Краевого государственного казенного учреждения «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.06.2017 № 59, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срокасо дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников