г. Хабаровск Дело № А73-11030/2008
«17» декабря 2008 года
резолютивная часть решения объявлена 10.12.2008 г., изготовление полного текста мотивированного решения откладывалось до 17.12.2008 г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А. В. Зверевой
при ведении протокола председательствующим судьей
рассмотрел в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью ПКФ «Вуд Экспорт»
об оспаривании постановлений Хабаровской таможни от 23.09.2008 г. № 10703000-291/08, № 10703000-292/2008, № 10703000-289/2008, № 10703-284/2008 по делам об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 (дов. от 30.10.2008 г.); ФИО2 (дов. от 18.11.2008 г.)
от административного органа – ФИО3 Дов. № 04-10/11167 от 23.10.2008 г. главный гос. таможенный инспектор; ФИО4 (дов. № 04-10/11480 от 30.10.2008 г.)
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Вуд Экспорт» (далее – ООО ПКФ «Вуд Экспорт», заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании незаконными и отмене постановления Хабаровской таможни от 23.09.2008 г. № 10703000-291/08, № 10703000-292/2008, № 10703000-289/2008, № 10703-284/2008 по делам об административных правонарушениях, которыми Общество привлечено по части 1 статьи 16.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявлениям присвоены номера дел соответственно №№ А73- 11030/2008, А73- 11029/2008, А73-11031/2008, А73-11039/2008.
Арбитражным судом Хабаровского края Определением от 11.11.2008 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) производства по делам объединены в одно производство, делу присвоен общий номер А73-11030/2008.
В судебном заседании представители заявителя на требованиях, изложенных в заявлении настаивали в полном объеме. Считают, что в действиях Общества отсутствует состав вышеуказанного административного правонарушения, поскольку Общество приняло все необходимые меры для достоверного декларирования товара. Событий правонарушений и вины юридического лица административным органом не установлено.
Представители таможенного органа с требованиями заявителя не согласились, считают, что основания при признания постановлений незаконными и их отмене отсутствуют, поскольку факт административного правонарушения и вина Общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с 03.12.2008 по 10.12.2008.
Суд установил:
25.06.2007 между ООО ПКФ «Вуд экспорт» и Суйфэньхэской торгово- экономической компанией с ограниченной ответственностью «Жунь Шэн» (КНР), заключен контракт № HLSF-726 на поставку из России в КНР лесоматериалов.
В рамках исполнения обязательств по вышеуказанному контракту Общество задекларировало по временной таможенной декларации (далее - ВРД) № 10703040/251207/0001556 лесоматериалы породы ель и лиственница.
30.04.2008 ООО ПКФ «Вуд экспорт» представило в Хабаровский таможенный пост полную на временную таможенную грузовую декларацию (далее - ПВД) № 10703050/300408/0004629 на оформление в соответствии с таможенным режимом экспорта вывезенных лесоматериалов.
Совместно с ПВД № 10703050/300408/0004629 Обществом в таможенный орган представлены, выданные декларанту Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской Автономной области 28.12.2008 на отправленный товар (на каждый отправляемый вагон) фитосанитарные сертификаты:
- № 156271602281207112 (вагон № 64037658, железнодорожная накладная № 866324,, на лесоматериалы пиловочника лиственницы в количестве 65,94 кубических метров)
- № 156271602281207113 (вагон № 63755367, железнодорожная накладная 866325, на лесоматериалы пиловочника лиственницы в количестве 67,467 кубических метров);
- № 156271602281207110 (вагон № 67014548, железнодорожная накладная № 866322 , на лесоматериалы пиловочника лиственницы в количестве 69,872 кубических метров);
- № 156271602281207105 (вагон № 68599885, железнодорожная накладная № 866317, на лесоматериалы пиловочника лиственницы в количестве 66,818 кубических метров).
Таможенным органом в адрес Гродековской таможни был направлен запрос для подтверждения информации о датах вывоза с таможенной территории РФ лесопродукции, в отношении которой были выданы:
- фитосанитарный сертификат от 28.12.2007 № 156271602281207112 (вагон № 64037658, железнодорожная накладная №866324);
- фитосанитарный сертификат от 28.12.2007 № 156271602281207113 (вагон №63755367, железнодорожная накладная 866325);
-фитосанитарный сертификат от 28.12.2007 № 156271602281207110 (вагон № 67014548, железнодорожная накладная №866322);
- фитосанитарный сертификат от 28.12.2007 № 156271602281207105 (вагон №68599885, железнодорожная накладная № 866317).
Согласно полученной таможенным органом информации установлено, что товары вывезены с таможенной территории РФ:
-по железнодорожной накладной №866324, вагон № 64037658 вывезены – 17.01.2008 г.
-по железнодорожной накладной №866325, вагон № 63755367, вывезены – 17.01.2008 г.
- по железнодорожной накладной №№ 866322, вагон 67014548, вывезены 16.01.2008 г.
- по железнодорожной накладной №866317, вагон № 63755885, вывезены 14.01.2008 г.
При этом сроки действия вышеуказанных фитосанитарных сертификатов истекли 11.01.2008.
Согласно письмам Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО от 19.08.2008 № 05-48/3305 и Управления Россельхознадзора по Приморскому краю от 08.09.2008 № 01-25/3901 переоформление вышеуказанных фитосанитарных сертификатов декларантом не осуществлялось.
11.09.2008 по фактам вывоза товаров с таможенной территории РФ в КНР без фитосанитарных сертификатов в отношении ООО ПКФ «Вуд экспорт» были составлены протоколы №№ 10703000-291/2008, 10703000-292/2008, 10703000-289/2008, 10703000-284/2008 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3. КоАП РФ.
23.09.2008 заместителем начальника Хабаровской таможни по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях №№ 10703000-291/2008, 10703000-292/2008, 10703000-289/2008, 10703000-284/2008 вынесены постановления, которыми ООО ПКФ «Вуд экспорт» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 16.3. КоАП РФ, назначены административные штрафы в размере 100000 рублей за каждое правонарушение.
Не согласившись с постановлением таможенного органа, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ, Кодекс) товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 124 Кодекса декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Кодекса, товары, находящиеся под таможенным контролем, - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы.
Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом (подпункт 7 пункта 1)
Под вывозом товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 11 Кодекса, понимается подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.
К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест;
Под выпуск товаров понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом (подпункт 23 пункта 1).
Согласно части 1 статьи 14 Кодекса, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Права и обязанности декларанта отражены в статьи 127 Таможенного Кодекса Российской Федерации.
Так частью 1 данной статьи предусмотрено, что при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант вправе: осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации; с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары; присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров (статьи 371 и 372), при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров (статья 383); знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров; представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом; пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.
При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан, согласно части 2 вышеуказанной статьи: подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (статья 131) – пункт 1; по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары – пункт 2; уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разделом III настоящего Кодекса – пункт 3.
Согласно пункту 3 статьи 132 Таможенного Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Статья 131 ТК РФ обязывает сопровождать подачу таможенной декларации представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Пункт 2 статьи 131 указанной статьи конкретизирует указанное выше нормоположение, относя, среди прочего, к основным документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Частью 2 статьи 13 ТК РФ установлено, что товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории РФ, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РФ или законодательством РФ.
Согласно статье 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами. Данные меры направлены в частности для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов РФ касающихся представления таможенным органом РФ одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
Статьей 8 Федерального Закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» установлено, что вывоз с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если имеется фитосанитарный сертификат или карантинный сертификат, удостоверяющие соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений. Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) вывозимой с территории Российской Федерации сопровождается фитосанитарным сертификатом.
Согласно статье 2 указанного Закона, под подкарантинной продукцией понимается растения, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организм, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов.
В соответствии с пунктом 6 Приказа Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 № 163 «Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов», фитосанитарный сертификат выдается на срок, который определяется с даты его выдачи до даты пересечения подкарантинной продукцией государственной границы Российской Федерации и составляет не более 14 дней при вывозе этой продукции в страны – члены ЕС, при вывозе в другие страны – не более 15 дней. На основании пункта 7 Приказа возможно переоформление фитосанитарного сертификата не позднее 15 дней с даты истечения срока его действия. Фитосанитарный сертификат переоформляется и выдается Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, в регионе деятельности которого находится перевозимая подкарантинная продукция, в срок не более 3 рабочих дней с даты подтверждения факта выдачи фитосанитарного сертификата.
В соответствии с частью 1 статьи 16.3. КоАП РФ, несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, сроки действия фитосанитарных сертификатов от 28.12.2007 г. №№ 156271602281207112, 156271602281207113, 156271602281207110, 156271602281207105, истекли 11.01.2007 г.. Вывоз товаров, в отношении которых были выданы указанные фитосанитарные сертификаты, осуществлен декларантом в железнодорожных вагонах № 64037658, (железнодорожная накладная №866324), № 63755367, (железнодорожная накладная № 866325); № 67014548, (железнодорожная накладная №866322); №, 68599885 (железнодорожная накладная № 866317) соответственно 17.01.2008, 17.01.2008 г., 16.01.2008 г., 14.01.2008 г.
Таким образом, поскольку к моменту вывоза товаров фитосанитарные сертификаты прекратили свое действие, таможенный орган правомерно установил в действиях (бездействии) Общества несоблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории РФ и, следовательно, действия (бездействие) ООО ПКФ «Вуд экспорт» правомерно были квалифицированы таможенным органом по части 1 статьи 16.3. КоАП РФ.
Факты административных правонарушений и вина юридического лица подтверждаются материалами, исследованных в ходе рассмотрения дела, административных производств №№ 10703000-291/2008, 10703000-292/2008, 10703000-289/2008, 10703000-284/2008.
Довод заявителя об отсутствии вины юридического лица во вменяемых административных правонарушениях подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 27.04.2001 № 7-П, высказана правовая позиция в соответствии с которой субъект таможенных правоотношений должен принимать меры по обеспечению выполнения контрагентом имеющихся перед ним обязательств с тем, чтобы, в свою очередь, не утратить возможность для выполнения своих публично-правовых (таможенных) обязанностей, которое не должно обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов. В дальнейшем имущественные права привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений могут быть восстановлены путем предъявления иска контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания.
Судом не может быть принята во внимание представленная заявителем в обоснование отсутствия вины справка отделения железной дороги от 01.01.2008, поскольку из ее содержания явно не следует наличие вины перевозчика. Согласно справке, перевозчик предупреждает ООО ПКФ «Вуд экспорт», что выполнение заявки о предоставлении порожних вагонов для отправки лесопродукции будет осуществляться с 1 по 10 января согласно среднесуточной месячной нормы.
Неуведомление таможенным органом декларанта об истечении сроков действия фитосанитарных сертификатах на момент пересечения границы, не освобождает декларанта от исполнения обязанностей и от ответственности, установленной действующим законодательством. Кроме того, согласно ВРД № 10703040/251207/0001556, таможенным органом выпуск товаров был разрешен с действующими фитосанитарными сертификатами.
Принятие Обществом каких-либо мер по исполнению возложенных на него таможенным законодательством обязанностей декларанта по соблюдению установленного государством порядка перемещения товаров через границу с соблюдением запретов и ограничений не носящих экономического характера, а именно всех возможных действий по переоформлению имеющихся, либо получению новых фитосанитарных сертификатов, не усматривается судом по материалам дела.
Таким образом, в результате действий (бездействия) Общества, товары покинули территорию РФ без действующих фитосанитарных сертификатов.
Довод заявителя о том, что в соответствии с пунктом 1.3. Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 36, срок действия карантинного сертификата на груз, погруженный в вагон, не ограничивается, товар был погружен в срок действия сертификата, судом отклоняется по следующим основаниям.
В силу данного Приказа Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 № 163 (пункт 1.3) на каждую партию подкарантинной продукции, ввезенную на территорию Российской Федерации, при перевозках по территории Российской Федерации и на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую из карантинной фитосанитарной зоны оформляются карантинные сертификаты. На фитосанитарные сертификаты пункт 1.3 указанного Приказа не распространяется.
Кроме того, данная норма действует в сфере отношений между перевозчиком и грузоотправителем, указанный срок имеет значение при принятии перевозчиком груза к отправлению (погрузке товара) Указанный Приказ не регулирует правоотношения в сфере внешнеэкономической деятельности, а также таможенные правоотношения.
В таможенных правоотношениях срок истечения (неистечения) фитосанитарного сертификата имеет значение для применения (неприменения) запретов, ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, при таможенном оформлении вывозимых с территории Российской Федерации товаров.
Проанализировав обстоятельства дела с учетом вышеуказанных нормоположений, суд считает, что у таможенного органа имелись достаточные основании для привлечения ООО ПКФ «Вуд экспорт» к административной ответственности по части 1 статьи 16.3. КоАП РФ. Факты административных правонарушений и вина Общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания постановлений Хабаровской таможни от 23.09.2008 незаконными и их отмены.
Суд считает, что Хабаровской таможней с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» КоАП РФ правомерно назначены административные наказания по низшему пределу санкции, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела, нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «ПКФ «Вуд Экспорт», расположенного по адресу: п. 682030, п. Чегдомын, Верхнебуреинского района, ул. Парковая, 6 о признании незаконными и отмене Постановлений Хабаровской таможни от 23.09.2008 г. № 10703000-291/2008, № 10703000-292/2008, № 10703000-289/2008, № 10703000-284/2008 отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
.
.
Судья А. В. Зверева