ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-10915/13 от 17.12.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                       дело № А73-10915/2013

20 декабря 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2013 года

Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2013 года

Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А., с участием помощника судьи Вербинской Т.П., ведущей протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи 

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью  «Тепло-1»

о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по г. Советская Гавань и Советско-Гаванскому району МЧС РФ о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ

с участием третьих лиц: Советско-Гаванская городская прокуратура; Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю

В судебном заседании принимали участие:

от заявителя: ФИО1, доверенность  от 14.10.2013г.

от ОНД по  г. Советская Гавань и Советско-Гаванскому району: не явился

от Советско-Гаванской городской прокуратуры: не явился

от ГУ МЧС России по Хабаровскому краю: ФИО2, доверенность № 7188 от 18.07.2013г.

Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «Тепло-1» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности по г. Советская Гавань и Советско-Гаванскому району МЧС РФ о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Считает, что материалы административного производства не содержат доказательств правонарушения, Общество не было извещено о проведении проверки, документы у общества не запрашивались, территория котельной № 13 не обследовалась.

Представитель Отдела надзорной деятельности по г. Советская Гавань и Советско-Гаванскому району, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно ранее представленным отзыву на заявление, а также дополнениям к нему, требования не признал, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным.

Представитель Советско-Гаванская городская прокуратура, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно ранее представленным отзыву на заявление, а также дополнениям к нему, требования не признал, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным.

Представитель Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Оспариваемое постановление считает законным и обоснованным.

В порядке ст. 163, 184 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 10.12.2013г. по 17.12.2013г.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Тепло-1» (далее – ООО «Тепло-1», Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН-<***>,  ИНН-<***>.

В период 12.08.2013г. помощником Советско-Гаванского городского прокурора Щекуровым Д.С., с привлечением специалиста государственного пожарного надзора - заместителя начальника ОНД по г. Советская Гавань и Советско-Гаванскому району ФИО3 проведена проверка соблюдения законодательства в области пожарной безопасности в котельной № 13 ООО «Тепло-1», расположенной по адресу: <...>.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

Руководитель объекта не прошел обучение по программе пожарно-технического минимума, нарушен п. 3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012г. (далее - ППР № 390);

Работники не прошли обучение мерам пожарной безопасности в рамках противопожарного инструктажа, нарушены: п. 3 ППР № 390, п. 11, 16 Приказа МЧС России № 645 от 12.12.2007г. «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций;

Отсутствует программа проведения противопожарного инструктажа, нарушен п. 3 ППР № 390, п. 6, 14, 18 Приказа МЧС России № 645 от 12.12.2007г. «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

Отсутствует журнал учета проведения инструктажей по пожарной безопасности, нарушен п. 10 Приказа МЧС России № 645 от 12.12.2007г. «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

Отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, нарушены п. 2, п. 461, п. 462 ППР № 390;

Отсутствует журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, нарушены п. 478 ППР № 390;

Отсутствуют паспорта на огнетушители, нарушен п. 475 ППР № 390;

Объект не обеспечен первичными средствами пожаротушения согласно норм (не мене двух огнетушителей). В наличии один огнетушитель, нарушен п. 70, п. 465, п. 482 ППР № 390.

Указанные нарушения отражены в акте проверки от 12.08.2013г.

21.08.2013г. и.о. Советско-Гаванского городского прокурора Матченко Е.А., в присутствии законного представителя Общества – генерального директора ООО «Тепло-1» ФИО4, в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ, о чем вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.08.2013г.

Согласно объяснениям, данным 21.08.2013г. генеральным директором ООО «Тепло-1» ФИО4 он не признал факт правонарушения, указывает на то, что в котельной № 13 требования пожарной безопасности соблюдены, все необходимые документы, указанные в акте проверки у Общества имеются.

Материалы дела направлены для рассмотрения в ОНД  г. Советская Гавань и Советско-Гаванскому району УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю.

27.08.2013 г. главным государственным инспектором по пожарному надзору ОНД  г. Советская Гавань и Советско-Гаванскому району УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ФИО5 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в присутствии законного представителя Общества – генерального директора ООО «Тепло-1» ФИО4, вынесено Постановление от 27.08.2013 № 60, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением Общество обратилось в  арбитражный суд об оспаривании его законности.

Изучив доводы сторон, исследовав и дав оценку материалам дела, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ). Указанный закон регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Согласно статье 1 Закона РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ - пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Статьей 37 Закона РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ предусмотрены обязанности организаций: соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.

В силу статьи 38 Закона РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ - ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением  Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – ППР № 390).

Согласно пункту 2 ППР № 390 - в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

В соответствии с пунктом 3 ППР № 390 - лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

Пунктом 461 ППР № 390 - установлено, что в инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;

б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;

е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

В соответствии с пунктом 462 ППР № 390 - в инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;

б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств;

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

В силу пункта 475 ППР № 390 - каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской.

Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пластиковой номерной контрольной пломбой роторного типа.

В соответствии с пунктом 478 ППР № 390 - руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.

Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.

Согласно п. 70 ППР № 390 - руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2.

Первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты.

В соответствии с п. 465, 482 ППР № 390 - выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте (в помещении) осуществляется в соответствии с приложениями 1 и 2 в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, предельной площади помещения, а также класса пожара.

Для тушения пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды:

для пожаров класса A - порошок ABCE;

для пожаров классов B, C, E - порошок BCE или ABCE;

для пожаров класса D - порошок D.

В замкнутых помещениях объемом не более 50 куб. метров для тушения пожаров вместо переносных огнетушителей (или дополнительно к ним) могут быть использованы огнетушители самосрабатывающие порошковые.

Выбор огнетушителя (передвижной или ручной) обусловлен размерами возможных очагов пожара.

При значительных размерах возможных очагов пожара необходимо использовать передвижные огнетушители.

Пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению № 6.

Приказом МЧС РФ от 12.12.2007г. № 645 утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее Нормы пожарной безопасности).

Согласно пункту 10 указанных Норм пожарной безопасности, о проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего (приложение 1).

В силу пункта 11 Норм пожарной безопасности - вводный противопожарный инструктаж проводится:

со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы в профессии (должности);

с сезонными работниками;

с командированными в организацию работниками;

с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику;

с иными категориями работников (граждан) по решению руководителя.

Пунктом 14 Норм пожарной безопасности  установлено, что вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

Примерный перечень вопросов вводного противопожарного инструктажа приведен в приложении 2.

Согласно пункту 16. Норм пожарной безопасности - первичный противопожарный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте:

со всеми вновь принятыми на работу;

с переводимыми из одного подразделения данной организации в другое;

с работниками, выполняющими новую для них работу;

с командированными в организацию работниками;

с сезонными работниками;

со специалистами строительного профиля, выполняющими строительно-монтажные и иные работы на территории организации;

с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику.

В соответствии с пунктом 18 Норм пожарной безопасности - первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения.

Примерный перечень вопросов для проведения первичного противопожарного инструктажа приведен в приложении 2.

В соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения – является административным правонарушением и влечет наложение административного на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ составляют действия (бездействие) выраженные в несоблюдении требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Как следует из материалов дела, Обществу вменяются, в том числе,  нарушения:

Руководитель объекта не прошел обучение по программе пожарно-технического минимума, нарушен п. 3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012г. (далее – ППР № 390);

Работники не прошли обучение мерам пожарной безопасности в рамках противопожарного инструктажа, нарушены: п. 3 ППР № 390, п. 11, 16 Приказа МЧС России № 645 от 12.12.2007г. «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

Отсутствует программа проведения противопожарного инструктажа, нарушен п. 3 ППР № 390, п. 6, 14, 18 Приказа МЧС России № 645 от 12.12.2007г. «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

Отсутствует журнал учета проведения инструктажей по пожарной безопасности, нарушен п. 10 Приказа МЧС России № 645 от 12.12.2007г. «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

Отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, нарушены п. 2, п. 461, п. 462 ППР № 390;

Однако, перечисленные правонарушения не образуют объективную сторону  состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4. КоАП РФ, следовательно, привлечение ООО «Тепло-1» к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, не соответствует требованиям закона. Административным органом не представлено суду доказательств наличия в перечисленных действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 9 Постановления ВАС РФ № 10 от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Отсутствие состава правонарушения является, в силу части 1 статьи 24.5. КоАП РФ, обстоятельством, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

Также ООО «Тепло-1» вменяются следующие нарушения:

Отсутствует журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, нарушены п. 478 ППР № 390;

Отсутствуют паспорта на огнетушители, нарушен п. 475 ППР № 390;

Объект не обеспечен первичными средствами пожаротушения согласно норм (не мене двух огнетушителей). В наличии один огнетушитель, нарушен п. 70, п. 465, п. 482 ППР № 390.

Как следует из материалов дела ООО «Тепло-1» не признает событие правонарушения, указывает на то, что при проверке представитель Общества не присутствовал, документы, указанные в акте проверки у общества имеются, котельная № 13 оснащена средствами пожаротушения по нормам положенности.

В подтверждение своих доводов представителем ООО «Тепло-1» в материалы дела представлены: журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, согласно которому в котельной № 13 имеются: 2 огнетушителя ОУ-5, 1 огнетушитель ОУ-10, 1 огнетушитель ОП-4, 1 огнетушитель ОП - 10, в журнале имеются отметки об осмотре огнетушителей; представлены паспорта на указанные огнетушители; фотоматериалы, в которых отражены помещения котельной № 13, оснащенные огнетушителями; договор аренды № 3 от 27.08.2013г. здания котельной № 13, заключенный с Администрацией Гатнинского Советско-Гаванского муниципального района; акт приема-передачи муниципального имущества котельной № 13 от 30.08.2012г., согласно которому  администрацией района передано ООО «Тепло-1»: 2 огнетушителя ОУ-5, 1 огнетушитель ОУ-10, 1 огнетушитель ОП-4, 1 огнетушитель ОП - 10; письмо Администрации Гатнинского Советско-Гаванского муниципального района от 03.12.2013г. № 1-15/350-1, согласно которому администрация подтверждает факт передачи указанных огнетушителей.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 26 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (часть 3).

Согласно статье 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов (часть 4).

В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (часть 5).

Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю (часть 6).

Как следует из содержания, оспариваемого  постановления, в качестве единственного доказательства допущенных Обществом нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом исследовано постановление и.о. Советско-Гаванского городского прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.08.2013г.

Какого-либо процессуального документа, подтверждающего факт осмотра помещений, документов, принадлежащих ООО «Тепло-1», с участием  представителя Общества, понятых не составлялось.

Представленный акт  проверки соблюдения законодательства в области пожарной безопасности от 12.08.2013 не может быть признан в качестве надлежащего доказательства вмененных Обществу нарушений, поскольку составлен в одностороннем порядке, в отсутствие представителей Общества и (или) понятых.

Кроме в рассматриваемом случае составления акта в отсутствии представителя Общества объективно свидетельствует о не факте нарушения, а об отсутствии возможности представления Обществом документов проверяющим лицам во время проверки.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.08.2013 вынесено и.о. Советско-Гаванского городского прокурора Матченко Е.А., который не участвовал в проверке. При этом в названном постановлении перечислены  нарушения, однако отсутствует ссылка на какой-либо процессуальный документ, которым эти нарушения зафиксированы.

Законный представитель Общества генеральный директор ФИО6,  как при вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, так и  в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении отрицал факт вмененных Обществу нарушений, что следует из его письменных объяснений.

При таких обстоятельствах у административного органа в отсутствие достаточных и достоверных доказательств не имелось оснований для привлечения Общества к административной ответственности, указанные в акте проверки от 12.08.2013г. не доказаны, опровергаются представленными ООО «Тепло-1» в материалы дела доказательствами.

Кроме того, в оспариваемом постановлении Обществу вменено нарушение: «Руководителем организации допущено проведение огневых работ на временном месте (отопительный котел) без оформления наряда-допуска, нарушен п. 437 ППР № 390.

Судом установлено, что указанное нарушение не отражено в акте проверки, в протоколе об административном правонарушении, в связи с чем, в указанной части, оспариваемое постановление также является незаконным. 

Административным органом не представлено суду доказательств наличия в действиях (бездействии) Общества состава вмененных ему правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при  отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности  или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку установленный законом порядок назначения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание, то несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Суд, исследовав материалы дела с учетом положений ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ в совокупности, приходит к выводу, что административным органом в ходе проверки, рассмотрения дела об административном правонарушении допущены грубые нарушения, возможность устранения этих недостатков отсутствует, административный орган не доказал событие правонарушения.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить в полном объеме постановление Отдела надзорной деятельности по г. Советская Гавань и Советско-Гаванскому району МЧС РФ о привлечении Общества с ограниченной ответственностью  «Тепло-1» к административной ответственности по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края. 

Судья                                                                                                       Р.А. Руденко