ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-10849/10 от 11.11.2010 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Хабаровск № дела А73-10849/2010

«16» ноября 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 11.11.2010 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 16.11.2010 г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой М. Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Амурской таможни

об оспаривании постановления главного государственного инспектора отдела пожарного надзора по г. Комсомольску-на-Амуре ФИО1 от 01.09.2010 о назначении административного наказания, предусмотренного часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ в виде назначения штрафа в размере 15 000 рублей,

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 21.06.2010 № 3

от административного органа: ФИО1 действующего по доверенности от 03.11.2010 г

Сущность дела: Амурская таможня (далее – заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления главного государственного инспектора отдела пожарного надзора по г. Комсомольску-на-Амуре ФИО1 от 01.09.2010, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель Заявителя на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ОГПН с заявлением не согласился, считает, что вина Заявителя в совершении правонарушения полностью доказана и подтверждается материалами административного дела.

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 08.11.2010 до 11.11.2010.

Суд установил:

24.08.2010 г. в ходе проведенной Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратуры совместно с ОГПН г. Комсомольска-на-Амруре, проверки соблюдения противопожарного законодательства в местах массового скопления людей, а именно, в здании Амурской таможни расположенном по адресу по адресу <...>.

В ходе проверки были установлены нарушения требований норм пожарной безопасности, в частности:

- Отделка стен на путях эвакуации (поэтажные коридоры и лестничная клетка) выполнена из горючих материалов (панели МДФ).

- Пути эвакуации из помещения кафе отделаны горючими материалами (панели МДФ).

- Тамбур эвакуационного выхода из актового зала отделан горючими материалами (панели МДФ).

- На путях эвакуации из поэтажных коридоров напольное покрытие выполнено из горючих материалов (линолеум).

- Дверь в вентиляционную камеру выполнена с пределом огнестойкости менее 0,6 ч. (IE30).

- Дверь электрощитовой выполнена с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (IE30).

- Дверь помещения архива, расположенного на третьем этаже, выполнена с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (IE30).

- В кабинете № 409 на окнах установлены глухие металлические решетки.

- На путях эвакуации (на основном эвакуационном выходе) установлены турникеты.

- На центральной лестничной клетке отсутствует двери с приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах.

- Двери запасной лестничной клетки не оборудованы уплотнителями в притворах.

- В подвальном этаже здания допущено хранение горючих материалов, а также размещение складских помещений.

- В подвальном этаже здания допущено размещение столярной и слесарной мастерских.

- Эвакуационный выход, ведущий из подвала непосредственно на улицу, загорожен различными горючими материалами (допущено хранение досок, мусора и т.д.).

По факту выявленных нарушений 27.08.2010 и.о. Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора Рудько М.В. составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

01.09.2010 в отношении Амурской таможни в присутствии законного представителя по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление № 500 о привлечении Амуреской таможни к административной ответственности по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

10.10.2010 главным государственным инспектором г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору ФИО1 вынесено определение по делу об административном правонарушении, об исправлении описки в мотивированной и резолютивной частях постановления от 01.09.2010 № 500, вместо ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, читать ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент, Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ).

Согласно статьи 51 Технического регламента целями создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.

Статьей 52 Технического регламента определен перечень способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия:

1) применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;

2) устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;

3) устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

4) применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;

5) применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и строений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации;

6) применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;

7) устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;

8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;

9) применение первичных средств пожаротушения;

10) применение автоматических установок пожаротушения;

11) организация деятельности подразделений пожарной охраны.

В соответствии со статьей 53 Технического регламента для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

В статье 89 Технического регламента содержаться требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам. Эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться в соответствии с требованиями федеральных законов о соответствующих технических регламентах.

Пунктом 4.3.2 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утвержденных приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171 (далее - СП 1.13130.2009) установлено, что в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;

Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.

Статьей 4.2.7 Технических правил установлено, что двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом.

Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.

В лестничных клетках допускается не предусматривать приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу.

Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 (далее – Правила пожарной безопасности) определено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно пункту 10 названных Правил, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

Согласно пункту 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.

Пунктом 6.8.19 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» утвержденных приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 172 (далее - СП 2.13130.2009) установлено, что двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее EI 30.

Аналогичные требования также установлены в пункте 4.1 МДС 21-1.98.

Согласно пункту 5.5.2.4. Свода правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» утвержденных приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 174 (далее - СП 4.13130.2009) установлено, что в подвальных и цокольных этажах запрещается размещать помещения производственного и складского назначения (мастерские, склады, кладовые), кроме помещений категорий В4 и Д.

Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7 приняты Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», которые устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов (п. 1.1).

Согласно пункта 6.18* СНиП 21-01-97*, двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом.

Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах.

В лестничных клетках допускается не предусматривать приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу.

Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, что предусмотрено частью 1 статьи 38 вышеназванного Федерального закона.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, является в соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ административным правонарушением и влечет административное наказание для юридических лиц в виде предупреждения или административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Факт правонарушения подтверждается справкой ОГПН г. Комсомольска-на-Амуре от 26.08.2010 № 992, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.08.2010, приказом о назначении на должность от 15.07.2010 № 1839-к ФИО3, должностной инструкцией начальника таможни, утвержденной Начальником Дальневосточного таможенного управления от 18.08.2009.

Как установлено в ходе судебного разбирательства на момент проверки в помещениях администрации органом пожарного надзора были выявлены факты нарушения вышеуказанных требований пожарной безопасности, а именно, отделка стен на путях эвакуации (поэтажные коридоры и лестничная клетка) выполнена из горючих материалов (панели МДФ); пути эвакуации из помещения кафе отделаны горючими материалами (панели МДФ); тамбур эвакуационного выхода из актового зала отделан горючими материалами (панели МДФ); на путях эвакуации из поэтажных коридоров напольное покрытие выполнено из горючих материалов (линолеум); дверь в вентиляционную камеру выполнена с пределом огнестойкости менее 0,6 ч. (IE30); дверь электрощитовой выполнена с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (IE30); дверь помещения архива, расположенного на третьем этаже, выполнена с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (IE30); в кабинете № 409 на окнах установлены глухие металлические решетки; на путях эвакуации (на основном эвакуационном выходе) установлены турникеты; на центральной лестничной клетке отсутствует двери с приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах; двери запасной лестничной клетки не оборудованы уплотнителями в притворах; в подвальном этаже здания допущено хранение горючих материалов, а также размещение складских помещений; в подвальном этаже здания допущено размещение столярной и слесарной мастерских; эвакуационный выход, ведущий из подвала непосредственно на улицу, загорожен различными горючими материалами (допущено хранение досок, мусора и т.д.).

Таким образом, установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии в действиях (бездействиях) администрации признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ.

Довод заявителя об отсутствии доказательств применения Амурской таможней при отделке помещений из горючих материалов, ввиду не проведения соответствующих исследований, отклоняется как необоснованный, поскольку указанные в постановлении материалы (линолеум, панели МДФ и др.) общеизвестно являются горючими материалами, доказательств обратного, относительно материалов примененных в здании заявителя, суду не представлено.

Довод заявителя о недоказанности пределов огнестойкости дверей, установленных в помещении архива, электрощитовой, вентиляционной камере, также не может быть признан обоснованным, поскольку статья 88 Технического регламента предполагает установку противопожарных дверей. В материалах дела отсутствуют сведения о наличии противопожарных сертификатов дверей, установленных в здании Амурской таможни.

Судом также отклоняется довод о том, что турникет, установленный на эвакуационном выходе, не является препятствием для эвакуации, ввиду установленной на нем системы «Антипаника». Из паспорта на турникет-трипод электромеханический не следует, что преграждающие планки антипаника срабатывают при пожаре автоматически, что противоречит требованиям статьи 53 Технического регламента. Кроме того, как установлено в судебном заседании, рассматриваемое здание не имеет выхода, минуя турникет.

Факт отсутствия у государственного органа достаточного финансирования не может служить основанием для освобождения от административной ответственности за рассматриваемое правонарушение, поскольку несоблюдение правил пожарной безопасности угрожает безопасности людей – сотрудников Амурской таможни и посетителей.

Факт вменяемого административного правонарушения и вина администрации подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
 Из положений части 2 статьи 2.1. КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о том, что им были предприняты все возможные меры по недопущению выявленных нарушений и соблюдению требований пожарной безопасности в принадлежащих ему помещениях.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Не установив обстоятельств смягчающих административную ответственность, учитывая характер выявленных нарушений и повторное привлечение к административной ответственности, административный орган обоснованно применил размер наказания в пределах санкции (15 000 рублей), предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Амурской таможни о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственного пожарного надзора по городу Комсомольску-на-Амуре от 01.09.2010 № 500 о назначении административного наказания, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.В. Зверева